Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе на тему Придаточные определительные

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Организационный момент, мотивация.

1.1 - Проверка готовности к уроку.

1.2. - Демонстрация учениками своего настроения (знак-символ).

1.3. - Запись в тетрадях учащихся : «Тридцатое ноября.

Классная работа.»(СЛАЙД1).

1.4. - Знакомство с эпиграфом урока(СЛАЙД2).

2.Актуализация знаний.

2.1. - Словарный диктант с самопроверкой по карточкам:

Абонемент , ассортимент, декоративный , комиссия , игнорировать ,

континент , неприхотливый ,ориентироваться , предание , символизировать ,

систематизировать ,эстетический.

2.2. - Заполнение тест-таблицы(СЛАЙД №3 )с самопроверкой(сличение с эталоном- СЛАЙД4)):

«Повторяем - себя проверяем»

простые

БСП

ССП

СПП



4



1



3

2 , 5



  • 1 . Стали дни короче, солнце светит мало.

  • 2. Тот герой, кто за Родину горой.

  • 3. Солнце светит, но оно уже не греет.

  • 4. Я поднял лист ,упавший с дерева.

  • 5. Я поднял лист ,который слетел с дерева.

2.3. - Целеполагание.(СЛАЙД5).

  • Какие предложения называют СПП?

  • Какие виды придаточных вам знакомы?

- Каким видам придаточных был посвящен прошлый урок?

  • Сформулируйте тему этого урока ,

определив вид придаточного

5-го предложения теста - таблицы.(СЛАЙД6).Запишите её в тетрадях, оформив привычным образом.(СЛАЙД7).

«Придаточные определительные .»

цель урока(СЛАЙД8).

Формировать умения:

- находить в тексте СПП придаточными определительными ;

- производить синонимичную замену части текста , где это необходимо и возможно;

- составлять схемы СПП с придаточными определительными.

3.Знакомство с новым материалом.

3.1. - Наблюдение над языковым материалом.

-Почему придаточные определительные так называются?(СЛАЙД9).

(По названию второстепенного члена предложения- определения , с которым у придаточного предложения общая синтаксическая функция.)

- Что-то ещё известно о придаточных данного вида вам?(Нет).

Работа в группе в тетрадях с печатной основой(ТПО)- стр.32(№3 -) - Нахождение среди сложных предложений СПП с придаточными определительными.(СЛАЙД10).

- Понаблюдайте за материалом задания внимательнее: что нового заметили в предложениях с придаточными данного вида?(Место придаточных частей всегда после главных; средства связи- союзные слова: какой, который, что ,когда идр.)

- Рассмотрим: как выглядит схема таких предложений(Работа с учебником «Практика»-стр.63.)

3.2.- Сличение результатов наблюдений с эталоном(Работа с учебником «Теория»- § 213.)-самостоятельное тихое чтение с последующим выбором материала-дополнения к познанию темы.(СЛАЙДЫ 11-13):

Придаточные определительные отвечают на вопросы определения. Они относятся к члену главного предложения, выраженному существительным, и всегда стоят после него. К главному предложению придаточные определительные прикрепляются союзными словами который, какой, чей, что, где, когда и др.

Вы самый удивительный человек, какого я когда-либо встречал.

В главном может быть указательное слово, выделяющее то существительное (или сочетание существительного в прилагательным), к которому относится придаточное. Союзное слово заменяет определяемое существительное (или сочетание существительного с прилагательным): Много лет мечтал он о такой роли, какую сыграл сегодня.

Для выражения признаков предмета могут быть использованы различные средства языка: прилагательные, причастия, обособленные определения, придаточные определительные.

Одна и та же мысль может быть выражена различными синтаксическими конструкциями, но они отличаются или оттенками значения, или сферой употребления. Так, сложноподчиненное предложение с придаточным определительным употребляется как в разговорной речи, так и в книжной, причастный оборот - преимущественно в книжной.

4.Закрепление нового материала.

4.1 - Работа с учебником «Практика».

-Упражнение 122.- Подбор грамматических синонимов.

(1-е предложение записывает ученик у доски, остальные -в тетрадях, 2-е - с комментированием одного из учеников все записывают в тетрадях, 3-е - самостоятельная работа с последующим сличением с эталоном -(СЛАЙД14):

Подбор грамматических синонимов

к причастным оборотам. Упражнение 122.

1 Словосочетание - это сочетание двух (и более) знаменательных слов, которые связаны между собой грамматически и по смыслу.

2 Обращение - это слово или сочетание слов, которое называет того , к кому обращаются с речью.

3 Предложения , которые состоят из нескольких простых предложений, называются

- Работа в парах(1и 2предложения) и коллективное обсуждение особенности 3-его предложения - упражнение 125(Слайд15):

. Редактируем отрывки

из сочинений Упражнение 125.

1.Я учусь в школе, носящей имя писателя , который известен всей стране.

Я учусь в школе , которая носит имя писателя , известного всей стране.

2. У памятника , который открыт недавно, всегда лежат цветы, приносимые детьми и взрослыми.

У памятника, открытого недавно, всегда лежат цветы, которые приносят дети и взрослые.

3. Я прочитала книгу, рассказывающую о городе, в котором прошло мое детство.

Вывод: не всегда можно подобрать грамматические синонимы.

5.Творческая работа.(СЛАЙД16):

Самостоятельная работа в парах (составление предложений с придаточными определительными, запись их и составление схем, подбор грамматических синонимов) с последующим обсуждением правильности выполнения задания.

6.Итог урока, рефлексия.

6.1. - Работа с высказыванием академика Л.В.Щербы.(чтение, определение вида придаточного предложения, составление схемы).

«Писать безграмотно - значит посягать на время людей,

к которым мы адресуемся.» (Л.В.Щерба).

6.1. - Прочтение и завершение предложений (слайд 18).

  • Мне урок …

  • Своей работой я …(см. оценочный лист)

  • Я материал урока понял(а) и могу объяснить другим.

  • Я материал урока понял(а) , но затрудняюсь пока объяснить другим.

  • Я материал урока понял(а) , но еще необходимо повторить теорию и поупражняться.

  • Демонстрируем настроение так…

(знак - символ).

7.Домашнее задание.

- § 213;

- из художественных текстов выпишите примеры СПП с придаточными определительными (5 предложений),

Где возможно перестройте их в предложения с распространенными обособленными определениями.



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Ключи Базарно-Карабулакского района Саратовской области»











Конспект

открытого урока

русского языка

по теме

«Придаточные определительные»,

9класс





Учитель: Дмитриева Н.В.







2015-2016уч.год

© 2010-2022