Урок литературы в 5 классе. Народная драма Озорник Петрушка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Народная драма «Озорник Петрушка».

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями драматических произведений; знакомство с текстом народной драмы.

План урока:

1. Проверка домашнего задания.

2. Знакомство с народной драмой и особенностями драматических произведений.

3. Чтение текста пьесы.

Словарная работа: драма, пьеса, диалог, монолог, афиша, реплика, ремарка, декорация.

Оборудование: театральные куклы.

Ход урока.

Орг. момент. Основной этап.

I. Проверка домашнего задания.

II. Новый материал.

1. Знакомство с народной драмой и особенностями драматических произведений.

2. Дополнение учителя, работа с иллюстрациями.

Театр Петрушки'. На одной из фресок Софийского собора в Киеве: мы видим поднятие занавеса в кукольном театре. К сожалению, занавес поднят не настолько, чтобы можно было судить о характере кукольного представления. Зато на рисунке Адама Олеария, немецкого путешественника, посетившего Россию в ЗО-е годы XVII в., хорошо видны действующие лица: знаменитый Петрушка и Конь, которого продаёт Цыган. Но рисунок был сделан Олеарием в 1636 г., и естественно предположить, что за пять столетий, отделяющих его от фрески, кукольный театр претерпел

большую и сложную эволюцию. Но в XVII в., судя по рисунку Олеария, был уже и театр Петрушки.

Урок литературы в 5 классе. Народная драма Озорник Петрушка

Назван он так по имени своего главного героя. Петрушка напоминает собой кукольных героев западноевропейских стран: итальянского Пульчинеллу, французского Полишинеля, немецкого Гансвурста, английского Панча. Но Петрушка самобытен и оригинален. Театр Петрушки изображает похождения своего героя, который издевается над представителями власти и терпит за это многочисленные лишения. Впрочем, он никогда не бывает сломленным. Не раз возвещают о его гибели, казни, но, в конце концов, Петрушка оказывается всегда живым и своим острым словом, коварными проделками мстит врагу. Действие в театре Петрушки проходило и комментировалось в виде беседы петрушечника (кукловода - музыканта) с самим героем. Разговор вёлся с учётом состава зрителей, местных условий жизни, благодаря чему его содержание насыщалось конкретными фактами, известными присутствующим, и приобретало особую остроту и актуальность. Образ Петрушки разработан народной традицией очень подробно, и поэтому он приобрёл постоянные, устойчивые черты. Этот маленький человечек, худой, озорной, подвижный, в островерхой шапочке с кисточкой. У него длинный острый нос, который он сам называет «скворешней». Голос Петрушки нельзя спутать ни с каким другим: звонкий, с резким тембром, с ярко выраженными интонациями плутовства, скрытой хитрости и насмешки.

Урок литературы в 5 классе. Народная драма Озорник Петрушка

Пo свидетельству Адама Олеария в его «Описании путешествия по Московии», Петрушку представляли в 1636 г. скоморохи. Судя по рисунку, приведённому Олеарием в книге, скоморох надевал широкий и длинный балахон с обручем на одном конце, затем поднимал балахон поверх головы и начинал представление, показывая кукол на образованной таким путём живой ширме. Позже появились складные деревянные ширмы, на которых «петрушечники» разыгрывали забавные сценки, рисующие приключения героя-весельчака. Держа в руках то одну, то другую куклу, «петрушечник» приводил их в движение пальцами. За Петрушку он говорил резким, писклявым пикш. Петрушка имел большой нос крючком, смеющийся рот, часто два горба. Одежда его состояла из красной рубахи и колпачка с кисточкой.

Урок литературы в 5 классе. Народная драма Озорник Петрушка

Читаем пьесу «Озорник Петрушка» учащимися с последующим обсуждением и комментариями.

- Сколько сцен в пьесе «Озорник Петрушка»? Сколько героев в каждой сцене?

- Найдите ремарки. Какую информацию читателям и актёрам они сообщают? Какая их роль в пьесе?

- Какие виды фольклорных произведений использовались, по вашим наблюдениям, в тексте пьесы?

Чтение статьи учебника «Народная драма»

3. Составление опорного конспекта.

Пьеса

Исполнение на сцене

Диалоги и монологи

Список действующих лиц (афиша)

Реплики

Ремарки

Декорации

Части пьесы: сцены, акты (действия)

Самостоятельное чтение.

Домашнее задание. Нарисовать афишу к спектаклю, подготовиться к чтению в лицах.



© 2010-2022