Рабочая программа по русскому языку 9 класс под редакцией Бабайцевой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО и СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

РЕКОМЕНДОВАНО Заместитель директора по приказом по МБОУ СОШ

к утверждению на УВР МБОУ СОШ с.Мокрое с. Мокрое от

заседании МО учителей _______/________________/ «___»__________2014

___________________ "___"_______________2014 г. № _________

Протокол № _____ от

«____»____________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА



БИРЮКОВОЙ НАТАЛЬИ АНАТОЛЬЕВНЫ,

1 КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 КЛАСС















2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Конституции Российской Федерации

  • Закона Российской Федерации "Об образовании" № 273 от 20.12.2012 года

  • Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089)

  • Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312)

  • основного общего учебного плана МБОУ СОШ с.Мокрое

Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов / Авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева и др.// Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы./ Сост. Л.М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2005 .-С.63-110.

Предмет русский язык 9 класс реализуется в учебном плане школы исходя из Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, который отводит на изучение предмета 102 часа (3 часа в неделю).

Программа предназначена для работы по учебному комплексу:

Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова - 2-е издание, стереотип. - М.: Дрофа, 2014. - 320 с.

Русский язык. Практика.9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С. Н. Пименова, А П. Еремееева, А. Ю. Купалова и др.; под редакцией С. Н. Пименовой. - М.: Дрофа, 2014. - 241 с.

Русская речь. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина. - М.: Дрофа, 2014. - 160 с.

Русский язык является важнейшей частью на­циональной культуры русского народа. Как учеб­ная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетиче­ского развития учащихся.

Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V - VII, VIII - IX классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся яв­лении, о месте русского языка в современном ми­ре, о его богатстве и выразительности; обеспе­чить усвоение определенного круга знаний из облас­ти фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лек­сики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также фор­мировать умения применять эти знания на прак­тике;

  • развивать речь учащихся: обогащать их актив­ный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию уме­ний и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

  • формировать и совершенствовать орфографиче­ские и пунктуационные умения и навыки.

  • формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;

  • формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта: «Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета».

Достижение указанных целей и задач осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Обоснование выбора программы

Данная программа выбрана потому, что её структура и содержание обеспечивают условия для гибкого ее ис­пользования, реализации практической направлен­ности обучения, осуществления принципов личностно-ориентированного обучения.

Кроме того, программа предусматривает использование элементов компетентно-деятельностного подхода в обучении, проектную методику, элементы современных педагогических технологий.

Изменения, внесённые в рабочую программу

В примерную программу при разработке рабочей программы по русскому языку для 9 класса были внесены следующие изменения:

1) Распределение часов по некоторым разделам программы изменено в связи с требованиями подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. В связи с этим неактуальные темы раздела «Развитие связной речи» заменены актуальными, нацеленными на подготовку учащихся к сжатому изложению и сочинениям на лингвистическую тему и морально-нравственную.

2) Повторение и обобщение изученного материала планируется проводить в конце учебного года.

Рабочая программа по русскому языку 9 класс на базовом уровне ориентируется прежде всего на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый базовый курс русского языка сочетает в себе элементы занимательности и практической направленности. Благодаря курсу русского языка учащиеся приобретают орфографические, пунктуационные навыки, учатся работать с текстами разных типов.

Курс русского языка в 9 классе способствует формированию мировоззренческой, гражданской позиций учащихся, расширяет их представление о культуре речи, помогает интеллектуальному и общекультурному развитию школьников. Курс русского языка обладает большим познавательным, нравственным и воспитательным значением. Он призван способствовать решению следующих общекультурных задач:

  1. овладение системой знаний по орфографии, морфологии, грамматике;

  2. формирование организованного логического мышления;

  3. развитие познавательного интереса к русскому языку;

  4. понимание изменений, происходящих в языке;

  5. вооружение учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию познавательного характера.

Формы организации учебного процесса

Основной формой организации образовательного процесса при обучении русскому языку в 9 классе является урок. Кроме того, программа предполагает использование разных форм урока. Для реализации рабочей программы по русскому языку в 9 классе используются следующие технологии: технология проблемного обучения, ИКТ, интерактивные технологии, групповую технологию, игровую технологию, технологии личностно-ориентированного обучения.

Основные механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: решение тестов, самостоятельная работа, работа в малых группах, деловая игра, поиск информации в различных источниках, работа с таблицами, выполнение мини - исследовательских, проблемных заданий, письменных работ. Данные компетенции в свою очередь создают условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Видами и формами контроля при обучении русскому языку в 9 классе (согласно Уставу школы и локальным актам) являются: текущий контроль в форме тестирования, выполнения самостоятельной работы, в том числе с таблицами, схемами, устного опроса, тестирования, выполнения практических работ, изложения ( в том числе сжатые, выборочные), сочинения (на лингвистическую и морально-нравственную тему); итоговый контроль в форме ОГЭ.

Компоненты учебного комплекса

В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. В течение нескольких лет обучения книга остается в пользовании ученика. Систематический теоретический курс русского языка способствует формированию целостного представления о системе языка, его закономерностях и тенденциях развития.

Изложение теории дается в системе, что для формирования практических умений и навыков яв­ляется более прочной базой, чем раздробленные све­дения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и спра­вочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формирова­нию у учащихся познавательной самостоятельнос­ти, умений работать с учебной литературой, пользо­ваться разными видами чтения.

Учебник «Русский язык. Практика» реализует деятельностный подход к обучению, обеспечивая мотивацию учебной деятельности школьников, усвоение ими знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесооб­разно пользоваться ресурсами родного языка в уст­ной и письменной формах. Важное значение, наряду с упражнениями, пред­полагающими репродуктивную деятельность, при­дается задачам, вызывающим активизацию позна­вательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению род­ного языка и совершенствованию речи.

Третий компонент учебного комплекса - «Рус­ская речь» - обеспечивает формирование коммуникативной компетенции учащихся. Задачи и уп­ражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осоз­нанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого об­щения.






СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка.. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, рецензия, публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей.

Культура речи. Критерии культуры речи.

Текст. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Общие сведения о языке. Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах

Роль языка в жизни человека и общества.

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Русский язык - язык русской художественной литературы.

Понятие о русском литературном языке и его нормах.

Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.

Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей. Основные формы существования национального русского языка.


Система языка

Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения.

Сложносочиненное предложение. Понятие о сложносочиненном предложении. Строение сложносочиненного предложения. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Сложносочиненое предложение. Знаки препинания в нем.

Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения. Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП

Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова.

Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых

отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Виды сложноподчиненных предложений. Наблюдение за особенностями использования сложноподчиненных предложений в устных и письменных текстах. СПП с придаточными определительными. Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Придаточные обстоятельственные. СПП с придаточными образа и степени действия, места и времени, цели, причины, следствия, уступки СПП с придаточными присоединительными. Различные способы выражения сомнения. Отличие СПП с придаточным сравнительным от простого предложения со сравнительным оборотом.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей.

Бессоюзное сложное предложение. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений. Запятая и точка с запятой в БСП. Тире в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Типы сложных предложений с разными видами связи.

Сложные предложения с разными видами связи. Типы сложных предложений с разными видами связи. Правильное построение сложных предложений разных видов.

Синонимия простого и сложного предложений. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Предложения с прямой речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании

Основные выразительные средства синтаксиса

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.


Повторение изученного за 5-9 классы

Фонетика. Орфоэпия

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Основные выразительные средства фонетики.

Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.


Морфемика (состав слова) и словообразование

Морфема - минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах.

Основные способы образования слов.

Основные средства выразительности словообразования

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.


Лексика и фразеология

Слово - основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Фразеологизмы; их значение и употребление.

Понятие об этимологии как науке о происхождении слов и фразеологизмов

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.

Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.


Морфология

Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Основные выразительные средства морфологии

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.


Синтаксис

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.

Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.

Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.

Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

Основные средства выразительности синтаксиса.


Правописание: орфография и пунктуация

Орфография

Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Правописание Ъ и Ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Прописная и строчная буквы.

Перенос слов.

Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге. Сочетание знаков препинания.


Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.

Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).

Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.




















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Вводный урок. Общие сведения о языке.

3

2

Повторение изученного в 5-8 классах .

6+1 к.р+3 р.р

3

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение

8+2.к.р+2р.р

4

Сложноподчиненное предложение

19 + 2 к.р.+

4 р.р

5

Бессоюзное сложное предложение

9 + 1к.р+1р.р

6

Сложное предложение с разными видами связи

4+1к.р+1р.р

7

Предложения с чужой речью

5+1к.р+2 ч.ОГЭ+ 1р.р

8

Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах

18+ 4 ч.ОГЭ

+2 п.р.+ 1р.р

Итого: 102 часа


Контрольные, проверочные работы

Контрольная работа, тема;

сочинения, изложения

Дата проведения

(план)

1

Контрольная работа «Повторение изученного за курс 5-8 классы»

сентябрь

2

Контрольный диктант «Сложносочиненное предложение»

октябрь

3

Контрольная работа (тест) «Сложносочиненное предложение»

октябрь

4

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

декабрь

5

Контрольная работа (тест) «Сложноподчиненное предложение»

декабрь

6

Контрольная работа (тест) по теме «Бессоюзные сложные предложения»

февраль

7

Контрольная работа (тест) по теме «Сложные предложения с разными видами связи»

февраль

8

Контрольная работа по теме «Способы передачи чужой речи»

март

9

Тестирование в форме ОГЭ

март

10

Проверочная работа «Применение знаний и умений по фонетике и орфографии в практике правописания»

апрель

11

Проверочная работа «Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания»

апрель

12

Итоговая контрольная работа в форме ОГЭ

май







ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.










Список литературы и средства обучения

1. Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2014. - 320 с.

2. Русский язык. Практика. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н.Пименова, А.П.Еремееева, А.Ю.Купалова и др.; под редакцией С.Н.Пименовой. М.: Дрофа, 2014. - 241 с.

3. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина. М.: Дрофа, 2014. - 160 с.

4. Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д. Русский язык: Сборник заданий. 8 - 9 классы: Пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5 - 9 классы». - М.: Дрофа, 2007. - 316 с.

5. Никитина Е.И. Уроки развития речи : К учебнику «Русская речь. Развитие речи». 9 кл. - М.: Дрофа, 2014. - 224 с.

для учащихся:

1. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 143 с.

2. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. - М., 1987. - 223 с.

3. Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая ЛА Секреты орфографии.- М, 1994. - 222 с

4. Книгина М. П. Русский язык. 9 класс. Тесты: В 2 ч. - Саратов: Лицей, 2009. - Ч. 1. - 64 с. Ч. 2. - 64 с.

для учителя:

1. Богданова.Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.:2011. - 227 с.

2. Жердева.Л.А. Дидактический материал для 9 класса. Новосибирск, 1996.-188с.

3. Казбек-Казиева М. М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 192 с.

4. Сборник диктантов по русскому языку для 8-9 классов / Сост. В. В. Андросова, Е. А. Стогний. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс; Донецк: Издательский центр «Кредо», 2008. - 124 с.

5. Халикова Н. В., Леденева В. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 8-9 классы. - М: Дрофа, 1996. - 160 с.

Словари:

1. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

2. Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка: Произношение слов: Около 3300 слов / Под ред. П. А. Леканта. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. - 254 с.

3. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского язы­ка. - М: Вопросы языкознания, 1988. - 384 с.

4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

5. Орфографический словарь русского языка: 106000 слов / АН СССР, Ин-т русского языка; Под. Ред. С. Г. Бархударова и др. - 25-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1987. - 400 с.

6. Словарь антонимов русского языка: Более 500 антоним. гнезд / Л. А. Введенская. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 448 с.

7. Словарь синонимов русского языка / ИЛИ РАН; Под ред. А. П. Евгеньевой. - М.: ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2002. - 656 с.

8. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Культура и традиции, 1999. - 576 с

Пособия для подготовки к ОГЭ:


  1. И.Цыбулько «ОГЭ по русскому языку 2015 год» Москва, «Экзамен» 2014 год

  2. Г.Т. Егораева Практикум по русскому языку. Выполнение заданий части С. ОГЭ 9 класс. Москва, «Экзамен» 2015 год.

3. Г.Т. Егораева Выполнение заданий части С. Сжатое изложение. Анализ текста. Москва, «Экзамен» 2013 год

Электронные пособия:

  1. Русский язык. Редактор текстов. Тематические тесты. 9 класс.

  2. Репетитор. Весь школьный курс. Для старшеклассников, абитуриентов и учителей.

  3. Библиотека Кирилла и Мефодия. Русский язык 2009







































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



урока

Изучаемая тема, количество часов

Тема урока

Тип урока

Вид, формы контроля

Дата

план

Дата

факт

Общие сведения о языке ( 3 часа)

1

Вводный урок.

Роль языка в жизни человека и общества.

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Повторительно-обобщающий урок

Анализ текстов Д.Лихачева о языке: определить тему, найти ключевые слова

02.09


2

Общие сведения о языке

Русский язык - язык русской художественной литературы.

Понятие о русском литературном языке и его нормах.

Повторительно-обощающий урок

Составить таблицу «Разнообразие лексического состава русского языка»

05.09


3

Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах (Шахматове А.А., Востокове А.Х., Буслаеве Ф.И.)

Повторительно-обобщающий урок

Сообщения о выдающихся отечественных лингвистах

06.09


Повторение изученного в 5-8 классах (6ч. + 1 к.р. + 3 р.р)

4

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственн-этические, бытовые, учебные темы в соотвествии с целями, сферой и ситуацией общения

Урок развития речи

Устное монологичес-кое высказывание на тему: «Значение Интернета для подростка»

09.09


5

Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.

Урок развития речи

Составить план учебной статьи, Проанализировать речевое высказывание

Анализ статьи журнала

12.09


6-7

Синтаксис. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Повторительно-обобщающий урок

Комментиро-ванное письмо, анализ текста

13.09

16.09


8-9

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.




Повторительно-обощающий урок




Объяснитель-ный диктант

19.09

20.09


10

Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.

Повторительно-обощающий урок

Комментиро-ванное письмо

23.09


11

Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.

Повторительно-обощающий урок

Осложненное списывание, конструиро-вание предложений

26.09


12

Контрольная работа «Повторение изученного в 5-8 классах»

Урок контроля

тестирование

27.09


13

Текст как продукт речевой деятельности. Фкнуционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Творческое воображение и память - основа создания текста

Урок развития речи

Написать изложение с элементами сочинения

30.09


Сложное предложение. Сложносочиненное предложение (8 часов +2 р.р. + 2 к.р.)

14

Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса.Основные виды сложных предложений. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения.

Урок усвоения нового материала

Составить таблицу, заполнить своими примерами

03.10


15

Понятие о сложносочиненном предложении. Строение сложносочиненного предложения. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

Урок усвоения нового материала

Составить таблицу «Группы ССП», диктант «Проверяю себя»

04.10


16

Сложносочиненое предложе-ние. Знаки препинания в нем.

Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения

Урок усвоения нового материала

Творческий диктант, ответить на вопросы: в что общего и в чем различие в постановке запятых между однородными членами и частями ССП

06.10


17

Контрольный диктант «Сложносочиненное предложение»

Урок контроля

Диктант с грамматическим заданием

10.10


18

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом

Урок закрепления изученного

Синтаксический, пунктуацион-ный разбор

11.10


19

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП

Урок коррекции

Диктант «Проверяю себя»

14.10


20

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Описание по картине. Психологический портрет. Рассказ

Урок усвоения нового материала

Сочинение,

сравнитель-ный анализ двух портретов, рассказ по картине

17.10


21

Обобщение по теме «ССП». Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП

Урок закрепления изученного

Конструирование предложений

18.10


22

Контрольная работа Тестирование по теме «Сложносочиненные предложения»

Урок контроля

тест

21.10


23

Анализ контрольной работы

Урок коррекции

Комплексный анализ текста

24.10


24

Основные жанры научного стиля (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия). Воспоминание о кнгие. Рецензия на книгу.

Урок развития речи

Написать рецензию на книгу Г.Г. Граник и С.М. Бондареенко «Секреты пунктуации»


25.10


Сложноподчиненное предложение (19 ч + 2 к.р. + 4 ч. р.р.)

25

Понятие о СПП. Строение СПП. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова.

Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.

Урок усвоения нового материала

Составить план параграфа 205, проиллюстри-ровать пункты плана своими примерами

28.10


26

Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых

отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи.

Урок усвоения нового материала

Конструирование предложений

31.10


27

Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. Наблюдение за особенностями использования сложноподчиненных предложений в устных и письменных текстах.

Урок усвоения нового материала

Синонимичная замена СПП на простые

01.11


28

Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному

Урок закрепления изученного

Комплексная работа с текстом

11.11



29-30


Изложение содержания прослушанного текста. Сжатое изложение.

Урок развития речи

План, ключевые слова, микротемы, компрессия текста, написание сжатого изложения

14.11

15.11


31

Виды придаточных предложений. СПП с придаточными изъяснительными

Урок усвоения нового материала

Конструирование предложений

18.11


32

СПП с придаточными изъяснительными

Урок усвоения нового материала

Диктант «Проверяю себя»

21.11


33

СПП с придаточными изъяснительными

Урок усвоения нового материала

Редактирова-ние текстов

22.11


34

СПП с придаточными изъяснительными

Урок усвоения нового материала

Составить схемы, выполнить синтаксичес-кий и пунктуацион-ный разборы

25.11


35-36

СПП с придаточными определительными

Урок усвоения нового материала

Тест, работа с памяткой

28.11

29.11


37

Придаточные обстоятельственные. СПП с придаточными образа и степени действия

Урок усвоения новго материала

Устное сообщение «Специфика придаточных образа и степени действия»

02.12


38

СПП с придаточными места и времени

Урок усвоения нового материала

Конструиро-вание предложений

05.12


39

СПП с придаточными цели. СПП с придаточными уступки

Урок усвоения нового материала

Творческая работа

06.12


40

СПП с придаточными следствия. СПП с придаточными присоединительными

Урок усвоения нового материала

Осложненное списывание

09.12


41

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Соподчинение (однородное и неоднородное)

Урок усвоения нового материал

Устные ответы на вопросы, осложненное списывание

12.12


42

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Последовательное подчинение придаточных частей.

Урок усвоения нового материала

Конструиро-вание предложений

13.12


43

Контрольная работа «СПП с несколькими придаточными»

Урок контроля

Синтаксичес-кий и пунктуацион-ный разбор

16.12


44

Основные жанры публицистического стиля (выступление, статья, интервью, очерк). Портретный очерк. Портретная зарисовка

Урок усвоения нового материал

Творческое списывание.

Сочинение-портретный очерк

19.12


45

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Выразительность - это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление» (А.И. Горшков).

Урок усвоения нового материал

Сочинение-рассуждение на лингвистичес-кую тему

20.12


46

Повторение изученного. Различные способы выражения сомнения. Отличие СПП с придаточным сравнительным от простого предложения со сравнительным оборотом.

Повторительно-обобщающий урок

Тест, составление памятки, схемы сложных предложений

23.12


47

Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложноподчиненные предложения»

Урок закрепления изученного

Тестирование в формате ОГЭ

26.12


48

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения»

Урок контроля

тестирование

27.12


49

Анализ контрольных работ

Урок коррекции

Составление предложений по схемам

13.01


Бессоюзное сложное предложение ( 9 ч + 1 к.р.+ 1 р.р.)

50

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений.

Урок усвоения нового материал

Составление предложений по схемам. Комментированное письмо

16.01


51

БСП. Запятая и точка с запятой в БСП

Урок усвоения нового материал

синтаксический и пунктуационный разбор предложений

17.01


52-53

БСП. Тире в бессоюзном сложном предложении.

Урок усвоения нового материал

Составить тезисный план параграфа 216,

проиллюстриро-вать своими примерами.

20.01

23.01


54-55

БСП. Двоеточие в сложном бессоюзном предложении

Урок усвоения нового материал

Конструирование предложений по схемам. Диктант «Проверяю себя»

24.01

27.01


56-57

Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»

урок-семинар

Тестирование, комплексный анализ текста

30.01

31.01


58

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Урок контроля

тестирование

03.02


59

Анализ работ

Урок коррекции

Работа над ошибками

06.02


60

Основные жанры официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).

Урок развития речи

Написать автобиогра-фию в официально-деловом стиле,

расписку, заявление

07.02


Сложное предложение с разными видами связи ( 4 часа + 1 к.р.+ 1 р.р)

61

Сложные предложения с разными видами связи. Типы сложных предложений с разными видами связи.

Правильное построение сложных предложений разных видов.

Синонимия простого и сложного предложений

Урок усвоения нового материала

Составление схем, составление предложений по схемам

10.02


62

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Урок усвоения нового материала

Творческое списывание

13.02


63

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Урок усвоения нового материала

Анализ текста

14.02


64

Контрольная работа по теме «Сложные предложения с разными видами связи»

Урок контроля

тестирование

17.02


65

Анализ контрольной работы

Урок коррекции

Комплексный анализ текста

20.02


66

Повторение. Культура речи. Критерии культуры речи

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы речи. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Урок развития речи

Лингвистический анализ художествен-ного текста

21.02


Предложения с чужой речью ( 5 ч. +1 к.р. + 2 ч. ОГЭ+ 1 р.р.)

67

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Предложения с прямой речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.

Урок усвоения нового материала

Составление диалогов, схем предложений. Конструирование предложений по схемам

24.02



68

Сжатое изложение

Урок развития речи

Микротемы, ключевые слова, план, изложение

26.02


69

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Урок усвоения нового материала

Конструирование предложений с разными способами передачи чужой речи

28.02


70

Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании

Урок усвоения нового материала

Запись текста под диктовку, оформить цитаты, устные выступления

03.03


71

Систематизация и обобщение изученного по теме «Способы передачи чужой речи»

Повторительно-обобщающий урок

Пунктуационный разбор

06.03


72

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Урок развития речи

Написать рекоменда-тельную аннотацию на книгу для стенда «Рекомендую прочитать»

07.03


73

Анализ творческих работ

Урок коррекции

взаимопровер-ка

10.03


74

Контрольная работа «Способы передачи чужой речи»

Урок контроля

Диктант с заданием

13.03


75

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Урок развития речи

Составить конспект статьи «Стилистическое использование синонимов»

14.03


76-77

Тестирование в формате ОГЭ

Урок контроля

тестирование

17.03

20.03


Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах (18 ч.+ 4ч. ОГЭ+ 2 п.р + 1 р.р.)

78

Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.

Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.

Повторительно-обобщающий урок

Сообщения об основных лингвистичес-ких словарях,

составить конспект статьи «Русский язык как развивающе-еся явление»

21.03


79

Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изуча-ющим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета

Урок развития речи

Пересказ, близкий к тексту, анализ газетной статьи.

31.03


80

Система языка Фонетика. Орфоэпия

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетическая траскрипция.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Повторительно-обобщающий урок

объяснитель-ный диктант,


03.04


81

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Основные выразительные средства фонетики. Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Повторительно-обобщающий урок

«Орфоэпичес-кий турнир», фонетический разбор. Ответить на вопросы, заполнить таблицу о правописании гласных в корне

04.04


82

Проверочная работа

«Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания»

Урок контроля

тестирование

07.04


83

Морфемика (состав слова) и словообразование

Морфема - минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах. Основные способы образования слов. Основные выразительные средства словообразования.

Повторительно-обобщающий урок

Диктант «Проверяю себя» Словообразо-вательный анализ, морфемный анализ

10.04


84

Проверочная работа «Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания»

Урок контроля

тестирование

11.04



85

Подготовка к ОГЭ (тесты)

Урок контроля

тесты

14.04


86

Лексика и фразеология

Слово - основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова .Лексика общеупотребитель-ная и лексика ограниченного употребления.

Повторительно-обобщающий урок

Комментиро-ванное письмо,



самостоятель-ная работа

17.04


87

Фразеологизмы их значение и употребление.

Понятие об этимологии как науке о происхождении слов и фразеологизмов

Повторительно-обобщающий урок

Сочинение-рассуждение на тему : «Фразеологизмы - неизменные спутники нашей речи»

18.04


88

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Основные средства выразительности лексики и фразеологии

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Повторительно-обобщающий урок

игра «Фразеологи-ческое лото»,сообще-ния учащихся по теме «Основные средства выразительности лексики и фразеологии»

21.04


89

Морфология

Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Повторительно-обобщающий урок

Осложненное списывание, сочинение-рассуждение на тему: «Имя существительное - хлеб языка»

24.04


90

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Повторительно-обобщающий урок

Комплексный анализ текста

25.04


91

Основные морфологические нормы русского литературного языка. Основные выразительные средства морфологии. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Урок контроля

тестирование

28.04


92

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография

Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Правописание Ъ и Ь.

.Прописная и строчная буквы.

Перенос слов.

Соблюдение основных орфографических норм.

Повторительно-обобщающий урок

Тестирование. Самостоятельная работа, комментированное письмо

01.05


93

Слитные, дефисные и раздельные написания

Повторительно-обобщающий урок

Комментиро-ванное письмо

02.05


94-97

Итоговая контрольная работа в форме ОГЭ

Урок контроля

Тестирование, творческая работа

05.05

08.05

09.05

12.05


98-99

Пунктуация

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Сочетание знаков препинания.


Повторительно-обобщающий урок

Выполнение тестовых заданий по теме «Пунктуация»

15.05

16.05


100

Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними. Основные синтаксические нормы современного литературного языка. Основные выразительные средства синтаксиса.

Повторительно-обобщающий урок

Комплексный анализ текста

19.05


101-

102

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.

Пословицы, поговорки,афоризмы и крылатые слова.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических). Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.

Повторительно-обобщающий урок

Сообщения на тему: «Отражение в языке культуры и истории народа», «Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова»,

«Речевой этикет», «Культура межнационального общения»


22.05

23.05



Итого: 102 часа






© 2010-2022