Урок - конференция на тему: Берегите, люди, Землю свою

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Толочкина Галина Вячеславовна

ГПОУ «Забайкальский государственный колледж»

Урок - конференция на тему: Берегите, люди, Землю свою.

Урок - конференция на тему:

«Берегите, люди, Землю свою»

Урок - конференция на тему: Берегите, люди, Землю свою.

Цели:

Образовательная: познакомить с идейным содержанием произведений писателей современной литературы.

Развивающая: развивать умение делать вывод по проблеме, выступать перед аудиторией, читать выразительно.

Воспитательная: воспитывать любовь к своей земле, к человеку.

Оборудование: Плакат: земной шар, опоясанный черной лентой сверху и зеленой веткой снизу

Ход урока:

1- Звучит песня Ирины Отиевой «На этой огромной планете»

На этой огромной планете, сынок,

Под куполом вечных небес

Есть множество всяких путей и дорог,

И разных диковинных мест.

Но где б ты вдали не бродил

Всё равно, ты помни, встречая рассвет,

Что место одно есть такое, одно,

Где ты появился, где ты появился,

Где ты появился на свет.

2 Презентация: картины природы родного края

2- Фаза вызова:

В этом мире пока я свидетель

Наблюдаю за жизнью земной.

Ведь когда -то я буду свидетель

За все то, что увидено мной:

За рассветы над степью широкой,

За манящую дымку небес

За все то, что зовется природой

И полно неприметных чудес.

За закат огневисто - багряный

И за ветер, шуршащий в траве.

И за запах шиповника пряный

Я в ответе на этой земле.

3 Согласны ли вы словами поэта? Как вы можете соотнести их с плакатом?

4 Обсуждение данных вопросов и вывод:

Да, Земля в опасности! - эта тревога звучит в произведениях писателей литературы 80-х годов. И опасность эту создает человек. Как и Ф.М.Достоевский, писатели 20-го века заставляют нас размышлять о судьбе человечества: Ю.Поляков поднял проблему «дедовщины» в произведении «Сто дней до приказа», А Вознесенский в поэме «Ров» показал новых людей- хищников, разрывающих братские могилы в поисках золота.

В основе сегодняшнего разговора - роман Ч.Айтматова «Плаха», стихотворения по его основным проблемам и мы сами, наше восприятие литературы и жизни.

5 Выступление студента:

Меня поразило начало романа: Бескрайние степи, зеленые долины и приозерье - все поражает своей неповторимой красотой…И эта красота попирается людьми.

«Прошло время, и человекобоги» стали устраивать облавы на машинах, «прилетать на вертолетах» - не охотники, а «расстрельщики», косящие все живое, «как будто сено на огороде».

Бег сайгаков и рядом с ними семьи волков - это страшно. Мир зверей , олицетворенный Акбарой и Ташчайнаром, воплощающих неистребимую силу, уподобляется трусливым сайгакам. Волки пытаются спастись от уничтожающих их людей. «Везде воцарился хаос и само солнце, беззвучно пылающее над головой, тоже гонимо вместе с ними в этой бешеной облаве».

Что это? Может ли спастись природа от людей? Мир перевернулся?

Страшно, когда гибнут дети-волчата, а мать Акбара ничем не может помочь. И вообще очень страшно, что гибнет природа. Человек ее уничтожает. Волки покидают степи, они ушли ближе к горам, к озеру, но и родившиеся там щенки погибли, когда люди подожгли камыши вокруг озера. Голубоглазая Акбара и Ташчайнар перебрались в горы, надеясь, что там спасутся от людей, но их последних волчат украл из норы человек.

Уничтожая природу, не уничтожит ли человек себя?

Выступление студента:

Мне хочется обратить внимание на тот факт, что уничтожение сайгаков - это выполнение плана по масозаготовкам. Значит, это происходит по распоряжениям свыше? Все живое вокруг истреблено, а люди радуются, что план выполнен…

Три раза уходили волки в глухие места, жили, желая продолжить свой род, пытались обзавестись потомством, и три раза жестокая судьба, воплощенная в образе людей, лишала их детей. Мы привыкли думать, что волки - это опасность, но большая опасность - люди. Пока Акбару не трогали, она могла, встретив в степи человека, отпустить его.

Но отчаявшаяся и озлобленная, загнанная в тупик, она отомстит человеку так же жестоко и неумолимо. Когда Базарбай похищает из ее логова потомство, она стала нападать на каждого, чтобы заглушить бешенство, тоску и отчаяние, доводившее ее до безумия.

Главная же трагедия - еще впереди.

Кто же будет орудием мести: тот, кто действительно виновен или безвинный человек?

Выступление студента.

С судьбой волчьей пары неразрывно связана судьба людей.

Авдий Каллистратов, который хотел спасти людей, присоединяется к гонцам за коноплей, чтобы направить их на путь истинный. Он хочет показать, как низко пали они и направить заблудшие души на путь истинный, но как же откажутся от выгоды такие люди, у которых утрачены все человеческие качества? Это «хунта», презревшая все нормы поведения и одурманенная приемом добытой дозы наркотика, жестоко избивают и сбрасывают с поезда того, кто хотел спасти «анашистов». Сцена избиения в товарняке страшна жестокостью, с которой происходит убийство, бессильностью Леньки,

равнодушием Гришана и поржает стойкостью Авдия и его стремление идти до конца.

Он же, ставший свидетелем бойни в степи, пытается уговорить Кандалова и его приспешников прекратить охоту и покаяться, связали и бросили в кузов машины вместе с убитыми животными , а потом распяли на дереве. Люди не пожалели человека. Но Авдия пожалела волчица Акбара, которую он увидел перед смертью…

В ком же больше гуманности, человечности?

Выступление студента.

О последней части романа трудно говорить. Я зачитаю эти страницы.

Текст. « Оставь, Акбара! Оставь моего сына! Никогда больше я не трону твоего рода! Оставь, брось ребенка! Акбара! Послушай меня, Акбара! Он словно забыл, что для волчицы его слова ровным счетом ничего не значат. Крики, погоня лишь напугали ее, и она побежала быстрее. А Бостон, не умолкая ни на минуту, преследовал Aкбару.

- Акбара! Оставь моего сына, Акбара! - взывал он. А чуть поотстав, с отчаянными воплями и причитаниями бежали Гулюмкан и Асылгуль.

- Стреляй! Стреляй быстрей! - кричала Гулюмкан, забыв, что Бостон не

может стрелять, пока волчица несет нa себе малыша. Крики, погоня лишь взбудоражили Акбару, распалили волчий инстинкт, и она решила не выпускать своей добычи. Мертвой хваткой держа малыша за шиворот, волчица упорно бежала вперед, уходила все дальше в горы и, даже когда позади прогремел выстрел и пуля просвистела у нее над головой, не бросила своей ноши. А малыш все плакал, звал отца, звал мать. И Бостон снова выстрелил в воздух, не зная, чем еще устрашить волчицу, но и этот выстрел не испугал ее. Акбара продолжала удаляться в сторону каменных завалов, а уж там eй ничего не стоило запутать следы и скрыться из виду. Бостон пришел в отчаяние: как спасти ребенка? Что делать? За что такое чудовищное наказание свалилось на них? За какие грехи?

- Брось мальчика, Акбара! Брось, прошу тебя, оставь нам нашего сына! - задыхаясь и хрипя, как запаленная лошадь, молил он на бегу похитительницу.

И в третий раз выстрелил Бостон в воздух, и снова пуля просвистела над головой зверя. Каменные завалы все приближались. В обойме теперь было всего два патрона. Понимая, что еще минута - и он упустит последний шанс, Бостон решился выстрелить по волчице. С разбега припал на колено и стал целиться: он метил по ногам, только по ногам. Но ему никак не удавалось прицелиться - грудь ходила ходуном, руки тряслись, перестали слушаться. И все же он попытался собраться с силами и, глядя в дергающуюся прорезь прицела, как скачет, точно бы плывет по бурным волнам, волчица, прицелился и спустил курок. Мимо. Пуля, взбурлив пыль рядом с целью, прошла понизу. Бостон перезарядил ружье, дослал в патронник последний патрон, снова прицелился и даже не услышал собственного выстрела, а только увидел, как волчица подпрыгнула и завалилась на бок.

Вскинув винтовку на плечо, Бостон будто во сне побежал к упавшей Акбаре. Ему казалось, что он бежит так медленно и долго, словно плывет в каком-то пустом пространстве...

И вот наконец, похолодев, точно на дворе стояла стужа, он подбежал к

волчице. И согнулся в три погибели, закачался, корчась в немом крике. Акбара была еще жива, а рядом с ней лежал бездыханный, с простреленной грудью малыш.

А мир, утративший звуки, безмолвствовал. Он исчез, его не стало, на его месте остался только бушующий огненный мрак. Не веря своим глазам, Бостон склонился над телом сына, залитым алой кровью, медленно поднял его с земли и, прижимая к груди, попятился назад, удивляясь почему-то синим глазам издыхающей волчицы. Потом повернулся и, онемев от горя, пошел навстречу бегущим к нему женщинам.»

Что это? Месть? Случайность? Кто виноват в горе отца, потерявшего любимого сына и смысл жизни? Кто виноват, что ушел из жизни ребенок, продолжение рода?

Преподаватель:

Я приглашаю вас к разговору о проблемах, которые вы увидели в романе Ч.Айтматова и которые поставили выступающие.

Для этого объединитесь в три группы и составьте выступление, в котором ответите на поставленные выступившими вопросы: (выступление готовят самостоятельно).

1группа (по выступлению первого студента) экологическая.

Вывод: В романе звучит призыв одуматься, осознать ответственность за все, что разрушено человеком в природе.

2 группа (по выступлению второго студента) деградация человеческой личности, наркомания и вседозволенность.

Вывод: Наркомания - величайшее зло для человека, она делает человека хуже животного.

Если так будет продолжаться, трагедия неотвратима.

3 группа (по выступлению третьего студента) совести, рока.

Вывод: Автор хотел разбудить совесть в людях, глубокие мысли с тем, чтобы люди лучше понимали свое время, свою жизнь.

Преподаватель: Жизнь в нашем крае очень сложная и опасная:: В Улетовском районе нашего края были зверски убиты четыре семьи пенсионеров, недавно в регионе от рук киллеров погибли 30 человек, В с. Красный Великан 17 человек умерли в одну ночь, отравившись алкоголем.

Наш забайкальский поэт Михаил Вишняков пишет:
Исполнилось коварное желанье:

Чита - не место жительства людей,

А тайный полигон для выживанья.

И в конце своего жизненного и творческого пути:

И горько жить, и стыдно видеть нищих,

И страшно ждать грядущую весну.

На улицах, где боль да злоба свищут,

Распнут Христа, ограбят Сатану

Писатель рассуждает о человечестве. А мы прислушиваемся к себе: что можно изменить к лучшему? Автор замечает: «Человек в течение всей жизни так или иначе оказывается перед нравственным выбором -п л а х о й. Иногда он всходит на эту плаху, иногда не всходит… и какой ценой дается плаха.»

Каков смысл заглавия романа? Всем ли уготована она в жизни?

Высказывания студентов и вывод.

Плаха - это то, что ждет впереди каждого человека.

Плаха у каждого своя, как и крест, который он несет.

И индивидуальный вывод: (заполнение карточек: для меня Плаха - это боль ………

Для меня Плаха - это тревога ………

Для меня Плаха -это страх…………….

Для меня Плаха - это крик…………….

Для меня Плаха - это…………………..

Стихотворение читает студент.

Ах, какая может быть тревога?
Сыты все и равнодушны все.
Но куда же нас ведет дорога
По широкой жизни полосе?

Ты попробуй, посмотри на завтра,
Если так спокойно на душе.
Человек, очнись, ну что ж ты замер,
Неужели понял все уже?

…Страшная картина всем открылась.
Долго жили, как под пеленой.
Знаю, что с тобой сейчас творится:
То же, вероятно, что со мной.

Вся планета превратилась в Моюнкумы,
Шприц с наркотиком воткнут в земли клубок,
Вот когда пришел черед Христосу,
О котором первым вспомнил Блок.

Он шагнул не с бабкиных иконок,
Он из душ потерянныцх шагнул,
Чтобы каждый видел: есть на свете
С Авдием распятый саксаул!

Нужно, люди, срочно просыпаться,
Преодолевая даже дикий страх,
Чтобы свей Земле не оказаться
У сухого саксаула на руках!

Высказывания студентов и вывод.

Плаха - это то, что ждет впереди каждого человека.

Плаха у каждого своя, как и крест, который он несет.

Итог: Теперь соотнесите плакат, отражающий содержание нашего урока, идею автора и последнее стихотворение. Что же хочется сказать?

Берегите, люди, Землю свою!

Звучит продолжение песни И.Отиевой

Зелёные пальмы и белые льды,

И яркие краски морей,

Быть может, увидишь и влюбишься ты,

Но это проходит, поверь.

Как жить и что делать, ты сам выбирай,

Но чаще с течением лет

Тебе будет сниться березовый край,

Где ты появился, где ты появился,

Где ты появился на свет.

Список использованной литературы:

1 Чингиз Айтматов «Плаха» М. Известия 1990

2 М Вишняков Стихотворения г.Чита 2005

3 Юрий Голубинский «Любить Россию» Москва 2005

4 Профсоюз работников народного образования и науки РФ.

« Зажечь звезду» Чита 2008

5 Валентин Болтян «Звезды за околицей» с.Улеты 2009 г

6 Сайт «Преподавание литературы» google.ru

© 2010-2022