Конкурс ко Дню языков народов Казахстана Своя игра

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Конкурс «Своя игра»: ко Дню языков народов Казахстана

(8-11 классы)

Зыкина Ольга Ефимовна, учитель русского языка и литературы Киевской средней школы (Акмолинская обл., Жаксынский р-н, с. Киевское)



В конкурсе, цель которого - расширение, систематизация сведений о языке; воспитание уважительного отношения к языкам и формирование основ полиязычия - приняли участие 4 команды: сборные 8-11 классов.

Участвуя в раундах конкурса, отвечает та команда, капитан которой первым поднимет руку после вопроса ведущего. При правильном ответе на счет команды записывается соответствующее цене вопроса. (число баллов) При неправильном ответе команда штрафуется на соответствующее число баллов. Получение баллов также зависит от секторов, например: «Кот в мешке» (команда передает право ответа одной из команд-соперниц); «Аукцион» (команда назначает любую цену за вопрос, но не ниже номинальной и не выше суммы баллов, имеющейся на счету команды); «Своя игра» (команда имеет право увеличить или уменьшить цену вопроса по своему усмотрению); «Счастливый случай» (команда получает сумму баллов указанную на табло). Для каждого раунда ведущий вывешивает на доску соответствующую таблицу.

Ведущий (приветствие участникам игры звучит на казахском, уйгурском, русском, английском языках): Добрый день, дорогие учителя, участники конкурса «Своя игра», гости! Учителя русского языка и литературы от всей души поздравляют всех с праздником - Днем языков народов Казахстана. Язык - это средство общения, понимания и дружбы народов, населяющих ту или иную страну. Необходимо изучать не только родной язык, но и другие языки - это веление времени. Да здравствует полиязычный человек! (Учащиеся читают стихотворение балкарской поэтессы Т. Зумакуловой «Два языка»).

Ведущий: Сегодняшний конкурс мы посвящаем Дню языков народов Казахстана. Итак, интеллектуальное состязание «Своя игра» начинается. Представляем участников игры, судейскую коллегию и счетную комиссию.

1.Синий раунд

  1. Фонетика:

  • Что такое фонетика?

  • В каком из данных слов количество букв и звуков совпадает? (Тень, сеют, есть, юный).

  • В каком из предложенных слов все согласные твердые? (Цинк, начало, твой, въезд).

  • В каком из перечисленных слов написание не расходится с произношением? (Деревня, часы, сдал, пять, зданий).

  • Что такое чередование звуков?

  1. Лексика:

  • Какой из перечисленных языков не относится к славянским? (Русский, болгарский, польский, хорватский, албанский).

Укажите правильное толкование слова « эксперт» (Инспектор, чиновник с особыми поручениями: ученый, исследователь: журналист, имеющий опыт работы

  • в какой-либо области: специалист, который привлекается к решению какого-либо вопроса).

  • Назовите существительное, соответствующее данному толкованию - «малообразованный, малосведущий в чем-либо человек» (Невежда, профан).

  • Укажите слова, которые являются многозначными? (Жюри, квартал, гнездо, серебряный, сизый, кроссворд).

  • Слово имеет лексическое значение и грамматическое значения. Что это означает?

  1. Морфемика:

• В каких из приведенных слов есть приставка, корень, суффикс, окончание? (Возведенный. сверкают, издалека, увидевший).

  • Какое из данных слов образовано суффиксальным способом? (Подготовка, одноклассник, подписать, неожиданный).

  • Какое слово неправильно разобрано по составу? (По-человеч-еск-и, проч-н-ее, до-вер-ие, рас-тер-я-вши-сь).

  • Какой суффикс не может иметь значение лица? (-ист-, -ец-, -ость-, -ниц-).

  • Какое из названных слов образовано приставочно-суффиксальным способом? (Размышление, расколоть, раздумывать, развернуться).

  1. Морфология и орфография:

  • Укажите существительные, у которых в предложном падеже должно быть окончание - -Е (Умение, поместье, мышь, гений).

  • В каком из данных слов на месте пропуска пишется И? (Вид... мый, увид...нный, увид...в, увид...вший).

  • Объясните, почему в слове врачом после Ч пишется О, а в слове испечём - Ё.

  • Напишите числительное словами в предложении: Сумма равна 493.

  • Образуйте страдательное причастие настоящего времени от глагола наследовать.

  1. Синтаксис:

  • Какой тип связи используется в словосочетании (в) поисках пищи? (Согласование, управление, примыкание).

  • Напишите односоставное предложение, синонимичное данному двусоставному: Книга рассказывает о происхождении языка.

  • Укажите, чем осложнено предложение: Леса, луга, небо, долины - все, казалось, как будто спит с открытыми глазами.

  • Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке запятой (Снег лежал на крыше и на балконе. Ударил мороз, и лужи покрылись льдом. Он услышал шум машины, и остановился. Луна восходит, и в лесу ложатся тени.).

Укажите, в каком из данных предложений надо

поставить тире между подлежащим и сказуемым (Река туманна и тиха. Пословица мудрость народа. Лес дубом и сосной пахнет. Зимой и летом одним цветом.).

2. Красный раунд

  1. Выберите правильный вариант:

  • Книгочей - это библиотекарь: любитель чтения: продавец книг.

  • Букинист - это собиратель личной библиотеки; торговец старыми книгами, собиратель макулатуры.

  • Аннотация - это приложение к книге; краткое изложение содержания книги; тип шрифта.

  • Антикварная книга - это новая книга; авторская книга; древняя книга.

  • Библиофилия - это любовь к книгам; ненависть к книгам; безразличное отношение к книгам.

  1. Объясните крылатые выражения:

  • «Вкусить от древа познания» (научиться чему- нибудь: узнать что-либо важное, но запретное).

  • «Желтая пресса» (беспринципная и продажная печать, средства массовой информации, которые действуют нечистыми способами и потворствуют плохим вкусам читателей).

  • «Ни бельмеса не смыслить» («невежда»: «ничего не знающий человек»),

  • «Ума палата» (так говорят про очень умного человека; палатой в старину называлось большое помещение в каменном здании, где обычно происходили всевозможные совещания: бояре в них «думу государеву думали»: отсюда и возникло выражение, в котором человек приравнивается по разуму к целому собранию мудрецов: иногда это выражение носит иронический смысл).

«Семь пядей во лбу» (так говорят про очень умного человека, предполагая, что высота лба пропорциональна уму;

употребляя это выражение, мы, конечно, не задумываемся о том, что в точности оно обозначает: «пядь» или «четверть» -

старинная мера длины, равная расстоянию между растянутым большим и указательным пальцами - в среднем около 18 см;

лоб в семь пядей поднимался бы над бровями на 1,26 м; вряд ли такой умник был бы доволен своей внешностью).

  1. Найдите слово в слове:

  • Какое животное ходит во фраке? (Рак)

  • Какое средство передвижения можно моментально вырезать из скатерти? (Катер).

  • Какое очень опасное устройство вмонтировано во все иллюминаторы кораблей и самолетов? (Мина).

  • Какой президент живет в избушке? (Президент США - Д.Буш).

  • Какое крупное рогатое животное целиком помещается во внутренностях червяка? (Як).

  1. Замените одним словом:

  • Элементарное пособие для общения на иностранном языке. (Разговорник).

  • Книжное издание объемом свыше 4, но не более 48 страниц. (Брошюра).

  • Печатное издание, содержащее перечень дней года и событий или памятных дат, с этими

днями связанных. (Календарь).

  • Название книги, которое в переводе с греческого означает «книга» (Библия).

  • Записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником

или участником этих событий. (Мемуары).

  1. Загадки-метаграммы

С буквой Б - я одноногий,

И стою я у дороги.

А без Б - ног аж четыре,

И стою в твоей квартире. (Столб - Стол).

С буквой Д - вас в дом пускает,

С буквой 3 - рычит, кусает. (Дверь - Зверь).

С буквой Р - я задом пячусь,

С буквой М - я в булке прячусь. (Рак - Мак).

С буквой К - плюет на червячка,

А без К - на кончике крючка. (Рыбак - Рыба).

С буквой Н - он детям ночью снится,

С буквой К - в жару дает напиться. (Сон - Сок).

В заключение конкурса судейская коллегия и счетная комиссия подводят итоги игры,

после чего происходит награждение участников интеллектуального лингвистического состязания


Киевская средняя школа



Разработка конкурса

«Своя игра»

ко Дню языков народов Казахстана

Конкурс ко Дню языков народов Казахстана Своя игра









Подготовила: Зыкина О.Е.






с.Киевское

© 2010-2022