- Преподавателю
- Русский язык и литература
- » Азбука дорожного движения»
» Азбука дорожного движения»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фетисова Л.Н. |
Дата | 17.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
№ 24 «КОСМОС»
Проект
«Азбука дорожного движения»
Выполнила: воспитатель Фетисова Л. Н
Сургут 2014 г.
Проблема
Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения в детском саду и семье. По результатам проведённого анкетирования мы выявили, что у большинства родителей недостаточно знаний по правилам дорожного движения. Некоторые родители сами зачастую не соблюдают правил дорожного движения, а иногда даже сознательно нарушают их. Более того, не все родители объясняют детям, как нужно вести себя на дороге. Поэтому необходимо проводить системную работу с родителями, углублять знания безопасного поведения на дороге, заинтересовать взрослых вместе с детьми участвовать в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения. Вот почему в нашем детском саду была организована работа в этом направлении.
Актуальность
Мы живем в такое время, когда на дорогах огромное количество транспортных средств. Автомобили паркуются на газонах, на тротуарах, во дворах, возле детских площадок, подвергая опасности жизнь пешеходов и особенно детей. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети. Они находятся на улице без присмотра родителей, играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, нарушают правила при входе и выходе из транспортного средства. Маленький ребенок может действовать парадоксально: услышав сигнал, испугаться и побежать или закрыть уши и зажмуриться. По статистике Госавтоинспекции за 2012 год в России зарегистрировано 20897ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в результате которых 940 детей погибли и 22016 получили ранения. Один из основных видов дорожных происшествий - наезд на пешеходов. В 2012 году по этой причине погибли 309 детей, в среднем по стране происходит 24 «наезда» ежедневно. Самая распространенная причина наездов на детей-пешеходов - переход проезжей части детьми вне пешеходного перехода. Рост происшествий с участием детей пешеходов приходится на малышей с момента рождения до 5 лет. Игра детей на проезжей части дороги стала причиной 139ДТП, в которых погибли 10 и получили ранения 130 ребят. О чем говорят цифры? Делайте выводы.
Дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. Ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормальное изложение обязанностей участников движения на недоступной для них дорожной лексике требует абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Поэтому с дошкольного возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагоги МБДОУ детского сада «Космос» особое внимание уделяют подготовке воспитанников к нестандартным ситуациям на дорогах. Но как? Этот вопрос мы поставили перед собой в начале работы над проектом «Азбука дорожного движения».
Участники проекта: дети старшей группы (6-7 лет), родители, педагоги
Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной обстановке.
Задачи
Образовательные:
-
Обучать детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению в дорожной среде
-
Познакомить со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах
Развивающие:
-
Расширять словарный запас детей по дорожной лексике
-
Создать условия для сознательного изучения дошкольниками Правил дорожного движения
-
Повышать компетентность родителей по особенностям обучения дошкольников правил безопасного поведения на дороге, в транспорте, Правилам дорожного движения
Воспитательные:
-
Воспитывать дисциплинированных и грамотных пешеходов
Краткая аннотация проекта
В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения, обучение дошкольников осознанному поведению на дорогах, умение самостоятельно принимать решение в дорожной ситуации, выделение зоны повышенной опасности и правил поведения в них. Реализация проекта осуществляется через образовательную деятельность (конструирование, изобразительная деятельность, экскурсии, познавательная деятельность), совместную деятельность взрослого и ребенка (сюжетно-ролевые и дидактические игры, наблюдения, беседы, викторины, досуги), встречи с инспектором ГИБДД,
Этапы реализации проекта «Азбука дорожного движения»
Подготовительный этап:
-
Подбор материала по Правилам дорожного движения.
-
Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях.
-
Знакомство с литературными произведениями: С. Михалков «Светофор», «Скверная история», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…», «Постовой», «Продуктовая машина», Н. Носов «Автомобиль» и т.д.
-
Изготовление дидактических игр по ПДД: «Красный - зеленый», «Какой это знак?», «Кто больше знает?», «Собери знаки», «Угадай-ка».
-
Разучивание подвижных игр: «Цветные автомобили», «Пешеходы и транспорт», «Красный, жёлтый, зеленый».
-
Подбор материала для разработки модуля «Правила дорожного движения».
Основной этап работы:
-
Проведение мероприятий по модулю «Правила дорожного движения»
-
Обыгрывание дидактических и подвижных игр по ПДД
-
Решение игровых ситуаций
-
Рисование «Моя улица»
-
Аппликация «Перекресток»
-
Конструирование «Улица нашего города»
-
Проведение бесед на тему: «Твой приятель - светофор», «Зачем нужны дорожные знаки», «Улицы города», «Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороге в детский сад», «Мы - пассажиры», «Мы - пешеходы», «Основные части улицы»
-
Просмотр презентаций «Изучаем ПДД»
-
Проведение экскурсий к перекрестку «Правила маленького пешехода»
-
Оборудование детской площадки «Азбука дорожного движения»
-
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм: «Дорожное движение», «Инспектор ДПС», «Автошкола»,
-
Изготовление учебно-дидактических пособий (дидактические игры, демонстрационный материал)
«Светофор», «Азбука дорожного движения»
-
Проведение с воспитанниками тематических развлечений: викторина «Дорожная азбука», «Пешеход на улице»
-
Консультации для родителей: «Ваш ребёнок на улице», «Предупреждение дорожно-транспортного травматизма», «Родителям - о безопасности дорожного движения», «Автокресло - детям»
Использование разных форм просветительной работы по пропаганде правил дорожного движении среди родителей:
-
анкетирование
-
памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД
-
консультационный материал
-
папки-передвижки
-
выступления на родительском собрании «Ребенок и дорога».
Ресурсное обеспечение проекта:
-
центр «Азбука дорожного движения» для дошкольников
-
центр «Светофорик» для родителей
-
наглядный материал (транспорт различного функционального назначения, настольно-печатные игры, дидактические игры по ПДД, плакаты, иллюстрации, дорожные знаки, сюжетные картинки с изображением ситуаций на дорогах, атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Дорожное движение», «Инспектор ДПС» «Автошкола»
-
библиотека «Школа тётушки Совы»
Систематическая и последовательная деятельность позволяет педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности дошкольников и уровень их психического и физического развития, а также воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения на дороге.
Ожидаемые результаты:
-
сформированность навыков спокойного, уверенного, безопасного поведения дошкольников на дорогах
-
знание правил дорожного движения, умение применять эти знания в дорожных ситуациях
-
умение предвидеть опасные ситуации, искать пути решения выхода из них
-
умение свободно пользоваться дорожной лексикой: автодорога, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор
-
повышение знаний родителей об особенностях обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дороге, в транспорте
-
Список используемой литературы:
-
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина Основы безопасности детей дошкольного возраста: Просвещение, 2007
-
К.Ю.Белая Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. - М.: Школьная Пресса, 2010
-
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997
-
Л.Б. Поддубная Правила дорожного движения подготовительная группа. - Волгоград, « Корифей», 2009