Внекласная работа. Лигво-литературная игротека

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассный урок 10класс

Тема: Лингво-литературная игротека

Цель: Развивать творческие способности учащихся, сообрзительность, память, смекалку, интуицию, расширить кругозор, культуру устной и письменной речи.

Воспитывать желание совершенствоваться, прививать познавательный интерес к русскому языку, воспитывать дружеское отношение работать в коллективе.

Оборудование: Интерактивная доска, буклеты, выставка книг, праздничное офомление.

Тип урока: Урок-игра

Эпиграф: Учите русский - годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда - в нем самом!

Сабир Абдулла

Ход мероприятия:

І. Вступительное слово учителя

«Добрый день, дорогие ребята, начинаем наш внеклассный урок на тему: «Лингво - литературную игротеку». Сегодня мы должны показать свои творческие способности, находчивость, смекалку, и так, начинаем наш урок. Он состоит из нескольких страниц. Класс разделим на две группы І. «Знание», ІІ. «Искра». Проведем соревнование между двумя группами, побеждает та команда, которая наберет больше баллов.

І. «Русская грамматика»

ІІ. «Назовите слова»

ІІІ. «Лингвситический ребус»

ІV. «Веселая минутка»

V. «В мире - краса речи»

VI. «Дворец литературы»

На наш урок приглашены гости его Величество Русский язык и Госпожа Литература и герои из произведений Русской литературы. Приветсвуем наших гостей. Наш сегодняшний урок будут вести его Величество Русский язык и Госпожа Литература. Первую страницу открывает его Величество Русский Язык. На этой странице вы должны показать насколько усвоили русскую грамматику. Каждая команда отвечает на двадцать вопросов за две минуты.

І страница «Русская грамматика» /слайд/

І группа «Знание»

Вопросы

  1. Из каких разделов состоит грамматика русского языка?

  2. Что изучает фонетика?

  3. Что изучает морфемика?

  4. Какие буквы не обозначает звуки?

  5. Как называется слово, которое отвечает на впрос кто? Что?

  6. Какая часть речи обозначает действие предмета?

  7. Пять, шесть, двое, третий - это...

  8. Назовите служебные части речи

  9. Слова, называющее того, к кому обращаются с речью

  10. Главный член предложения, отвечающий на впоросы кто? Что?

  11. Раздел науки о языке, изучающий часть речи

  12. Состоит из двую частей: главное и зависимое.

  13. В русском языке он сосотоит их 33 букв.

  14. Ох,ах,ех,ух, это..

  15. Какое предложение состоит только из главных членов?

  16. Изменение слов по падежам.

  17. Каких звуков в русском языке больше?

  18. Сколько склонений в русском языке?

  19. Назовите главные и второстепенные члены предложения.

  20. Особая форма глагола, обозначающее добавочное действие.

ІІ группа «Искра»

  1. Сколько букв в русском алфавите?

  2. Какие звуки всегда твердые?

  3. Звуки, состоящие только из голоса

  4. Какая часть речи обозначает признак предмата?

  5. Назовите морфологические признаки существительного

  6. Неизменяемая часть речи

  7. Самостоятельная часть речи, имеющее три времени

  8. Член предложения, отвечает на вопросы какой? Чей?

  9. Часть слова, которая стоит после корня, и образует новые слова

  10. Изменение глоголов по лицам и по числам

  11. Слова, называющие того, кому обращаются с речью

  12. Их только шесть

  13. Что изучает синтаксис?

  14. Назовите виды предложения по цели высказывания

  15. Виды простого предложения по наличию главных членов

  16. Какой раздел науки о языке изучает постановку различных знаков препинания?

  17. Назовите самостоятельные части речи

  18. Назовите часть речи, которая указывает на предмет, но не называет

ІІ страница «Назовите слова» /слайд/

  1. Расшифруйте данные слова на этой таблице ОКА /бокал/, ОКА /показ/

  2. Перестановкой букв образуйте новые слова. КЛОУН/уклон/кулон/

ІІІ страница «Лингвистический ребус» /слайд/

С помощью приставок отгадайте зашифрованные слова на га, ка, да, зка, жда, ка, ть, с, ко, во, ход, гра, гру, де, чин, жан, со, у, под, ко, во, а, у, ви,ло,ле,с,сказ,ва,днк,рок,шка,г,дка,жащее,шва,ка,над,дный,о,ный,сать, вить,во,зо,зем,пи,ста.

С приставкой «на» находка, награда, нагрузға, надежда, начинка, нажать, насос, наука.

С приставкой «по» подвводка, проводник, подарок, подушка, подвиг, подлодка, подлежащее, подлива, подсказка.

С приставкой «над» надводной, надзор, надземный, надписать, надставить.

IV страница «Веселая минутка» /слайд/

  1. Какую строчку не может читать ни один ученый?/швейные строчки на одежде/

  2. Какое слово имеет пять «о»?

  3. С какой птицы необходима, ощипать перья, чтобы получилось сразу утро, день, вечер, ночь?

  4. В каком слове сорок «а»?

  5. Что можно видеть закрытыми галазами?

  6. Какое слово состоит с тримя одинаковыми буквами?

  7. Какие ноты растут в огороде?

  8. Что находится между берегом и реки?

  9. Где находится край света?

  10. Какие местоимения связаны с автотранспортом?

V страница «В мире - Краса речи» /слайд/

  1. Составьте кластер фразеологизмов на тему:

І группа « Язык»

ІІ группа «Труд»

  1. Отгадайте фразеологические загадки. Определите с каким словом связаны отгаданные слова.

І группа Его вешают, приходя в уныние;

Его задирают, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

ІІ группа. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда это кто -нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

  1. Игра «Составь пословицу» /слайд/

  2. Соединените части пословицы.

  1. Язык - прожить вторую жизнь

  2. Изучить второй язык - а горами ворочает

  3. Язык не лопатка - язык режет

  4. Язык и... - чем языком

  5. Язык - занозу вытащит

  6. На языке - мед...-до Киева деведет

  7. Лучше ногой запнуться - под языком лед

  8. Мал язык - ключ к душе человека

Последнюю страницу открывает госпожа Литература

VI «Дворец литературы»

И вот мы открываем последнюю страницу и окажемся во дворце литературы. Литература как и другой вид искусства обогощает , делая нас умнее, образованнее, тоньше, воспитывает характер, доставляет наслаждение. Сейчас откроется двери дворца литературы перед нами появятся герои литературных произведений 19 века (звучит музыка П.И.Чайковского Евгений Онегин). Приветсвуем наших гостей ( гости рассаживаются), продолжаем литературную игротеку. Ответье на следующие вопросы литературной викторины. Учащиеся выбирают ячейки под номером от 20-50. Вопросы скрыты в ячейках./слайд/

  1. В каком году, и где родился А.С.Пушкин? /1799г. в Москве/

  2. Кто были родителями А.С.Пушкина?/мать-Надежда Осипова,отец-Сергей Львович/

  3. Назовите лицей где учился А.С.Пушкин?

  4. Назовите несколько произведений А.С.Пушкина

  5. Как звали жену А.С.Пушкина?

  6. Какой великий поэт слушал стихи Пушкина на лицейском экзамене?

  7. Кто главный герой в произведений А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

  8. В каком году, и по какой причине умер великий поэт А.С.Пушкин?

  1. Когда, игде родился М.Ю.Лермонтов?

  2. Как звали родителей М.Ю.Лермонтов?

  3. Кто воспитал М.Ю.Лермонтов?

  4. В каком году М.Ю.Лермонтов поступил в Московский университет?

  5. За какое стихотворение М.Ю.Лермонтов отправили на ссылку в Кавказ?

  6. Назовите главного героя в произведении М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

  7. Назовите Лермонтовскую героиню «Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные как у горной серны, так и заглядывали к нам в душу».

  8. В каких местах побывал М.Ю.Лермонтов во время ссылки?

  9. В каком году умер М.Ю.Лермонтов?


  1. Где и когда родился Н.В.Гоголь?

  2. В каком году Н.В.Гоголь учился в лицее?

  3. В каком году встретился Н.В.Гоголь с А.С.Пушкином?

  4. Назовите главного героя комедии Н.В.Гоголь «Ревизор»?

  1. В каком году и где родился И.С.Тургенев?

  2. В каком году И.С.Тургенев поступил в Московский университет?

  3. Назовите произведения И.С.Тургенева

  4. Кто является главным героем в романе «Накануне»?

  5. В каком году умер И.С.Тургенев?

  6. Белая береза под моим окном,

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой,

Распустились ветки белой бахромой.

Из какого стихотвоения эти строчки, кто автор?

Следующее задание Игра «Угадай-ка»

Сейчас перед вами оживут персонажи литературных произведений, ваша задача угадать главных героев произведений и назвать их.

  1. Онегин и Татьяна

  2. Печерный и Бэлла

  3. Инсаров и Елена Стахова

Урок заканчивается ( музыкой П.И.Чайковского Евгений Онегин) гости танцуют.


© 2010-2022