• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Конспект занятия по русскому языкуТерминологическая лексика (СПОдля специальностей «Производство летательных аппаратов», «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей»))

Конспект занятия по русскому языкуТерминологическая лексика (СПОдля специальностей «Производство летательных аппаратов», «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей»))

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия русского языка.

Тема: «Терминологическая лексика»

(для специальностей «Производство летательных аппаратов», «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей»)

Пояснительная записка

Педагогический проект «Терминологическая память» реализуется в ходе повторительно-обобщающего занятия по дисциплине ОУД.01 «Русский язык и литература» в объеме 20 минут учебного времени

Тип занятия: обобщение, углубление и систематизация знаний, умений с элементами приемов технологии критического мышления и активных методов обучения.

Вид занятия: эвристический метод обучения

Формы контроля и оценки: оценка результатов заполнения бланков ответов, оценка участия в диалоге, оценка результатов работы в составах малых групп.

Методическая цель: использовать метод проблемного обучения, приемы технологии критического мышления, компьютерные технологии, активные методы обучения, межпредметные связи для усвоения лексических и орфографических особенностей терминологической лексики, активизировать мыслительную, познавательную деятельность обучающихся, использовать метод работы в парах, способствовать развитию коммуникативных качеств студентов.

Цели занятия:

1. Дидактическая:

 Повторить значение терминов: лексика общеупотребительная и ограниченная в употреблении (термины, профессионализмы).

 Развивать умение грамотного письма общеупотребительных и профессиональных слов.

 Повторить значения специальных терминов, закрепить навыки работы со словарем.

2. Развивающая:

 Способствовать усвоению знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.

 Способствовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости обучающихся.

 Развивать коммуникативные и творческие способности у обучающихся.

3. Воспитательная:

 Повышать интерес обучающихся к своей профессии.

 Воспитывать у обучающихся потребность говорить и писать грамотно.

ОК, актуализируемые на занятии:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

-понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

-способность к речевому самоконтролю.

Метапредметные:

-владение всеми видами речевой деятельности (аудирование, понимание, говорение, письмо);

-готовность и способность к самостоятельной информационно-поисковой деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию;

-умение извлекать информацию из различных источников.

Предметные:

- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение их на практике;

- сформированность умений создавать устные и письменные монологические тексты на материалах изучаемых учебных дисциплин в деловой сфере общения;

-владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.

Достижению цели и задач должны способствовать:

  • использование информационных технологий;

  • использование технологии проблемного обучения;

  • подбор приёмов мотивации, побуждающих студентов к активной мыслительной деятельности;

  • организация работы студентов в составах малых групп

Оборудование: мультимедийная система, презентация «Терминологическая лексика», Мини-словарь авиационных терминов, дидактический материал (карточки-задания).

План занятия:

1. Актуализация внимания студентов и мотивация их деятельности (вступительная беседа и постановка проблемы) (3 мин).

2. Повторение (3 мин).

3. Практическая работа: диалог, работа студентов в составе малых групп (6 мин).

4. Закрепление (5 мин).

5. Заключительная часть занятия (подведение итогов, оценка деятельности студентов, оценка степени достижения цели, домашнее задание, рефлексия ( 2 мин).

Ход занятия.

  1. Актуализация внимания студентов и мотивация их деятельности (Определение темы, постановка целей и задач занятия, деление на пары).

- Здравствуйте, ребята. Представим сегодня, что вы будущие специалисты по конструированию или обслуживанию летательных аппаратов. Вы, наверняка, понимаете, что должны не только овладеть всеми тонкостями выбранной Вами профессии, но еще и уметь правильно и грамотно говорить и писать те слова, которые имеют непосредственное отношение к Вашему делу. Так как вы еще в самом начале пути, только начинаете осваивать азы своей профессии, то в скором времени вам предстоит познакомиться с такими предметами как «Аэродинамика», «Двигатели летательных аппаратов», «Конструкция самолетов» и многие другие. Специальные дисциплины насыщены терминами, с частью которых вы можете заранее познакомиться на этом занятии.

Слайд Для того, чтобы вы смогли определиться с темой урока и поставить себе цели на это занятие, давайте прочтем текст, который на доске перед вами

Необходимо сконструировать среднюю часть усиленной нервюры навески элерона, расположенную между лонжеронами.

- Скажите, понятен ли вам дословно этот отрывок? Предполагаемый ответ: не во всем.

- По какой причине? Предполагаемый ответ: много непонятных слов.

- Вспомните, как называются такие слова? Предполагаемый ответ: термины.

- Где чаще всего используется много терминологических слов? Предполагаемый ответ: в специальной литературе или профессиональной среде.

Слайд - Итак, мы можем определиться с темой сегодняшнего занятия: «Терминологическая лексика». Что же вы хотите узнать о терминах сегодня? Задайте себе этот вопрос и запишите его в самом начале на ваших листах. Это ваша личная цель. Мне же кажется, что мы должны вспомнить то, что вы знаете из школьного курса о терминах и пополнить ваш багаж специальной лексикой, необходимой в будущей профессии. Для этого вы сейчас разделитесь на пары и попробуете вместе вспомнить все, что вы знаете о заданной теме. Перед вами вопросы и предполагаемые ответы, подумайте вместе и обсудите возможные варианты и кто-то смелый ответит правильно.

2. Повторение (парная работа о лексике). 2 мин ; 1 мин обсуждение

Вопросы для повторения:

- Какой раздел о языке называется лексикой?

А) это раздел языка, изучающий значение слов.

Б) это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.

В) наука, изучающая процессы наименования

- На какие группы делится лексика по своему употреблению?

А) дружелюбная и отчуждающая

Б) общеупотребительная и ограниченная в употреблении

В) грамотная и безграмотная

- Какие виды слов выделяются в лексике, ограниченной в своем употреблении?

А) орфограммы и пунктограммы

Б) заимствованные и исконнорусские

В) термины, профессионализмы, жаргонизмы.

- Что такое «термин»?

А) слово или словосочетание, призванное точно обозначить понятие в пределах специальной сферы.

Б) слово или оборот речи, употребляемые людьми той или иной местности.

В) устаревшие слова, вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимами.

Слайд Итак мы можем с вами составить мини-сообщение из данных вами ответов ( 2 мин).

3.Новая информация 5 мин

Слайд Мы повторили, и смело можем приступать к знакомству с базовой профессиональной лексикой и терминами. Перед вами на экране самолет. Я думаю, большинство из вас знает, из каких частей он состоит и как они называются.

Давайте попробуем соотнести термины и части самолета, которым они обозначаются.( Слайд с частями самолета и написанными названиями, найти соответствие цифре.)

- Итак, почему не удалось определить место некоторых частей? Предполагаемый ответ: потому что неизвестно их значение.

- Где же мы можем узнать, что обозначают эти термины и проверить их написание? В специальных словарях и литературе.

4. Практическая работа

Задание 1.

- У вас на столах мини-словари авиационных терминов, которые пояснят значения неизвестных вам слов и дадут представление о профессиональной лексике. Найдите те слова, значения которых вы не знали, прочтите определения и давайте определим, каких частей нашему самолету не хватает?

- Ответьте мне на вопрос: что будет, если вы перепутаете названия в конструкторских документах? ( самолет будет собран неправильно, не полетит или разобьется).

Теперь проверим, насколько вы были внимательны к написанию слов, пока изучали части самолета:

Задание 2. Вставить пропущенные буквы в данных словах: 2 мин

Оп..ренье, л..тательный ап..арат, крыл..я, фиксац..я, поса..ка, под..емная сила, фюз..ляж, шас…и, в..здушный тормо…, авиац…я, кр..пеж, закл..пать, трансф…рмация, л..нжерон, коэф…ициент сум…арного избытка воздуха, эл..рон.

Выполнили задание, а теперь проверьте работу друг у друга. Кто справился, поднимите правую руку и держите ее.

- Устали? Поднимите левую руку… те, у кого ошибки в словах 1 мин.

Задание 3. А теперь в этом же задании подчеркните те слова, которые относятся к профессиям, связанным только с авиастроением. 2 мин

- Какие слова вы выбрали? Читают.

- А почему вы, например, пропустили слово «трансформация». Оно может относиться и к другим профессиям или областям науки.

- Правильно. По такому принципу разграничивают термины общенаучные и специальные.

6. Закрепление. Слайд (схема самолета с подписанными частями)

Задание 4. Напишите термины, опираясь на их лексическое значение.// или закончи предложение // или найди ошибку (Элерон, присоединенный к фюзеляжу самолета, оторвался и помогал контролировать набор высоты. Летчики в это время держались за руль высоты и пытались включить фонарь, чтобы убрать шасси).

1. _________ часть оперения летательного аппарата, расположенная в нормальной плоскости летательного аппарата

2. _________ корпус летательного аппарата.

3. _________ часть летательного аппарата, создающая подъемную силу при полете в атмосфере

4. _________ , подвижная часть крыла на задней его части, которая служит для управления креном самолета и позволяет изменять подъемную силу, создаваемую крылом.

7. Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия.

Помните, мы в начале занятия написали сверху рабочего листа собственную цель на урок. Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос. (1 человек читает) Все кто смог и выполнил задания без единой ошибки, могут быть уверены в отличной оценке. Остальные могут скорректировать свою оценку, выполняя домашнее задание.

Запишите домашнее задание:

1 уровень: Дополните уже составленный мною словарь еще 10 авиационными терминами.

2 уровень: подготовить сообщение на тему «Происхождение авиационной терминологии», которое нам понадобится на следующем занятии.

Рефлексия:

- Нужно// полезно ли проводить уроки русского языка, связанные с профессией? Почему?

- Что нового вы узнали на этом уроке?

Список используемой литературы:

Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

Воителева Т. М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. -М., 2014.

Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб., 2003.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи.

Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2001.

Иванова О. Е., Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им.В. В. Виноградова / под ред. В. В. Лопатина. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2004.

Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. - М., 2008.

Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М.,2005.

Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.

Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. -25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И. Скворцова. - М., 2006.

rus.1september. ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».

uchportal. ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты,компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).

Ucheba. com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» ( uroki. ru)

metodiki. ru (Методики).

posobie. ru (Пособия).

it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).

prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель - учителю» издательства «Просвещение»).

spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка).

slovari. ru/dictsearch (Словари. ру).

gramota. ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).

gramota. ru (Справочная служба).



© 2010-2022