- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сочинение - описание по картине А. Дузельханова «Охота»
Сочинение - описание по картине А. Дузельханова «Охота»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ибраева Д.А. |
Дата | 30.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
4
Тема. Сочинение - описание по картине А.Дузельханова «Охота»
Цели и задачи:
-
закрепить изученное о правописании и употреблении в речи прилагательных; систематизировать приобретённые учащимися знаний об описании;
-
активизировать лексику учеников; формировать умение наблюдать, выделять главное, отличать описательный тип от других типов речи;
-
Проверить, умеют ли ученики, вдумываясь в формулировку темы: а) раскрыть тему и передать основную мысль; б) выбрать верную форму изложения; в) правильно строить текст, используя лексические возможности языка; подготовить учащихся к речевому действию - сочинению - описанию
-
вызвать интерес к изобразительному искусству, к истории и традициям народа, воспитывать личностное отношение ко всему происходящему
Методические приемы: лекция, постановка вопросов, реализация домашнего задания, творческая работа.
Оборудование: репродукция картины художника А.Дузельханова « Охота» ("Русский язык". Учебник 6 класс М.Р.Кондубаева,,Алматы «Атамұра» 2006, страница 160, цветная вклейка),
Слайдовая презентация творчества художника.
-
Подготовка к восприятию произведения живописи.
Сообщение учащихся о художнике А. Дузельханове.
Агимсалы Дузельханов - родился 19 августа 1951 году в г.Казалинске Кызыл-Ординской области. Закончил Алматинское художественное училище, затем Московский государственный институт им.В.И.Сурикова.
А.Дузельханов с 1982 года работает преподавателем Академии искусств им. Жургенова, отличник образования РК, дипломант всесоюзных международных и республиканских выставок и конкурсов. Художественные полотна А.Дузельханова находятся в резиденциях Президента Республики Казахстан в Алматы и Астане, резиденции Президента Республики Туркменистан.
Творчество А.Дузельханова высоко оценено государственными наградами и званиями. Его узнаваемые характерные работы всегда востребованы истинными почитателями искусства и коллекционерами. Член Союза художников СССР с 1985 года. В 1992 году принимал непосредственное участие в разработке национальной валюты Республики Казахстан. Доцент Государственной художественной академии. Лауреат Государственной премии Республики Казахстан 2003 года. Является также графиком и иллюстратором книг. Нашему вниманию представлена репродукция его картины «Охота».
II. Сообщения учащихся об охоте беркутчей. .(слайды 7-10)
-
Сегодня мы знакомимся с картиной «Охота». Наша задача - понять замысел художника и создать собственное художественное произведение - сочинение по картине. Прежде чем приступить к работе хотелось быузнать, что вы знаете о традиционной охоте казахов - беркутчи.
Вывод. Наиболее распространённый вид охоты у казахов - охота с беркутом. Из поколения в поколение передаются секреты мастерства. Эта птица способна одолеть в поединке лису или волка. Кульминационный момент нападения беркута на добычу и их борьба вызывает неподдельное волнение.(слайды 7-10)
Ловля с беркутом - излюбленный у казахов вид охоты, в ней участвует несколько человек. Выезжая на охоту, кусбеги садит орла на правую руку, придерживая за ножные поводки, подпирает руку подставкой (балдак) и садится на коня. В левой руке он держит поводья. Прибыв на место, кусбеги с беркутом становится на возвышенность. Остальные, шумя и крича, вспугивают жертву. Сняв томагу, кусбеги отпускает беркута. Каждый атрибут для охоты с орлом имеет свое назначение: кожаный чехол, плотно закрывающий глаза беркута; вязаный аркан; тесёмка на шею и на лапы; подставка, на которую высаживают птиц; мешочек с пищей, чтобы привлечь птицу во время охоты.
Каждый год казахские охотники собираются , чтобы продемонстрировать свое мастерство, которое было практически предано забвению в советские времена. По словам охотников, они хотят донести молодому поколению традиции их предков.
-
Беседа по картине.
Словарно-стилистическая работа.
(слайд 11) (кюй Курмангазы «Сарыарка)
Погружение в картину. Минуту ученики молча рассматривают картину под кюй Курмангазы «Сарыарка»
1. какое настроение создаётся у вас, когда смотрите на картину?
-от картины исходит энергия, сила; чувствуешь аромат цветов, запах трав.
2. удалось ли художнику передать красоту природы, грацию птиц, азарт охотников?
-смотрим и как бы ощущаем степь, слышим топот копыт, храп и тяжёлое дыхание лошади, крик беркутчи, шум крыльев птицы.
3. Как художнику удалось передать такое настроение?
Картина написана яркими, сочными красками.
4. Какие это краски?
(Ярко-жёлтая, золотистая, светло-коричневая, синеющие горы, голубые цветы. Картина вся наполнена солнечным светом).
IV. Работа с черновиком (мини-зарисовка)
-
Что с первого взгляда привлекает внимание?
-центр композиции: собака, беркут, охотник на лошади
2. В чём особенность композиции?
* Автор находится недалеко от охотника. Это подчёркнуто более крупным размером собаки и беркута, чёткой фигурой всадника.
3. Работа в группе.
1гр.: Степь: цветущая, бело - голубые цветы
Небо: синее, местами золотисто-оранжевое.
Человек на фоне природы, но не только фон, но как бы часть этой природы. Страстность героя находит отклик в природе: раскалённое небо, степь - негде спрятаться, тревожно.
2 гр.: Описание лошади. Как изображена лошадь?
Быстрая, стремительная, бегущая, с развевающим хвостом и гривой, гнедая, сильная, выполняет желания хозяина, ноздри раздуваются, всхоапывает, скачет, летит над степью, мчится и кажется вот-вот взлетит,несётся.
3 гр.: всадник: Каким образом выделяет фигуру охотника?
Уверенно сидит в седле, держит в руке курук, слившийся в едином порыве с конём, глаза горящие, смотрит в даль, нацеливается, догоняет, азарт, погоня
4 гр. Беркут - падает камнем, быстрокрылый, завораживает
Собака - быстрая, лёгкая, на вид хрупкая, тазы, бросается наперерез…
Лиса - рыжая, петляющая, пытается спрятаться.
-
Палитра художника.
-
Какие цвета использовал художник для своей картины?
-В основном холодные цвета: голубые и белые цветы. Синяя бегущая в даль речка. Синяя даль.
Но есть и тёплые: золотисто-жёлтые цветы, золотисто - оранжевое небо. Коричневая одежда, гнедая лошадь
Фигуры сливаются с природой в едином целом.
Скрытый контраст
-
Чем восхищаемся?
Всё прекрасно, вызывает восторг. И цветовая гамма, и азарт охотников, картина наполнена энергией жизни.
-
Работа над планом сочинения
А) С чего бы начали описание картины?
Б) О чём бы обязательно написали?
В) Чем закончили сочинение?
Составляем примерный план.
-
А.Дузельханов - мастер-живописец.
-
Верные друзья: охотник, лошадь, беркут, собака.
-
Схватка между охотниками и лисой
-
Охота - древнее традиционное развлечение народа.
-
Выбор типа речи.
-
Какие типы речи знаете?
-
Повествование - это рассказывание о чём-либо…
-
Рассуждение?
-
Выдвигаем тезис, доказываем, приходим к выводу.
-
Описание? Что можно описывать?
-
Что будем описывать?
-
В каком стиле? - в художественном стиле.
-
Какие изобразительные приёмы используются в художественном стиле?
Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворение
-
Какие части речи вы чаще всего будете употреблять?
Прилагательные
-
Как вы использовали эти приёмы в своих зарисовках?
Чтение работ. Порядок выступления:
-
Кто изображён (охотники)
-
На фоне чего? (пейзаж)
-
что главное? (кульминационный момент охоты)
Словарная работа
Художник, живописец, изобразил, краски, цвет, фон, передний план, задний план, рисунок, картина, полотно, живопись, этюд, репродукция, произведения живописи, композиция., мастер,
В сочинение важно не повторятся, поэтому некоторые слова заменяем синонимами:
Картина - шедевр, полотно, репродукция,живопись
Художник - он, мастер, живописец, Дузельханов
Всадник - охотник, беркутчи, он,кусбеги
Лошадь - конь, скакун, гнедой,
Собака - тазы, гончая, верный помощник, друг, пёс
Написал - создал, выразил, изобразил
-
Какие правила нужно помнить при написании сочинения?
-
В каком времени будете писать? (настоящем)
-
По какой схеме строится предложение?
-
Определение, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены
-
Сколько абзацев будет?
-
Правило трёх «Я»
Я вижу…
Я слышу…
Я чувствую…
-
Попробуй войти в картину, найди понравившееся тебе уголок и опиши, что ты видишь, слышишь, чувствуешь. А чтобы почувствовать дыхание картины как музыкальную иллюстрацию картины, включу кюй Курмангазы «Сарыарка». Постарайтесь заключительную часть написать так , чтобы тот, кто никогда не видел этой картины, мог представить себе настроение художника, созданную им на холсте атмосферу и обязательно захотел познакомиться с творчеством мастера. Отразите в конце работы собственные эмоции или даже фантазии, и тогда ваше сочинение будет иметь логическое завершение. Картины Агимсалы Дузельханова вызывают восхищение, я думаю, что и ваше творчество получится не менее интересными.
-
Черновой набросок (несколько работ презентовать)
-
Д.З. Редактирование текста, чистовой вариант сочинения.