Конспект урока в 11 классе Традиции русского фольклора в творчестве А. Башлачева и Е. Летова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект урока по творчеству А. Башлачева и Е. Летова.


Урок в 11 классе.
Тема: «Традиции русского фольклора в творчестве А. Башлачева и Е. Летова».
Тип урока: комбинированный
Цель: выявить элементы традиционного фольклора и проанализировать их интерпретацию в творчестве А. Башлачева и Е. Летова.
Задачи:
1) Образовательные: проверить полученные знания по биографиям А. Башлачева и Е. Летова, вспомнить основные жанры фольклора, выявить их элементы и мотивы в творчестве А. Башлачева и Е. Летова, проанализировать интерпретацию жанров устного народного творчества в поэзии данных авторов.
2) Развивающие: продолжить работу по обогащению лексикона.
3) Воспитательные: продолжить работу по формированию бережного отношения к родному слову и родной речи.
Оборудование: ИКТ, раздаточный материал (карточки с заданиями), тетради.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1) Организационный этап. Проверяет готовность учеников к уроку (наличие тетрадей, учебного комплекса, рабочих принадлежностей и т.д.). Настраивает на рабочий лад, объявляет тему урока и предлагает ученикам поставить цели урока. Ставит проблему урока, разрешить которую ученики должны сами: «Помогает или мешает фольклор восприятию творчества А. Башлачева и Е. Летова?» (сл. № 1 - 3)

1) Организационный этап.
Готовятся к уроку, приветствуют учителя, записывают тему урока, ставят цели, выделяя ярким фломастером, проблему урока.

2) Фронтальный опрос. Задает ряд вопросов по биографии данных поэтов, спрашивая, как можно больше учеников. Это активирует работу, и каждый школьник постоянно ожидает, что его спросят.
Вопросы:
1. «Какое образование получил А. Башлачев?»
2. «Как складывалась творческая судьба поэта?»
3) «Причины самоубийства А. Башлачева».
4) «Что такое андеграунд?»
5) «Как складывалась жизнь рокеров в СССР?»
6) «Егор Летов проповедовал нонконформизм. Было ли это просто имиджем или образом жизни?»
7) «Чем схожи судьбы двух выдающихся поэтов?» (сл. № 4-7)

2) Отвечают на задаваемые вопросы, аргументируя ответы.

3) Задает вопрос классу: «Что такое фольклор? Какие жанры фольклора вы знаете?» Затем делает акцент на исторических, подблюдных и лирических песнях: рассказывает о их появлении, развитии и проявлениях в современном искусстве (пока не упоминая о творчестве А. Башлачева и Е. Летова). Сл.№ 8-9

3) Ученики отвечают на вопросы, слушают слово учителя, попутно конспектируя основные моменты.

4) Предлагает отрывок из песни «Ходит дурачок» Е. Летова:
«Идет смерть по улице, несет блины на блюдце,
Кому вынется - тому сбудется.
Тронет за плечо - поцелует горячо -
полетят копейки из-за пазухи долой».
Отрывок из песни Е. Летова «Насекомые»:
«Во веки веков, во веки веков,
Во имя щеночка и смятой бумажки,
Заклинаю! Заклинаю!
Усохшую речку, усопшую птичку,
Разинутый пламень, обугленный камень
Уберечь нас прочь от злой натуги,
От мясистых очей, водянистых речей,
От обильных музеев, хмельных комментариев,
От повальных пролетариев и прочей жизни!»
Вопросы: «В отрывках данных песен есть ли строки или фразы из народных песен? Если есть, то из каких?»
Когда ученики найдут, учитель задает следующий вопрос: «С какой целью Егор Летов использует элементы подблюдных и заклинательных песен?»
Отрывки песен даны на слайде (10-11)


4) Ученики читают отрывки из песен, отвечают устно на вопросы.

5) На слайде выведен текст песни Е. Летова «В начале было слово»:
«Как везли бревно на семи лошадях,

Сквозь игольное ушко, да за тридевять червивых земель,

За снотворные туманы, за бродячие сухие леса,

За дремучие селения, за кислые слепые дожди,

За грибные водопады, за бездонные глухие поля,

За рассыпчатые горы, за раззявые вонючие рты,

По дощатому настилу, по тревожной суетливой листве,

По подземным переходам, по зарёванным прыщавым щекам.

В начале было слово.

В начале было слово».
Вопрос: «Элементы какой народной песни присутствуют в данном отрывке?» Ответ доказать примером из текста.
Сильные и слабые ученики получают карточки.
(Сл. № 12)

Основная часть класса (условно «средний уровень подготовленности») отвечает письменно на вопрос, а слабые и сильные ученики получают карточки с заданиями, соразмеряемыми с их способностями.
Для «слабых»:
1) Выпишите эпитеты из отрывков песни «Некрофилия» Егора Летова:
««Я люблю голубые ладони
И железный занавес на красном фоне,
Сырые губы под вороньём
И тела, изъеденные червём».
«Рождённому мёртвым
Пришейте пуговицы вместо глаз.
Некрофилия, некрофилия,
Моя изнурённая некрофилия».
2) По толковому словарю С.И. Ожегова найдите значение слова некрофилия.
3) Имеет ли социальный подтекст данная песня или это всего лишь жуткий пейзаж жизни некрофила?

Для «сильных»:
1) Сравните два отрывка:
а) «Имя имен» А. Башлачева:
«Вpоде ни зги... Да только с легкой дyги в небе синем
опять, и опять, и опять запевает звезда.
Бой с головой затевает еще один витязь,
в yпоp не пpизнавший своей головы.
Выше шаги! Велика ты, Россия, да настyпать некyда.
Имя Имен ищyт сбитые с толкy волхвы».
б) «Вершки и корешки» Е. Летова:
«Луна словно репа, а звёзды - фасоль.
Спасибо мамаша за хлеб и за соль
Души корешок, а тело - ботва
Весёлое время наступает, братва!

Весенний дождик поливал гастроном.
Музыкант Селиванов удавился шарфом.
Никто не знал, что будет смешно
Никто не знал, что всем так будет смешно!

Маленький мальчик нашёл пулемёт
Так получилось, что он больше не живёт.
На кухне он намазал маслом кусок
Пожевал, запил - и подставил висок.

А пока он ел и пил из стакана,
Поэт Башлачёв упал-убился из окна.
Ой-йо, сработал капкан!
Еще один зверёк был предан нашим рукам».
Похожи ли чем-то эти песни? Какие фольклорные приемы использует Летов и Башлачев?
2) Кого и что винят поэты в несправедливости жизни?

6) На слайде выведен текст песни «Мельница» А. Башлачева.
Учитель напоминает об основных видах фольклорных заимствований. Затем предлагает определить основной вид заимствования. Далее письменное задание по данной песни: составить табличку (просторечия - фразеологизмы, пословицы и поговорки - фольклорные эпитеты). Сл. 13 -16

Читают текст песни, отвечают на вопрос (ребята должны прийти к мысли, что мотив запрета -является ключевым в песне) и заполняют таблички.

7) «Мы видим, что элементы фольклора активно используются Егором Летовым и Александром Башлачевым. Всегда ли он даны в первозданном виде? Для чего авторы интерпретируют фольклорные мотивы и элементы?»

Подходят сами к мысли, отвечая устно на вопросы, что поэты активно используют фольклорные элементы и мотивы в своем творчестве, интерпретируют их с целью обострения социальной тематике и соответствия нынешним реалиям. Убеждаются, что фольклор - это наша культура, с кровью матери впитывающаяся в нас и живущая в современном творчестве.
Так и решается проблема урока.

8) Рефлексия.
Вопросы на слайде: «Что общего в судьбе и творчестве Е. Летова и А. Башлачева? Кто из поэтов наиболее лиричен, показывая душу простого человека, а кто наиболее язвителен в адрес политики и власти? Умело ли используют Летов и Башлачев элементы фольклора, обоснована ли их интерпретация? Какую роль сыграл андеграунд в жизни советского народа и есть ли он наше время?» Объявляет оценки за работу на уроке (сл.№ 17)

8) Рефлексия.
Подводят итог урока, отвечая на вопросы, рассуждают о роли андеграунда и его месте в современности.
Получают оценки.

9) Дифференцированное д/з.
Всем: Подготовить письменно или в распечатанном виде текст исторической или лирической народной песни и сравнить его с песней Е. Летова или А. Башлачева, в которой есть похожие мотивы.
По желанию на дополнительную оценку: исполнить как стихотворение (но по-актерски) или спеть под гитару (кто умеет) любую песню А. Башлачева или Егора Летова (но не используя нецензурную лексику, если вы выберите песни Егора Федоровича. Для этого можно выбрать произведение без матерных выражений или заменяя их на музыкальные паузы). Сл. № 18. (19-20 -шутливые для закрепления хорошего настроения)

Записывают, спрашивают, если что непонятно.




© 2010-2022