- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-игра по произведению А. Экзюпери Маленький принц
Урок-игра по произведению А. Экзюпери Маленький принц
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ушенина А.Е. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУДРАЯ СКАЗКА
УРОК-ИГРА ПО СКАЗКЕ АНТУАНА ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ»
Сказка-притча «Маленький принц» принадлежит к тем вечным книгам, переоценить значение которых в процессе духовно-нравственного развития личности невозможно. Подвести итоги изучения этого произведения на уроках в форме интеллектуальной игры - задача весьма интересная и плодотворная.
В состязаниях принимают участие две команды, которые формируются перед началом мероприятия.
Ведущий. Сегодня в центре нашего внимания чудесная книга французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». «Печальная и насмешливая сказка эта, конечно, больше для взрослых, чем для детей, - писала замечательная переводчица произведения Нора Галь. - Над нею и улыбнёшься, и взгрустнешь, а главное задумаешься. Сказка эта - мудрая и человечная… Просто и проникновенно говорит он о самом важном…» Наша интеллектуальная игра - последний «штрих» в этом «разговоре о главном».
-
PERSONA GRATA
Ведущий. В сказке два главных героя: летчик, от лица которого ведётся повествование, и Маленький принц.
Ведущий приглашает посостязаться друг с другом двух игроков - по одному от каждой команды. Ребятам предстоит почувствовать себя на месте литературных героев и ответить на вопросы от их лица. Какие ролевые функции достанутся игрокам, решает жеребьевка. За правильный ответ присуждается один балл.
Вопросы представителю команды №1
Летчик-повествователь
-
Книга имеет посвящение, в котором вы приносите извинения: «Прошу детей простить меня за то, что…» За что же вы просите прощения? («…я посвятил эту книгу взрослому»)
-
« - У каждого свои звёзды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь… Для других это просто маленькие огоньки. Для
ученых они - как задача, которую надо решить… А у тебя будут совсем особенные звёзды…» О каких же звёздах говорил вам Маленький принц? («У тебя будут звёзды, которые умеют смеяться»).
-
«И пустыня красивая», - заметил Маленький принц в разговоре с вами. А хороша она, по мнению героя, тем, что «где-то в ней скрываются родники». А каково ваше мнение по этому вопросу? ( «Да, - сказал я. - Будь то дом, звёзды или пустыня - самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами».)
-
Вы уверены, что Маленький принц вернулся на свою планету. Что же беспокоит вас спустя шесть лет после встречи с ним? ( «Когда я рисовал намордник для барашка, я забыл про ремешок! Маленький принц не сможет надеть его на барашка. И я спрашиваю себя: что-то делается там, на его планете? Вдруг барашек съел розу?»)
Вопросы представителю команды №2.
Маленький принц.
-
«Есть такое твёрдое правило - встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - сразу приведи в порядок свою планету». Как же вы приводили в порядок свою планету каждое утро? (Непременно нужно каждое утро выпалывать баобабы… Это очень скучная работа, но совсем не трудная».)
-
Вспомните встречу с торговцем на Земле. Скажите, понравились ли вам инновационные пилюли? (Маленький принц недоумевал: «Для чего ты их продаешь?». Объясняя назначение пилюль, торговец сказал: «От них большая экономия времени. По подсчетам специалистов, можно сэкономить пятьдесят три минуты в неделю». Вы подумали: «Будь у меня пятьдесят три минуты свободных, я бы просто…» Что вы собирались сделать в такой ситуации? (…я бы просто-напросто пошел к роднику»).
-
Летчик был уверен, что ты не испытываешь ни голода, ни жажды. Когда ты предложил поискать колодец, летчик спросил: «Значит, и ты тоже знаешь, что такое жажда?» Это на самом деле так? Каков был твой ответ? («Вода бывает нужна и сердцу».)
-
« - На твоей планете люди выращивают в одном саду пять тысяч роз…и не находят того, что ищут…. - такой вердикт вы вынесли землянам. - А ведь то, чего они ищут, можно найти…» В чем же? И как надо искать? («…в одной-единственной розе, глотке воды…Но глаза слепы. Искать надо сердцем».)
-
КТО ЕСТЬ КТО?
Ведущий. Маленький принц, удрученный взаимоотношениями с возлюбленной розой, однажды принял решение «путешествовать с перелетными птицами». Он посетил разные планеты. Каких героев он там встретил? Об этих героях и пойдет речь в заданиях, которые вам предстоит сейчас выполнить.
В ходе конкурса ведущий последовательно, в три этапа, сообщает сведения о том или ином персонаже произведения. Задача команд - как можно быстрее угадать, какого героя имеет в виду ведущий. Если учащиеся смогут назвать этого героя сразу же, едва поступила первоначальная информация, команда получает три балла. В случае когда персонаж угадывается со второй либо с третьей попытки, на командный счет поступают соответственно два балла или только один балл.
Задание команде №1.
Этот герой:
А) «за всю свою жизнь не понюхал цветка», «ни разу не поглядел на звезду»;
Б) «никогда никого не любил»;
В) был «занят только одним: он складывает цифры» и «с утра до ночи твердит одно: «Я человек серьезный!»(господин с багровым лицом).
Этот герой:
А) рассуждал почти как пьяница»;
Б) не хотел разговаривать с Маленьким принцем, ссылаясь на чрезвычайную занятость;
В) утверждал, что звезды принадлежат ему, «потому что до него никто не догадался ими завладеть». (Деловой человек).
Этот герой:
А) чрезвычайно нелеп, но, в отличие от короля, пьяницы, дельца, «не смешон», потому что «думает не только о себе»;
Б) честно выполнял условия договора, несмотря на то, что из-за этого не имел возможности выспаться и отдохнуть;
В) «каждую минуту гасил фонарь и опять его зажигал».(Фонарщик).
Этот герой:
А) посоветовал Маленькому принцу посетить планету Земля, потому что у нее «неплохая репутация»;
Б) утверждал, что ему «некогда разгуливать», и поэтому никогда не выходил за пределы своего кабинета;
3) знал, «где находятся моря, реки, города, горы и пустыни» только по рассказам путешественников. (Географ).
Задание команде №2.
Эта героиня:
А) обладала, по утверждению Маленького принца, очень «трудным характером»;
Б) «не боялась даже тигров», но «очень боялась сквозняков»;
В) «родилась вместе с солнцем», и «была так прекрасна, что дух захватывало». (Роза)
Эта героиня:
А) по размеру «не толще пальца», но могущества у нее «больше, чем в пальце короля»;
Б) несмотря на то что не имеет лап, может унести всякого «дальше, чем любой корабль»;
В) по собственному признанию, «возвращает земле всякого, кого коснется». (Змея).
Этот герой:
А) мечтал полюбить шелест колосьев на ветру, хотя не употреблял в пищу хлеб;
Б) просил, чтобы его приручили;
В) вел очень скучный образ жизни: охотился за курами, а люди охотились за ним. (Лис).
Этот герой:
А) запрещал зевать в своем присутствии;
Б) не терпел непослушания;
В) имел в своем гардеробе «великолепную горностаевую мантию», которая «покрывала всю планету». (Король).
-
«СВЕТИТЬ ВСЕГДА, СВЕТИТЬ ВЕЗДЕ!»
В конкурсе участвуют по одному представителю от каждой команды.
Ведущий. Светить всегда, светить везде до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей!
Эти слова Владимира Маяковского могли бы стать девизом всех «осветителей» планеты.
Автор сказки про Маленького принца утверждал: «Пока не было изобретено электричество, на всех шести континентах приходилось держать целую армию фонарщиков… Если посмотреть со стороны, это было великолепное зрелище. Движения этой армии подчинялись точнейшему ритму, совсем как в балете.
Внимание! Вопросы соревнующимся:
-
В каком порядке зажигали фонари фонарщики разных континентов? Ответы запишите на листах бумаги. (Новая Зеландия и Австралия, Китай, Россия и Индия, Африка и Европа, Южная Америка, Северная Америка. Порядок следования звеньев в данной цепи зависит от того, в каком часовом поясе находятся государства и континенты.)
-
«Только …двоим жилось легко и беззаботно: им приходилось заниматься своим делом всего два раза в год». Кто же эти счастливцы? (Фонарщики на Северном полюсе и на Южном полюсе.)
-
ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА, ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА
Ведущий. Во время пребывания на Земле Маленький принц познакомился с некоторыми ее обитателями, обрел друзей. В продолжении конкурса в центре нашего внимания будут всего две встречи героя.
Конкурсанты получают карточки, содержащие отрывки из произведения. В каждом фрагменте допущены 3 фактические ошибки.
Задача игроков - найти их и исправить. На ознакомление с текстами можно выделить две-три минуты. За каждую найденную ошибку присуждается один балл.
задание команде №1.
«Итак, попав на Землю, Маленький принц не увидел ни души и очень удивился. <…>Но тут в песке шевельнулось колечко цвета лунного луча.
- Добрый вечер, - сказал на всякий случай Малеький принц.
- Добрый вечер, - ответила змея.
- На какую это планету я попал?
- На Землю, - сказала змея. - В Африку.
- Вот как. А разве на Земле нет людей?
- Это пустыня. В пустынях никто не живёт.
<…>
- А где же люди? - вновь заговорил наконец Маленький принц. В пустыне всё-таки одиноко.
- Среди людей очень весело, - заметила змея.
<…>
- Мне жаль тебя, - заметила змея. - Ты так слаб на этой Земле, мягкой, как пух. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею тебе помочь. Я могу…
- Я прекрасно понял, - сказал Маленький принц, - но почему ты всё время говоришь загадками?
- Я люблю загадывать загадки, - сказала змея».
(Ошибки: 1) «Среди людей тоже одиноко»; 2) «жесткой, как гранит»; 3) «Я решаю все загадки».)
Задание команде №2.
«Долго шел Маленький принц через пески, скалы и снега… Перед ним был сад, полный роз. <…> И Маленький принц увидел, что все они похожи на его цветок.
- Кто вы? - спросил он, пораженный.
- Мы - розы, - отвечали розы.
- Вот как… - промолвил Маленький принц.
И почувствовал себя очень-очень счастливым. Его красавица говорила ему, что подобный ей нет во всей Вселенной. И вот перед ним
пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду!
«Как бы она обрадовалась, если бы увидела их! - подумал Маленький принц. - Она бы ужасно раскашлялась и сделала вид, что умирает…»
А потом он подумал: «Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. <…> …какой же я после этого принц…»
Он лег на траву и засмеялся».
(Ошибки: 1) счастливым; 2) обрадовалась; 3) засмеялся. Правильный ответ: 1) несчастным; 2) рассердилась; 3) заплакал.)
-
МЫСЛЬ ИЗРЕЧЕННАЯ
Ведущий. В сказке содержится немало мудрых суждений, принадлежащих как автору-повествователю, так и различным героям.
Согласно условиям конкурса, командам предлагается «пакет заданий», которые записаны на карточках, либо выводятся на экран. «Цена» правильного ответа - 0,5 балла.
Задание команде №1.
Вставьте «ключевое»
-
«Если идти все время (как?), далеко не уйдешь». (Прямо).
-
«Дети должны быть (какими?) по отношению к взрослым». (Снисходительными.)
-
«Власть прежде всего должна быть (какой?)» (Разумной)
-
«Светильники надо беречь: (что?) может их погасить». (Порыв ветра).
Продолжите фразы:
-
«Все взрослые когда-то были детьми, только…» («…мало кто из них об этом помнит».)
-
«Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто…» («…смотреть на них и дышать их ароматом».)
-
«С каждого надо спрашивать то, что…» («…он может дать».)
-
«Знаешь, когда станет очень грустно, хорошо…» («…поглядеть, как заходит солнце».)
Задание команде №2.
Вставьте ключевое слово в высказывания:
-
«А все дороги ведут (куда?)» («К людям».)
-
«Зорко одно лишь (что?). Самого главного глазами не увидишь». (Сердце).
-
«И у людей не хватает (чего?). Они только повторяют то,что им скажешь». (Воображения).
-
«Тщеславные люди глухи ко всему, кроме (чего?)». (Похвал).
Продолжите фразы:
-
«Короли смотрят на мир упрощенно…» («…для них все люди - поданные»).
-
«Тщеславным людям кажется, что …» («…все ими восхищаются».)
-
«Если ты умеешь правильно судить себя, значит…» («…ты поистине мудр».)
-
«Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Наверное, затем, чтобы рано или поздно…» («…каждый мог отыскать свою»).
Дополнительное задание командам (конкурс красноречия).
- Как вы понимаете смысл угаданного афоризма?
Ведущий поочередно предоставляет слово для комментария игрокам из состязающихся команд. Устные выступления оцениваются по трехбалльной шкале.
6.ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА
Каждой команде в ходе настоящего конкурса адресован определенный «комплект» вопросов, задаваемых ведущим в быстром темпе. Времени на обдумывание ответов не предусматривается. Команда получает столько очков, сколько правильных ответов дано игроками.
Задание командам.
-
Животное, которое Маленький принц просил нарисовать летчика (Барашек).
-
Приспособление, которое летчик нарисовал барашку, дабы последний не мог съесть розу (Намордник).
-
Название африканской пустыни, где летчику пришлось сделать вынужденную посадку и где он встретил Маленького принца (Сахара).
-
Место пребывания барашка на рисунке (Ящик).
-
«Поразительный народ», по утверждению Маленького принца (Взрослые).
-
То, чему, по мнению Маленького принца, подобен человек, который «за всю жизнь ни разу не понюхал цветка» и «ни разу не поглядел на звезду» (Гриб).
-
Любимый цветок Маленького принца (Роза).
-
Животное, обитающее на планете короля, которое последний предлагает «время от времени приговаривать к смертной казни», а потом миловать (Крыса).
-
Должности, которые король предлагал Маленькому принцу (Министр юстиции, посол).
-
Насекомое, помешавшее деловому человеку осуществить расчеты (Майский жук).
-
Лекарственный препарат, продаваемый торговцем (Пилюли от жажды).
-
Состояния организма, которых никогда не испытывал Маленький принц (Голод и жажда).
-
Что маленький принц предложил поискать летчику в бескрайней пустыне, чтобы утолить жажду? (Колодец).
-
Те, которым нужно всегда всё объяснять, потому что они «никогда ничего не понимают сами». (Взрослые)
-
Единственное, что умел рисовать рассказчик. (Удавы снаружи и изнутри)
-
Размер планеты, с которой прилетел Маленький принц. («Величиной с дом»)
-
То, что взрослые «очень любят». (Цифры)
-
Занятие, которому любил предаваться Маленький принц. (Смотреть на закат)
-
Самая «таинственная и неизведанная страна на свете». («Страна слез»)
-
«Маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так и размечтается». (Звезды)
-
То, что мешает живым существам понимать друг друга. (Слова)
-
То, чего, по словам Лиса, нет в мире. (Совершенства)
-
Средство, помогающее некоторым цветам придать себе храбрость. (Шипы)
-
Качество, которое король больше всего ценит в своих поданных. (Умение беспрекословно подчиняться)
7.ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Ведущий. Маленький герой Экзюпери утверждал, что взрослые «обожают цифры» и «точные расчеты» во всем. «Чтобы дать понятие, как велика Земля», автор приводит цифровые данные. Вспомним их вместе.
Вопросы команде№1
-
Сколько королей, по данным автора притчи, насчитывается на планете Земля? (111)
-
А сколько там географов? (7 тысяч)
-
А сколько на Земле дельцов? (900 тысяч)
-
Как велико количество пьяниц? (7,5 миллиона человек)