Контрольно-измерительные материалы по теме «Причастие» раздела «Морфология»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Контрольно-измерительные материалы по теме «Причастие»

раздела «Морфология»

  1. Выборочное списывание.

Выпишите однокоренные причастия и прилагательные вместе с определяемым существительным, укажите, чем причастие отличается от прилагательного и что у них общего.

  1. По небу плыли светлые облака. На светлеющем небосклоне начала гаснуть вечерняя звезда.

  2. Из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник. Из-за темневшего леса выплыла луна.

  3. С утра мальчик был как будто сонным. В кроватке находился спящий ребенок.

(Формируется лингвистическая компетенция: учащиеся должны четко разграничивать причастия и прилагательные, знать дифференциальные и интегральные признаки данных частей речи)



  1. Списывание.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Выделите графически причастный оборот.

Аэроплан п…рящий в воздухе свой чу…ствительностью подобен математически точным весам. Шар освоб…дившийся от отягчающего бремени в…летел при первом порыве ветра. Наши пут…шественники останавливались только на (не)сколько минут для обеда, причем ехавший (с) ними отряд из десяти казаков слезал с лош…дей отвязывал деревя…ые баклажки с горилкою и тыквы употребляемые вместо сосудов. Вся музыка звучавшая днем ут…хала и см..нялась другою.

( Формируется лингвистическая и языковая (правописная) компетенция. В практике обучения русскому языку списывание чаще всего сочетается с выполнением заданий грамматического, лексического или словообразовательного характера. Это позволяет отработать применение орфографического правила, поскольку сам характер требует актуализации тех грамматических, фонетических или словообразовательных знаний, которые составляют теоретическую основу орфографического навыка.)



  1. Проверочная работа.

Запишите словосочетания в два столбика: в первый - с главным причастием, во второй - с зависимым причастием. Вставьте пропущенные буквы: объясните графически условия выбора букв у, ю, а, я в суффиксах действительных причастий, гласных в корне.

Расст…ла…щееся небо, разв…ва…щийся шарф, пож…ра…щий змей, клее…щая лента, кол…щий инструмент, держ…щий акции, тр…пещ…щая от страха, стро…щийся дом, руб…щие деревья дровосеки, плещ…щиеся волны, шепч…щий прибой, приглядыва…щий за детьми, опаздыва…щий ученик, бре…щийся юноша, проглядыва…щий лучик, подсматрива…щий за прохожими, мягко стел…щийся, плохо слыш…мый.

(Данная проверочная работа выявляет не только умение опознавать причастия, но и обосновывать их написание. На первый план выходит формирование языковой компетенции.)



  1. Заполнение таблицы.

Заполните таблицу. Под прилагательными запишите причастия, выделяя окончания.

Род. п.

Дат. п.

Твор.п.

нуднОГО

скрипучЕГО

нуднОМУ

скрипучЕМУ

нуднЫМ

скрипучИМ

Ноющий, скрипящий, развевающийся (шарф), движущийся, опавший, висевший, загруженный, вернувшийся, темнеющий, обсуждаемый, расположенный, строящийся, надвигающийся, побежденный.

Сформулируйте правило.

(Формирует языковую и лингвистическую компетенцию: учащиеся отрабатывают правописный навык и при этом делают выводы на основе наблюдений, оперируя лингвистическими понятиями.)



  1. Тест.

  1. Найдите причастие:

а) шумный;

б) темный;

в) мощеный;

г) сложный.

2. Какое причастие является страдательным?

а) придумавший;

б) расстилающийся;

в) преобразуемый;

г) приподнятый (над землей).

3. В каком слове пропущена буква Е?

а) вид…мый;

б) провоз…мый;

в) ненавид…мый;

г) ожида…мый.

4. В каком слове пропущена буква У?

а) кол…щий;

б) крас…щий;

в) держ…щий;

г) крепн…щий.

5. В каком слове пропущена буква Я?

а) бор…щийся;

б) охот…щийся;

в) мерца…щий;

г) развева…щийся.

6. В каком слове пропущена буква И?

а) теря…мый;

б) выполня…мый;

в) неисправ…мый;

г) обурева…мый.

7. В каком словосочетании НЕ пишется слитно?

а) собрание (не) закончено;

б) (не) выполненная вовремя работа;

в) (не) просохшая земля;

г) (не) разбросанные, а аккуратно сложенные вещи.

8. В каком словосочетании НЕ пишется раздельно?

а) (не) скошенная трава;

б) (не)выпущенная стенгазета;

в) окно (не) закрыто;

г) (не) замеченная оплошность.

9. Укажите слово, в котором пишется одна буква Н.

а) асфальтирова…ая дорога;

б) покраше…ые полы;

в) решё…ая задача;

г) ране…ый боец.

10. Укажите слово, в котором пишутся две буквы Н.

а) тушё…ое мясо;

б) жаре…ая картошка;

в) вяза…ая бабушкой;

г) сея…ая мука.

11. Укажите, на месте каких цифр в предложении пишется одна буква Н.

Из стекля(1)ых дверей виднелись чугу(2) выкраше(3)ые ступени, ведущие в

зеле(4)ую оранжерею, окна которой были отворе(5)ы настежь.

а) 1,3,4;

б) 4;

в) 3,4,5;

г) 4,5.

12. Укажите, на месте каких цифр в предложении пишутся две буквы Н.

Прозрач(1)ый воздух скрадывал расстояние, и глаз сразу схватывал

живопис(2)ую долину, засаже(3)ую гранатовыми деревьями и со всех сторон

окруже(4)ую гор(5)ыми вершинами.

а) 1,3,4;

б) 3,4;

в) 2,4,5;

г) 3,4,5.

(Формирует языковую компетенцию, так как направлен прежде всего на отработку орфографических навыков.)


  1. Объяснительный диктант.

Запишите. Объясните графически правописание причастий и постановку знаков препинания при причастных оборотах.

Много радости дарит людям зима. Как весело мчаться по узкой извивающейся тропинке! Вот раздолье лыжникам!

По сторонам колышутся ветви деревьев. Чувствуешь, как они ударяют тебя по лицу.

Воздух свеж и прозрачен. Почти у самого леса рассыпаются необъятные поля, опускающиеся к ближайшей речке.

Какое-то радостное и волнующее чувство охватывает тебя, когда видишь никем не тронутый снег.

Трудно сравнить эту зимнюю красоту с чем-нибудь. Заснеженные деревья, трепещущие от каждого ветерка, словно шепчут волшебную сказку. Редкий солнечный луч, пробирающийся в лесную чащу, осторожно коснется их обнаженных стволов, покрытых пушистым инеем.

Снег блестит, сверкает и искрится на солнце. Живой язык природы много говорит русскому сердцу.

(Задействованы языковая и лингвистическая компетенции, так как рассуждения по поводу того, почему надо писать так, а не иначе, осуществляется с использованием научной терминологии.)


  1. Какография.

Исправьте ошибки в предложениях. Объясните причины явлений подобного рода.

а) Хор птичьих голосов, доносимый из лесу, поразил мой слух.

б) Я прожил жизнь, насыщенной интересными встречами.

в) Одним из русских прозаиков начала XX века, детально описавшим быт русского народа, был Иван Шмелёв.

г) Горький запах полыни, смешиваемый с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

д) Горячо любящий родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге

«Письма о добром и прекрасном».

(На первый план выходит формирование коммуникативной компетенции, так как данное задание заставляет учащихся задуматься о правильности, красоте речи, однако и языковая компетенция необходима при выполнении данного задания, так как исправить ошибки в предложениях можно только в том случае, если учащиеся владеют знаниями о построении предложений с причастными оборотами)

  1. Контрольная работа.

Аленушка.

«Аленушка» В.П. Васнецова - одно из самых поэтических произведений русской живописи конца девятнадцатого века. Картина написана на сюжет народной сказки о сестрице Аленушке и братце Иванушке.

Образ одинокой и нежной девушки с любящим сердцем и отзывчивой душой взят из народной поэзии. Художник придал образу необыкновенную нежность и проникновенность.

В русском изобразительном искусстве немного произведений, где так поэтично показано слияние человека с природой. Среди густого леса замер пруд, усыпанный золотыми листьями. В молчании застыла елочка, водная гладь тоже неподвижна. Грустная, задумчивая осень как будто сковывает природу. Тихая печаль разлита вокруг.

Аленушка прибежала в лесную чащу, чтобы выплакать свое горе, уселась на камень, опустила головку и загрустила. Вся природа, окружающая героиню, тоже грустит вместе с ней.

Грамматическое задание



  1. Выпишите из текста предложение с причастным оборотом, графически объясните пунктуацию, составьте схему (1 вариант из 3 абзаца; 2 вариант из 4 абзаца);

  2. Выпишите из текста слова и обозначьте орфограммы в приставке, суффиксе, корне, окончании (1 вариант из 3 абзаца; 2 вариант из 4 абзаца)

(Осуществляется связь между известными учащимся теоретическими сведениями и умением применять их, оперировать ими. Таким образом, вновь языковая и лингвистическая компетенции оказываются неразрывно связанными.)


  1. Сочинение-описание по картине.

Какие картины известного художника В.П. Васнецова вы знаете? Напишите сочинение-описание одной из них. Используйте в своей работе причастия и причастные обороты.

( При данном виде работы востребована, конечно, и языковая компетенция (грамотное оформление сочинения обязательно), однако на первый план выходит коммуникативная компетенция: умение не только создать связный текст с использованием выразительных средств, но и способность выразить словесно свои чувства, эмоции)


  1. Анализ текста.

Смотришь на море часами, и оно н…когда (не)надоедает. Оно бывает бушующее, взволнова…ое, успокое…ое, ласковое и новое, невида…ое. То оно (светло)голубое, то (ярко)синее, пламенно сверкающее, то становится вдруг шерст…ным, точно кто(то) гладит его против ворса.

В бурю оно грозно пр…ображается. С криком мечутся обеспокое…ые чайки. Поднявшиеся волны швыряют сорвавшуюся лодку.

Резко очерчен г…ризонт. Волны прибоя, исписа…ые зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит в оглуше…ом воздухе. Тума…ые очертания брызг в…сят кисеей над потрясе…ым обрывом.

Главное оч…рование моря в какой(то) тайне, хранимой в его пространствах. Разве не тайна, когда в безлунную ночь вдруг оз…ряется опуще…ая в воду рука, осыпа…ая голубыми искорками? Или движущиеся огни невид…мых судов?

  1. Докажите, что это текст. Какова его основная мысль? Придумайте название.

  2. Найдите в первом предложении одно слово, в котором количество букв и звуков не совпадает. Произведите его фонетический разбор.

  3. Объясните постановку дефиса в словах первого абзаца.

  4. Выпишите прилагательные и причастия с Н, НН в суффиксах. Объясните графически условия выбора букв.

  5. Найдите в первом абзаце синонимы, подчеркните их как члены предложения. Какими частями речи они выражены? Какова роль синонимов в тексте?

  6. Найдите во втором абзаце страдательное причастие. Как оно образовано? Сделайте его морфемный и словообразовательный разбор.

  7. Найдите в третьем абзаце краткое причастие. Произведите его морфологический разбор.

  8. Найдите в третьем абзаце предложение с обособленным причастным оборотом, произведите его синтаксический разбор.

  9. Выпишите из текста любое словосочетание причастие + зависимое слово. Произведите разбор словосочетания.

  10. Объясните графически постановку знаков препинания в первом предложении последнего абзаца.

(Формирование языковой и лингвистической компетенций: необходимость грамотно писать сочетается в работе данного вида с необходимостью оперировать понятиями из всех разделов языкознания, осознавая их неразрывную связь друг с другом.)








© 2010-2022