Научно-исследовательский проект «Сила искусства. Философия мифических образов Орфея и Коркыт. »

    Данная работа является  исследовательской работой учащихся в 2012 – 2013 гг. Тема имеет интегративный характер и находится на стыке истории, психологии, казахской и русской  литературы. Работа носит ярко выраженный культурологический характер, авторы демонстрируют как широкий кругозор и вкус, так и навыки исследовательской деятельности.   Проект опирается, в том числе на впечатления, полученные ребятами в ходе знакомства с NET– выставками и экспозициями Музея истории п.Боровое.  Интересно проведенное сопоставление образа Орфея и Коркыт.   Учащиеся пришли к обоснованным выводам, среди которых отметим следующую мысль, Орфей и Коркыт пережили много критических, кризисных моментов в своей жизни, но почти всегда выходили из них, сохраняя силу духа и уверенность в себе – этим они и интересны миру искусства и обычным людям. Но самый важный итог этого проекта состоит в том, что он способствует развитию любознательности, исследовательской мысли и устойчивого интереса как к русс...  
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ақмола облысы

Степногорск қаласының білім бөлімі

Ақсу негізгі мектебі мемлекеттік мекемесі

Акмолинская область

ГУ Отдел образования г.Степногорска

основная школа п. Аксу



Абжанов Максат

Гумённая Дарья

6 класс

Сила искусства.

Философия мифических образов Орфея и Коркыт.


Орыс тілі және әдебиет

Секция: русский язык и литература




Жетекші: Ибраева Дариха Айтпаевна, орыс тілі және әдебиет

Руководитель: Ибраева Дариха Айтпаевна,

учитель русского языка и литературы




Степногорск, 2013




Оглавление

1 Введение 3

Актуальность темы, цель, задачи, методы

Общая характеристика вопроса.

2 Роль и функции мифа об Орфее и Коркыт в обществе.

2.1. От сердца до неба протянуты звонкие струны 4-8 2.3.Коркыта и вопросы философии жизни. 9-13

3. Заключение 14-15

Выводы и перспективы работы по мифологии

Список используемой литературы

















Аннотация

Учебно-исследовательский проект

«Сила искусства. Философия мифических образов Орфея и Коркыт»

Объект исследования: мифы об Орфее и Коркыт

Определены цель, задачи исследования, указана актуальность темы.

В данной исследовательской работе использованы различные методы: конспектирование, текстовое сравнение, анализ, наблюдения. Согласно задачам, определён план работы, по которому выполнено следующее:

- изучены мифы народов мира;

- исследована литература по теме работы;

- выяснена зависимость мифов от исторических, социальных процессов

- ознакомлены с экспозициями Музея истории п.Боровое (Кобыз.XIVв.)

- проведён опрос учащихся по выявлению знаний о мифах об Орфее и Коркыт

- сделан вывод о необходимости изучения происхождения мифов, их нравственной наполненности, философского значения






1.Введение

Цель: Формирование и популяризация приоритетов активной жизненной позиции через изучение и анализ мифов народов мира.

Поводом для работы стали два мифа, объединённые общей темой: темой вечной жизни, её сути и цели.

С этим связана актуальность и научная новизна нашего исследования, задача которой:

• сопоставить особенности функционирования мифов об Орфее и Коркыт; •объединить образы Коркыта-ата, существующий в Казахстане, и древнегреческого Орфея, выделить основные мотивы мифа

В ходе данной работы предстоит следующее :

• рассмотреть философский и метафорический смысл мифа

• сопоставить и обобщить результаты проведенного исследования;

• на основе результатов сделать выводы о значении философии жизни современном мире.

В качестве объекта исследования в литературе нами были выбраны наиболее значительные произведения литературы «Мифы об Орфее и Эвридике», миф о Коркыт-ата.

Основными методами работы являются:

теоретический - изучение литературы, в которой рассматривается история возникновения мифов, знакомство с мифами Древней Греции и Казахстана, умения понимать их, видеть внутренние переживания и душевные ощущения героев

исследовательский - подбор, изучение и анализ мифических текстов и их нравственной ценности: Миф становится своеобразным ключом, необходимым для раскрытия тайн человеческого сознания и культуры.

Практическая значимость нашей работы состоит в возможности использования материалов на уроках, внеклассных мероприятиях по литературе, музыке, и на факультативных занятиях, так как воспитывает поликультурную личность, интерес, уважение к культуре разных народов

2.1. От сердца до неба протянуты звонкие струны

Дивная музыка - Тайны гармонии

Чуть пробуждаются,

Тихо качаются

В тенях безмолвной души…

Валерий Брюсов

Мифы мы не принимаем всерьез, так, как к ним относились народы в древности. Но и сегодня мифы читаются не только для развлечения. По мнению некоторых философов, поэтов, филологов, мифы нельзя сводить только к занимательному сюжету. В них заключена тайна, многовековая мудрость. Тайну мифа разгадать непросто. В истории мировой литературы есть сюжеты, образы и мотивы, которые закономерно повторяются в культуре разных времен и народов, каждый раз приобретая актуальное звучание. И мы провели опрос среди учеников нашей школы: знают ли миф об Орфее и Коркыт и понимают ли философию этих мифов.

Попробуем разгадать тайну мифов об Орфее и Коркыт. Орфей в древнегреческой мифологии славился как певец и музыкант, наделенный магической силой. Этой силе покорялись не только люди, но и боги, и даже сама природа. Песни Орфея укрощали диких зверей, заставляли деревья склонять ветви, а камни - сдвигаться с места. Из мифа об Орфее и Эвридике известно, что Эвридика, которую укусила змея, умерла. Орфей так тосковал, что решил вернуть любимую из подземного царства. Он пересек реку Стикс, через которую Харон перевозит только души умерших. Своим пением Орфей растрогал Персефону. Аид - бог подземного царства, - восхищенный пением Орфея, обещал вернуть Эвридику певцу. Он поставил одно условие: Орфей не должен был оглядываться, выводя жену на свет. Но не удержался Орфей, оглянулся в самую последнюю минуту и навсегда потерял Эвридику. Долго скитался Орфей, заглушая свою тоску, пел он только печальные песни. Орфей погиб от рук менад, разгневанных за то, что певец предался служению Апполону и не участвовал в шумных шествиях бога Диониса - веселого покровителя виноделия.

Новое открытие ждало нас после анализа литературы о мифах и словаря мифов народа мира, который позволил нам выявить следующие значения и задуматься:

  • Укус змеи… Почему именно это животное приносит гибель Эвридике?

Змея - пресмыкающееся, земное животное, и возможно, она противопоставлена певцу, небесному, божественному. Земля возвращает себе свое, т.е. поэт может сколько угодно воспевать любимую, но и он не в силах изменить законы природы и жизни.

  • Почему нельзя оглядываться назад? Возможно,

  • у многих народов ставший мужчиной юноша получает новое имя, и только с этого момента начинается отсчет прожитых им лет. Таким образом, запрет: "Не оглядывайся!", мог быть возгласом жреца, и означать требование забыть старую жизнь.

  • Для сознания древнего человека представления о смерти и рождении были неразделимы; загробный мир - место, куда уходят мертвые, но и место рождения жизни.

  • Поэтическая душа никогда не останавливается, остановка значит смерть.

  • Когда ангелы выводили Лота из Содома, один из них сказал: "Спасай душу свою; не оглядывайся назад, и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть... Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом".

Вывод. Путь - это всегда только твой путь. Никто другой его не проделает и не проложит, в пути нельзя остановиться, нельзя "оглянуться", нельзя ничего отложить на завтра. Завтра будет другая судьба. До сих пор бытует примета: нельзя возвращаться назад - не повезёт в делах.

  • Почему оглянулся Орфей?

  • чувство вины человека перед своими близкими.

  • потому что поэт, даже гений, - все-таки остается человеком и не в силах совместить разные миры

Надо верить богам, а он усомнился: оглянулся, чтобы удостовериться

  • Почему у Орфея именно такая смерть, почему его растерзали менады?

  • Менады олицетворяют зло, бесцельную жизнь, непринятие нового.

Потому что мир земной не может вынести красоты - она божественна.

  • Эвридика - это

  • Смысл жизни

  • Новые высоты, недосягаемое

  • Освобождение Греции

  • Орфей - это

  • Талант, самоотречение

  • Достижение цели

  • Преданность

  • Любовь

- Есть в каждом человеке.

В трогательной истории люди искали глубокий смысл.

  • Одни видели в мифе жестокую шутку богов над человеком: заранее знают боги, что нетерпеливого человека ждет неудача. Они легко отпустили Эвридику, потому что знали: не вырвется она из Аида. Между живыми и мертвыми существует непреодолимая преграда.

  • Другие толкуют миф как попытку преодолеть смерть силой любви и искусства.

  • Третьи думают, что это история о любви и об ее отсутствии в жизни человека. И это еще не все толкования мифа. А, может быть, это

история о вечном одиночестве поэта? Художник творит, пока он страдает и пока он одинок?

На самом деле конец этой истории другой. Орфей не теряет Эвридику. Он находит Эвридику, потому что приближается к высотам неба, к таинственному. И каждый раз, когда он пытается на нее смотреть, Эвридика от него убегает - как Звезда появляется, чтобы показать путь, а потом исчезает, чтобы дождаться, когда человек дойдет до тех далей, которые она ему показала. Эвридика уходит на небо и оттуда вдохновляет Орфея. И каждый раз, когда Орфей через свою прекрасную музыку, приближается к небу, он встречается с Эвридикой. Чем ближе он к небу, тем ближе к Эвридике. (т.е. человек ставит себе цель и идёт к ней, по мере реализации она усложняется, ставятся ещё более высокие задачи, как например, выполненная Программа «Казахстан-2030», стала новой ступенью « 2050»)

«Если ты хочешь освободить меня, спаси Грецию и дай ей свет. И тогда мне будут возвращены мои крылья, и я поднимусь к светилам, и ты снова найдешь меня в светлой области Богов. А до тех пор я должна бродить в царстве мрака, тревожном и скорбном...». Орфей приносит себя в жертву и умирает, но до смерти он осуществил, то дело, которое он должен осуществить: он приносит свет людям, лечит светом, приносит новую культуру. Новая культура, становление Греции рождается в тяжелой борьбе.

Противостоять насилию необходимо. Это общечеловеческая проблема и решать её нужно всем, по мере своих сил и возможностей. Мы не можем прекратить войны и остановить преступников, но в наших силах и в силах моих друзей сказать: «Нет» проявлениям всякой грубости, жестокости, насилию в своем, пусть даже очень маленьком моём мире. Заниматься наукой, искусством, спортом, заботиться о животных, растениях, творить добро вокруг себя - вот наша главная задача. И чем больше людей будут созидать, а не разрушать, тем прекрасней будет наш мир. Ещё в древности философ сказал, что каждый человек должен посадить дерево, вырастить ребёнка, построить дом. Мне кажется, что к этому трудно что-нибудь добавить.

Учение Орфея это учение света, чистоты и Великой безграничной любви, его получило все человечество, и часть света Орфея унаследовал каждый человек. Это некий дар богов, который живет в душе каждого из нас. И через него можно постичь все: и силы души, и гармонию прекрасных муз. Может быть, именно это даст человеку ощущение настоящей жизни.

Великий немецкий поэт XX века Рильке посвятил Орфею цикл сонетов, в которых раскрывает суть "живого бессмертия".

Не ставьте памятника. Пусть лишь роза

Ему подарит новый свой бутон, -

Орфей - живой. Его метаморфозы

Везде, во всем, во всех названьях - он.

Где песня, там Орфей.

(Перевод З. Миркиной)

Е. П. Блаватская утверждает, что Орфей не столько конкретный человек, или мифический герой, сколько Великая Индивидуальность. Миф об Орфее, покоривший зверей и всё живущее своею дивною игрою», родственен многим народам и отражён в русском Леле и Коркыт у тюрков.

2.2. Что до Коркыта, то он поднимал вопросы философии жизни. Легенда рассказывает, что Коркыт смолоду не смог примириться со скоротечностью человеческой жизни, поэтому решил бороться против неизбежной смерти. Мучимый своими мыслями и гонимый мечтой о бессмертии, Коркыт уходит от людей, но везде и всюду он видит смерть: в лесу - сгнившее и свалившееся дерево говорит ему о своей смерти и о неизбежном конце для самого Коркыта; в степи - ковыль, выгорая под солнцем, говорит ему о том же; даже мощные горы поведали ему об ожидающем их разрушении, неизменно добавляя, что такой же конец ждёт и Коркыта. Видя и слыша всё это, Коркыт в своих одиноких терзаниях выдолбил из дерева ширгай -приснившийся во сне музыкальный инструмент - первый кобыз, натянул на него струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. С тех пор мелодии Коркыта и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а имя Коркыта осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей.

  • Коркыт. состоит из двух частей - Кор и Кут. Кор - зло, несчастье и, напротив, Кут - добро, благодать.

Это -

  • Антитеза смерти

  • Философ, ищущий смысл жизни

  • Музыкант, игрой своей пленивший мир

  • Достижение цели

Продолжим объяснение метафорических образов мифа:

  • Дерево

  • символ возрождения новой жизни - оно свалилось и сгнило.

  • Ковыль

  • Красота степей - выгорел

  • Горы

  • Символ вечности - разрушаются

Всё говорит о бесполезности, скоротечности человеческой жизни. О неприспособленности человека к жизни на земле. Человек - чужой в этом мире. Коркыт скорбит об ограниченности своих возможностей, о своем бессилии перед природой, которую он не может одолеть.

Ш. Валиханов и Г. Н. Потанин поясняют, что слово «Коркыт» характеризует образ жизни человечества. По мнению Коркыта, люди должны сохранять человеческие качества. Самое опасное для человека - потерять нравственность. «Пусть лучше дом развалится, если там не бывают гости, пусть лучше не взрастет трава, если ее не щиплет лошадь; вода, не пригодная к питью, пусть лучше не бежит по ложбинам; пусть лучше не родится сын, который запятнает имя отца».

Делая вывод, скажем следующее: Гениальный Коркыт не бежал от смерти. Он был философом, пытавшимся понять смысл смерти. Перед ним стояли две вечные неразрешимые проблемы: первая - это жизнь, вторая - это существование в этой жизни.

2.3. Народ считает его создателем кобыза и кюев. С помощью созданного им кобыза Коркыт отгонял смерть. Таким образом, его мелодии и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а имя Коркыта осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей. Вот что говорит Шокан Валиханов: "Легенда о Коркыте глубоко оптимистична, смысл её заключается в том, что Коркыт нашел бессмертие в служении человечеству созданным им искусством".

Каждый музыкальный инструмент своим неповторимым тембром отражает одну из граней человеческой души, одну из граней нашего мира.

  • А с чем у нас ассоциируется Кобыз?

  • Попробуйте представить себе звучание этого инструмента… Какие образы, какие чувства пробуждаются в вашей душе? Прозрачность, чистота, гармония, звездное небо, Коркыт?.. Чувствуете, мы еще не слышали переборы струн, а в воздухе уже что-то витает… Весь этот мир как будто изливается огненной лавой из кобыза Коркыта. Весь мир: взгляд ребенка, мольба гибнущего человека, за которым быть может гонятся враги, это тоже музыка, прекрасная и печальная.

Чтобы правильно оценить музыку, надо поставить ее рядом со смертью. «Только то есть музыка, что не потеряется, будет стоять вровень со смертью»

  • Такая же чудодейственная сила жила и в Лире.

  • каждая струна лиры Орфея символически была связана с одним из божественных достоинств души.

  • с Музами, прекраснейшими дочерьми богини памяти Мнемозины,

Музы, молю - из толпы многогрешного рода людского

Вечно влеките к священному свету скиталицу душу! -

поется в одном античном гимне.

  • Инструмент символический, никто никогда не слышал ее голоса. Но так хочется иногда закрыть глаза и услышать звуки, которые, едва коснувшись тебя, уносят прочь всю тяжесть, наполняют душу свежим дыханием, пробуждают мечты. Ведь лира звучит не только благодаря струнам… В ней живет тихий, но сильный зов Неба, который когда-то в нее вдохнули Боги. Он звучит и сейчас, хотя струны лиры давно умолкли.

Давайте на миг остановимся и прислушаемся: может, звуки лиры похожи на журчание чистого родника, на легкий шелест ветра, играющего весенней листвой; а может, отзвук серебряных струн слышится в чистом смехе ребенка, в шепоте влюбленных, в молитве материнского сердца?

…Звуков по-прежнему не слышно, но в душе возникли знакомые чистые и трепетные чувства…

От сердца до неба

Протянуты звонкие струны.

Мне дорог весь мир.

Валерий Брюсов

Вспомните, с каким восторгом казахские легенды рассказывают о батырах, о наездниках, жырау и акынах… Любой талантливый человек внушал поклонение и уважение. У казахов в помощь духа -покровителя верили народные певцы. Их называли

  • "Ак-ку", людей с даром ясновидения и лечения.

  • Белый Лебедь

  • Орфей превращён в созвездие Лебедя; Аллегория превращения Орфея в лебедя означает, что духовные истины, которые он проповедовал, будут жить в будущие времена, и их будут изучать.

  • Лебедь - это символ божественной власти

По легендам, по просьбе самого Коркыта, на его могилу был положен кобыз, тихо звучавший при порывах ветра во все времена. Звук струн того кобыза до сих пор слышен в необъятных степях Казахстана. Мемориальный комплекс «Коркыт-ата» в Кызылорде с поющими трубами и пирамидой, исполняющей желания, напоминает о музыканте, не избежавшем смерти. Но благодаря волшебным звукам кобыза он навечно остался в мире людей.

Архитектурный памятник в форме кобыза в честь Коркыт-ата был сооружён в 1980 году в Кармакчинском районе Кызылординской области . Авторы - архитектор Б. Ыбыраев и физик-акустик С. Исатаев. При дуновении ветра он начинает заметно звучать, и все проезжающие могут слышать мелодию ветра. Памятник виден и из окон проходящих тут же поездов. Как оказалось, это место Коркыт-Ата выбрал не случайно, по преданию, земля здесь соединяется с космосом. Спустя сотни лет советские ученые во главе с великим конструктором Сергеем Королевым подтвердили выбор древнего философа. Недалеко от места его захоронения был построен космодром Байконур. Отсюда стартуют ракеты. Они отправляются на поиски новой обетованной земли, но уже в космических просторах.

Именем Коркыта названы Кызылординский государственный университет, аэропорт "Коркыт-ата" в Кызылорде, улицы в городах Казахстана. Так мы можем говорить о том, что Коркыт победил смерть.

Вывод: оба героя - философы, музыканты, наделены особым талантом: пленять весь свет своей музыкой. Свои способности используют во благо человека, приносят свет людям, возрождают новую культуру, направляют на добро.

3. Заключение

Миф об Орфее и Коркыт - символ попытки спасти мир Красотой. Он говорит о влиянии музыки на всё живое. «Музыка оказывает глубокое влияние на нашу жизнь. Мы не можем отделить это влияние. Это всё одно общее творческое выражение нашей жизни»,- по мысли С.Н.Рериха.

Человек всю жизнь стремится к Гармонии. Орфей был одним из многих бессмертных, кто пожертвовал собой, чтобы люди могли иметь мудрость богов. Он принес учение о девяти силах человеческой души, которые предстают в виде 9 прекраснейших муз. Каждая из них имеет свою составляющую как принцип, как ноты в божественной музыке, помогающих людям через свои таинства, открыть в себе новые силы. Муза истории Клио, муза ораторского искусства и гимнов Полигимния, муза комедии и трагедии Талия и Мельпомена, муза музыки Эвтерпа, муза небесного свода Урания, муза божественного танца Терпсихора, муза любви Эрато, и муза героической поэзии. Представляя собой все науки и искусства, музы символизируют те силы, сокровенные потенциалы, которые сокрыты в человеке и должны пробудиться в течение его жизни. Гармонию греки считали ближайшей спутницей и покровительницей Орфея. Платон писал в своих книгах о значении музыки в воспитании мужественного, мудрого, добродетельного и уравновешенного человека, гармонически развитой личности.

Храмы муз прозвали в античности мусейонами, откуда возникло, хорошо известное нам слово «музей». А другое современное слово «музыка» тоже происходит от этого корня, так как ее считали именно искусством муз. О степени распространенности кобыза и любви к музыке наших предков говорит и, сохраненный до наших дней, кобыз в Музее истории п.Боровое, относящийся к XIV веку.

Также говорил Платон: "Умейте почитать Муз, которые помогают вам сделаться героями. Музы проводят вас на подвиг, сопроводят вас в битве и в труде и встретят вас венками победы. Так умейте служить Музам». Следовательно, муза должна облагораживать человека, его помыслы и чувства, поднимать до высот подлинной духовности. Таким образом, исследовав особенности мифа об Орфее и Коркыт, необходимо отметить ее чрезвычайную продуктивность во всех сферах и областях художественной культуры. Философия, и литература, и кино, балетное и изобразительное искусство способствовали поиску Истины.

Разумеется, культурное наследие каждого народа самобытно и индивидуально, но в то же время имеет общечеловеческую духовную ценность. В заключение приведем высказывание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева: " …культура - это, прежде всего, наработанный веками опыт традиций, позволивший народу перенести все трудности и сохраниться как самостоятельное культурное явление современного мира…"

Такие интересные факты из жизни Коркыта и Орфея заставляют нас задуматься о счастье, о смысле жизни, о любви к природе, человеку.
И эта наша работа шаг к Совершенству, к Гармонии, к Познанию.

Список литературы

  1. Менли П. Холл. Интерпретация секретных Учений. "Эль-Фа". 1994.

  2. Спирина Н.Д, Гребенникова Н.Е, Юшков А.П. «Светочи Мира». Новосибирск: Сибирское Рериховское общество,1994.

  3. Энциклопедический словарь: Мифы народов мира. В 2 тт. Т.2. С. 5-7.

  4. Балтабаев М.Х. Сборник докладов. Культура и образование - приоритеты будущего. Алматы, 2000, С.33.

  5. Аубакирова Ж.Я. Сборник статей. Культура и образование 21века. Алматы, 2000, С.51.

  6. Назарбаев Н.А. Казахстан - 2030: Послание страны народу Казахстана. Казахстанская правда. 1997, 11октября.

  7. Интернет- ресурсы

16


© 2010-2022