Исследовательская работа «Мистика в судьбе М. Ю. Лермонтова»

Вся жизнь великого поэта Михаила Лермонтова была короткой, но красивой игрой с судьбой. Он два раза бился на дуэли. Любил говорить то, что думал, и очень часто оказывался не в том месте не в то время. Обстоятельства его смерти давно изучены историками. Все знают имя истинного убийцы. Но никто не может и предположить, что во всем виноват лишь трагический случай. Точнее, роковая цепь событий. Исследователи жизни Лермонтова говорят, что смерти могло и не быть, выпади из нее хотя бы одно звено.Мы ре...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










«Мистика в судьбе М.Ю. Лермонтова»









Автор: Бицоева Стелла,

ученица 10а класса МАОУ СОШ №8

Руководитель: Стадник Л.Н.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №8







г.Лабытнанги

2104 г.

ВВЕДЕНИЕ

Вся жизнь великого поэта Михаила Лермонтова была короткой, но красивой игрой с судьбой. Он два раза бился на дуэли. Любил говорить то, что думал, и очень часто оказывался не в том месте не в то время. Обстоятельства его смерти давно изучены историками. Все знают имя истинного убийцы. Но никто не может и предположить, что во всем виноват лишь трагический случай. Точнее, роковая цепь событий. Исследователи жизни Лермонтова говорят, что смерти могло и не быть, выпади из нее хотя бы одно звено.

Мы решили обратиться к биографическим фактам жизни М.Ю. Лермонтова и выяснить, была ли мистика в его жизни.

Таким образом, цель нашей работы - выяснить, была ли мистика в жизни М.Ю. Лермонтова.

Для реализации данной цели необходимо было решить ряд задач, а именно:

  • изучить биографию М.Ю. Лермонтова; библиографию, связанную с именем М.Ю. Лермонтова;

  • прочитать произведения М.Ю. Лермонтова, как входящие в школьную программу по литературе, так и не входящие в нее;

  • выяснить была ли мистика в жизни М.Ю. Лермонтова.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Трудный характер Лермонтова выработался еще в раннем детстве. Безотцовщина, ранняя смерть матери, бабушка, которая воспитывала, как умела. Мальчику не хватало твердой отцовской руки. Он рос в атмосфере свободы, вседозволенности. У него было множество друзей, с которыми он развлекался днями напролет. Но даже отдельные факты биографии излагаются литературоведами по-разному. Чего стоят вечные поиски истинного отца Лермонтова! То это крепостной кучер бабушки Михаила Юрьевича, то ее личный врач еврей Ансельм Леви, то чеченский абрек БейбулатТаймиев.

Как свидетельствуют современники, отношение к нему окружающих было неоднозначным. Его талантом восхищались, так же как и его яркой внешностью. Его отношение к службе вызывало недовольство у старых вояк, а произведения считались дерзкими.

Последним прозаическим произведением Михаила Лермонтова была мистическая повесть «Штосс», которую он начал писать в начале 1841 года, приехав с Кавказа в последний отпуск в Петербург и успел он закончить только первые три главы. Многое в «Штоссе» имеет автобиографический характер.

Главный герой повести - художник. Внешний облик героя и его психологический портрет очень близки самому автору.

Исследователи его творчества считают эти три написанные Лермонтовым главы очень важными для его биографии, потому что, по существу, это зашифрованный рассказ о последних годах петербургской жизни поэта и о последней, роковой его любви.

Напомним точные даты рождения и гибели Лермонтова:

  • родился 14 октября 1814 года

  • убит 27 июля 1841 года.

И вот что интересно - главный герой этой повести «Штосс» живет в квартире номер 27.

Почему Лермонтов взял для номера вымышленной квартиры именно это число? Не мог же он знать, что погибнет именно 27-го (да еще и на 27-м году жизни)!.. Может быть, голос, твердящий о «нумере 27», был для Лермонтова реальностью? То есть он сам слышал этот голос, хотя и не страдал, в отличие от своего героя, никаким психическим расстройством?..

Связь между номером мистической квартиры и датой гибели поэта кажется еще более невообразимо-пугающей из-за присутствия в этом адресе «Кокушкина моста» - почти «Кукушкина»: ведь кукушка, по всем известному поверью, предсказывает срок жизни. Вспомним и о том, что мост в русских сказках, легендах (да и не только русских) ассоциируется с переходом в иной мир… Опять смерть…

Число «27» можно прочитать и как «две семёрки»: 2 х 7 = 14 (так проверяют мистическое значение дат астрологи). И тогда снова странное совпадение:

  • родился поэт 14 октября 1814 года;

  • при этом число «14» обнаруживается в его датах и еще дважды: 1814 - это: 1 + 8 + 1 + 4 = 14;

  • погиб в 1841 году; 1841 - это: 1 + 8 + 4 + 1 = 14.

Странная магия чисел, на которую невозможно не обратить внимание, даже и не будучи «нумерологом-астрологом»!..

Считают, что за этой странной магией чисел скрывается основное, мистически постоянное для Лермонтова число - 7.

  • «Дважды семь» - год рождения Лермонтова,

  • а «два и семь» - дата его гибели (и номер мистической квартиры в повести).

  • Добавим, что погиб он в седьмом месяце года - в июле.

Сам Лермонтов еще в 1831 году, то есть в 16-17 лет, писал: «Пора уснуть последним сном, // Довольно в мире пожил я…»; и в 1837 году возвращался к той же мысли: «Но я без страха жду довременный конец. // Давно пора мне мир увидеть новый…».

Сам Лермонтов не только верил в мистику чисел, но и был фаталистом, то есть признавал определяющую роль судьбы в жизни человека. Косвенные подтверждения тому - повесть «Фаталист» в «Герое нашего времени» и поведение самого Лермонтова во время сражений да и просто на местности (за пределами крепости), простреливаемой со всех сторон. Он как будто специально подставлял себя под пули, уверенный, что не погибнет до тех пор, пока не наступит суждённый ему Свыше срок.

О том, что Лермонтов предчувствовал свою гибель, свидетельствуют и последние дни его жизни.

Царь отправил Лермонтова к отряду в Тифлис, где он не участвовал бы в боевых действиях, а значит, не мог отличиться и получить прощение за подвиги.

Но Лермонтов предложил сопровождавшему его Столыпину съездить в Пятигорск. Столыпин долго упрямился, пока поэт не достал из кармана монету. "Вот, послушай, бросаю полтинник, если упадёт кверху орлом - едем в отряд; если решёткой - едем в Пятигорск". Выпала решка.

Еще одна загадка судьбы поэта, загадка фатального приближения к смерти.

Рассказывают, что, приехав в Пятигорск и увидев приятеля Николая Мартынова, "без пяти минут убийцу", Лермонтов воскликнул: "Ведь и Мартышка, Мартышка здесь!" Получается, что все складывалось так, как хотелось Лермонтову.

Не раз он высмеивал Мартынова, с которым в свое время окончил одно юнкерское училище, даже, говорят, дружил. Называл его "Мартышкой". Однажды Мартынов, одетый в бешмет, стал жаловаться на жару. Лермонтов порекомендовал снять кинжалы и бешмет и... одеться еще теплее. Получился экспромт:
Сними бешмет свой, друг Мартыш,
Распояшься, сбрось кинжалы,
Вздень броню, возьми бердыш,
И блюди нас, как хожалый!

И вот, 25 июля 1841 года на балу в доме генеральши Верзилиной, которая славилась тремя дочерями-красавицами, Мартынов явился в одеянии горца, с кинжалом до пола. Лермонтов кричит на весь зал: "О! Мартышка в костюме горца!". И это при барышнях! Мартынов подбегает к другу в бешенстве, разразилась крупная ссора, последовал вызов на дуэль. Ее назначили на 27 июля.

Рано утром 27 июля Лермонтов приехал к месту дуэли на склоне горы Машук. Началась гроза. Лермонтов и Мартынов долго целились друг в друга. Но вдруг Лермонтов закричал: "Не хочу я в этого дурака стрелять!" А "дурак" вспылил и выстрелил. Сдали нервы. Пуля прошила тело насквозь. Поэт умер с ироничной улыбкой на устах.

Убийцу посадили в Киевскую крепость на гауптвахту на три месяца. "В высшем свете" его принимали и оправдывали тем, что этот дерзкий, несносный Лермонтов кого угодно мог привести в ярость.

В те времена закон приравнивал убитого на дуэли к самоубийце, и он лишался христианского погребения. Но в случае с Лермонтовым Православная Церковь судила иначе. Церковный суд признал его невинно убиенным. Михаила Юрьевича торжественно отпевали в храме. На его похоронах был весь Пятигорск, а также офицеры всех полков, в которых служил Лермонтов. Тело поэта было погребено на склоне горы Машук. Позднее Елизавета Алексеевна перезахоронила его в Тарханах Пензенской губернии.
Получается, что Михаил Юрьевич Лермонтов не хотел жить и спровоцировал Николая Мартынова на убийство. Спустя 30 лет, на исходе жизни, Мартынов указал на рок, который выбрал его в убийцы великого поэта, а себя посчитал жертвой адского замысла.

Смерти можно было избежать. Но монета решила все.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы выяснили, что мистика к жизни Лермонтова действительно присутствовала.

Увы, трагический конец последнего своего произведения Лермонтов дописал-таки сам, но не на бумаге, а в жизни: погиб через несколько месяцев после создания первых трёх глав. Словно подтвердил сказанное им еще в 1835 году: «Теперь я не пишу романов, я их устраиваю в жизни».

ЛИТЕРАТУРА

  1. М.Ю. Лермонтов. Штосс. - М. Просвещение, 2008.

  2. Найдич Э. Штосс // Найдич Э. Этюды о Лермонтове. - СПб.: Худож. лит., 1994.


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ


  1. rus.1september.ru/article.php?ID=200203607



© 2010-2022