Роль языка в жизни общества

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА            Методическая разработка  интегрированного урока по дисциплине «Русский язык» с интеграцией по дисциплине «Обществознание» на тему «Духовная жизнь человека.  Роль языка в современном обществе» в группах СПО. Урок проводился преподавателями русского языка и обществознания. Материал урока соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в области освоения видов деятельности и формирования компетентностей в рамках данных учебных дисциплин.          По типу урока представлен урок изучения нового материала. Для активизации деятельности студентов занятие проводится с использованием работы в малых группах.  В целях получения максимального эффекта от урока минимизируется участие преподавателя в ходе всех этапов урока. В результате занятие принимает интерактивнуюформу. Продолжительность занятия – 1час 30 минут. Характеристика группы:         Урок проводился в группе СПО 1 курса. В группе 18 человек. Возраст студентов 16-17 лет. Пол: 11девушек и 7 юношей. Развитие соответствует возрастным интеллектуально-физиологическим параметрам. Психологический климат в группе благоприятный. В группе отношения стабильные, создающие дружескую атмосферу, при которой более сильные студенты оказывают помощь более слабым. Цели урока: Обучающая  - обеспечить в ходе урока усвоение следующих понятий: духовная жизнь человека,  культура, информационное общество, функции языка, роль языка в жизни общества;   Воспитательная  - содействовать воспитанию нравственных качеств студентов, бережного отношения к языку, уделять особое внимание воспитанию активной жизненной позиции; - воспитывать любовь и уважение к русскому языку как культурной ценности; Развивающая  - развивать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера; - развивать умениевести диалог, выражать свою точку зрения; - развивать умение решать проблемные ситуации; Методическая - применять интерактивные методы изучения нового материала. Ожидаемые результаты: В результате коллективной работы и освоения  учебного материала студенты смогут: различать понятия «информационное общество», «функции языка», их основные характеристики; применять на практике, полученные знания; научиться анализировать информацию и применять её при решении конкретных жизненных ситуаций; приобрести навыки сотрудничества, работая в малой группе, принимать коллективное решение; вести диалог, в ходе дискуссии отстаивать свое мнение, учитывая и уважая мнение оппонента.             В ходе урока формируются элементы общих и профессиональных компетенций: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий. Для обеспечения эффективности учебного занятия  применяется системно-деятельностный подход, что выражается в использовании следующих интерактивных методов и приемов обучения: по характеру познавательной деятельности – частично-поисковый (эвристический) анализ конкретных ситуаций. по источнику знаний – словесный (беседа, дискуссия), практический. по способу усвоения знаний – активный (работа в малых группах). по виду контроля – самооценка и взаимооценка. Внутрипредметные и межпредметные связи создают единую систему обучения, позволяющую создать непрерывный, внутренне непротиворечивый процесс обучения студентов и формирование компетентного специалиста. Внутри предмета данная тема, являясь одной из ключевых, связана с изучаемыми ранее темами: Дисциплина «Русский язык»: Темы: Язык и речь. Основные требования к речи. Язык и общество. Дисциплина «Обществознание: Темы:  Культура. Многовариантность общественного развития. Междисциплинарные связи:  Дисциплина «История» Темы: Мир во второй половине 20 века. Духовная жизнь. Наука, идеология, массовая культура. Основные понятия, усваиваемые студентами в процессе работы на уроке: духовная жизнь человека,  культура, информационное общество, функции языка, роль языка в жизни общества. Значительную часть занятия занимает обсуждение студентами роли языка в жизни общества и проблем функционирования языка в современном мире, для лучшего усвоения данной темы применяются мультимедийный проектор, ПК и экран (на который выводится презентация), что весьма облегчает ведение дискуссии. Кроме того,  для качественной самостоятельной работы студентов, учебные места обеспечены дидактическими средствами: раздаточным материалом (цитаты и пословицы о русском языке, высказывания ученых о соврем...          Структурно занятие состоит из следующих блоков (этапов): 1. Организационный момент                                                       1 мин.                                                          2. Сообщение темы и плана урока.                                             3 мин.                                                        3. Актуализация знаний проводится преподавателем русского языка, затем, после блока мотивации, преподавателем обществознания. Обращается внимание на ключевые термины дисциплин.                                10 мин. 4. Совместная постановка целей позволяет активизировать работу студентов, опирается на ранее изученный материал, обращается к личному жизненному опыту обучающихся.                                                                      6 мин. 5. Изучение нового материала осуществляется методами беседы, дискуссии, интерактивного упражнения, работы в малых группах.              59 мин.  6. Закрепление осуществляется по вопросам преподавателей.     5 мин. 7. Рефлексивный блок. Проводится самооценка работы на уроке и взаимооценка. Заполняется оценочная таблица.                            4 мин.                                                 8. Домашнее задание                                                                       2 мин.    
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
© 2010-2022