Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе

1. Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения. 2. Урок должен быть воспитывающим и развивающим. 3. На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа. 4. Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей. 5. На каждом уроке должен осуществляться индивидуально- дифференцированный подход к учащимся. 6. На уроке должны осуществляться межпредметные связи. 7. Урок должен быть оснащен: · техническ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе 8 вида

1. Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

2. Урок должен быть воспитывающим и развивающим.

3. На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.

4. Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.

5. На каждом уроке должен осуществляться индивидуально- дифференцированный подход к учащимся.

6. На уроке должны осуществляться межпредметные связи.

7. Урок должен быть оснащен: · техническими средствами обучения; · дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, и т.п.); · весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.

8. На уроке должны осуществляться инновационные процессы.

9. Необходимо введение в обучение компьютеров.

10. На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим: · проведение физминуток (начальная школа - 2 физминутки, старшая школа - 1 физминутка); · соответствие мебели возрасту детей; · соответствие дидактического материала по размеру и цвету; · соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка; · соблюдение санитарно-гигиенических требований.

11. Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой: · оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку; способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка

Самоанализ урока учителем

1. Краткая характеристика класса (интеллектуальные и психологические

особенности). Осуществление на уроке индивидуально -дифференцированного подхода в зависимости от этих особенностей.

2. Цель и задачи урока (образовательные, коррекционные, воспитывающие). Какой урок по счету по данной теме. Тип урока.

3. Этапы урока. Используемые методы, приемы и виды работ на каждом этапе; обоснованность выбора именно этих приемов. Как используемые методы и приемы работали на решение главной цели урока и поставленных к ней задач. Межпредметная связь и связь материала урока с жизнью.

4. Достижение поставленной цели и задач (что удалось, что не удалось и почему).

Выступление учителя с анализом только что проведенного урока демонстрирует способность педагога к рефлексии собственных действий, собственного творчества и является показателем его эрудиции. Учитель говорит о степени достижения поставленных целей, разъясняет причины и обосновывает необходимость всех отклонений от намеченного плана, объективно (а при необходимости критично) оценивает собственные

действия, и что особенно важно, разъясняет и комментирует те нюансы, которые гости могли не увидеть, не понять, не оценить, так как не видели глаза и лица детей.

Специальное внимание следует уделить элементам особого удовлетворения учителя тем или иным учеником: нередко какой-то ответ ребенка кажется гостям верным, естественным, обычным, в то время как для конкретного ребенка (если учесть его возможности) такой ответ символизирует преодоление, подъем на новую ступень в развитии. Специальный комментарий учителя необходим и в том случае, если выставление оценки тем или иным детям не вполне соответствует реальному ответу.

Учитель должен аргументировать свои действия, оппонировать гостям, если это необходимо, а ни в коем случае не «проглатывать» возможно, несправедливые, ошибочные оценки.

Учитель должен быть готов к тому, что конспект урока может заинтересовать кого-то из гостей, и хорошо бы иметь несколько экземпляров конспекта урока, дабы раздать гостям.

При подготовке и проведении открытого урока учителю следует избегать ряда ошибок: · ничем не обоснованное отклонение от конспекта урока и наоборот, неспособность сориентироваться по ходу урока и перестроиться, заменив одно задание на другое,

исключив какой-то вид работы; · отсутствие взаимосвязи между этапами урока; · перегруженность урока дидактическими играми, наглядным материалом, техническими средствами обучения, объемом и количеством различных заданий; · забывание об учениках и демонстрация своей эрудиции; · при проведении урока в необычной форме (урок - КВН, урок - викторина, «Поле чудес» и т.п.) следует не забывать о том, что этот урок не только должен восхищать, изумлять и потрясать всех присутствующих, а, прежде всего, обучать; · появления «леса» рук в то время, когда учитель еще не договорил вопроса до конца, что свидетельствует о явной «репетиции» урока; · недопустимость в адрес детей, не ответивших на вопрос, либо ответивших неверно высказываний типа: «Ты меня подвел», «А я на тебя так рассчитывала и надеялась» и т.п.

Словарная работа на уроках русского языка

Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных правил, пишутся словарные диктанты.

Методы работы над правописанием трудных слов

1. Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске.

2. Вставка слова в классное наборное полотно.

3. Чтение слова учителем.

4. Объяснение значения слова (учителем или детьми).

5. Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной

буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).

6. Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом).

7. Запись слова в орфографический словарик.

8. Задание на дом - выучить написание слова.

9. Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и

упражнений.

Виды словарных работ

1. Загадки (ответы загадок являются словарными словами).

2. Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл

пословицы).

3. Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).

4. Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).

5. Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые

относятся к теме «Огород» или «Школа» и т.п.)

6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).

7. Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети

записывают названия предметов).

8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).

10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель -

учителя, огороды - огород).

11. Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать).

12. Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем

букву 3, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).

13. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков: · по родам; · по числам; · по склонениям; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И; · с непроверяемой и проверяемой гласной; · одушевленные или неодушевленные предметы; · по тематике - «Город» и «Деревня»; · по частям речи; · с непроверяемой гласной в первом слоге и с непроверяемой гласной во втором слоге.

14. Выписать из данных слов: · слова, состоящие из двух, трех слогов; · слова с И; · слова с шипящими.

15. Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока,

петух, соловей - птицы).

16. Выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).

17. Работа с сигнальными карточками (учитель называет слова, а дети поднимают

нужную букву и работа проходит устно или учитель поднимает карточку с буквой,

а дети выписывают слово с этой буквой).

18. Списывание или запись слов с подчеркиванием звонких и глухих согласных,

твердых или мягких согласных.

19. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).

20. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием

непроверяемой орфограммы, выбором слова для звуко-буквенного анализа.

21. Подбор однокоренных слов.

22. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).

23. Разбор слов по составу.

24. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).

25. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).

26. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.

27. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза - березка, берег - бережок).

28. Заменить одним слово (человек, который управляет трактором - тракторист,

широкая проезжая асфальтовая дорога - шоссе, одерживать победу - побеждать).

29. Письмо по памяти.

30. Самодиктант и взаимопроверка.

31. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла.. .ный, керо.. .ин,

шо...е, ро...а, ка...ир, ба...ейн).

32. Перфокарты, перфоконверты.

33. Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).

34. Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и

окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня,

окончания.

35. Данные слова заменить по смыслу другими (группа - коллектив, магазин -

универмаг, перерыв - антракт, врач - хирург, друг - товарищ).

36. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные являющиеся

словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический

театр).

37. Заменить синонимами (водитель - шофер) или антонимами (юг - север).

38. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить.........).

39. От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.

Примерный план урока

Тип урока - комбинированный

Тема урока

Задачи урока: · образовательная; · коррекционно-развивающая; · воспитывающая.

Оборудование урока

1) Организационный этап

Цель - подготовка учащихся к работе на уроке. Содержание этапа (возможные варианты): · по звонку найти свое место; · взаимное приветствие; · рапорт дежурного, определение отсутствующих; · запись числа; · настрой учащихся на работу, организация внимания; · проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид); · сообщение темы и цели урока.

2) Проверка домашнего задания

Цель - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Возможные варианты проверки домашнего задания: · фронтальный опрос; · индивидуальный опрос с вызовом к доске; · фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам); · индивидуальный письменный опрос; · уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного); · практическая работа; · программированный контроль; · проверка тетрадей; · технические средства обучения.

3) Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Цель - организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами: · загадка; · ребус; · кроссворд; · игра "Четвертый лишний"; · словарная работа (связь с новым материалом); · проблемный вопрос.

4) Сообщение нового материала

Цель - дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. Сообщение нового материала возможно: · в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами); · самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и использования учебника; · вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме); · чередование беседы и рассказа; · применение ТСО.

5) Закрепление полученных знаний

Цель - закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используемые методы: · беседа; · работа с учебником; · работа с тетрадью; · практическая работа; · программированные задания; · дидактические игры; · ТСО; · таблицы, схемы, тесты; · самостоятельная работа.

6) Подведение итогов

Цель - сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяс понимание изученного материала; · разбор и запись домашнего задания; · оценка работы учащихся.

понимание изученного материала; · разбор и запись домашнего задания; · оценка работы учащихся.

нить, что нового узнали учащиеся на уроке. · выводы; · вопросы на понимание изученного материала; · разбор и запись домашнего задания; · оценка работы учащихся.

Виды обучающих диктантов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида

Виды обучающих диктантов: словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, письмо по памяти, предупредительные, объяснительные, свободные. В конце каждой темы проводится контрольный диктант. Если в тексте диктанта встречаются слова на еще не изученные правила, их следует выписывать на доску.

При проведении контрольного диктанта учитель прочитывает весь текст выразительно, медленно. Выясняет, что непонятно. Далее он диктует текст по отдельным предложениям в соответствии с произносительными нормами русского языка. Чтение должно быть достаточно громким и внятным, но не подсказывающим. Темп чтения - равномерный. После записи всего текста учитель прочитывает его целиком. Ученики следят по тетрадям проверяя написанное. Далее выполняется задание к тексту.

Выборочные диктанты позволяют за короткое время повторить большой объем

материала. Учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной

орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Несколько примеров анализируется коллективно, далее класс выполняет работу самостоятельно. Со слабоуспевающими школьниками учитель работает индивидуально. К диктанту могут быть предложены дополнительные задания (выдели корень, укажи род, падеж и т.п.). Данный вид диктантов позволяет выявить, насколько осознанно школьники усвоили материал и проводится, когда тема достаточно закреплена.

Зрительные диктанты основаны на зрительном восприятии текста. Текст записывается на доске, школьники анализируют орфограммы, распознают слова на изучаемые правила. Текст закрывается. После записи под диктовку сами проверяют текст. Письмо по памяти требует от учеников предварительного заучивания. Перед написанием объясняются трудные орфограммы, знаки препинания, правописание слов на неизученные правила. Далее текст закрывается и записывается учащимися по памяти.

После записи текст открывают, дети сличают свои записи с написанным на доске. Такой вид диктантов развивает память и орфографическую зоркость.

Особенность предупредительного диктанта состоит в том, что ошибки как бы

предупреждаются до записи текста. Учитель читает текст по предложениям. Учащиеся повторяют предложение и объясняют, как надо писать те или иные слова. Школьники воспринимают текст на слух, выделяю трудные в орфографическом отношении слова и решают, как следует их писать. Этот вид диктанта целесообразно использовать на начальном этапе изучения правила.

При проведении объяснительного диктанта объяснение трудных слов дается после

записи. Он проводится, когда учащиеся достаточно хорошо усвоят тему и могут

самостоятельно применять правила на практике.

В процессе <творческих диктантов учащиеся практикуются в замене одних

грамматических форм другими (ед. ч. вместо мн. ч. и т.п.) или упражняются в умение вставлять в текст какую либо грамматическую категорию (прилаг., сущ., и т.п.). Последний вид работы требует предварительной подготовки.

Тексты свободных диктантов более объемные, но несложные по содержанию и легко распадаются на логически законченные части. Текст не читается целиком. Учитель диктует каждую часть два раза, затем учащиеся пишут так, как запомнили. Учитель напоминает им, что желательно сохранить в тексте слова с изучаемой орфограммой.

Свободный диктант проводят перед контрольным, когда изучаемый материал достаточно хо редложений способствует не только совершенствованию навыков грамотного письма, но и развитию, он предлагает детям пересказать отрывок. Данный вид диктантов хо

рошо усвоен. После того, как учитель прочитает часть диктанта, состоящую из 3 - 4 предложений способствует не только совершенствованию навыков грамотного письма, но и развитию, он предлагает детям пересказать отрывок. Данный вид диктантов речи.

© 2010-2022