Урок русского языка «Двойная роль букв е, ё, ю, я»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Видеоуроки
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе

Тема «Двойная роль букв е, ё, ю, я».

Цели и задачи урока:

  • дать понятие о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я, доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука; сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;

  • продолжить формировать навык транскрибирования; устойчивость внимания;

  • воспитывать внимательное отношение к языковым явлениям.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, таблица.

I. Организационный момент

1. Приветствие, проверка готовности к уроку, запись темы.

II. Проверка домашнего задания

З/е: упр. 214, 216.

III. Актуализация знаний и умений

1. Синтаксическая разминка

З/е: дать его устную характеристику, начертить схему предложения.

Белые снежинки падают на землю, и все вокруг застилается мягким покрывалом.

2. Блиц-опрос

  • Какой раздел науки о языке мы изучаем?

  • Что изучает «Фонетика»?

  • В какой речи используются звуки?

  • А в письменной речи?

  • Подберите синоним к слову «алфавит» (азбука).

3. Тренировочный словарный диктант

З/е: объяснить правописание изученной орфограммы.

Помощник, письменный, скворечник, каменщик, тоньше, чтобы, барабанщик, конечно, скучный.

Карточка для самостоятельной работы

З/е: списать, выделить орфограмму.

  • Надо ли писать ь?

Мен...ше, кон...чить, луч...ше, вскол...зь, воз...мём, пустяч...ный, вос..милетка, руч...ной, сел...дь.

IV. Формирование новых понятий

1. Наблюдение

З/е: записать транскрипцию слов:

Ель -  йэл елка -  йолка юла -  йула яма -  йама

Вьюга - в йуга

  • Какую же двойную роль выполняют буквы е, ё, ю, я?

2. Работа с таблицей «Двойная роль букв е, ё, ю, я» (стр. 97)

  • Если буквы е, ё, ю, я стоят между согласными, они обозначают один звук и указывают на мягкость предыдущего согласного.

  • Если буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова, после ъ и ь, после гласной, они обозначают два звука.

3. Первичное закрепление

Выборочный диктант

З/е: записать слова в 2 столбика: 1 звук и 2 звука

Вьюн, еда, съемка, рюмка, полет, еж, поезд, пьет, честь.

V. Формирование умений и навыков

1. Слуховой тренировочный диктант

З/е: ученики на пальцах показывают, сколько звуков они слышат: два или один; затем записывают

в транскрипции данные слова.

Друзья, рюкзак, успех, подъём, пою, лён, стулья, ельник, хлеб, енот, полет, польёт.

2. Обучающая игра «Диктант-молчанка»

Два человека у доски

З/е: решить, сколько звуков обозначают данные буквы и записывают слова в два столбика.

На рисунках изображены: листья, ягоды, ключ, утенок, заяц, медведь, мяч, яблоко, ёж, берёза, лейка, юла, ёлка.

3. Упражнение - загадки

З/е: отгадать слово, записать его, подчеркнуть орфограмму, определить, сколько букв и звуков в словах.

  1. Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)

  2. В каких словах встречается буква-колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка, ель)

  3. Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна)

  4. Куда осенью улетают птицы? (на юг)

  5. Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь)

  6. Если б не было его, не сказал бы ничего (язык).

4. Тест по теме «Фонетика»

  1. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука:

а) мера; б) вьюга; в) метель; г) ёж; д) мёд; е) Яша; ж) ряд.

  1. Какие из указанных букв названы неверно:

а) п «пэ»; б) х «хэ»; в) ж «жэ»; г) н «нэ»; д) д «дэ»; е) к «кэ».

  1. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:

а) семя; б) вьюга; в) люк; г) полёт; д) каюта.

  1. Какие из данных согласных являются звонкими:

а) ц; б) з; в) р; г) х; д) в.

  1. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся ы, я, ю. Какие из данных слов отступают от данного правила:

а) брош…ра; б) сч…стье; в) ч…до; г) ч…ща; д) ж…ри.

VI. Итог урока

1. Рефлексия

  • Оцените нашу работу на уроке. Что нового узнали? С какими трудностями столкнулись?

2. Комментирование оценок

VII. Домашнее задание.

Выучить теоретический материал по теме урока на стр. 94, 95.

Выполнить упр. 221 на стр. 98 , повторить правила.




© 2010-2022