Одна и две буквы -н-в наречиях на -о и -е, образованных от прилагательных

Одна и две буквы -н- в наречиях на -о и -е, образованных от прилагательных. Тема: Одна и две буквы н в наречиях на –о, -е. Цели: Познакомить учащихся с правилом правописания н-нн в наречиях на –о,-е. Задачи: Образовательные: ·         повторить правила правописания приставок не и ни в отрицательных наречиях; ·         формирование умения правильно подбирать прилагательное, от которого образовано. ·         Развивающие: ·         развивать творческие способности учащихся; ·         расширять слов...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Одна и две буквы н в наречиях на -о, -е.

Цели: Познакомить учащихся с правилом правописания н-нн в наречиях на -о,-е.

Задачи:

Образовательные:

    • повторить правила правописания приставок не и ни в отрицательных наречиях;

    • формирование умения правильно подбирать прилагательное, от которого образовано.

  • Развивающие:

    • развивать творческие способности учащихся;

    • расширять словарный запас учащихся за счёт употребления в речи наречий.

  • Воспитательные:

    • воспитывать интерес к изучению предмета.

  • Вид урока: объяснение нового материала.


ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

-Знаете ли вы место на земном шаре, где люди ходят по воде, не замочив ног?

-Это Россия. а это чудо рядом с нами - снег. Привычный, обычный, он таит в себе волшебную силу превращения: из капельки воды рождается снежинка, которая скрывает в себе возможность дальнейших изменений. Сегодня мы с вами будем вести разговор о необычных тайнах обычных слов. Запишем в тетрадь тему урока.

2. Актуализация опорных знаний

- Не или ни?

Нигде, неоткуда, нисколько, ниоткуда, негде, ничуть, никуда, несколько, нимало, никуда.

3. Мотивация. Сообщение темы и целей урока.

Перед нами отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч»:

Одна и две буквы -н- в наречиях на -о и -е, образованных от прилагательных.

В обоих предложениях употреблены наречия, но в первом предложении наречие написано с одной буквой -Н-, а во втором - с двумя буквами -НН-.

Давайте проанализируем, почему в наречиях пишется -Н- и -НН-.

В предложении «Хорь присел на скамью и, преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мною в разговор» наречие «преспокойно» образовано от прилагательного «преспокойный», которое пишется с -Н-.

В предложении «Он, казалось, чувствовал свое достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных своих усов» наречие «медленно» образовано от прилагательного «медленный», которое пишется с -НН-.

- Давайте сформулируем тему урока.
- Чем мы должны будем овладеть, чтобы не сделать ошибок?

- На этом уроке изучим правила правописания -Н- и -НН- в наречиях на -о, -е.

Обратим внимание на примеры.

- Сформулируйте правило правописания -Н- и -НН- в наречиях на -о,е: Одна и две буквы -н- в наречиях на -о и -е, образованных от прилагательных.

4. Работа над темой урока

- А теперь откройте учебники на странице 151 и проверим верно ли мы сформулировали правило.

Работа у доски.

- Образуйте от прилагательного наречение, объясните выбор одной или двух букв -н-.

Мужественный (мужественно), интересный (интересно), излишний (излишне), безвкусный, безоблачный, безветренный, бесстрашный, доблестный, осенний, безвредный, гуманный.

- Подберите к прилагательным однокоренные наречия и запишите одновременно словосочетания «глагол+наречение». Обозначьте условия выбора н и нн в нречиях.

Глядеть, грустный (грустно глядеть); мужественный, сражаться (сражаться мужественно); дружелюбный, взглянуть (взглянуть дружелюбно); пристальный, посмотреть (посмотреть пристально); глядеть, внимательный (внимательно смотреть).

5. Закрепление нового материала.

- Выполнение упражнения 205 на стр 151

- Запишите предложения, выполните синтаксический разбор предложения. Назовите виды орфограмм, которые знаете.

Петя заблудился в лесу, но нисколько не испугался. (пов., невоскл., простое, двусост., распр., осложн. однородными членами предложения);

Мальчик решил ждать, когда наступит утро. (пов., невоскл., сложное)

Дни еще теплы и по-осеннему ласковы, но по ночам стоят холода, и земля гулко звенит под ногами (пов., невоскл., сложное)

6. Подведение итогов урока.

- В каких случаях прилагательные пишутся с одной буквой -н-, а в каких с двумя -нн-? Приведите примеры.

- Когда мы пишем одну букву -н-, а когда две -нн- в наречиях на -о, (-е) образованных от прилагательных?

7. Домашнее задание

- Объяснение домашнего задания

§27, выучить правило, упр 26

Источники:

  1. Видеоурок Знайка.ру: znaika.ru/catalog/7-klass/russian/Odna-i-dve-bukvy-N-v-narechiyakh-na--O,--E

  2. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2010.

© 2010-2022