Урок развития речи в 5 классе «Рассуждение»»

Урок получения новых знаний по теме «Рассуждение». На первом этапе урока - повторение основных характеристик изученных типов речи (работа с конструктором таблиц « Виды текстов»). На втором этапе урока - работа с текстом, рассмотрение строения текста, вывод о строении текста-рассуждения. выполнение практической части урока: восстановление текста-рассуждения, редактирование.Повторение изученного материала, обобщения и выводы на основе упражнения «Лови ошибку» и техники «Незаконченные предложения«О...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи. Рассуждение.

Казакова Светлана Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ лицей №2, город Бугульма, РТ

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цели урока:

  1. Активизировать знания учащихся о рассуждении как о типе текста.

  2. Ознакомить со структурой рассуждения.

  3. Развивать умение находить структурные элементы рассуждения и создавать высказывания самостоятельного характера.

Ход урока.

Учитель. Знаете ли вы, что кошки помогали ученым совершать полезные человечеству открытия: например, одна из них помогла изобрести йод, случайно опрокинув колбы с разными веществами и смешав их!

Послушайте два текста. Чем они различаются?

1. Голова у кошки круглая. На голове торчат небольшие чуткие ушки. Глаза как будто расколоты посередине. Эта узкая щель расширяется в темноте, что помогает кошке лучше видеть.

Все тело кошки мягкое, гибкое. Хвост длинный и пушистый. Ноги короткие, но сильные. Каждый палец вооружен острым выгнутым когтем. Кошка умеет сделать свою лапу бархатной. Она ловко прячет когти, чтобы не притупились. Ходит на пальцах, но когтями по полу не стучит.

(К. Ушинский)

2.Лев-царь зверей. Говорят, оттого его так называют, что он может смотреть на солнце. Но это могут и все другие кошки: так их глаза устроены. Просто вид у льва уж очень величественный царственный. Ни на кого он прямо не смотрит, а все куда-то гордо вдаль. Словно вас и не замечает. И ревет так грозно, как никто из зверей. Не рев, а гром небесный.

(И. Акимушкин)

(Два текста различаются тем, что первый описывает физический портрет кошки, отвечая на вопрос: какая она, кошка? - гибкое тело, когти. Второй текст отвечает на вопрос: почему льва называют царем зверем? Это два разных типа текста: описание и рассуждение). Сегодня мы будем учиться рассуждать и доказывать свое утверждение.

Учитель. Какова же тема нашего урока развития речи? (рассуждение как тип речи).

Но вначале вспомним характеристики уже изученных типов речи (частичная работа с конструктором таблиц «Виды текстов»).

Урок развития речи в 5 классе «Рассуждение»»

1. Учитель. Запишем небольшой текст.

В море много рыб и животных.

Транзитных косаток называют настоящими убийцами. В их рационе другие дельфины, киты, ластоногие, каланы, морские львы. Есть свидетельства, что косатки нападают на оленей и лосей, которые переплывают небольшие каналы.

Не случайно косаток считают опасными морскими млекопитающими.

Учитель. Выразительно прочитайте текст. Этот текст представляет собой рассуждение. Как он строится?

Найдите вступление (первое предложение).

Найдите тезис, т.е. утверждение, которое нужно доказать. (Косаток называют настоящими убийцами)

Найдите два доказательства - обоснования этого тезиса. Все два доказательства отвечают на вопрос: почему именно косаток называют настоящими убийцами?

Найдите вывод из рассуждения.

2. Учитель. Этот небольшой текст поможет нам понять, как строится рассуждение. Запишите схему построения рассуждения.

Урок развития речи в 5 классе «Рассуждение»»

Если вы хотите в чем-то убедить своего собеседника, то ваша речь должна быть построена в форме рассуждения.

Практическая работа.

Учитель. Восстановите текст рассуждения, расположив предложения в правильном порядке: сначала тезис, затем аргументы и в конце - вывод. Объясните орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания (ученики работают в готовых бланках).



  1. Человек, еще не …делавший ни шагу по земле и только начинающий лоп…тать, неуверенно и ст…рательно складыва…т по слогам «ма-ма» и смеется счас…ливый.

  2. Что может быть на свет… св…щеннее имени матери!

  3. Все самые дорогие св…тыни названы и оз…рены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

  4. Хлеб…роб, поч…рневший от бе(с,сс)онной работы, прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же темной земли, довольно р…дившей и ржи и пшеницы, благодарно произносит спасибо кормилица - мать…

(В. Каратаев)



Сначала найдите предложения, содержащие тезис и вывод.

Тезис заключается в предложении № …

Аргументы - в предложении № …

Вывод - в предложении № …

А теперь распределите номера предложений в нужном порядке…

Сверьте с эталоном.

Эталон



  1. Что может быть на свете священнее имени матери!

  2. Человек, еще не сделавший ни шагу по земле и только начинающий лопотать, неуверенно и старательно складывает по слогам «ма-ма» и смеется счастливый.

  3. Хлебороб, почерневший от бессонной работы, прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же темной земли, довольно родившей и ржи, и пшеницы, благодарно произносит: « Спасибо, кормилица - мать…»

  4. Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

(В. Каратаев



Тезис заключается в предложении № 1

Аргументы - в предложениях № 2,3

Вывод - в предложении № 4

)

Физминутка

Учитель. Редактирование текста: связующие слова и предложения. Прочитайте текст (текст дан без связующих слов и предложений)

Странное имя

Однажды в жаркий день я увидел над рекой множество крохотных бабочек. "Поденка", - сказал знакомый лесник. "Что за странное название?" - подумал я и спросил у своего спутника, не знает ли он, почему так назвали этих легкокрылых бабочек.

(Оказывается) Это имя дали не случайно. (Во - первых) Поденка живет всего один день. Появится из личинки, покружится над водой опустится на нее, отложит яички - и погибает. (Во - вторых) У нее даже рта нет. За свою короткую жизнь она не успевает проголодаться.

" Да, точное имя у этой беззаботной крохи", - подумал я.

Учитель. В этом отрывке есть все элементы рассуждения: тезис, аргументы, вывод, но выделить их сразу сложно. Для того, чтобы мы лучше воспринимали структуру рассуждения, существуют связующие предложения и обороты.

  • После предложения, которое содержит тезис, можно вставить фразы «докажем это», «это объясняется следующим» или риторический вопрос «почему»

  • Если в рассуждении содержится несколько аргументов, то их модно отделить друг о друга вводными словами: «во-первых», «во-вторых».

  • А перед предложением, содержащим вывод, можно употребить «следовательно», «итак».

Учитель. Вернемся к конструктору таблиц «Виды текстов», заполним колонки о рассуждении. Сделаем вывод.

Урок развития речи в 5 классе «Рассуждение»»

Учитель. «Лови ошибку!»

Прослушайте утверждение и заполните таблицу, поставив + или - в клеточку, соответствующую номеру задания.Урок развития речи в 5 классе «Рассуждение»»

1.Текст - это два или несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

2.К книжным стилям относятся: научный, официально - деловой, разговорный, публицистический.

3.Мы сообщаем научные сведения в тексте художественного стиля.

4.Тема - это то, о чем говорится в тексте.

5.Идея - это то, ради чего создаётся текст.

6.В описании говорится о последовательных действиях.

7.В рассуждении говорится о причинах свойств и явлений.

8.В повествовании говорится об одновременных признаках.

9.Микротема - это содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью

10. По количеству абзацев нельзя определить количество микротем.

№ утверждения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Твой ответ



Эталон




Учитель. Прочитайте текст.

К 1997 году в Интернете насчитывалось около 10 миллионов компьютеров, было зарегистрировано более 1 миллиона доменных имён. Интернет стал очень популярным средством для обмена информацией.Урок развития речи в 5 классе «Рассуждение»»

Всемирная сеть стала неотъемлемой частью жизни в развитых и развивающихся странах.

Саша считает, что в эпоху Интернета и телевидения можно совершенно спокойно обойтись без чтения книг. Согласен ли ты с ним? Аргументируй своё мнение. Напиши сочинение-рассуждение (работу учащиеся заканчивают дома).

Выводы по уроку (учителем используется техника «Незаконченные предложения»)

Для меня самым главным на уроке было…, потому что…

Если бы человечество не знало о…, то…

Мне показалось, что на занятии…, так как…


© 2010-2022