Разработка урока литературы для 6 класса Уроки нравственности в Притче о блудном сыне

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока литературы для 6 класса Уроки нравственности в Притче о блудном сынеРазработка урока литературы для 6 класса Уроки нравственности в Притче о блудном сынеТема: Уроки нравственности в «Притче о блудном сыне»

Цель: развить интерес к Библии, как к источнику мудрости и образцу нравственного поведения; осмысление нравоучения «Притчи о блудном сыне» ; обсудить феномен прощения, как проявления настоящей любви; показать воплощение христианского сюжета в живописи; отработать навыки сравнительного анализа.

Тип урока: изучение нового

Методы: словесный, частично-поисковый.

Оборудование: репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», видеозапись мультфильма «Притча о блудном сыне», учебное пособие, фломастеры, ватманы, карточки с заданиями, листы оценивания.

Эпиграф

Почитай отца своего и мать свою,

чтобы продлились дни твои на земле.

(из Евангелие)

Ход урок.

1.Оргмомент 1 мин

Создание коллаборативной среды.

Круг радости ( Возьмемся за руки. Мы с вами вместе - одна большая дружная семья, а значит должны любить и уважать друг друга. Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева. Подарите друг другу улыбки)

2.Проверка домашнего задания 3 мин

Слово учителя.

- Я тоже надеюсь, что сегодняшний урок станет и интересным, и познавательным, и очень ценным для вас. И тему сегодня мы обсудим очень интересную. Но мы с вами знаем, одно очень хорошее правило: прежде, чем к новому переходить, ( продолжают дети) нужно..старое повторить.

- А пока напомните мне, пожалуйста, какой раздел литературы мы начали с вами изучать? (Библейская мифология)

Вспомнить некоторые вопросы прошлых тем нам поможет задание

«Соотнеси колонки»

Библия

признание своих ошибок, покаяние, добровольное признание в ошибке, совершенном проступке

Заповедь

повествование о сотворении мира и человека

Завет

собрание древних священных текстов

Исповедь

чувство моральной ответственности за свое поведение, нравственные принципы, взгляды, убеждения

Раскаяние

отплата, кара

Совесть

договор между Богом и людьми

Возмездие

чувство сильного смущения от сознания предосудительности своего поступка перед людьми

Стыд

рассказ о жизни и учении Христа

Новый завет

откровенное признание, раскаяние

Ветхий завет

повеление, которое надо безоговорочно исполнять

- Подчеркните термины, которые относятся к Библейской мифологии и о которых мы говорили на предыдущем уроке? (библия, завет, заповедь, ветхий завет, новый завет)

- Какие слова не вошли в данную группу? ( возмездие, раскаяние, совесть, исповедь, стыд)

- А как они связаны с темой нашего урока? ( они все связаны со словом «нравственность»)

- А что такое «нравственность»?

Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми обладает человек.

3.Работа с эпиграфом 2 мин

- Обратите внимание на эпиграф « Почитай отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле» - откуда эти строки? ( одна из заповедей)

- О чем эти слова? Какие мысли они у вас вызывают? ( Эти слова о любви к родителям, уважении, о чувстве долга перед ними, о семье)

- Продолжите ассоциативный ряд: СЕМЬЯ- это… ( Единство, любовь, взаимопонимание, взаимопомощь, спокойствие, дети и родители, близость интересов)

- Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей?

( ответы детей)

- Думаю, теперь самое время обратиться к новой теме. Запишите ее в рабочие тетради.

Словарная работа 5 мин

- Значение каких слов вам в теме урока не очень понятно? ( Что такое притча)

- Куда мы обычно обращаемся за разъяснением незнакомого слова? ( к словарю)

- У нас есть словарь литературоведческих терминов. Найдем в нем слово «притча» ( стр 332)

Притча- маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали и прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из неё сам.

- А как вы понимаете смысл слова «блудный», подберите к нему однокоренные слова?

- А как вы понимаете слово «блудный», подберите к нему однокоренные слова ( блуждать, заблудиться )

Блудный - старинное слово, означающее «заблудший», совершивший ошибку, впавший в заблуждение.

Работа по теме урока

- Вот сейчас я вам предлагаю познакомиться с «Притчей о блудном сыне»

Просмотр мультфильма «Притча о блудном сыне»- 4 мин

Самостоятельная работа 15 мин ( создание кластеров )

1 пара

- Ещё раз прочтите внимательно притчу и перечислите действия ( подчеркните все глаголы) младшего сына, в которых выразилось его оскорбление отцу.

- Как повёл себя младший сын, который бросил старого отца?

- К чему же привела его жизнь на чужбине, жизнь, в которой не осталось места отцовым заповедям?

- Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Только ли голод стал причиной возвращения?

- Как относится младший сын к заповеди «Почитай отца своего и мать…»?

2 пара

- Ещё раз прочтите внимательно притчу и перечислите действия отца ( подчеркните все глаголы ), в которых выразилось его прощение сыну.

- Как проявилась любовь отца к сыну?

- Как вы понимаете слова отца: «Этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся»?

- Какой момент в притче является кульминационным?

3 пара

- Ещё раз прочтите внимательно притчу и перечислите действия ( подчеркните все глаголы) старшего сына, в которых выразилось его обида к отцу.

- У нас есть еще один персонаж - старший сын. Как он ведёт себя?

- Как вы оцениваете действия старшего сына?

(Во время работы обучающихся над созданием кластеров, включить музыкальное сопровождение)

Защита кластеров.

1 пара

Примерный ответ.

Действия младшего сына ( младший сын сказал, дай, взял, отправился, жил весело, не отказывал ни в чем, не осталось, нанялся, голодал, опомнился и сказал, пойду и скажу, согрешил, прости и прими)

( Младший сын нарушил заповедь «Почитай отца своего. По обычаям того времени, именно младший сын должен был опекать родителей в старости. Но он уходит, нарушает этот закон. Отец был жив, а наследство принято делить лишь после смерти. Младший сын нарушил и этот закон. Жизнь на чужбине привела его к нищете и голоду. Он осознал свой грех, раскаялся в нём, понял, что недостоин называться сыном своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы его наёмником в числе других, не требуя больше ни отцовской любви, ни благ, т.к. посчитал себя недостойным их. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед родными ведут его домой)

Учитель подводит итог выступления 1 пары

- Но несмотря ни на что, отец простил своего сына. Почему он это сделал?

(карточка «любовь» на доску)

2 пара

Примерный ответ.

Действия отца ( отец увидел, побежал, обнял, поцеловал, приказал, принесите, оденьте, дайте, заколите, станем пировать и веселиться)

( Отец долго страдал от разлуки с сыном и когда увидел его, с радостью принял в свои объятия и даже устроил пир в честь его возвращения. Отец опять оказался мудр: ни слова упрёка, ни нравоучений. Он понимает, что урок, данный сыну жизнью, не прошёл даром. Для отца сын был «мёртв», потому что забыл заповеди Господни и вёл распутную жизнь. Теперь же он осознал свой грех, покаялся и ожил. Сцена возвращения сына является кульминационной)

Учитель подводит итог выступления 2 пары

- Так в чем же проявилась любовь отца к сыну? ( в прощении)

( карточка «прощение» на доску)

3 пара

Примерный ответ.

Третья пара зачитывает свои записи ( старший сын был в поле, возвратился, услышал, спросил, рассердился, не захотел войти)

( Старший сын не радуется за младшего брата, он забыл, что они одна семья. В нем нет любви к брату, а есть только обида и еще зависть. Он не умеет прощать.)

Учитель подводит итог выступления 3 пары

- Можно ли назвать его хорошим человеком?

- А теперь давайте запишем в тетрадях. «Для того, чтобы быть хорошим человеком, нужно уметь любить, прощать и уважать других людей.»

(карточка «уважение» на доску).

Работа с картиной «Евангельские мотивы в искусстве» 7 мин

- Перед вами, ребята, картина голландского художника Харменса Ван Рейн Рембрандта, ставшая настоящим мировым шедевром. Какой момент запечатлен на полотне?

- Сцена возвращения блудного сына (кульминационный момент) всегда привлекала живописцев. Как художник изобразил этот момент?

- Что вы видите на картине? Опишите ее.

( На переднем плане картины - полуслепой старик. К нему прильнул стоящий на коленях молодой человек в грязном рубище. Стертые ступени и развалившиеся башмаки несчастного скитальца рассказывают о его долгом и трудном пути. Это путь возвращения к дому, к раскаянию. Опущенное долу лицо, покорность и смирение свидетельствуют о том, что он искренне и глубоко раскаивается. Свои слабые руки отец положил на плечи измученному бродяге. Лицо старика выражает бесконечную доброту. Теплые, грустные глаза наполнены любовью к сыну. Глаза отца, выражение лица, поза - все говорит о прощении. Отец и сын молчат, даже не смотрят друг на друга, но они близки безмерно. Близки благодаря всепрощающей любви отца и силе раскаяния сына)
- Обратите внимание на характерную особенность картины: художник поместил фигуры отца и сына на стыке реального и живописного полотна. Создается впечатление, что они одновременно и на картине и в реальной жизни.

Так художник подчеркнул: тема блудных детей будет волновать не одно поколение людей.

Сравнительный анализ 5 мин

Диаграмма Венна

Сын бросился перед отцом на колени и спрятал лицо;

Лицо отца печально, он слегка обнимает сына;

Старший сын присутствует при этой встрече.

Отец побежал навстречу сыну;

Отец бросился ему на шею, обнимал и целовал его;

Они пируют и веселятся;

Старший сын был в поле.



Итог урока 2 мин

- Обратите внимание на слово «урок» в теме нашего урока.

- Какие же уроки мы извлекаем, читая притчу?

- Как мы видим, притча о блудном сыне очень символична, содержит в себе глубокий смысл, касающийся всякого человека на земле. В жизни человека много таких ситуаций, в которых он проживает путь блудного сына - заблуждения (греха), удаления от Истины, страдания, покаяния и возвращения к Отцу. Человек может оступиться, ошибиться, но важно, чтобы он, поняв свои ошибки, раскаялся и больше их не совершал. А еще вы заметили, что с раскаянием рядом ходят любовь и прощением. Когда мы любим и прощаем других, наше счастье умножается, наши отношения с людьми обретают гармонию.

Рефлексия

Синквейны

1 группа 2 пара

Отец Сын

Мудрый, добрый Младший, блудный

Принимает, понимает, прощает Ошибается, осознает, раскаивается

Отец глава семейства Почитай отца своего

Любовь Скиталец

Домашнее задание Мини-сочинение «Какой след оставила в моей душе «Притча о блудном сыне».









Приложение 1

Лист самоконтроля

Фамилия, имя ученика ______________________________________________

Вид задания

Количество баллов ( 0-5) баллов

1.«Найди соответствие» ( самооценка)

2. Создание кластера ( взаимооценка)

3.Работа с картиной

4.Диаграмма Венна

5.Синквейн

Приложение 2

«Соотнеси колонки»

Библия

признание своих ошибок, покаяние, добровольное признание в ошибке, совершенном проступке

Заповедь

повествование о сотворении мира и человека

Завет

собрание древних священных текстов

Исповедь

чувство моральной ответственности за свое поведение, нравственные принципы, взгляды, убеждения

Раскаяние

отплата, кара

Совесть

договор между Богом и людьми

Возмездие

чувство сильного смущения от сознания предосудительности своего поступка перед людьми

Стыд

рассказ о жизни и учении Христа

Новый завет

откровенное признание, раскаяние

Ветхий завет

повеление, которое надо безоговорочно исполнять

Приложение 3.

Вопросы и задание к тексту.

1 пара

- Ещё раз прочтите внимательно притчу и перечислите действия ( подчеркните все глаголы) младшего сына, в которых выразилось его оскорбление отцу.

- Как повёл себя младший сын, который бросил старого отца?

- К чему же привела его жизнь на чужбине, жизнь, в которой не осталось места отцовым заповедям?

- Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Только ли голод стал причиной возвращения?

- Как относится младший сын к заповеди «Почитай отца своего и мать…»?

Вопросы и задание к тексту.

2 пара

- Ещё раз прочтите внимательно притчу и перечислите действия отца ( подчеркните все глаголы ), в которых выразилось его прощение сыну.

- Как проявилась любовь отца к сыну?

- Как вы понимаете слова отца: «Этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся»?

- Какой момент в притче является кульминационным?

Вопросы и задание к тексту.

3 пара

- Ещё раз прочтите внимательно притчу и перечислите действия ( подчеркните все глаголы) старшего сына, в которых выразилось его обида к отцу.

- У нас есть еще один персонаж - старший сын. Как он ведёт себя?

- Как вы оцениваете действия старшего сына?

Приложение 4.

СЕМЬЯ



Приложение 5



Приложение 6

Синквейн

Кто?

Какой? ( два прилагательных)

Что делает? ( три глагола)

Одно предложение

Синоним к первому слову









© 2010-2022