Урок русского языка в 6 классе по теме Правописание Н и НН в именах прилагательных, образованных от существительных

Работа на уроке построена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Использован материал учебника русского языка для 6 класса под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. Подход к изучению новой темы осуществляется через обращение к уже известному шестиклассникам орфографическому материалу в разделе "Имя прилагательное" , что мотивирует учащихся к дальнейшей работе. Значительное место в уроке отводится исследовательской работе школьников. Помимо решения предметных и метапредметных задач на уроке ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31»















Сценарий урока

русского языка в 6 классе

по теме

«Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных, образованных от имен существительных»







Разработала

учитель русского языка

и литературы

Астанина Мария Владимировна



Курск

2013 г.

Сценарий урока

Тема урока: Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных, образованных от имен существительных

Класс: 6

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: - создать представление о тех группах слов, в которых есть суффиксы -ан- (-ян-), -онн- (-енн-), -ин-, -н-;

- осмысливать значение этих суффиксов, дифференцировать их;

- сознательно употреблять при письме соответствующие слова;

- развивать навыки работы с орфографическим словарем;

- развивать умение строить устное монологическое высказывание, анализировать и редактировать написанное

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие; дается установка: «Все, что мы делаем на уроке, полезно, важно, ведет к успеху в жизни, поэтому работаем активно и осознанно».

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося

Учитель говорит о продолжении работы с грамматическим материалом - раздел «Имя прилагательное»

- Какая часть речи является предметом нашего разговора в последнее время? (имя прилагательное)

- Важная ли это часть речи и в чем (если так) заключается ее важность? (помогает описать предмет, создать яркий образ в функции эпитета)

- А трудная ли она в правописании? (вспомним сложные имена прилагательные)

У доски работают 3 человека. Сначала выполняют каждый свое задание, потом помогают друг другу (см. Приложение)

  1. Раскрыть скобки в сложных именах прилагательных.

  2. Преобразовать словосочетания сущ + сущ в сущ + прил (в случае затруднения можно привести пример)

  3. То же, что и 2, но другой суффикс.

Пока проверим написания в 1 столбике. Правильно ли раскрыты скобки? Есть ли у вас вопросы? Тот, кто работал у доски, может прокомментировать свою работу (выборочно, остальное по необходимости и по желанию)

Мы еще проанализируем словосочетания во 2 и 3 столбиках с точки зрения правильности их написания. Но сначала рассмотрим их в другом аспекте.

- от какой части речи образованы прилагательные в них?

(сущ.)

-каким способом? (суффиксальным) одинаковы ли эти суффиксы? (нет)

-какая орфографическая трудность есть во всех этих суффиксах? (Н и НН)

-а в первом столбике есть ли данная орфограмма? Обозначьте ее.

- может ли это стать материалом для урока? Сформулируйте тему, учитывая данные сейчас ответы. (Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных, образованных от имен существительных)

Составляют высказывание на лингвистическую тему,

отвечают на вопросы


Решают орфографические задачи, работают в паре. Осуществляют распределение функций в паре, взаимоконтроль.


Дают ответ, осуществляют самопроверку, делают вывод. Выборочно комментирует работу, создавая высказывание на лингвистическую тему.

Отвечают на вопросы, проводят аналитическую работу.



Формулируют тему.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления обучающимися правила написания н и нн в отыменных прилагательных

Сможем ли мы обосновать выбор Н или НН в суффиксах прилагательных без учебного пособия? (нет) Обратимся к учебнику (§23). Теоретический материал разделен на части (стр. 91-94). Просмотрите его и ответьте на вопрос: от чего зависит выбор Н или НН в суффиксах имен прилагательных? (после работы ученики называют суффиксы). Обратите внимание на разграничение суффиксов -енн- и -ян- (стр. 93 учебника). Выпишите суффиксы на доске и в тетради. Не забудьте про исключения!!! Это будет нашей опорой, подсказкой на сегодняшнем уроке.

Правописание Н и НН в разных частях речи - это орфографический айсберг. Чтобы не стать «Титаником», надо помнить про основание айсберга: часть речи и часть слова, диктующие основание для выбора написания.

Можно ли переходить к следующему этапу работы? (Нет, не проверена орфографическая работа).

Отвечают на вопросы, работают с теоретическим материалом, выбирают принципиальные позиции в теории, выписывают суффиксы, планируют деятельность, редактируют написанное


Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся; провести коррекцию

Прежде чем приступить к дальнейшей работе, выполним разминку (см. Приложение) Запишите словосочетания из «сна». Какое прилагательное имеет стилистическую окраску? (высоченное, разговорное)

Как следует действовать после знакомства с новым материалом? (закрепить) Что для этого можно сделать? (ученики предлагают свои варианты: выполнение упражнений, учитель диктует предложения и т.п.) Это будет самостоятельная работа или вместе с учителем? (все зависит от сложности вопроса, от уровня понимания теории).

Я думаю, что вы сами можете подобрать себе материал для закрепления. Два человека после предварительной работы продиктуют нам 3 предложения, выбрав их из параграфа учебника. Что вы будете учитывать при отборе материала? (суффиксы должны быть разными) Остальные будут пока работать с наглядным материалом: вам будут предложены пары изображений, на основе которых вы должны будете составить словосочетания прил + сущ, учитывая тему урока. Один человек работает у доски; в случае необходимости берет себе помощника.

«Учителя» диктуют отобранные предложения.

Завершить первичное закрепление можно работой с текстом (см. Приложение). Он поможет нам закрепить орфографический материал и расширить свой кругозор.

Проверим работу по эталону.

Если вы внимательные ученики, найдете среди названий картин «неправильное» с точки зрения темы урока.

Учитель говорит о причастии («освещенные»).

Выполняют физические упражнения, записывают по памяти словосочетания, объясняют и обозначают графически орфограмму, дают стилистическую оценку слову

Отвечают на вопросы, планируют деятельность.


Выполняют орфографическую работу, самостоятельно отбирают материал, составляют словосочетания, комментируют написанное, проводят само- и взаимоконтроль, оценку, работают индивидуально и в паре.


Диктуют предложения, проводят контроль и рефлексию.

Вставляют пропущенные слова в текст, записывают текст, объясняют правописание, работают с материалом Интернета, высказывают свое мнение о работах художников, проводят самоконтроль по эталону.

Анализируют слова в названиях, находят не соответствующее теме.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваиваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности). Домашнее задание.

Цель этапа: осознание обуч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса, понимание связи между материалом и ходом урока и выбором домашнего задания

Конечно, домашнее задание должно помочь усвоить учебный материал, но, как работать, выберите сами:

  1. Подобрать иллюстративный материал (по 2 предложения) к каждому пункту теории по теме урока.

  2. Составить логические ряды по принципу «4-й лишний»

  3. Творческая работа «Меню гурмана-отличника»: составить небольшой текст данной тематики, максимально плотно включив в него «съедобные» прилагательные с изученной орфограммой.

  4. Выполнить упражнение 234.

Урок заканчивается. Что вы должны унести с него (какие предметные знания)? Закончите фразу «Я сегодня молодец, потому что…». И второй вариант: «Мне предстоит еще постараться, чтобы…»

Выставление отметок.

Записывают домашнее задание.



Анализируют свою работу на уроке, ход урока в целом, оценивают свои успехи.

Осуществляют рефлексию по предложенной схеме.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)





ПРИЛОЖЕНИЕ

Орфографическая работа

  1. (Сельско)хозяйственная академия, (железо)бетонная конструкция, (длинно)ногий аист, (огненно)рыжий кот, (звуко)буквенный анализ

  2. Пуля из серебра (серебряная пуля), мяч из кожи (кожаный мяч), свистулька из глины (глиняная свистулька)

  3. Бычок из соломы (соломенный бычок), стол для обеда (обеденный стол), билет для экзамена (экзаменационный билет)

Физминутка

Была зимняя лунная ночь. Мы шли по длинной дороге. Увидели высоченное дерево. С него раздавалось соловьиное пение. Мы с удивлением повернулись к спутнику справа, потом слева: какие соловьи зимой? И поняли, что это сон. Проснулись, потянулись, сели на свои места и записали фрагменты сна по теме урока.

Словосочетания в картинках

Деревянная ложка, орлиный глаз, весенняя капель, государственный флаг, нефтяная вышка

Текст

Недавно мы с классом пос..тили виртуальную ____________ га..ерею. Нам удалось увидеть работы извес?ных русских художников. Соне понравилась картина Исаака Ильича _______________ «___________день в Сокольниках». Меня потр..сли «Ледя..ые горы»___________. Все ахнули, увидев «Лу..ую ноч? на Днепре» Архипа Ивановича_____________. Знаток истории Саша долго ра..матривал «Зас..дание ____________ Совета» Ильи Ефимовича Репина. Андрея заинт..ресовала картина __________«Екатерина Вторая на соколи..ой охоте». И все подумали о лете, когда увид..ли «Сосны, освещенные солнцем» Иван Ивановича____________.

(Недавно мы с классом посетили виртуальную картинную галерею. Нам удалось увидеть работы известных русских художников. Соне понравилась картина Исаака Ильича Левитана «Осенний день в Сокольниках». Меня потрясли «Ледяные горы» Ивана Константиновича Айвазовского. Все ахнули, увидев «Лунную ночь на Днепре» Архипа Ивановича Куинджи. Знаток истории Саша долго рассматривал «Заседание Государственного Совета» Ильи Ефимовича Репина. Андрея заинтересовала картина Валентина Александровича Серова «Екатерина Вторая на соколиной охоте». И все подумали о лете, когда увидели «Сосны, освещенные солнцем» Ивана Ивановича Шишкина.)

© 2010-2022