Памятка для сдающих ОГЭ в 2015 году

Памятка для сдающих ОГЭ по русскому языку в 2015 году 3. Художественные приемы: Метафора (чаще всего глагол или сущ.-глаза горят, блеск ума). Эпитет (всегда прилаг., или прич., или нареч.: фееричная луна, смотреть дивно, НО нельзя путать с олицетворением, это всегда глагол-луна грустит, олицетворить можно только предмет, который можно потрогать: камни молчат - олиц., пустота кричит - метафора). Инверсия обратный порядок слов (не: я купил красивую розу, а: купил я розу красивую). Антитеза - пр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Памятка для сдающих ОГЭ по русскому языку в 2015 году

3. Художественные приемы:

  1. Метафора (чаще всего глагол или сущ.-глаза горят, блеск ума).

  2. Эпитет (всегда прилаг., или прич., или нареч.: фееричная луна, смотреть дивно, НО нельзя путать с

  3. олицетворением, это всегда глагол-луна грустит, олицетворить можно только предмет, который можно потрогать: камни молчат - олиц., пустота кричит - метафора).

  4. Инверсия обратный порядок слов (не: я купил красивую розу, а: купил я розу красивую).

  5. Антитеза - противопоставление, контраст: день-ночь, деревня-город.

  6. Перифраз - описательный оборот, в синтаксисе он называется приложением: кто? лев, кто именно? - царь зверей (приложение, перифраз).

  7. Гипербола - преувеличение: нет в мире краше столицы, чем Москва.

  8. Умолчание - многоточие в конце предложения.

  9. Синекдоха - часть по целому и целое по части: отсель грозить мы будем шведу(многие шведы названы как один).

  10. Метонимия - перенос с материала на предмет (на серебре ел-то есть на посуде из серебра), с жителей на город (вся Москва вышла на демонстрацию, то есть жители ее), с автора на произведение (читал Пушкина-то есть не самого, а произведение).

  11. Анафора - единоначалие: два рядом стоящих предложения начинаются с одного и того же слова.

  12. Эпифора: два рядом стоящих предложения заканчиваются одним и тем же словом.

  13. Сравнение: бывает с помощью сравнительного оборота (как птица, словно гусеница, будто кекс), бывает с помощью слова похоже, бывает скрытое - творительным падежом (смотреть орлом, лететь птицей).

  14. Градация - расположение синонимов по возрастанию или убыванию смысла (от градус: шептать, говорить кричать).

  15. Парцелляция - разбивка предложения на куски, порции (Я знаю. Этого человека. Который несет. Книгу.).

  16. Синтаксический параллелизм - одинаковое построение двух рядом стоящих предложений: Самое главное в мире - любовь. Самое лучшее в мире - дружба. Я шел и шел, я карабкался и карабкался. Может быть и внутри одного предложения.

  17. Аллегория - иносказание: говорим- лиса, подразумеваем хитрого человека.

  18. Развернутая метафора - это прием, когда с помощью разных приемов создается образ одного предмета. Например, создадим образ вечера с помощью развернутой метафоры. Используем в ней гиперболу, эпитет, сравнение: Никогда в мире не было такого потрясающего вечера, похожего на купание в светлой реке времени.

4. Корни с чередованием: гар-гор(в значении тепла), зар-зор, клан-клон, твар-твор(утварь искл), раст-ращ-рос(искл: отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик, рост, росточек), скак-скоч (искл скакать и его формы),мак-моч, равн-ровн(искл равнина), бир-бер, дир-дер, тир-тер, пир-пер, мир-мер(в значении смерти), жиг-жег, стил-стел, блист-блест, кас-кос(в значении дотронуться), лаг-лож, плав-плов, а,я // им, ин (например внять-внимать, память-вспоминать).

Корни с проверяемыми гласными ( лесами-лес, деревьями-дерево).

Корни с непроверяемыми гласными (арбуз, картина, корзина, картонка).

Корни с удвоенными согласными ( касса, масса, Россия).

Корни с непроизносимыми согласными( лестница, грустно, чувствовать).

Корни со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова( зуб- зубы, пирожки- пирожочки).

4. Приставки: слитное, дефисное, раздельное написание приставок.

  1. зависят от ударения: НЕ-НИ, если можно подобрать пару, напр., НЕ у кого - Ни у кого;

  2. зависят от значения ПРЕ (=очень, пере, превосходство признака, напр преспокойно) и ПРИ (неполнота действия, напр., привстать, расположение вблизи, напр., пришкольный, присоединение, приближение., напр. приехать);

  3. неизменяемые (всегда пишутся одинаково, напр., пере, на, от ПРИСТАВКА С озвончается при произношении /Зделать/;

  4. приставки, зависящие от звонкости глухости первой согласной корня. Если она глухая, в них пишется С, напр., исчезать, расход, нисходить, бесстрашный, всходы. НЕ ПУТАТЬ: С может входить в корень всматриваться - С не приставка а часть корня. Если первая согласная корня звонкая, пишется З: взбираться, разбирать, избирать, беззаветно, низвергать, взгляд.

6.Правописание - Н и -НН в суффиксах различных частей речи

  1. Подчеркни все слова с Н или НН в зависимости от того, что нужно искать.

  2. Посмотри в задании, слово какой части речи тебе надо найти.

  3. Вспомни правило: Н пишется всегда в кратких причастиях (сделан), Н может писаться в крат прилаг (прекрасен) и нареч (беззвучно), (в них столько н, сколько в слове, от которого они образованы), в отглагольных прилаг.(они же причастия несовершенного вида без зависимых слов, напр., соленый, вареный), в прилаг. с суф. ан, ян, ин (запомни искл.: свиной, юный, ветреный, безветренный, деревянный, оловянный, стеклянный) НН пишется в полных страдательных причастиях (в них всегда есть приставка, напр., сделанный), отыменных прилаг. с суф. енн (напр. общественный), в наречиях (они всегда заканчиваются на -нно, напр., медленно), в отыменных прилаг., где одна н от корня, а другая от суф. (напр. туманный), в причастиях несоверш. вида с зависимым словом (напр. соленный в бочке).

6. Лексика и фразеология. Синонимы.Стилистически нейтральный синоним: слово, понятное и бомжу, и президенту. Например: глаголать (стилистически окрашенный, книжный синоним)-говорить(нейтральный синоним)-трепаться (стилистически окрашенный, просторечный, разговорный синоним).

7. Словосочетание.

  • Согласование: вопросы какой, чей,

  • управление: вопросы всех падежей, кроме имен. (кого, кому, о ком, кем),

  • примыкание: вопросы как, где, когда (примыкают только наречия).

ОБРАЗЦЫ: согл. в управл.: музыкальные звуки-звуки музыки, управл. в соглас. (при это делаем прилаг. из того слова, которое стоит НЕ в имен. Пад.) звуки (имен. падеж, оставляем) музыки (родит. падеж, переделываем) - музыкальные звуки, примык. в управл. бежать быстро-бежать с быстротой, управл. в примык. говорить с радостью - говорить радостно.

8. Предложение. Грамматическая основа - это подлежащее и сказуемое.

  • В назывном предложении есть только подлежащее, напр. Прекрасный вечер (подл). Если переставить, получается уже и подл, и сказ.: Вечер (подл) прекрасный.(сказ). ОБЯЗАТЕЛЬНО надо выписывать слова это, не, бы,ли, союзы и,а,но,если они соединяют однородные сказуемые или подлежащие. НЕЛЬЗЯ выписывать слова мне,ему, вот.В предложении со сказуемым НЕТ, НЕ БЫЛО, НЕ БУДЕТ выписываются только эти слова, в них нет подлеж.

  • Односоставные предложения бывают определенно-личными(вместо подлеж. можно подставить я,мы,ты,вы: Стучу.), неопределенно-личными(можно подставить он, она, они: Стучат), безличными (типа похолодает, светло, жаль, мне жарко, нужно идти, грохнуло, молчать).Полностью выписываются фразеологизмы-сказуемые: Он(подл) сует мне палки в колеса(все сказ). Я выражаю благодарность(=благодарю, это фразеологизм, все выписываем).

  • Виды сказ.:простое глагольное(ем), составное глагольное (начал есть, люблю есть), простое именное (вечер красивый), составное именное (я буду краток, он был радостный).

  • Виды подл.:имена собств.(имя, отчество, название), словосоч. с числит.: два человека(все подлеж),словосоч. со значением выделения (каждый из нас, большинство людей-оба слова подлеж., выписывать надо и слова: много,мало, несколько, один из них и тп).

9. Осложненное простое предложение

  1. Обособленное определение: выделенный запятыми причастный оборот, искать надо по слову, которое отвечает на вопрос ДЕЛАЮЩИЙ, СДЕЛАННЫЙ, ДЕЛАЕМЫЙ, ДЕЛАВШИЙ. Либо это прилаг., выделенное запятыми. Ветер, северный и холодный, рвал листья.

  2. Обособленное обстоятельство - выделенный запятыми деепричастный оборот или деепричастие, надо искать по словам, которые отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЯ, ЧТО СДЕЛАВ. Может быть выражено оборотами с предлогами благодаря, согласно, ввиду, в связи, вследствие, несмотря на и т.д.

  3. Уточняющий оборот отвечает на вопросы КАК ИМЕННО, ГДЕ ИМЕННО, КОГДА ИМЕННО, выделен запятыми. Вчера (когда), в шесть часов вечера(когда именно), к нам приехали гости.

  4. Сравнительный оборот присоединяется союзом как, словно, будто, нельзя его путать с придаточным, в сравнительном обороте НЕТ основы, после как НЕТ основы. Глаза блестят, как черешня.

  5. Приложение выделено запятыми, отвечает на вопросы всех падежей + слово именно. (Кто) Я, (кто именно) ученик 9 класса, иду на экзамен.

  6. Обращение выделено запятыми, называет того,к кому обращаются. Ты, ученик, иди на экзамен.

  7. Однородные члены могут быть главными и второстепенными, это перечисление и то, и то, и то делал, делал, делал, делал, кто, кто и кто, какой, какой и какой, где и где…

  8. Необособленное определение - это причастный оборот (см. №1), но он НЕ выделен запятыми. Сидящий за партой ученик читает.

  9. Обособленное дополнение - это выделенное запятыми словосочетание с предлогами кроме, исключая, за исключением, сверх, помимо, наряду с, вместо.

  10. Несогласованное определение - это выделенное запятыми определение, выраженное словосочетанием с предлогами в, с. Мальчик, в джемпере, с голубыми глазами, зашел в комнату.

  11. Вводные слова указывают на источник сообщения (как сказал, как пишут, по словам..), на чувства( к счастью, к радости..), на порядок мыслей(итак, следовательно, во-первых), на степень уверенности- неуверенности(может быть, кажется, конечно..)НЕЛЬЗЯ ПУТАТЬ:ВВОДНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВОЙ, ПРИ ПОДСЧЕТЕ ЗА ОСНОВУ НЕ СЧИТАЮТСЯ.Кажется,дождь начинается-вводное слово,Кажется, что дождь начинается-сказуемое.

10..

  • Подчинительная связь - надо выписывать те цифры, рядом с которыми или через несколько слов от которых есть к, ч слова (какой, который, кто, что и так далее, где, если, хотя, пока тоже сюда входят). Нельзя забывать, что придаточное может стоять посредине главного, тогда надо выписывать и ту запятую, которая его закрывает. Возможные схемы (К,Ч слово…),{т слово…}; {т слово..}, (к,ч слово); {…, (к,ч слово),…}.

  • Сочинительная связь - надо выписывать только те цифры, которые стоят ПЕРЕД союзами И, А, НО, реже встречаются ОДНАКО, ЗАТО, ТОЖЕ, ИЛИ, ЛИБО, ТАКЖЕ. Надо следить не только за тем, чтобы перед этими союзами стояли запятые, но и за тем, чтобы после этих союзов была ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА.

11. В этом задании правильным ответом всегда будет то предложение, в котором 3 (ТРИ) грамматические основы. Способы подчинения придаточных нужно различать по к,ч-словам. Если предложение начинается с К,Ч-слова (Когда я пришел, брат читал книгу, что я ему подарил), это будет параллельным подчинением. Если в предложении два разных К,Ч-слова (Я помню день, когда приехал брат, который привез мне подарок),это последовательное подчинение. Когда в предложении 1 к,ч -слово и 3 основы (Я знаю, что брат приехал и сестра приехала вместе с ним) или 2 одинаковых к,ч-слова (Я знаю, что брат приехал и что сестра приехала вместе с ним), перед нами однородное подчинение.

12. В этом задании правильным ответом всегда будет то предложение, в котором 3 (ТРИ) грамматические основы. В сложном предложении возможна комбинация разных видов связи: сочинительная выражается союзами И,А,НО, после которых есть грамматическая основа; подчинительная выражается К,Ч-словами (словами, которые начинаются на к,ч, имеют перед собой или рядом с собой запятую, а после себя-грамматическую основу), бессоюзная выражается знаками препинания - запятой, тире, точкой с запятой, двоеточием, после которых обязательно есть грамматическая основа.


© 2010-2022