Проектная и исследовательская деятельности как основа становления личности обучающихся

Проектная и исследовательская деятельности в школе в настоящее время становятся очень актуальны. Успех  современного учащегося в мире во многом определяется способностью  организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня в школе есть все возможности для развития личности обучающихся  с помощью особого вида деятельности  - проектной ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная и исследовательская деятельность как основа развития и становления личности обучающихся.

Грунина Ирина Геннадьевна

Астраханская область, Икрянинский район, с.Мумра

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Мумринская средняя общеобразовательная школа»

[email protected]



Проектная и исследовательская деятельности в школе в настоящее время становятся очень актуальны. Успех современного учащегося в мире во многом определяется способностью организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Сегодня в школе есть все возможности для развития личности обучающихся с помощью особого вида деятельности - проектной деятельности. Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем реферат или доклад. Но исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления [1, с.122]. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование - это лишь этап проектной работы. Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата [2, с.155]. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Чем же интересны данные виды деятельности? В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты. В такую работу оказываются вовлечены не только учащиеся, но и педагоги, родители, друзья, общественность. Что несомненно оказывает огромное влияние на развитие личности обучающихся.

Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования [3, с.222].

В 2012 - 2013 учебном году моя ученица Авраменко Александра (7 «Б» класс) занималась проектно - исследовательской деятельностью по творчеству астраханского поэта Василия Кирилловича Тредиаковского. Данной темой она заинтересовалась на моих уроках литературы. Возникло много вопросов, на которые Александра решила найти ответы. Под моим руководством она провела анкетирование среди учащихся школы, занялась исследованием стихотворного размера, который был открыт Тредиаковским, выявлением стихотворных размеров знаменитых поэтов А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, их сопоставлением. Совместно с Александрой мы посетили Музей культуры г. Астрахани, где исследовали жизнь и творчество писателя, побеседовали с работниками музея. Александра выпустила презентацию и брошюру о жизни и творчестве поэта, подготовила и провела совместно с одноклассниками тематический вечер. Александре в ее работе помогали педагоги, одноклассники, родители, общественность. Завершив работу, Александра выступила с публичной защитой на первой районной научно - практической конференции «Мы - будущее XXI века», а также на V областном конкурсе исследовательских проектов «Астрахань - 500».

За время работы над проектом Александра приобрела богатый опыт общения, умение правильно выражать свои мысли, ставить цель и добиваться достигнутого, получила культурное и эстетическое обогащение, узнала о судьбе многих знаменитых личностях родного края, а также получила опыт публичного выступления и умения отстаивать свою точку зрения.

Все это говорит о том, что проектная и исследовательская деятельности оказывают огромное влияние на развитие и становление личности обучающихся среднего и старшего школьного возраста.


Литература.

1. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. - М.: МИПКРО, 2001. 144 с.

2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др. Под ред Е. С. Полат. - М.,: Издательский центр «Академия», 1999, - 224 с.

3

© 2010-2022