Открытый урок на тему: «Имя существительное»

Цели урока: Систематизировать и обобщить изученное об имени существительном; Совершенствовать навыки учащихся в употреблении существительных в различных падежах; Развивать речь учащихся, умение обобщать и развивать связную речь; Воспитывать чувства дружбы, взаимопомощи. Тип урока: урок-обобщение. Оборудование: интерактивная доска, слайды, карточки, кроссворды. Ход урока: I. Организационный момент. Психологическая минутка. Целевая установка. II.Вступительное слово учителя. Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы побываем в стране сказок. В этой стране мы еще раз встретимся со сказочными героями. Вот перед вами, ребята, волшебный лес, где совершаются разные чудеса. Посмотрите, здесь три тропинки.   Показ слайда « Дорога с тремя тропинками». Дети должны выбрать тропинку.  Если мы налево пойдем, победу над злыми силами одержим, но друзей потеряем. Если направо пойдем , клад найдем, но домой не вернемся. Если прямо пойдем, знания приобретем, но трудности преодолеть придется. Ребята, так по какой же тропинке мы пойдем? Обоснуйте свой выбор. Но имейте в виду, что идти мы можем только вместе. Помните пословицу « Дерево держится корнями, а человек друзьями» . Желаю вам счастливого пути.   Ученики выбирают дорогу прямо, потому что хотят получить твердые прочные знания, не хотят потерять друзей, так как дружба – главное в их жизни, хотят вернуться домой, потому что любят своих родных и школу.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок на тему: «Имя существительное»Открытый урок на тему: «Имя существительное»Открытый урок на тему: «Имя существительное» Ащесайская средняя общеобразовательная школа - сад



Открытый урок по русскому языку на тему:

«Имя существительное»

Урок - обобщение в 5 классе

Провела: учитель русского языка и литературы

Тайкенова Р. Н.







2012-2013 учебный год

Цели урока:

Систематизировать и обобщить изученное об имени существительном;

Совершенствовать навыки учащихся в употреблении существительных в различных падежах;

Развивать речь учащихся, умение обобщать и развивать связную речь;

Воспитывать чувства дружбы, взаимопомощи.

Тип урока: урок-обобщение.

Оборудование: интерактивная доска, слайды, карточки, кроссворды.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Психологическая минутка.

Целевая установка.

II.Вступительное слово учителя.

Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы побываем в стране сказок. В этой стране мы еще раз встретимся со сказочными героями. Вот перед вами, ребята, волшебный лес, где совершаются разные чудеса. Посмотрите, здесь три тропинки.

Показ слайда « Дорога с тремя тропинками». Дети должны выбрать тропинку.

Если мы налево пойдем, победу над злыми силами одержим, но друзей потеряем.

Если направо пойдем , клад найдем, но домой не вернемся.

Если прямо пойдем, знания приобретем, но трудности преодолеть придется.

Ребята, так по какой же тропинке мы пойдем? Обоснуйте свой выбор. Но имейте в виду, что идти мы можем только вместе. Помните пословицу « Дерево держится корнями, а человек друзьями» . Желаю вам счастливого пути.

Ученики выбирают дорогу прямо, потому что хотят получить твердые прочные знания, не хотят потерять друзей, так как дружба - главное в их жизни, хотят вернуться домой, потому что любят своих родных и школу.

III. Мозговой штурм.

Показ слайда « Встреча с Иваном-царевичем».

Ребята, ответьте, кто перед вами? Из какой сказки наш сказочный герой? Какой это герой положительный или отрицательный? Вам необходимо ответить на вопросы, предлагаемые Иваном-царевичем, чтобы продолжить наше путешествие:

1) Что такое фольклор?

2) Какие бывают сказки?

3) Кто в сказках защищает бедняков и высмеивает баев?

4) Что всегда побеждает в сказках?

Iv. Выборочный диктант.

Показ слайда «Встреча с Василисой Премудрой».

Задание: ответить на загадки, перевести ответы на казахский язык, определить род и число:

1. В школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу. Дневник - күнделік - м.р., ед. ч.

2.Пока на полочке лежит, молчит мой верный друг. А если посмотреть в него, заговорит он вдруг. Книга - кітап- ж. р ., ед.ч.

3.Белый. а не снег, сладкий, а не мед. Сахар - шекер - ед. ч., м. р.

4. Жидкое, как вода, белое, как снег: все дети любят. Молоко - сүт - ед. ч., ср. р.

5. То в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка, можешь и нарисовать, называюсь я … тетрадь - дәптер - ед. ч., ж.р.

v. Распределительное списывание.

Показ слайда «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Наш сказочный персонаж очень огорчен. Ей нужно преодолеть злую силу, а преодолеть она сможет, если пройдет три испытания:

Задание 1. Распределите в две колонки одушевленные и неодушевленные существительные.

Сосна, снег, человек, книга, бабушка, тетрадь, небо, журнал, парта, озеро, мама, лошадь, сказка, автобус, спортсмен, ворона, поле, лес.

Задание 2. От данных существительных единственного числа образуйте существительные множественного числа.

Книга - … малыш - …

Роща - … дело - …

Куст - … собака - …

Урок - … тетрадь - …

Задание 3. Распределите в две колонки собственные и нарицательные существительные.

А(а)стана, Р(р)ека, Г(г)ород, К(к)азахстан, П(п)амир, Р(р)екс, Р(р)ассказ, П(п)амятник, М(м)арина, С(с)тепь, С(с)улейменов. Р(р)ебята.

Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этими заданиями. Но не расслабляйтесь, впереди еще много испытаний.

VI. Распределительный диктант

Показ слайда «Встреча с Алдаром Косе».

Ребята, скажите, в каких сказках встречается этот герой? Почему он всегда обманывает богатых? Кому он помогает? Распределите в три колонки слова мужского, женского и среднего рода:

Степь, слово, поле, друг, дружба, север, село, мяч, ромашка, яблоко, настроение, гараж, карандаш, рука, книга, лес, тропинка, роза, ветер, задача.

VII. Составление кластера

Показ слайда «Встреча с Золушкой».

Ребята, из какой сказки наша героиня?

Помогите Золушке составить кластер.

Имя

существительное

VIII. Осложненное списывание

Показ слайда «Встреча с Незнайкой».

Вы, ребята, этого героя хорошо знаете. Хотите быть такими как он? Есть ли среди вас Незнайки?

Упражнение

IX. Тестовые задания

Показ слайда «Встреча с Красной Шапочкой».

1. Укажите одушевленное существительное:

А) сказка; б) корова; в) ручка.

2. Укажите существительное женского рода:

А) мир; б) окно; в) родина.

3. Укажите существительное мужского рода:

А) дорога; б) учебник; в) слово.

4. Укажите собственное существительное:

А) (Р,р)ебята;

Б) (П,п)ословица;

В) (А,а)стана.

5. Укажите существительное множественного числа:

А) книги;

Б) путешествие;

В) слово.

6. Укажите существительное 1 склонения:

А) дружба; б) море; в) дождь.

7. Укажите существительное в творительном падеже:

А) книгой; б) книги; в) о книге.

8. Укажите имя существительное:

А) умный; б) искать; в) дорога.

9. Укажите нарицательное существительное:

А) (Б,б)алкон;

Б) (А,а)лматы;

В) (З,з)айчик.

10. Укажите существительное 2 склонения:

А) луч; б) мышь; в) рожь.

X. Подведение итогов

Ребята, мы вернулись из сказочного путешествия. Что вам помогло в пути?

Дружба.

Какие пословицы и поговорки о дружбе вы вспомнили?

Дерево сильно корнями, человек - друзьями. Друзья познаются в беде. Друзья лучше старые, а одежда - новая. Один за всех и все за одного. Дружбой с другом гордись, дружбы с врагом берегись.

XI. Самооценка

5 4 3

XII. Заключение урока

Итак, ребята, давайте ещё раз вспомним:

Что такое имя существительное?

Имя существительное - это часть речи, который обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? Что? Бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, изменяются по родам, числам и падежам. Бывают 1-ого, 2-ого, 3-ого склонений.

Сможем мы прожить без существительных? Нет, так как мы должны называть предметы.

XIII. Домашнее задание

Составить рассказ с помощью опорных слов лес, солнце, ёж, лиса, ручей.





© 2010-2022