- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Доклад Развитие интереса учащихся к русскому языку
Доклад Развитие интереса учащихся к русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Исимбаева Д.М. |
Дата | 22.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Совещание
при директоре школы
Выступила: учитель русского языка
Исимбаева Динара Маркайдаровна
2011
Развитие интереса учащихся к русскому языку
Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К седьмым - восьмым классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому одной из главных задач является развитие у школьников интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку оказывается столь важным для учащихся. Выбор этой темы - результат долгих раздумий о том, как сделать уроки для ребят интересными. Чтобы они приходили за знаниями без страха и без боязни, а с ожиданием нового. Чтобы уроки проходили на одном дыхании. Чтобы дети не ожидали с тоской звонка на перемену. Что может быть большей наградой для учителя, чем радостная улыбка ребенка и пытливый огонек жажды знаний в глазах.
Не парадокс ли: родную речь ребенок воспринимает с первых дней жизни, а в итоге приобретает стойкую нелюбовь. Почему же ребята не любят русский язык? Как мне казалось, я делаю на уроке очень много для того, чтобы ученики любили русский язык, гордились им, умели красиво и правильно выразить свои мысли.
"На свете есть только один способ побудить людей что-либо сделать - заставить человека ЗАХОТЕТЬ это сделать". Я начала поиски по журналам, газетам, книгам того, что могло бы помочь детям "захотеть. Многое из того, что я использую в практике, взято из опыта других учителей, проверено на собственном опыте, что-то уже дополняла сама.
Интерес - это "такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке". У учащихся одного и того же класса познавательный интерес часто проявляется по-разному. Выделяются три уровня познавательного интереса. Элементарным уровнем принято считать "открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой на уроке". Более высоким считается интерес к познанию существенных свойств, предметов и явлений. Этот уровень требует поиска, оперирует имеющимися знаниями, догадками. Наиболее высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, установлению общих принципов явлений, действующих в разных условиях.
Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивный, фактологический, описательно-поисковый или творческий. Ведя ученика по ступеням от одного вида деятельности к другому, мы развиваем познавательный интерес школьника.
Можно выделить частные задачи, которые решаются в процессе такой деятельности:
-
воспитание коммуникативной культуры школьников;
-
расширение и углубление запаса знаний учеников;
-
выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
-
поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
-
развитие совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно этой работы. Это принцип добровольного участия школьников, принцип самодеятельности, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности.
Методы, которые используются в работе, отличаются не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, самостоятельная работа ученика. Все эти методы используются в непринужденной обстановке.
Постоянная проблема учителя: как облегчить усвоение все возрастающего объема информации. Усвоение знаний - не просто их механическое запоминание. Бывает, ребенок верно рассказывает правило, а начинает писать - тут же делает ошибки. У Е.Н.Дзятковской о способах усвоения учебной информации с опорой на образы есть очень удачное сравнение усвоения нового материала с детской мозаикой (сегодня мы ее называем "пазл") Бывает, что мозаика уже собрана, остается еще незанятое место, однако нужный элемент никак не подходит, не ложится в нужное место. Если его наложить как попало, то он не удержится, отпадет. Так и мозг может удержать только информацию необходимой конфигурации. Очень часто ребенок сам находит способ усвоения, но, к сожалению, так происходит не всегда. И тогда ребенку необходимо помочь.
К сожалению, для современной школьной методики преподавания характерна недостаточность чувственно-образного представления учебной информации при избытке словесно-логического. Это значительно усложняет усвоение информации.
Необходимо использовать и различные приемы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. Чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ. Недооценивание ФАКТОРА ПАМЯТИ приводит к увлечению активными методами развития мышления. Между тем, хорошая память не менее важна, чем четкий механизм мышления. Еще из своего школьного образования помнится несколько рифмовок, помогающих усвоить грамматические правила. В то время большой популярностью пользовались "Веселые уроки "Радионяни". Придумал ее Эдуард Успенский, времени с тех пор прошло немало, но и сегодня обучающие песенки Александра Лившица и Александра Ливенбука служат детям на уроках. До сих пор применяю их в моей практике. Конечно, очень здорово, что кассеты и диски с записями этих передач можно приобрести вновь.
Очень хорошо запоминаются правила подкрепленные символами.
По этому принципу попробовала сама наглядно оформить некоторые из орфограмм. Самое простое - это определение совершенного вида глаголов. На первый взгляд просто. Термин совершенный вид и вопрос к глаголу начинаются с одной и той же буквы, но эта небольшая подсказка сразу ставит все по своим местам.
Еще один из примеров. При изучении фонетики ребята с трудом запоминают непарные мягкие и твердые согласные звуки. Образ цапли, напоминающий твердый знак, и подпись под ним легко запоминаются. "Жила цапля в шалаше"
Эти рисунки не всегда выполнены профессионально, но дети относятся к этому просто.
Еще один способ помочь в усвоении правил - это стихотворные тексты, которые наряду с научными формулировками хорошо использовать на уроке.
Например, всем известные глаголы-исключения, относящиеся ко второму спряжению. Возможно, они вам хорошо известны, так как только в моей педагогической копилке их четыре варианта.
Вот ладошка, не кулак.
Пишем ЛОЖ и пишем ЛАГ
Кто умен и кто хорош
Пишет ЛАГ и пишет ЛОЖ.
РАСТ и РАЩ навсегда
Подружились с буквой А
Только ОТРАСЛЬ и РОСТОК
Делают все поперек.
Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и т.д.) благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, поэзии, русской речи, языку. Орфографически насыщенные рифмованные упражнения могут служить фоном для более сложной работы (выписать в два столбика существительные и глаголы, поставить глагол в третьем лице ед. ч., подобрать пословицы с этими словами, написать по памяти и т.д.)
Руководствуясь общим положением методики с том, что для прочности навыков правописания трудные в орфографическом смысле слова должны включаться в практику учащихся на уроках не менее 8 раз, можно по мере совершенствования навыка неоднократно возвращаться к упражнениям, меняя задачи.
Мамы и папы иногда радуются полученной "пятерке" не меньше ребенка. Просто нужно не забывать сказать им спасибо за помощь. Выставка из самых интересных работ оформляется в классе, рисунки очень хорошо смотрятся и ценность этой работы большая. Когда эта работа входит в систему, ребята сами приносят рисунки, если придумали что-то интересное, уже без напоминаний. Дети любят, когда об их достижениях становится известно другим. Поэтому результаты всех конкурсов обязательно должны быть гласными.
Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни (оно окружает нас), а тем более в русском языке. Нужно только найти его и подать детям, что побудит и их самих к подобным находкам и открытиям.
Нужно только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут; и не упрощать, облегчая учение - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать.
Урок литературы
Постановка повести Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Участники: учащиеся 5 класса
Миниатюра от первой команды
«Татары требуют выкуп у Жилина»
Миниатюра от второй команды
«Побег из плена»
Исимбаева Динара Маркайдаровна, учитель русского языка «МБОУ «Первомайская СОШ» Кваркенского района Оренбургской области