Литературная игра по творчеству А. Грина в 8 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

ПО ТВОРЧЕСТВУ А.С. ГРИНА

В 8 КЛАССЕ


Тема «Гриновский мир мечты».

/Литературная игра по творчеству А.Грина./

Цели.

Образовательные:

- познакомить с жизнью и творчеством интересного писателя;

- повторить литературные термины: рассказ, роман, феерия, псевдоним.

Развивающие:

- способствовать развитию творческих способностей учащихся, мышления,

устной речи, самостоятельности, навыков работы с различными источниками

информации.

Воспитательные:

- воспитание уважения к культуре страны, ответственности, доброты,

верности мечте.

Предварительные задания:

  1. Прочитать повести:

- «Бегущая по волнам»

- «Алые паруса»

2. Прочитать рассказы:

- «Корабли в Лиссе»

- «Случай»

- «Остров Рено»

- «Колония Ланфиер»

- «Синий каскад Теллури»

- «Пролив бурь»

- «Золотая цепь»

3. Повторить литературоведческие термины: рассказ, роман, феерия, псевдоним.

4. Выучить одно стихотворение о Грине (каждой команде).

5. Выучить отрывок из гриновского произведения, инсценировать диалог Ассоль и Эгля из повести «Алые паруса».

6. Нарисовать и защитить иллюстрацию к гриновскому произведению.

7. Придумать название команды, связанное с творчеством Грина.

8. Что означают гриновские термины: мурена, брашпиль, галиот, шкот, фантом, бакборт.

9. Подготовиться к викторине по содержанию произведений Грина.

Оборудование:

  1. Портрет А. Грина.

  2. Стенд о Грине.

  3. Выставка книг Грина «В стране Гринландия».

Оформление доски.

ТЕМА

РИСУНОК

ЭПИГРАФ

Гриновский мир мечты

Парусный корабль

Это писатель замечательный. Его будут читать многие поколения после нас, и всегда его страницы будут дышать на читателя свежестью - такой же, как дышат сказки.

М.Шагинян.

Ход урока - игры.

  1. Повторение правил игры.

Критерии оценки (по 5 балльной системе):

- правильность,

- полнота ответа,

- оригинальность,

- выразительность,

- работа всей команды,

- отвечающего назначает капитан,

- в игре участвуют все,

- не мешать другой команде и не пытаться подслушать.

2. Представление команд и жюри.

В состав жюри входят учителя.

3. Диктант. «Даниил Гранин писал: «Грин - один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости. Грин создал неповторимую страну Гринландию с городами, которых нет на географической карте: Лисс, Гель - Гью, Зурбаган. Он населил свои книги честными, отважными, гордыми людьми с необычными именами: Ассоль, Жиль, Грэй…»

4. Цель урока.

Весь наш урок мы будем отвечать на этот вопрос: в чем же удивительный секрет книг Грина?

Мы заглянем с вами сегодня в гриновский мир мечты, подведем итог вашего самостоятельного знакомства с жизнью и творчеством необычного писателя, постараемся понять, какие черты ценил в героях Грин.

5. Литературные термины.

Один человек от команды готовится к защите иллюстраций. Листки с вопросами берут капитаны.

5.1. Что такое феерия? Какое произведение Грина является феерией?

5.2. Какое произведение называется рассказом? Назовите гриновские рассказы.

5.3. Что такое псевдоним? Какая фамилия у писателя Грина настоящая?

5.4. Какое произведение называется романом? Назовите гриновские романы.

6. Защита иллюстраций.

7. Угадай-ка (словарная работа на карточке: у Грина много авторских и морских терминов, посмотрим, смогли ли вы узнать значения этих слов).

Мурена - морская рыба (водится в южных морях),

Брашпиль - лебедка для выбирания якоря,

Галиот - морское парусное судно,

Шкот - снасть для управления парусами,

Фантом - призрак, привидение,

Бакборт - левая сторона судна.

8. Конкурс стихов о Грине.

9. Викторина.

9.1. Жизненный путь Грина.

- Где и когда родился Грин? (23 августа 1880 г. г. Слободской)

- Книги каких авторов были самыми любимыми у Саши? (Ж.Верна, Ф.купера,

Г.Эмара, Э.По)

- Любимые занятия Грина в годы учебы? (Одинокие игры, охота, чтение)

- Что повлияло на жизненный выбор Грина - стать матросом? (Встреча на

Вятской пристани двух юношей в белой матросской форме)

- Во сколько лет и куда отправился Грин в первое самостоятельное

путешествие? ( В 16 лет в Одессу)

- Кем был на кораблях Грин? (Юнгой, матросом, поваром, грузчиком)

9.2. Творческий путь Грина.

- Под каким рассказом впервые появился псевдоним А.Грин? («Случай»)

- Как называлась первая книжка из 10 рассказов Грина? («Шапка-неведимка)

- Какой роман писатель не успел закончить при жизни? («Недотрога»)

- В каком романе героем является летающий человек и как его имя?

(«Блистающий мир», Друд)

9.3. Страна «Гринландия».

- Назовите первый рассказ, действие которого происходит в вымышленной

стране, с географическим названием, не похожим ни на какие другие?

(«Остров Рено»)

- Действие в большинстве гриновских произведений происходит в городе

Лиссе. Чем для Гринландии является Лисс? (Столица)

- Как называется знаменитый портовый город в Гринландии? (Зурбаган)

- В каком произведении раскинулся город Гиль-гью, город карнавалов,

феерических праздников? («Бегущая по волнам»)

- Гриновские герои бороздят моря на необыкновенных кораблях открытий и

приключений. На каких судах они плавали? (Бриги, бригантины, фрегаты,

шхуны, галиот, клипер - все парусные)

- Чем было для Грина море? (Место действия для его произведений, стихия,

помогающая раскрыть характеры его героев; образ - символ,

олицетворявший мощь человеческого духа)

- Кем по профессии чаще всего являются любимые Грином герои? (Капитаны,

матросы, охотники)

- Какие качества в них больше всего ценит Грин? (Стремление к опасности, к

риску, к борьбе, любовь к приключениям, умение претворить мечту в

реальность)

- Какой герой и в каком рассказе является живым воплощением счастья для

других? (Лоцман Битт-Бой «Корабли в Лисе»)

- Почему? (Он проводник по трудным дорогам жизни)

- Кто подарил Ассоль сказку об Алых парусах и надежду на счастье?

(Собиратель песен, легенд, сказок Эгль)

- Как звали человека, который подарил Ассоль осуществленную мечту?

(Артур Грэй)

- Что оказало на Грэя большое влияние при выборе жизненного пути, а

именно, стать капитаном? (Постоянные встречи с картиной, на которой было

изображено бушующие море, корабль на нем и уверенно стоящий на баке

капитан спиной к зрителю)

- Почему так называются произведения: «Алые паруса», «Бегущая по волнам»

10. Конкурс творческих заданий.

- выразительное чтение отрывка;

- инсценировка отрывка из повести «Алые паруса».

11. Пока жюри подводит итог, давайте обратимся к словам М. Шагинян о Грине (на доске). Я думаю, что все мы согласимся с ней.

12. А сейчас слово жюри.

13. Итог урока.

Л И С Т О К Ч Л Е Н А Ж Ю Р И


(5 - БАЛЛЬНАЯ СИСТЕМА)


ЗАДАНИЯ

КОМАНДА

КОМАНДА

1. Название команды (оригинальность, близость к теме).

2. Диктант.

3. Литературные термины.

3. Защита иллюстраций.

4. Угадай-ка.

5. Конкурс стихов о Грине.

6. Викторина (1 правильный ответ - один балл).

7. Конкур творческих заданий.

8. Работа команды.



УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ

Тема: Юмор в рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Цели.

Образовательные:

Познакомить с писателем, его рассказом, пробудить интерес к творчеству писателя; повторить литературоведческие термины: композиция, рассказ, юмор, эпизод.

Развивающие:

Способствовать развитию творческих способностей детей, мышления, устной

речи, чувства юмора, самостоятельности, навыков работы с различными

источниками информации.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию ответственности, чувства коллективизма.

Домашнее задание к уроку:

1) повторить литературные термины: композиция, рассказ, юмор, эпизод;

2) отметить в тексте рассказа все юмористические эпизоды;

3) творческое задание - инсценировать 1 эпизод;

4) рассказ о писателе /1 команда/, о Харлампии Диогеновиче /2/, о рассказчике /3/, о книге рассказов «Первое дело» /4/.

Форма урока. Литературная игра.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ

ТЕМА:

ЮМОР В РАССКАЗЕ ФАЗИЛЯ ИСКАНДЕРА

«ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА»

Портрет Ф. Искандера

Я беру тот или иной момент абхазской жизни не потому, что он абхазский, а потому, что вижу в нем талант действительности. «Вот это интересно,- говорю я, - об этом интересно поговорить».

Ф. Искандер

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

- Наш урок будет проходить в форме литературной игры, поэтому я напомню вам правила игры:

  1. ваша работа, ответы будут оцениваться по пятибалльной системе;

  2. критерии оценки:

- правильность;

- полнота ответа;

- выразительность;

- оригинальность;

- работа всей команды (следит за тем, чтобы каждый ответил хотя бы 1 раз, капитан), руку поднимает капитан;

3. особенность сегодняшней игры - не будет отдельной викторины по тексту, а в ходе урока вам будут задаваться вопросы, ответы на которые также будут оцениваться.

II. Литературная игра.

1) Знакомство с командами.

- Итак, в сегодняшней нашей игре участвуют команды: ……..

2) Тема и цель урока.

- Тема нашего урока - юмор в рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

- Цель - подвести итог вашего самостоятельного знакомства с рассказом, как вы его поняли.

3) Рассказ о писателе./1 команда/

- Мы впервые встречаемся с этим писателем, поэтому о нем нам расскажет….

- Таким образом, творчество Ф.Искандера, который вырос и живет в Абхазии, прочно связано с его родиной, с абхазскими горцами, с яркими красками южной природы, с воспоминаниями детства. Герои его книги по большей части земляки автора, это простые, веселые и гордые люди. Много в книгах Искандера и товарищей его детства.

- Давайте прочитаем слова Фазиля Искандера, написанные на доске: «Я беру…»

- Почему вам было интересно читать рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла», почему именно его вы выбрали для сегодняшней игры?

4) Конкурс терминов. /капитаны берут карточки с названиями терминов/.

- Давайте повторим литературоведческие термины, которые будут нам необходимы в разговоре о рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» - Кого мы можем назвать главным героем рассказа?

5) Рассказ о Харлампии Диогеновиче, характеристика рассказчика./2, 3 команды/.

- Что бы вы добавили к сказанному о главных героях?

- Чем они похожи, что им обоим присуще? (чувство юмора)

- Итак, вы обратили внимание, что рассказ юмористический, чувство юмора присуще и учителю Харлампию Диогеновичу, и рассказчику; мы вспомним, что такое юмор.

6) Чтение юмористических эпизодов./все команды/.

- Давайте прочитаем в рассказе все юмористические эпизоды, отмеченные вами.

- Как писателю удается вызвать смех, с помощью каких языковых средств? (юмористическая ситуация, гипербола, преувеличение, несвойственный эпитет, ирония, сравнение, ироническое замечание, вывод).

7) Конкурс инсценировок. ./все команды/.

- Каждая из команд получила творческое задание - инсценировать один из эпизодов.

8) Анализ рассказа. Работа в группах по карточкам. ./все команды/.

- Давайте подведем итог нашего разговора о рассказе.

Ответы на вопросы карточек:

  1. Определить элементы композиции рассказа.

  2. Название рассказа: какое произведение напоминает, в чем его смысл?

  3. Главная мысль рассказа: прочитайте строки рассказа, в которых она выражена.

  4. Какой эпизод рассказа считается самым важным для понимания главной мысли рассказа?

- Итак, для чего использовал юмор Харлампий Диогенович? (чтобы воспитать честность, дисциплинированность в своих учениках).

III. Домашнее задание.

  1. Вспомнить смешной случай из жизни, описать его, объем 1,5 стр.

  2. Написать отзыв об одном из рассказов Ф.Искандера, прочитав его в сборнике «Первое дело».

- А то, что рассказы в этом сборнике также интересные, юмористические, докажут вам члены 4 команды.

IV. Итог урока.





ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО РАССКАЗУ А. ПЛАТОНОВА «ЮШКА» в 7 классе.

Цели:

  1. Образовательные:

способствовать закреплению ранее усвоенных знаний об анализе художественного произведения.

  1. Развивающие:

способствовать развитию устной речи, мышления, творческих способностей, эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии при восприятии художественного произведения.

  1. Воспитательные:

способствовать воспитанию доброты, отзывчивости, коллективизма, умения работать в группе.

Конкретная цель урока.

Научиться читать платоновские рассказы, видеть их красоту, полным сердцем воспринимать чувства, передаваемые автором.

Оформление доски.


ТЕМА

РИСУНОК

ЭПИГРАФЫ

Рассказ А. Платонова «Юшка»

Портрет писателя

Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б. Пастернак

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

М.Ю. Лермонтов

Человек определяется тем,

каков он наедине со своей

совестью.

Олег Волков

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой.

М.Ю. Лермонтов

Я счастлив счастьем, мне чуждым,

И грустен горестью чужой;

Чужим несчастиям и нуждам

Готов помочь я всей душой.

Иван Суриков

На обратной стороне доски рефлексия:

Сегодня на уроке Я

- устал;

- удивлялся;

- думал;

- работал;

- отдыхал;

- слушал других;

- скучал.



Ход урока-игры.

  1. Организационный момент.

Повторение правил литературной игры.

Наш урок будет проходить в форме литературной игры, поэтому я напомню вам её правила:

  1. ваша работа будет оцениваться по пятибалльной системе;

  2. критерии оценки:

- правильность и полнота ответа;

- выразительность, достаточная громкость;

- работа всей команды; руку поднимает капитан.

3. особенность сегодняшней игры - домашние творческие задания вы будете показывать в течение всего урока, а не сразу все команды

Ответы на вопросы, обращенные к классу, и дополнения оцениваются 1 баллом.

II. Литературная игра.

1).Знакомство с заданиями, командами и капитанами.

- У вас не было обычного задания - придумать оригинальное задание команды, связанное с темой урока, а я даю вам сама такие немного скучные названия: литературоведы (кто такие? - специалисты по литературоведению, науке, изучающей художественную литературу), специалисты, ученые, исследователи.

- Как вы думаете, почему? (серьезная тема, нужно много думать, чтобы разобраться)

- Какова цель урока? (вместе подумать над прочитанным, понять)

- Капитаны, представьтесь.

- Тема урока.

На доске написано название произведения, а темы нет. Задача - определить самим.

2) Рассказ о писателе (ученик).

- Слушаем первое домашнее задание - рассказ о писателе Андрее Платонове.

- Я хочу обратить ваше внимание на слова Платонова о своей судьбе (доска). На чью судьбу похожа его судьба? (М. Горького).

- Недлинную и трудную жизнь прожил писатель А. Платонов, тяжелой была и его писательская судьба, много лишений и несправедливости выпало на его долю, потому что был он мастером-писателем, на других непохожим. Так же непохожи на других и герои его произведений.

Рассказ «Юшка», горестный и вместе с тем светлый, начинается в сказовой манере: «Давно, в старинное время….»

3) Защита иллюстрации.

- Каким же вы увидели главного героя рассказа Юшку?

- Почему же этот неприметный внешне человек остался в памяти всех его знавших людей?

4) Повторение литературных терминов.

Если мы ученые - литературоведы, то без терминов нам в художественном произведении не разобраться. Давайте их повторим.

  1. Что такое эпиграф? Какой эпиграф на доске не подходит к сегодняшнему уроку? Какой эпиграф вы считаете наиболее подходящим?

  2. Что такое рассказ? Какой рассказ А. Платонова уже знаком вам из 6 класса? Вспомните его тему и идею.

  3. Что такое композиция? Определите элементы композиции рассказа «Юшка».

  4. Что такое эпизод? Назовите эпизоды рассказа, важные, по вашему мнению, для понимания главной мысли рассказа «Юшка».

/1) Неподходящий эпиграф стереть.

2) «Корова». Тема детства, труда. Идея доброты, жизни для других,

взаимопомощи.

3) Экспозиция - портрет и рассказ о Юшке.

Завязка - встреча Юшки с детьми.

Кульминация - разговор Юшки с Дашей.

Развязка - гибель Юшки или кульминация - гибель Юшки, развязка -

приезд воспитанницы Юшки в город.

  1. Эпизоды: встреча Юшки с детьми (дети и Юшка), встреча Юшки со взрослыми (отношение взрослых к Юшке), Юшка и веселый прохожий (смерть Юшки), Юшка наедине с природой./

5) Инсценирование эпизода «Разговор дочери кузнеца с Юшкой»

- Кульминация разговора. Давайте посмотрим, как удалось его инсценировать.

Очень важным для понимания характера Юшки является эпизод.

  1. Анализ эпизодов.

- Даша жалеет Юшку, уводит избитого домой и - желает ему смерти?

Юшка с ее помощью поднимается с земли, весь избитый, и говорит, что - народ его любит? Парадокс. Как нам разобраться, понять эти слова героев? Что нам поможет в этом? /Текст/.

Анализ эпизодов (выразительное чтение, ответы на вопросы).

  1. Встреча Юшки с детьми. Что влечет детей к Юшке? Почему Юшка не обижается на них? (Зло для детей - источник радости и веселья)

  2. Встреча Юшки со взрослыми. Почему и взрослые иногда обижают Юшку? Почему их сердца наполняются лютой яростью при его виде? Чем отвечает им Юшка?

  3. Юшка и веселый прохожий. Чем помешал Юшка веселому прохожему? Почему Юшка осерчал, должно быть, первый раз в жизни? (Веселый - склонный к забавам, смеху, развлечению. Позиция автора - нельзя терпеть).

  4. Прощание с Юшкой. Почему с Юшкой все пришли проститься? (слепые сердца на мгновение прозрели). Почему этим эпизодом не заканчивается рассказ? (Добро проросло и дало плоды, не всегда добро побеждает, но оно не иссякает, не уходит из мира со смертью человека, по Платонову)

6) Итог - определение темы урока.

- Если бы вы были среди тех, кто пришел прощаться, какие бы слова вы сказали Юшке?

Запись на доске: Прости нас, Юшка!

7) Чтение наизусть отрывка из рассказа.

- Есть в рассказе эпизод, в котором мы видим Юшку счастливым, чувствующим себя здоровым. Давайте послушаем этот эпизод.

8) Вопрос соседям.

- А сейчас наступило время последнего, интересного, на ваш взгляд, вопроса.

Задайте его команде соседей.

  1. Писатель может сделать детали портрета любыми. Почему у Юшки глаза белые, и в них всегда стоит влага? (глаза - зеркало души человека; белые - душа чистая, и она плачет от несправедливости).

  2. Почему у героя такое имя? (Юшка - кровь, значительная потеря которой грозит организму смертью. Юшка - воплощенное добро, утрата его губительна для людей). Ефим - благочестивый, благожелательный, священный. Дмитрий - от имени Деметра, древнегреческая богиня земледелия и плодородия. Благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.

  3. Можно ли назвать Юшку красивым человеком? (да, он добр, отзывчив, трудолюбив, умеет сострадать).

  4. Почему воспитанница Юшки тоже остается одинокой? Ничего не говорится потому что о ее семье. (Она всю себя отдает другим, у нее не остается времени и сил для себя).

  5. Юшка и Данко. Чем они похожи?

III. Домашнее задание. Прочитать рассказ «Неизвестный цветок». Чем похожи друг на друга и непохожи на других герои рассказов А. Платонова?

VI. Итог урока.

VII. Рефлексия (на закрытой доске).

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО ПОВЕСТИ «Приключения Тома Сойера» в 5 классе.

Цели:

  1. Образовательные:

способствовать закреплению ранее усвоенных знаний об анализе художественного произведения.

  1. Развивающие:

способствовать развитию устной речи, мышления, творческих способностей, эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии при восприятии художественного произведения.

  1. Воспитательные:

способствовать воспитанию доброты, отзывчивости, коллективизма, умения работать в группе.

I.Организационный момент. Повторение правил литературной игры.

II. Диктант. /Описание мальчика «Это было прямо поразительно…»/

Ш. Викторина.

1. Что обозначало выражение «марк твен»? /всё в порядке/

2. Настоящее имя писателя Марка Твена? /Сэмюэль Клеменс/

3. Из какой страны этот писатель? /американец/

4. Где происходит действие произведения? /С. - Петербург, Америка/

5. Почему такое название у американского города?

6. В какой день недели начинается действие произведения? /пятница/

7. Для чего надевала очки тетушка? /для шику/

8. Чем искала тетушка Тома под кроватью и что она там нашла? /щеткой, кошку/

9. Из чего состоял сад тетушки? /из зарослей дурмана и кустиков помидоров/

10. Как отреагировала тетушка на побег Тома? /засмеялась/

11. Кем приходится Том тетушке? /сын покойной сестры/

12. Где укрылся Том после ужина, когда открылось, что ворот тетушка зашивала белой ниткой, а у него черная? /в надежном месте/

13.Через какое время том забыл свои невзгоды, и что его увлекло?/через 2 мин., стал свистеть/

14. Что Тома удивило в новом мальчике? /прекрасно одет в будний день/

15. Какая гора возвышалась над городом С. - Петербургом? /Кардифская/

16. Чем красил забор Том? /известкой/

17. Что водворилось в сердце Тома при виде огромного забора? /тоска/

18. Чем наказала тетушка Джима за разговор с Томом и готовность помогать Тому?

/туфлей по затылку/

19. За что продал Том право красить забор? /за огрызок яблока/

20. Перечислите богатство Том после покраски забора?

21. Сколько слоев известки оказалось на заборе? /3/

22. Какой закон, не ведая того, открыл Том?

VI. Инсценировка эпизодов.

- Разговор Тома и тетушки и Сидди.

- Разговор Тома и нарядного мальчика.

- Разговор Тома и Джима.

- Разговор с Беном.

VII. Художественные средства языка в повести. Приведите примеры

- иронии или юмора автора;

- пословиц;

- фразеологизмов;

- сравнений.

VIII. Итог урока.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО ТВОРЧЕСТВУ В. АСТАФЬЕВА в 5 классе.

Цели:

  1. Образовательные:

способствовать закреплению ранее усвоенных знаний об анализе художественного произведения.

  1. Развивающие:

способствовать развитию устной речи, мышления, творческих способностей, эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии при восприятии художественного произведения.

  1. Воспитательные:

способствовать воспитанию доброты, отзывчивости, коллективизма, умения работать в группе.

I.Организационный момент. Повторение правил литературной игры.

II. Объяснение выбранного названия команды.

III. Викторина по рассказу «Васюткино озеро»

  1. Как называлось сочинение Астафьева, напечатанное в школьном журнале? /«Жив»/

  2. Ф.И.О. отчима Васютки? /Шадрин Василий Григорьевич/

  3. Сколько лет было Васютке? /13/

  4. Как звали собаку Васютки? /Дружок/

  5. Лексика. Что такое

- паром /спаренные сети/

- манатки /вещи/

- тягун /проточное озеро, тяга - вода течет/

- припас /порох и дробь/

- тоня /улов/

6. Продолжите старинный таежный порядок: идешь в лес - /бери еду, бери спички/. Почему?

7. Почему Васютка решил идти на север? /лес загораживает и давит угрюмостью,

а там тундра/

8. Какой город видел Васютка? /Игарку/

9. Что показал Васютка второму глухарю, встретившемуся в тайге? /кукиш/

10. Вес убитого Васюткой глухаря? /5 или полпуда/

11. Почему Васютка искал лиственный лес, залезая на верхушки деревьев? /у водоемов растет/

12. Чем полезна птица кедровка? /разносит по тайге семена кедра/

13. Как зажарил гуся? /на вертеле, а не в ямке - торопился/

14. Вопросы самым внимательным:

- Кого уже стрелял летом Васютка до глухаря? /уток, куликов, куропаток/

- Назовите всех рыб, которые упоминаются в рассказе. /щука, сорога, окунь, пелядь, чир, сиг, ерш, пескари, стерлядь, осетр, омуль, таймень, налим (поселенец)/

- Назовите всех птиц, которые упоминаются в рассказе. /синички, сойки, гагары, кедровка, утка, кулик, куропатка, коршун, глухарь, утка, свиязь, гусь, чайка/

IV. Характеристика героя.

- Назовите самые главные, по вашему мнению, черты Васютки и подтвердите текстом. /склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таежника; умелый; сообразительный; внимательный, вера в спасение/

- Каково отношение автора к герою? /Васютка, мальчишка, похожий на мужичка/

- Инсценировка «Встреча с родными»

V. Защита иллюстраций.

VI. Итог урока.


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО СКАЗКАМ АНДЕРСЕНА в 5 классе.

Цели:

Образовательные: познакомить с богатым миром сказок Андерсена;

Развивающие: способствовать развитию устной речи,

Воспитательные: способствовать воспитанию коллективизма, умения работать в группе.

I. Организационный момент. Повторение правил литературной игры.

II. Диктант. «Жил - был принц. Хотелось ему взять за себя принцессу, но только настоящую. Вот он и объездил весь свет, а такой что-то не находилось. Принцесс-то хоть отбавляй, да вот настоящие ли они?»

III. Защита иллюстрации.

VI. Конкурс рассказов «Зачем нужна сказка».

VII. Викторина.

  1. Из какой сказки этот отрывок:

- «У ворот стояла принцесса. Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая принцесса!» /«Принцесса на горошине»/

- «Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку;. Он шел домой с войны». / «Огниво»/

- «Блестящая лакированная скорлупка грецкого ореха служила ей колыбелькою, голубые фиалки - матрацем. А лепесток розы - одеяльцем; в эту колыбельку её укладывали на ночь, а днем она играла на столе». / «Дюймовочка»/

- «И в один миг все комнатные цветы выросли в большие дерева, которые протянули свои длинные ветви вдоль стен к самому потолку; вся комната превратилась в чудеснейшую беседку. Ветви деревьев были усеяны цветами; каждый цветок по красоте и запаху был лучше розы, а если бы вы захотели попробовать его - слаще варенья; плоды же блестели, как золотые». /Оле - Лукойе/

2. Почему

- в сказке «Маленький Клаус и Большой Клаус» одного звали Маленький, а другого Большой? /Маленький имел 1 лошадь, Большой - 4 лошади/

- Дюймовочку эльф стал звать Майей? /Дюймовочка, по его мнению, некрасивое имя/

- в сказке «Снежная королева Кай неожиданно стал грубым насмешливым, придирчивым, стал передразнивать свою бабушку, хотя до этого был добрым мальчиком?»/в его глаза и сердце попали осколки зеркала, в котором все великое и доброе казалось ничтожным игадким, а злое и дурное разрастается/

- Оле-Лукойе целых 7 дней приходил к Яльмару? /Яльмар был хорошим мальчиком/

3. Чьи это слова?

- «Ах, когда же мне будет 15 лет? - говорила она. - Я знаю, что очень полюблю и тот мир, и людей, которые там живут!» /Младшая русалочка/

- «Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть!» /Гадкий утенок - лебедь/

4. Кто это?

- «Он носил черную бархатную шубу, был очень богат и учен» /крот из «Дюймовочки»/

- «В одних чулках он тихо-тихо подымается по леснице; потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнет в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком. В руках у него маленькая спринцовка, и молоко брызжет из нее тоненькой-тоненькой струйкой». /Оле - Лукойе/

5. К какой сказке иллюстрация? /Набор открыток/

VIII. Итог урока.

Литературная игра по творчеству А.С. Пушкина в 7 классе.

Цели.

Образовательные:

- подвести итог знакомству с несколькими произведениями А.С. Пушкина.

Развивающие:

- способствовать развитию творческих способностей учащихся, мышления,

устной речи, самостоятельности, навыков работы с различными источниками

информации.

Воспитательные:

- воспитание уважения к культуре страны, ответственности, доброты,

верности мечте.

Предварительные задания командам.

  1. Придумать название команды.

  2. Нарисовать иллюстрацию.

  3. Повторить жанры всех родов литературы, все произведения, с которыми познакомились.

Ход игры.

I. Организационный момент. Повторение правил литературной игры.

II. Диктант. «Труд был для него святыня, купель, в которой исцелялись язвы… Когда чуял он налет вдохновения, когда принимался за работу, он успокаивался, мужал, перерождался, »- писал о Пушкине П.А.Вяземский.

  1. Дать определения жанров:

- драма;

- баллада;

- летопись;

- поэма.

III. Викторина.

  1. Годы жизни Пушкина.

  2. Какое историческое событие описывается в поэме «Полтава»?

  3. Любимое время года Пушкина?

  4. Где учился Пушкин?

  5. Какое прозвище было у Пушкина в лицее? /веретено. дрожжи/

  6. Назовите трех лучших лицейских друзей Пушкина. /Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер/

  7. Сколько лет было фрейлине государыни, которую целовал Пушкин в темноте вместо своей подружки Наташи? /68/

  8. Что сделал Пушкин, когда император стал стыдить его за этот проступок? /упал на колени и попросил ее руки/

  9. Какое произведение первым публикуется?

  10. Назвать произведения Пушкина.

  1. Угадай-ка.

- иллюзия /то, что кажется/

- вдохновение /творческий порыв, прилив творческих сил/

- сеча /сражение/

- секира /маленький топорик с длинной рукоятью/

- пост /отказ от мясной и молочной пищи/

- алкать /сильно желать/

- вече /в Древней Руси собрание горожан/

- тризна /похоронный обряд у древних славян/

IV. Защита иллюстрации.

  1. Чтение наизусть отрывка из поэмы.

V. Итог урока.


© 2010-2022