Безличные глаголы

Тема. Безличные глаголы. Цель: знакомство с особенностями безличных глаголов, их выразительными возможностями. Задачи: Образовательные: 1)      дать понятие безличных глаголов, их значение; познакомить с формами безличных глаголов; 2)      формировать умение различать безличные глаголы и личные в форме безличных. Развивающие: 1)      формировать исследовательские умения обучающихся; 2)      продолжить работу над развитием устной монологической речи обучающихся; 3)      создать условия для формирования умения использовать безличные глаголы в речи. Воспитательные: 1)      воспитывать интерес к предмету. Коммуникативные: 1)      развивать умение работать в парах, представлять результат своей работы классу; 2)      развивать умение выслушивать ответ одноклассников и дополнять его в случае необходимости. Оборудование: 1.      Мультимедийная презентация урока, мультимедийный проектор. 2.      Карточки и инструкция для исследования. 3.      Карточки для самостоятельной работы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Безличные глаголы.

Цель: знакомство с особенностями безличных глаголов, их выразительными возможностями.

Задачи:

Образовательные:

  1. дать понятие безличных глаголов, их значение; познакомить с формами безличных глаголов;

  2. формировать умение различать безличные глаголы и личные в форме безличных.

Развивающие:

  1. формировать исследовательские умения обучающихся;

  2. продолжить работу над развитием устной монологической речи обучающихся;

  3. создать условия для формирования умения использовать безличные глаголы в речи.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к предмету.

Коммуникативные:

  1. развивать умение работать в парах, представлять результат своей работы классу;

  2. развивать умение выслушивать ответ одноклассников и дополнять его в случае необходимости.

Оборудование:

  1. Мультимедийная презентация урока, мультимедийный проектор.

  2. Карточки и инструкция для исследования.

  3. Карточки для самостоятельной работы.

Ход урока.

1. Организационный момент и вступительное слово учителя.

- Чтение высказывания К. Паустовского (1 слайд).

Вы не раз убеждались, что слово русское необыкновенно выразительно, красиво. На удивительную силу русского глагола обращали внимание ученые-лингвисты, писатели. Эта часть речи занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.

- Чтение высказывания писателя А. Югова. (слайд 2)

- И сегодня нам предстоит исследовать еще одну особенность русского глагола. Чтобы работа была успешной, определим предмет и объект исследования (слайд 3).

Для этого мы отправимся в путешествие, но необычное. Мы будем путешествовать по Галактике Глагола в составе 3-х экипажей. Для успешного полета нам необходимо выбрать командиров кораблей:

А чтобы отправиться в путь, необходимо проверить готовность всех членов экипажей. Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

2. Актуализация знаний учащихся.

  • Обратимся к карте звездного неба. Перед вами Галактика Глагола. Какую информацию о глаголе вы здесь видите?

  • А теперь предложите нам связный рассказ о глаголе, используя весь названный материал.

  • Теперь может отправляться в путь.

3. Формулирование учащимися темы и цели урока.

- Вы видите, что одна из звезд осталась неподписанной. Это и есть цель нашего урока - разгадать тайну неизвестной планеты. А что это за планета, вы узнаете, выполнив следующее задание (слайд 4).

  • Перед вами текст. (На слайде и в маршрутном листе). Прочитайте его и ответьте на вопросы:

Смеркается. В бору темнеет.

Пожар зари над ним краснеет.

Во влажной почве лист сухой

Без звука тонет под ногой.

  • Что объединяет данные предложения? (Они простые.)

  • Какие предложения называются простыми? (Одна грамматическая основа)

  • Разделите эти предложения на 2 группы по самостоятельно выделенному признаку. (По составу грамматических основ: в 1 и 2 только сказуемое, в 3 и 4 - подлежащее и сказуемое.)

  • Назовите сказуемое в 1 и 2 предложениях. (Смеркается, темнеет.)

  • Какое действие они обозначают? Совершается ли оно с действующим лицом или без действующего лица? (Без действующего лица)

  • Как можно называются такие глаголы? (Безличные)

  • Учитывая проделанную работу, сформулируйте тему урока. (Безличные глаголы). (слайд 5) - Запись в справочную тетрадь.

  • А теперь, зная тему урока, сформулируйте задачи.

  1. Знать… (что такое безличные глаголы).

  2. Учиться … (отличать безличные глаголы от других глаголов). (Слайд 6)

4. Изучение нового материала.

- Итак, попробуем решить первую задачу для экипажей. А командиры кораблей в это время работают по индивидуальным карточкам.

4.1. Работа в группах. Значение и формы безличных глаголов.

  • У вас на столах лежат карточки с текстами и задания к ним. В течение 2-3 минут вам необходимо, работая в парах, проанализировать данные тексты и сделать вывод о значении представленных в них безличных глаголов.

Проверим полученные результаты: Чтение текста и вывод.

1 группа. Вывод: безличные глаголы обозначают явления природы.

2 группа. Вывод: безличные глаголы обозначают физические состояния человека.

3 группа. Вывод: безличные глаголы обозначают душевное состояние человека и его переживания. (Слайд 7) - Запись в справочную тетрадь.

- Вторую задачу - определить формы безличных глаголов - выполняли наши командиры. Им слово.

1 ряд - Безличные глаголы смогут иметь форму 3 лица ед. числа настоящего времени.

2 ряд - Безличные глаголы смогут иметь форму 3 лица ед. числа будущего времени.

3 ряд - Безличные глаголы смогут иметь форму среднего рода ед. числа прошедшего времени. (Слайд 8) - Запись в справочную тетрадь.

4.2. Сопоставление личных глаголов с безличными. (Слайд 9). Работа в тетрадях.

- Запишите предложения в тетрадь.

- Сравните предложения с точки зрения (найдите главные члены)

- Установите значение представленных глаголов.

- Определите форму данных глаголов.

Вывод: (Слайд 10) В русском языке в значении безличных могут употребляться личные глаголы.

4.3. Индивидуальное исследование. 4-5 минут.

Самостоятельная работа по карточкам, в которых представлены фрагменты поэтических текстов, план-инструкция.

Представление результатов классу.

4.4. Подведение итогов работы.

  • Расскажите, что вы узнали об особенностях безличных глаголах и их выразительных возможностях в ходе исследования.

5. Творческая работа. 5-7 минут.

(Слайд 11) А сейчас, чтобы определить наш маршрут возвращения домой, вам надо составить текст, используя безличные глаголы. Попробуйте описать картину ночного или вечернего звездного неба весной. Или прогулки в весеннем лесу.

Используйте материал для справок в ваших маршрутных листах.

(Слайд12) В разных видах искусств мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов. Предлагаю вашему вниманию текст по картине Василия Поленова «Золотая осень». Назовите безличные глаголы в этом тексте.

6. Итог урока. (Слайд 13)

  • Наш полет завершен. Что нового узнали на уроке?

  • Чему научились?

  • Что показалось самым трудным? Самым интересным?

7. Домашнее задание. (Слайд 14)

  • Знать материал урока, дополнить сведениями из параграфа учебника.

  • Выписать из учебника литературы примеры предложений с безличными глаголами (5-7), указать их форму

ИЛИ

  • Составить пейзажную зарисовку (5-7 предложений) с использованием безличных глаголов.

Оценки за урок. (Слайд 15)

© 2010-2022