Урок развития речи «Радость есть особая мудрость»

""Описание материала: "Урок развития речи «Радость есть особая мудрость» может быть проведён в 5-6 классах, можно провести и как беседу на классном часе. "Урок интегрированный,сопровождается презентацией (музыка,литература,живопись). На этом уроке ребята познакомятся с понятием «радость», прикоснутся к миру прекрасного через произведения искусства, сами окажутся творцами радости,изобразив на бумаге свои радостные моменты жизни. "На урок можно пригласить родителей и провести это занятие в тёплой ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Григорьевская средняя общеобразовательная школа

Гусь-Хрустальный район

Минцева Вероника Владимировна (учитель русского языка и литературы, 1 кв.кат)

Методическая разработка

урока развития речи (с применением метода межпредметной интеграции)

«РАДОСТЬ ЕСТЬ ОСОБАЯ МУДРОСТЬ»

5 класс

Цели мероприятия:

побудить учащихся к размышлению о том, что такое радость, воспитывать у них стремление к прекрасному: к радости, красоте, доброте, чуткости; пробудить стремление к творчеству, воспитывать толерантность

Оборудование презентация «Радость» , подборка иллюстраций и репродукций, пословиц о радости, фломастеры, изображение бумеранга.

Ход урока

-Ребята, испытывали ли вы когда-нибудь чувство радости? Какое это чувство? Было ли у вас в жизни какое-нибудь радостное событие? (Одновременный показ иллюстраций и репродукций,выражающих чувство радости)

Давайте послушаем сказку Н.Абрамцевой «Тише,пожалуйста,тише» (чтение сопровождается показом презентации)

Тише, пожалуйста... Тише
Где-то в лесу жила была речка. Чистая - чистая, прозрачная -прозрачная. Весь свой лес поила холодной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Веселая добрая речка. Так было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидала, то ли еще что случилась. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела вода. Заметило это солнце. Решило развеселить речку. Пощекотало ее своим длинным лучиком, да как - то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно. «Что за глупые шутки?» - подумала она обиженно. А тут еще неприятность: кто - то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить, запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя. Да. Расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, разозлилась, фыркнула и... вышла из себя. Из берегов своих.... Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше - до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше, дальше растекается речка.... И понимает, что не то делает, а вернуться не может. И коряга не хотела царапаться, и солнечный луч нечаянно уколол, и лосенок, конечно же, не нарочно упал в воду. Все понимает бывшая речка, а теперь бесформенная мелкая лужа. Все понимает, а вернутся не может.... Сорвалась.... Вышла из себя. И вперед бежать не может, сил больше нет....
Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев. Гниют
ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьет из бывшей
речки, никто в нее не смотрится. Мутной, грязной, вязкой
трясиной стала чистая, светлая речная вода....
Болото... Неверные кочки... Ползучие стебли... Страшные черные
оконца... Болото... А была речка. Была... Добрая, веселая лесная
речка.
Только вот из себя вышла.... Выйти каждый может. Выйти легко.... Очень.... Слишком даже....
Не надо кричать... и дверью хлопать не стоит... Спокойно.... Зачем бить посуду?! Тише, пожалуйста.... Тише

Фронтальная беседа по сказке (текст у каждого на парте)

-Понравилась ли вам сказка? Чем она интересна?

-Если бы вы оказались у речки до того,как она вышла из берегов, что бы вы ей сказали? А что посоветовали бы потом?

-Как вы думаете , легко ли вернуться в свой образ?

-Можно сказать,что у речки есть характер?. Опишите,какой вы видите речку до того,как она вышла из себя. Какой она стала потом и почему?

-А может ли человек выйти из себя? Что с ним происходит в таком случае?

-Было ли у вас иногда плохое настроение? Вам знакомо состояние уныния,грусти, раздражения, злобы? Как вы себя при этом чувствовали?

-А как вы думаете,можно ли передать людям своё плохое и хорошее настроение?

(Да.Можно . Если человек постоянно раздражается,его организм начинает вырабатывать яд,который отравляет самого хозяина . Он оседает на окружающих предметах. Даже цветам от него плохо.Окружающим людям тоже очень неуютно)

Свет и тепло передаёт человек радостный и весёлый. Не зря говорят «Мощь улыбка несёт». На Востоке, в Индии,считается, что пищу может приготовить только добрый ,весёлый человек.На руси,когда пекли пряники,пели песни. Такая пища напитывается излучениями счастья и радости. Вкушая её, чувствуешь удовольствие.

Чувство,бросаемое в пространство,как бумеранг возвращается к своему хозяину.(показ.изображения бумеранга)

Бумеранг-метательное орудие в виде изогнутой палки или серповидной планки, при искусном броске возвращающееся обратно к бросившему. Говорят «бумерангом вернуться к кому-нибудь»- о чём -нибудь опасном,нежелательном, обращающемся на самого того,от кого оно исходит.

-А в чём можно находить радость,чему можно радоваться?(красота природы,красота родных людей, радость в самых простых вещах)

-А богатство может приносить радость?(Богатство тоже может стать радостью,но только в том случае если оно служит на благо обществу. Ведь только то,что тыдаёшь другим людям,жожет вернуться к тебе. Приятно получать подарки,но гораздо приятнее дарить.

Я тоже хочу сделать вам приятное:подарить вам фломастеры. Но в них нет чёрного цвета, как в радуге.,все цвета яркие и сочные. Пусть эти фломастеры напоминают вам о том , что человек может творить. На мой взгляд,самая большая радость-радость творчества. Когда творишь ,забываешь обо всех невзгодах, потому что душа устремляется к прекрасному. Можно писать стихи,рисовать,слагать музыку,а можно просто любить. Послушайте ,как просто и в то же время мудро написала поэтесса нашего села:

  • Я хочу всегда добро дарить

  • Теплым словом, дружеским участьем.

  • В нужный час на помощь приходить

  • И любить. Какое это СЧАСТЬЕ!

Т.К. Палагина -

поэтесса с. Григорьево

Ещё с одним творцом радости я хочу вас познакомить. Это Марк Шагал(показ репродукции картины «Влюблённые.Прогулка»)

Мне бы хотелось,чтобы вы улыбнулись друг другу,улыбнулись себе,улыбнулись мысленно. Постараемся забыть всё плохое, что было в жизни, настроим себя на доброе.

----А теперь попробуем стать творцами радости. В течение нескольких минут нарисуем радость в виде символа.Работу будет сопровождать музыка. Слушая её, попробуйте представить картину.(показаваются слайды,выражающие чувство радости,звучит Sonate in C Паганини

Подведение итогов. Выставка рисунков учащихся. Рефлексия

--Молодцы,ребята,вы сумели украсить этот класс энергией радости. От ваших рисунков он стал теплее и уютнее.

Как вы думаете,справедливы слова,взятые мной в названии урока? Почему радость мудра? Почему нужно жить в радости?

Творческое задание: напишите сочинение-рассуждение на тему «Прав ли тот ,кто утверждает ,что «Радость есть особая мудрость?»





© 2010-2022