Безударные гласные в корне слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Безударные гласные в корне слова. Урок-закрепление.

Тип урока: Урок закрепления знаний.

Учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык 3 класс 2 часть.

Оборудование: индивидуальные карточки (памятки), плакат на стенде «Как найти и проверить безударные гласные в корне слова», разрезные карточки с алгоритмом проверки безударных гласных в корне слова, карточки с текстом (раздаточный материал), ленты со словами-отгадками для кроссворда.








Цели и задачи.


  1. Обобщить, закрепить знания о безударных гласных в корне слова.

2. Закреплять умения: = ставить орфографические задачи (развивать орфографическую зоркость);

= устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом;

= применять правило (отличать проверяемые и проверочные слова, выбирать способ проверки, подбирать однокоренные слова, выделять корень, изменять формы слова, пользоваться алгоритмом нахождения проверки безударных гласных);

= проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.


  1. Способствовать развитию логического мышления и творческих способностей.


  1. Активизировать познавательную деятельность.


  1. Пополнять активный словарный запас детей.





Ход урока


  1. Организационный момент.

Приветствие.

У. Настроились на работу. Сели. Вспомнили правила посадки.


  1. Проверка домашнего задания.

У. Есть ли вопросы по домашнему заданию?

Какие трудности возникли при выполнении домашнего задания? (Коллективно помогаем разобраться с возникшими трудностями. Учитель берет на заметку ситуации, в которых у детей были трудности).

Оформляем тетради. Отмечаем все орфограммы. (Дети списывают с доски число, классная работа. Орфограммы отмечаем на каждом уроке).

3.Обобщение.

Задание №1 «Кроссворд».

У. Вспомним, какую тему мы изучали на последних уроках?

Д. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

У. Прочитайте тему этого урока. (Тема урока записана на доске). Чем урок-закрепление отличается от предыдущих?

Д. На этом уроке мы будем повторять изученное, закреплять полученные знания, отрабатывать умения, уточнять непонятное.

У. Предлагаю вам вспомнить важные определения, с которыми мы работали в этом разделе. Для этого необходимо разгадать кроссворд. (Кроссворд на доске).

Вопросы.

  1. Слова с общей частью, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. (однокоренные)

  2. Слово, в котором есть буквы, требующие проверки. (проверяемое)

  3. Слово, которое помогает решить орфографические задачи в проверяемом слове. (проверочное)

  4. Общая часть родственных слов, которая хранит в себе одинаковое значение всех слов семьи. (корень)

  5. Собрание слов, обычно в алфавитном порядке, с пояснениями, толкованиями. (словарь)

  6. Каждое изменение слова. (форма)

(Учитель читает определения. Дети называют слова. На кроссворд с помощью магнитов прикрепляются ленты с правильными ответами. Можно приглашать учеников. Слова проговариваются хором по слогам.)

с

л к

о о

п п в р

р р а е

однокоренные

в в ь ь

е е

р р

я о

е ч

м н

о форма

е е


Задание №2 «Алгоритм».

У. Самостоятельно просмотрите памятку «Как искать проверочные слова для безударной гласной». (Памятка находится на стенде и у каждого индивидуально).

Расположите карточки в правильном порядке. (Дети на доске прикрепляют карточки в нужном порядке. Справа работают, следуя алгоритму).

/

1. Поставь ударение. Смолистая

/

2. Найди безударные гласные. Смолистая

- - -

/

3. Выдели корень (подбери Смолистая

однокоренные слова). - - -

/

4. Найди проверочные слова Смолы.

(если возможно).

5. Смотри словарь.

6. Вставь букву.

7. Проверь.

(Можно предложить более короткий вариант записи: смолистая - смолы или вариант со словарным словом).

Задание №3 «Догадайся».

У. Вспоминаем способы проверки безударной гласной в корне слова. Догадайся, что общего имеют слова: вет..р, к..вер, з..мля, на в..твях. (Слова записаны на доске).

Д. Слова двусложные, нарицательные, называют неодушевленные предметы, все с безударной гласной в корне слова.

У. Чем отличаются?

Д. Разное значение, разные корни.

У. Какое слово лишнее в группе? Почему?

Д. На ветвях - с предлогом, ветер - словарное, ковер - неживая природа, ветер - ударение падает на первый слог.

У. Реши орфографические задачи и вставь буквы.

Д. Коврик - ковер, земли - земля, ветви - на ветвях.

У. Вы обнаружили еще одно отличие слов? Объясните.

Д. Слова проверяются разными способами. В 1 случае мы подобрали однокоренное слово, во 2 - изменили число, в 3 - изменили падеж.

4.Физкультминутка.

Размять шею, спину, руки.

Проверочное слово - присесть, проверяемое - подпрыгнуть.

(Снежок, снежный, водный, водяной, травинка, травушка, берег, побережье, бережок - слова - «ловушки», и т. д.)


  1. Закрепление.

У. Переходим к основной части урока. Прочитайте предложения.

Первоначальный текст на доске

За ночь сильно похолодало. Утро настало холодное (морозное). На окне появились удивительные рисунки. Веселые солнечные зайчики зажигали снежные узоры на стекле. Вот заблестела перистая ветвь. А вот чудесный цветок. Чудесен (красив) снежный узор на окне.

По М.Гумилевской и А.Шкляру.

Текст на карточках

За ночь сильно пох..л..дало. Утро настало м..розное. На ..кне по..вились уд..вительные р..сунки. В..селые солнечные зайчики зажигали сн..жные узоры на ст..кле. Вот забл..стела перистая ветвь. А вот чудесный цв..ток. Кр..сив снежный узор на ..кне.

По М.Гумилевской и А.Шкляру.

Можно ли назвать их текстом? Почему? (Предложения записаны на доске.)

Д. Можно назвать текстом, т. к. говорится об одном и том же, раскрывается общая мысль, предложения стоят в определенном порядке.

У. Какова тема текста? Назовите главную мысль. Озаглавьте текст. (Дети предлагают разные варианты. Совместно выбираем наиболее соответствующий теме: «Снежные узоры».)

Поработайте редактором и замените неудачные слова. Объясните необходимость замены слов.

Д. Заменяем слово «холодное» на «морозное», «чудесен» - на «красив». Два однокоренных слова находятся в соседних предложениях.

У. Прочитайте текст еще раз. Будьте внимательны: в конце урока вы будете восстанавливать текст по опорным словам.

Каким секретом в 4 предложении воспользовались авторы, чтобы сделать текст ярким, выразительным, образным.

Д. «Зайчики зажигали узоры». Авторы употребили глагол в переносном значении: «Узоры на окнах искрились, блестели, играли».

У. Найдите в тексте 2 формы одного слова. Докажите.

Д. Снежные, снежный.

У. Подберите однокоренные слова. Докажите, что все они родственные.

Д. Снеговик, снежочек, подснежник, снегопад, снеговой. Все слова можно объяснить с помощью слова снег.

У. Чем с точки зрения строения слов отличаются формы слова и однокоренные слова?

Д. Формы слова - изменяется только окончания. Остальные части слова - неизменны. Однокоренные слова образуются с помощью различных словообразовательных морфем - приставок и суффиксов.

У. Операция «Поиск». Кто самый зоркий? Ищем в тексте слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

Д. Слово «похолодало» в 1 предложении.

У. Докажем. Ставим ударение, выделяем корень, отмечаем все безударные гласные. (Такую работу дети проводят с каждым найденным словом.)

Д. По холод ало

У. Чем интересно это слово?

Д. В этом слове 2 безударные гласные в корне слова, значит будем искать 2 проверочных слова.

Похолодало - холод, холодный.

У. Как проверить безударные гласные в приставке, суффиксе? (ловушка)

Д. Вспоминаем, как пишутся приставка, суффикс.

На окне в 3 предложении - окна.

У. Каким способом воспользовались для проверки безударной гласной?

Д. Изменили число.

У. Найдите в тексте слово, которое проверяется таким же способом.

Д. На стекле в 4 предложении - стекла. Появились в 3 предложении - явь.

У. Что значит появились?

Д. Возникли наяву, явно.

Удивительные в 3 предложении -…

У. Подбери однокоренные слова.

Д. Удивительные - диво, дивить, удивляться, дивный.

У. Подчеркните проверочные слова. Составь 4 словосочетания с исходным словом, изменяя формы, и словами из словаря женского, мужского и среднего рода.

Д. Удивительные рассказы

удивительный город

удивительная картина

удивительное животное.

У. Отметь, почему эти слова называются словарными.

Д. Веселые в 4 предложении - весело.

У. Подбери однокоренное слово с двумя безударными гласными в корне.

Д. Веселятся.

Заблестела в 5 предложении - блеск. (Обратить внимание детей на чередование согласных в корне т/к.)

У. Подбери однокоренные слова: имя существительное и имя прилагательное. Разбери слова по составу.

Д. Блестка, блесна, блестящий. (Обратить внимание на корень слова блесна.)

Цветок в 6 предложении - цветик.

У. Выберите лишнее слово. Объясните. Цветочек, цветочник, соцветие, цветной, цветик.

Д. Лишнее слово - цветной, т.к. оно объясняется с помощью слова цвет (краски). Остальные слова объясняются с помощью слова цвет (в смысле цветок).

У. (Можно предложить составить словосочетания или предложения со словом цвет: 1 вариант - в смысле краски, 2 вариант - в смысле цветок.)

Д. Красив в 7 предложении - краше. (Обратить внимание детей на чередование в корне с/ш.)

У. Объясните смысл словосочетаний: красивая внешность, красивая душа. Как вы считаете, что важнее? (Выслушиваются варианты детей, делается вывод.) Раньше на Руси красивую девушку называли красная (красна) девица.

Найдите в тексте словарные слова.

Д. Морозное, рисунки.

У. Какие вопросы остались у вас по тексту? Все ли слова понятны?

(Предлагается два уровня задания: 1 уровень - вставить пропущенные буквы в готовый текст, списать. 2 уровень - восстановить текст по опорным словам. Работы оцениваются на усмотрение учителя.

Опорные слова записаны на доске.)

Пох..л..дало

настало

по..вились

солнечные

забл..стела, перистая

кр..сив.

Итог урока.

У. Что запомнилось?

Какие задания вы хотели бы выполнять на следующих уроках? Какие задания заставили серьезно задуматься и вызвали трудности?

Что нового узнали?

Вспомните поставленные задачи. Кто считает, что справился?

















Используемая литература


  1. Соловейчик М.Г. Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка. Методические рекомендации. Издательство «Ассоциация 21 век». 2002 год.

  2. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Методика развития речи младших школьников. Издательство «Линка - Пресс». Москва. 1994год.

  3. Соловейчик М.С. Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. Лекции 1 - 4, 5 - 8. Изд. Педагогический университет «Первое сентября». Москва. 2006 год.

  4. Тикунова Л.И. Русский язык. Контрольные и проверочные работы для 1 - 4 классов. Изд. РОСТ книга. Москва.

  5. Полникова М.Ю. Дидактическая тетрадь по русскому языку. Изд. СМИО Пресс. Санкт - Петербург. 2008 год.

  6. Ожегов С. И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва. 2001 год.

  7. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Изд. Цитадель - трейд. Москва. 2004 год.

  8. Дмитриева О.Д. Фефилова Е.П. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. Изд. Вако. Москва. 2004 год.



© 2010-2022