Статья «Интеграция искусств при изучении теоретических понятий на уроках литературы»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья

«Интеграция искусств при изучении теоретических понятий на уроках литературы»

Потапова Т.И.



В современном образовательном процессе возросла значимость гуманитарных дисциплин, в связи с этим возникает необходимость повышения уровня литературного образования в школе. Значимыми становятся исследования направленные на изучение предмета - литература во взаимосвязи с такими видами искусства как: живопись, музыка, архитектура, история, кинематограф. В соответствии с этим изучение теоретических понятий в школьном обучении может трактоваться через призму различных видов искусств. Одним из таких теоретических понятий может быть хронотоп. Наиболее ярко, полно характеристику хронотопа и его роль в художественном пространстве мы можем проследить в развитии антитезы Москва-Петербург, которая имеет не только отражение в русской литературе, но и рассматривается как культурологическая проблема.

Литературное произведение распространяется за пределы текста… Реальность - как бы комментарий к произведению, его объяснение…

Четкие границы отсутствуют, но зыбкая пограничная полоса реально существует, и в ней протекают процессы чрезвычайно важные для литературного развития. Условность пространства искусства подчеркивалась Ю. М. Лотманом: «Искусство - наиболее развитое пространство условной реальности»[3, с. 230].

Актуальность данной темы определяется: во-первых, возрастающим интересом современной школы к личности ученика, проникновением в особый мир школьника, формированием разносторонней, духовно развитой личности; во-вторых, повышением значения методов преподавания, акцентирующих особое внимание на проблеме интеграции различных видов искусств в учебном процессе.

Литература относится к предметам эстетического цикла наряду с такими предметами, как музыка и изобразительное искусство. Вместе с тем литература - уникальный в своем роде предмет, т.к. он единственный имеет возможность говорить языком образов о человеческой сути, о смысле жизни. В литературе выражается все ее многообразие. И потому знание предмета способно обеспечить духовное взросление, дает возможность соотносить общее и единичное, индивидуальное и характерное в предлагаемых обстоятельствах жизни. Все это требует от ученика познания себя, ставит его в позицию выбора, активно формирует его отношение к тем или иным явлениям жизни. Иными словами, изучая литературу, ученик вступает в диалог с культурой своего народа, со взглядами на мир того или иного писателя, постигает особенности эпохи, общественного сознания и приобретает ни с чем не сравнимый опыт логического рассуждения, рассмотрения вещей не в единственной (своей) плоскостной проекции, но в общекультурной традиции, присущей данной нации [2, с. 1].

Исследование вопросов теории литературы в школьном изучении отражено в трудах В.В.Голубкова, Н.И.Кудряшова, Г.И.Беленького, М.А.Снежневской, А.Г.Балыбердина, Н.И.Прокофьева, Н.И.Громова, Н.О.Корста, А.В.Дановского, Л. К. Кузнецовой, Л.А.Мурач, О.Ю.Богдановой.

И.Л. Зеленький прослеживает формирование теоретико-литературных понятии на "нескольких этапах: первоначальные стихийные представления, затем целенаправленное абстрагирование признаков, завершающееся определением понятия, и, наконец, уточнение понятия, включение его в систему понятий и применение к новому материалу. Основными критериями овладения понятием Г.И.Беленький считает «критерий единства обобщения и конкретизации» [ 1, с. 46].

Проблема межпредметных связей, идея анализа литературного произведения в культурологическом контексте имеет свою историю. Ретроспективное изучение исканий методической науки в этом направлении, считает Н.М.Свирина, идёт ещё из XVIII века, от Н.И.Новикова. Эти идеи были подхвачены Ф.И.Буслаевым, В.И.Водовозовым, В.В.Даниловым, В.Я.Стоюниным, Д.Н.Овсянико-Куликовским. Особенно богат XX век находками в воспитании «культуры реакции» (М.А.Рыбникова), в необходимости «расширять искусствоведческие представления учащихся» (В.В.Голубков), о межпредметных связях в курсе литературы много и успешно писали учёные-методисты второй половины XX в., например, Н.И.Кудряшев, Т.Г.Браже, Н.О.Корст, Т.Ф.Курдюмова, В.Г.Маранцман, Г.И.Беленький, М.Г.Качурин, Н.Д.Молдавская, С.А.Леонов, Л.С.Айзерман, Л.В.Шамрей, Е.Н.Колокольцев, Н.А.Бодрова, З.С.Смелкова, Т.А.Калганова, Г.И.Беленький, Л.А.Шевченко, Ю.Н.Березин, И.А.Шолпо и др.
Самый конец XX - начало XXI вв. ознаменовался появлением школы диалога культур B.C.Библера.

Одна из главных задач школы - воспитать достойного гражданина, патриота, человека, любящего и знающего историю, культуру и литературу своей Родины

На завершающих уроках по литературе в 11 классе можно избрать форму урока - диспута, основной целью которого будет формирование у обучающихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Поставленная цель предполагает необходимость решений следующих частных задач:

Образовательные: углубить и расширить границы традиционного анализа художественного произведения; научить формулировать мысль, доказывать свою точку зрения; проследить глубину осмысления знаний и степень их обобщения у учащихся.

Развивающие: развить междисциплинарные связи между историей, культурой, риторикой и литературой; развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа произведения художественной литературы; формировать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать по плану.

Воспитательные: воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, любовь к Родине; пробудить интерес к самостоятельному решению задач организовывать работу в группе; воспитывать уважение к чужому мнению, прививать навыки взаимопомощи в выполнении учебных задач; преодолевать конфликты.

Для подготовки к уроку учащиеся знакомятся с рекомендуемой литературой и сами находят дополнительную, т.е. такую, в которой освещаются различные аспекты развития и противопоставления образа Москвы и Петербурга в русской литературе 18 нач. 20 века. Для работы может быть предложена следующая литература:«Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях» П.А.Флоренского, «Вопросы литературы и эстетики»Бахтина М. М., «Душа Москвы и гений Петербурга»Исупова К.Г., «Град Петров в истории русской культуры»Каган М.С., «Душа Петербурга»Анциферова Н.П.,«Старая Москва»Пыляева М.И.; « Из истории Москвы иллюстрированные очерки 1147- 1913г.»Назаревского В.В.

Класс делят заранее на два противоборствующих лагеря «Москвичи» и «Петербуржцы». Каждый лагерь разбивают на группы специалистов: историки, архитекторы, культурологи, философы, литераторы и т. д. В обоих лагерях набор специалистов по профилю должен быть одинаков.Специалисты подбирают примеры, факты и аргументы, связанные со своей профессией и свидетельствующие о явно выраженном противопоставлении двух городов. Кроме того, каждая группа готовит 1-2 «каверзных» вопроса своим оппонентам, такие, чтобы пришлось искать новые доказательства в защиту своей точки зрения.

Для ведения урока избирается такая схема. Сначала выступают специалисты: историки и архитекторы (они отмечают, например, наиболее значимые моменты истории и архитектуры данных городов), потом в диалог вступают специалисты культурологи (они, например, говорят о развитии культуры Москвы и Петербурга данного периода). Ученики задают друг другу вопросы, выслушивают ответы, соглашаются или спорят, приходят к общему мнению. Затем в дискуссию вступает вторая пара групп специалистов, например, философы и литераторы, вводится понятие хронотоп, процедура повторяется. Участники каждого лагеря приводят примеры из произведений художественной литературы, выявляя сходство и различие художественного хронотопа Москва- Петербург с привлечением в дискуссию различных компонентов текстов, например, таких как образ, символ, деталь и др. Вопросы могут быт следующего характера: «Как изменялся образ города в литературе?», Полезно предложить учащимся (в начале урока) записывать факты, содержащиеся в высказываниях, в таблицу. Для этого учитель заранее дает ее форму. Немаловажно в конце такого урока провести обобщение дискуссии и подвести детей к одному общему выводу. Дома по этим материалам можно предложить написать сочинение или эссе, например на такие темы: «Город чудный, город древний», «Москва- столица или провинция», «Петербург- эволюция образа», «Москва и Петербург», «Экскурсия по городу».

Многими поэтами и писателями Москва и Петербург были отмечены в произведениях русской литературы с различных сторон. Природная, естественная Москва и современный светский Петербург. Как символ нерушимости, патриотизма, воплощая в душе русского человека образ Родины, выступала Москва - хлебосольная. Странный, безликий, как символ страшного мира - Петербург. Руководствуясь стихами Есенина, можно совершить экскурсию по улицам Москвы, заглянуть в каждый переулок и попробовать понять жизнь москвичей в послереволюционное время со всеми их радостями и трудностями. Северную столицу одни воспевали и называли «окном в Европу», другие со всей ненавистью и отчаянием говорили о Петербурге как о городе, «построенном на костях», о «проклятии России». Каждый писатель осмысляет время и пространство по-своему, наделяя их собственными характеристиками, отражающими мировоззрение автора. Определённые характеристики реального пространства и времени одними из них игнорируются, другими - гиперболизируются. В итоге художественное пространство, создаваемое писателем, не похоже ни на какое другое.

От того, как поставлено изучение теории литературы в школе, во многом зависит уровень восприятия юношами и девушками других искусств. Примитивно-реалистический подход к кинокартинам, театральным постановкам, произведениям живописи (с чем, к сожалению, неоднократно приходится сталкиваться в жизни) объясняется неудовлетворительной теоретической подготовкой части молодёжи в области искусства. Очевидно, в курсе литературы необходимо усилить внимание к тем моментам, которые раскрывают и характеризуют общие черты литературы и других видов искусства, общие законы развития искусства, не ослабляя внимания к специфике литературы.

Теоретико-литературные понятия все больше стали входить в культурный обиход современных людей. Часто можно встретить в передачах на радио и телевидении, в выступлениях актёров, режиссеров и писателей такие слова как: «сюжет», «художественность», «кульминация действия», «лирическое», «эпическое», «пространство и время», «антитеза» и т.д. Понятия употребляются для обозначения явлений не только литературы, но и музыки, кино, архитектуры, живописи. Ежедневное употребление таких понятий во всех сферах культуры, можно рассматривать как механическую привычку, упуская из вида главное понимание. Поэтому задача осмысления целого круга идейно-эстетических представлений и понятий совершенно необходима как органическая часть формирования духовного облика современного человека.

1. Беленький Г . И . Теория литературы в школе // Современные проблемы методики преподавания литературы / Отв. ред. Я.А.Роткович. - Куйбышев, 1974 - ; С. 46 - 47).

2. Золототрубова Н.Н. Методика преподавания литературы Учебное пособие для вузов Воронеж 2007 стр 1 (window.edu.ru/catalog/pdf2txt/555/59555/29623?p_page=1)дата посещ 27,02,2016

3.Лотман Ю.М. Символические пространства // Лотман Ю.М.Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. СПб.: Искусство-СПб., 2001. С. 297-334.



© 2010-2022