Творческая мастерская «Время и пространство слова»

Практическая деятельность показала, что работа в творческой мастерской наилучшим способом развивает творческие способности и воображение лицеистов. Без развитого воображения нет не только открытий, но и широкого взгляда на вещи, нет гармонически развитой личности.Эта технология направлена на  «погружение» выпускников в процесс поиска и самопознания: пробиваясь через свой опыт, они находят новое в тех значениях и определениях, которые им были давно известны. Поэтому здесь включаются в работу даже...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческая мастерская «Время и пространство слова»

учитель Капба Л.С.

Пояснительная записка

Интересны занятия в форме творческой мастерской. Практическая деятельность показала, что работа в творческой мастерской наилучшим способом развивает творческие способности и воображение лицеистов. Без развитого воображения нет не только открытий, но и широкого взгляда на вещи, нет гармонически развитой личности.

Каждое занятие выстраивается таким образом, что обучающиеся не получают готовых знаний, они их добывают с позиции «я - исследователь». На занятиях разрешаются противоречия между необходимостью развивать познавательные и творческие способности лицеистов и преобладанием исполнительских методов деятельности; между необходимостью создания целостной картины мира и узкими рамками предметного содержания.

Девиз мастерской «все способны», поэтому внимание обучающихся направлено на такие задания, через которые учитель, выстраивая логическую структуру, осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью школьников. На занятиях царит атмосфера доверия и взаимопонимания. Работа с дидактическим материалом, связь с другими видами искусств дают толчок творческому процессу создания текста. Эта технология направлена на «погружение» выпускников в процесс поиска и самопознания: пробиваясь через свой опыт, они находят новое в тех значениях и определениях, которые им были давно известны. Поэтому здесь включаются в работу даже самые слабые школьники, создают тексты и высказывают своё мнение.

Алгоритм работы творческой мастерской.

Мотивационный этап заключается в предъявлении школьникам индуктора - побудителя направленной деятельности. Индуктор помогает обучающимся пробиться через опыт, который показывает им только ту реальность, которая соответствует их знаниям, а всё остальное делает невидимым. Мотивацию усиливает афиширование: предъявление своих идей, планов, текстов. Используется афоризм Аристотеля «Познание начинается с удивления».

Творческий этап: услышав или увидев индуктор, лицеисты должны прозреть, увидеть, озадачиться и затем организовать поиск слов, словосочетаний, предложений для создания интересных текстов.

Заключительный этап: работа в мастерской всегда заканчивается рефлексией на уровне мысли, анализа ощущений и впечатлений лицеистов. «Пережить» мастерскую и уйти с вопросом - важный этап рефлексии.

Тема: «ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО СЛОВА».

Творческая мастерская в 10 классе

ЦЕЛЬ: развитие воображения и творческих способностей обучающихся.

Оборудование: портрет А.Ахматовой, музыка С. Рахманинова, творческие листы с девизом «я - исследователь» и стихи Ахматовой распечатаны на парте у каждого школьника, звёзды со словами из стихов А.Ахматовой, значение слова «ментальность» написано на отдельном листе, девиз «ВСЕ СПОСОБНЫ» написан на доске.

План работы творческой мастерской:

1. мотивационный этап;

2. творческий этап;

3. заключительный этап.

Ход творческой мастерской.

1. Мотивационный этап.

Учитель. Дорогие лицеисты! Сегодня я приглашаю вас в творческую мастерскую, девиз которой «все способны». Здесь вы сможете поразмышлять, пофантазировать, высказать своё мнение. Совсем скоро вы окончите школу, вас ждёт новая взрослая жизнь. Каждый человек - путник в жизни, а на пути каждого из нас лежит твёрдая земля, и мы уверены и знаем, что так будет всегда. А что над землёй? Небо! Оно бывает разное. Солнечное, пасмурное, звёздное. А как часто мы смотрим на небо? Звучит тихо музыка.

Я смотрю на небо, когда мне грустно и радостно одновременно, когда я провожаю в путь своих выпускников. Давайте закроем глаза и представим звёздное небо: оно высокое и загадочное, близкое и далёкое… Оставьте в своём воображении одну звезду, самую красивую, самую запоминающуюся, представьте, что она улыбается вам. Откройте глаза. Нарисуйте свою звезду в творческом листе. Учитель рисует на доске цветным мелом свою звезду. Дайте определение звезды.

Ответы учеников.

- Звезда - это явление природы, звёзды часто падают с неба, при этом можно загадывать желание.

- Звезда - это символ успеха, поиска, нравственный стержень, который не позволяет человеку потерять веру в себя.

- Бывает звезда эстрады, которая радует зрителей своими песнями.

- Есть актёры, которые стали звёздами, потому что раскрыли свои таланты в театральной области.

- Звезда есть на погонах у военных.

2. Творческий этап.

Учитель. Вспомните названия книг, кинофильмов, загадки, пословицы, где встречается слово звезда.

Предполагаемые ответы: (Кинофильм «Звезда пленительного счастья», роман Казакевича «Звезда». В стихотворении М. Лермонтова встречается строчка «Ночь тиха. Равнина внемлет Богу. И звезда с звездою говорит».)

Учитель. А.Блок считает, что слова могут светиться, как звёзды. Вы знали об этом?

Обратимся к эпиграфу: «ВСЯКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ - ПОКРЫВАЛО, РАСТЯНУТОЕ НА ОСТРИЯХ НЕСКОЛЬКИХ СЛОВ. ЭТИ СЛОВА СВЕТЯТСЯ, КАК ЗВЁЗДЫ». А.Блок.

А звёзды, как известно, могут перемещаться в пространстве и во времени, значит, и слова имеют такие же свойства. Итак, тема творческой мастерской «Пространство и время слова».

Сообщение ученика. Главная тема юношеских стихов Ахматовой - любовь. Особое место занимает предметный мир, подробности и детали повседневного быта. Это фон, на котором разворачиваются любовные драмы лирических героинь, они являются прообразами поэтессы. Первая Мировая война сблизила поссорившихся супругов Н. Гумилёва и А. Ахматову. Анна Андреевна писала на фронт мужу ласковые письма и стихи. Читает выразительно:

Эта встреча никем не воспета,

И без песен печаль улеглась.

Наступило прохладное лето,

Словно новая жизнь началась.

Сводом каменным кажется небо,

Уязвлённое желтым огнём,

И нужнее насущного хлеба

Мне единое слово о нём.

Ты, росой окропляющий травы,

Вестью душу мою оживи,-

Не для страсти, не для забавы,

Для великой земной любви.

17 мая 1916 г.

Вопросы учителя. Почему скупы художественные средства? Как героиня предчувствует бурю и катастрофу? Что важнее хлеба для неё в этот момент? Какое чувство для женщины главное в жизни?

Ответы учащихся.

- Художественные средства скупы, потому что переживания героини передаются жестами (не воспета, улеглась, наступило, сводом каменным кажется, росой окропляющий, оживи).

- Она видит бурю в небе, уязвлённом жёлтым огнём, согласна голодать, лишь бы получить весточку от любимого.

- Героиня обращается к всевышнему за помощью, чтобы он успокоил её душу, потому что ждёт великой земной любви, как любая женщина.

Учитель. А теперь найдём в каждой строфе слова- «звёзды», которые выражают основную мысль стихотворения.

Ответы. Встреча, жизнь, небо, слово, душа, великая земная любовь.

Учитель. Найдите два главных слова, на которых строится образ лирической героини.

Ответы. ДУША, ЛЮБОВЬ.

Учитель под высказыванием А. Блока вывешивает две звезды, на которых написаны слова ДУША. ЛЮБОВЬ.

Учитель. Обратимся к портрету А.Ахматовой. Георгий Адамович вспоминал: «Анна Ахматова поразила меня своей внешностью. Нет, красавицей она не была. Она была больше, чем красавица, лучше, чем красавица. Никогда не приходилось видеть мне женщину, лицо и весь облик которой повсюду, среди любых красавиц, выделялся бы столь выразительностью и неподдельной одухотворённостью». (Ученики высказывают своё мнение о портрете и словах критика).

Сообщение ученика. В сороковые годы 20 века в творчестве поэтессы наблюдается стремление к историзму, выход за рамки личных, любовных мотивов. Это отнюдь не означает уход от лирических ценностей: просто Ахматова опять почувствовала настоятельную потребность быть со своим народом в часы тяжелейших испытаний. Отклик на Вторую мировую войну звучит в стихотворении «Клятва», а в феврале 1942 года в печати появилось «Мужество».

Мы знаем, что нынче лежит на весах

И что совершается ныне,

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

Но мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

Вопросы учителя. Каков ритм стихотворения? К чему призывает героиня Ахматовой русский народ? Какую подтекстную информацию имеет слово «что», употребленное дважды? Какие слова - звёзды зашифрованы в них? Подберите к нему синонимы.

Ответы.

- Чёткий ритм напоминает удары колокола, зовущего народ на победу с врагами.

- Героиня Ахматовой понимает, что если фашисты завоюют Россию, то исчезнет русский язык - и это самое страшное, что может произойти с её Родиной.

- На одной чаше весов лежит «судьба», «свобода», «независимость» страны на второй - «насилие», «зло». Только мужество русского народа поможет в борьбе с фашистами.

Учитель. Найдите слова, которые светятся в этом стихотворении, как звёзды, и отражают позицию автора во время войны.

Ответы учащихся. СВОБОДА, РОССИЯ, МУЖЕСТВО, РУССКОЕ СЛОВО.

Учитель вывешивает звёзды, на которых написаны эти слова.

Учитель. Посмотрите внимательно на слова- «звёзды», на остриях которых растянуты стихотворения Ахматовой: ДУША, ЛЮБОВЬ, РОССИЯ, СВОБОДА МУЖЕСТВО, РУССКОЕ СЛОВО. Может быть, они вам ещё о чём - то говорят?

Ответы. Эти слова характеризуют нашу духовную жизнь. Такими словами характеризуется МЕНТАЛЬНОСТЬ русской нации.

Учитель. Верно, «Ментальность - глубинный уровень массового сознания, коллективные представления людей, их образы мира, доминирующие в толще общества». ( Из словаря).

Определение проектируется на сенсорной доске, ученики записывают его в творческий лист.

Вы согласны, что слова - звёзды выражают суть русской нации, уровень нашего сознания? Посмотрите, слово душа стоит в этом ряду на первом месте. Какое лексическое значение имеет слово «душа»? Изменились ли эти понятия с течением времени? Подберите к ним синонимы.

Ответы.

- Да, эти слова определяют ментальность русского человека. Их значения не изменились с течением времени.

- Открытая душа - отличительная черта русского человека - осталась прежней.

- Любовь между мужчиной и женщиной, любовь к родителям, любовь к Родине - вот то чувство, без которого нет смысла жизни.

- С течением времени изменилась Россия, но она остаётся родиной для нас и наших родителей, бабушек и дедушек, она будет всегда.

- К словам - звёздам подходят синонимы: сердце, искренность, любовь к близким, Родина, судьба, смелость, русский язык.

Учитель. Найдите во втором стихотворении слово, которое подтверждает, что такие понятия, как РОССИЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ, СВОБОДА, МУЖЕСТВО не изменяются в пространстве и во времени.

Ответ. Это слово НАВЕКИ! Оно подтверждает, что слова Россия, русская речь, свобода, мужество в стихотворении не только факты жизни, они характеризуют образ жизни русского человека, относятся к философской категории и не изменяются в пространстве и во времени.

Учитель. Из ряда слов - звёзд выберите одно, значение которого вам дорого и близко, запишите его в свою звезду, которую вы нарисовали в начале урока. Под звездой дайте развёрнутый ответ, что значит для вас выбранное понятие.

Учащиеся работают 5 - 7 минут самостоятельно, для создания «звёздного» настроения тихо звучит та же музыка, что и в начале урока. Учитель записывает своё слово в звезду на доске, затем лицеисты читают вслух свои рассуждения.

Ответы. «Любовь - это всеобъемлющее чувство, которое одухотворяет человека. Для меня очень важна любовь близких людей. Мама всю жизнь заботиться обо мне, своим теплом и вниманием согревает меня, когда плохо на душе. Радуется, когда я достигаю определённых результатов в учёбе. Её любовь помогает мне в жизни быть уверенной и сильной».

«Россия - это для меня всё. Если не будет её, значит, не будет свободы, любви, русского слова. Она будет всегда. Я никуда не собираюсь уезжать, думаю, что через несколько лет о достижениях и успехах моей страны будет говорить весь мир. Я горжусь, что живу в России».

«Я очень люблю смотреть на звёздное небо. Ищу там свою звезду, она зовёт меня своим далёким светом, завораживает, чарует, заставляет задуматься о вечном. Вот тогда ощущаешь себя во Вселенной песчинкой, которая обязательно должна найти любовь другой песчинки».

3. Заключительный этап.

Учитель. Каковы ваши впечатления и ощущения от работы в творческой мастерской?

Рефлексия:

-я научился сочинять;

-радуюсь тому, что хорошо работал;

-теперь по-другому буду воспринимать звёзды;

-узнал, что такое ментальность;

-мне понравилась музыка, я услышал её первый раз;

-теперь имею чёткое представление о словах - звёздах, буду стараться находить их в других произведениях;

- я потеряла счёт времени, хотелось ещё работать и высказывать своё мнение.



© 2010-2022