Сценарный план урока словесности в 8 классе по теме «Язык художественной литературы»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарный план урока словесности в 8 классе по теме

«Язык художественной литературы»

Цель урока:

-организовать деятельность обучающихся, чтобы обобщить изученное по теме «Язык художественной литературы»;

-развивать умение находить черты художественного стиля в тексте, создавать высказывание в художественном стиле, выразительно читать художественный текст; используя художественный текст обеспечить проверку практических навыков по разным разделам лингвистики;

-воспитывать интерес к русской литературе, к художественному слову, любовь к природе, чувство сопереживания.

Планируемые результаты обучения:

  • познавательные УУД:

-читать и слушать, извлекая нужную информацию; осуществлять операции анализа, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы, строить речевые высказывания;

  • коммуникативные УУД:

-вступать в диалог с учителем (слушать и отвечать на вопросы), одноклассниками, участвовать в общей беседе, формулировать собственные мысли, осуществлять совместную деятельность в группах, отстаивать свою точку зрения;

  • регулятивные УУД:

-осваивать различные виды деятельности, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, планировать пути их преодоления;

  • личностные УУД:

-осознание ответственности за порученное дело, значения языка художественной литературы, работать над развитием и совершенствованием своей устной и письменной речи.

Методы:

наблюдение

исследование

проектная деятельность

Оформление: фотографии на тему «Ступеньки в осень», букет из осенних веток, раздаточный материал: карточки с терминами, тексты стихотворения Баратынского и повести Воробьёва (отрывки), сравнительные таблицы.

Подготовка: учащиеся по группам готовят домашнее задание - анализируют тексты на предмет использования автором выразительных средств для создания образа осени, индивидуальные задания - выразительное чтение наизусть, подготовка информации о писателях



Ход урока.

  1. Целеполагание

- Сегодня у нас урок словесности - урок, на котором соединятся русский язык и литература, а в центре урока будет СЛОВО. Наша задача - быть внимательным к нему.

Мы продолжаем разговор о такой функциональной разновидности русского языка, как язык художественной литературы, и обобщаем изученное по этой теме.



  1. Мотивация к учебной деятельности

- Начнём с лирической минутки. За окном сентябрь, и потому сегодня на уроке с нами осень. Об этом времени года писали многие известные поэты. Давайте послушаем их стихотворения.

Учащиеся читают наизусть стихи (отрывки):

  1. А. С. Пушкин «Унылая пора…»

  2. Ф. И. Тютчев «Овеян вещею дремотой…»

  3. И. А. Бунин «Осыпаются астры в садах…»

  4. И. С. Тургенев «Как грустный взгляд…»

  5. А. Майков «Кроет уж лист золотой…»

  6. А. Фет «Осыпал лес свои вершины…»

- Одинаково ли ощущение осени у разных поэтов?

-Какие чувства она вызывает?

-А есть ли стихи, в которых мы вообще не находим эмоционального отклика поэта?

3. Актуализация знаний

- Итак, соберём «портрет» художественного стиля.

Учитель называет определение, учащиеся среди карточек, лежащих у них на столах, должны найти правильные ответы и прикрепить эти характеристики художественного стиля к доске. Карточки следующие: эмоциональный отклик писателя, художественный образ, воздействие на мысли и чувства читателя, безобразность речи, общение, сообщение научной информации, стандартность, призывность.

Вопросы учителя:

-Какова цель произведений художественной литературы? (Воздействие на мысли и чувства читателей)

-Как называется картина жизни, созданная писателем, поэтом и проникнутая его мыслями, чувствами, переживаниями? (Художественный образ)

-Как связаны эти две черты? (Воздействие на читателей и осуществляется с помощью образов)

-Черта художественного стиля, которая нашла своё отражение в стихотворениях, прочитанных в начале урока,когда мы говорили, что каждый из поэтов испытывает свои чувства к осени? (Эмоциональный отклик)

-Докажите, что оставшиеся на столах карточки не содержат характеристик художественного стиля. Какие функциональные разновидности они характеризуют?

4. Реализация полученных знаний

-Гости нашей творческой мастерской - поэт 19 века Е. Баратынский и писатель 20 века К. Воробьёв. Представьте их.

Сообщения учащихся.

Е. Баратынский - современник Пушкина и Лермонтова. Его поэзия была раздумьем над жизнью, художественным исследованием человека и действительности. «Первые произведения Баратынского были элегии,- писал Пушкин,- и в этом роде он первенствует». Стихи Баратынского полны грусти, печали, разочарования.

К. Воробьёв - наш земляк, известный сегодня всей стране. ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ В ЗВАНИИ ЛЕЙТЕНАНТА УЧАСТВУЕТ В БОЯХ ПОД Москвой. Контуженный, он попадает в плен. Пережил ужас фашистских концлагерей, чудом остался жив. 24 сентября 1942 года бежал из плена. Рождённый в ноябре, Воробьёв с той поры отмечал день своего рождения , второго рождения, 24 сентября. Снова сражался с фашистами уже на литовской земле, был командиром партизанской группы до самого освобождения Литвы от гитлеровских захватчиков.

Выразительное чтение произведений названных авторов.

Е. Баратынский

Отрывок из стихотворения «Осень»

1

И вот сентябрь! Замедляя свой восход,

Сияньем хладным солнце блещет,

И луч его в зерцале зыбком вод

Неверным золотом трепещет.

Седая мгла вьется вкруг холмов;

Росой затоплены равнины;

Желтеет сень кудрявая дубов,

И красен круглый лист осины;

Умолкли птиц живые голоса,

Безмолвен лес, беззвучны небеса!

2

И вот сентябрь! И вечер года кнам

Подходит. На поля и горы

Уже мороз бросает по утрам

Свои сребристые узоры.

Пробудится ненастливый Эол;

Пред ним промчится прах летучий,

Качаяся, завоет роща, дол

Покроет лист её падучий,

И набегут на небо облака,

И, потемнев, запенится река.

3

Прощай, прощай, сияние небес!

Прощай, прощай, краса природы!..

Зерцало - зеркало

Виется - вьётся

Эол - ветер

Дол - долина

К. Воробьёв

Отрывок из повести «Это мы, господи!..»

…Лес был большой, девственный. Сухой валежник орехами щёлкает под ступнями босых ног, колючий кустарник загораживает проходы между стройных сосновых кряжей. Перед утром поблек месяц. Стало темней. Но с востока уже загораживалось небо дымчатым платком наступающего дня. Беглецы расположились в большом крушиновом кусте. Царствовали вокруг тишина и безмолвие, нарушаемые изредка щебетаньем торопящихся к отлёту птиц. Съев по одной лепёшке сыра, Сергей и Ванюшка принялись обсуждать свой путь.

(…)

…Как только сумрак ночи повис над лесом, осторожно вышли из чащи Сергей и Ванюшка и, мысленно прочертив прямую, двинулись в путь. Вторая ночь надежд и свободы! ВЕДЬ ДРУГИМИ КАЖУТСЯ ЭТО БЕЗДОННОЕ НЕБО И ГОЛУБОЙ ПЛАМЕНЬ ТЛЕЮЩИХ В НЁМ ЗВЁЗД! Совсем иначе, чем в лагере, гладит сырой сентябрьский ветер сухие, горящие от возбуждения щёки и непокрытую голову, полную вшей. Не чувствует озноба сотни раз избитое, истерзанное тело при переходе вброд илистой реки… Без гримасы на лице вырывают пальцы рук из босой ступни вершковый осколок бутылки… Уютной и мягкой кажется постель из мокрых ольховых листьев в затхлом, илистом болоте.

(…)

…Дни конца сентября стояли погожие, солнечные. Светлые тихие ночи позволяли беглецам проходить по двадцать-двадцать пять километров. Где-то позади остался крупный литовский город Шяуляй. Лежали по пути Паневежис, Даугавпилс, а затем - родная земля…

От Паневежиса почти до Даугавпилса тянется густой дремучий лес с труднопроходимыми болотами и топями. В последних числах сентября беглецы вступили в него и уже решались идти днём. (…)

Утренние заморозки давали себя чувствовать раздетым, почти голым беглецам. Ложилась изморозь лишь под самое утро, когда первый луч солнца скользил по верхушкам сосен. Тогда коченели ноги, и переставлять их было невмочь…

-Что общего в прочитанных текстах? В какую пору мы попадаем вместе с их героями?

-Какой же изобразили осень художники слова?

Ученики представляют домашние задания.

Примеры ответов:

-В стихотворении Баратынский рисует осень - первый её месяц - И вот сентябрь! Холоднее стал свет солнца, холмы окутаны туманом, жёлтыми и красными стали листья деревьев, умолкли голоса птиц, по утрам видны на траве серебристые узоры мороза, ветер срывает листы с деревьев и устилает ими землю.

Для создания этой картины Баратынский использует различные выразительные средства: эпитеты…, олицетворения…, использует метафору, называя осень вечером года. В тексте много устаревших слов, что придаёт описанию торжественность. Чтобы показать, что осенью природа замирает, автор использует слова одинаковой морфемной модели (безмолвен, беззвучны).

Текст состоит из сложных предложений, части которых осложнены деепричастными оборотами. Заканчивается отрывок поэтическим обращением: автор прощается с ушедшим летом, с красотой природы.

-Читая отрывок из повести Воробьёва, мы оказываемся в лесу, где царит осень. Мы слышим, как трещит валежник, видим стройные сосны, чувствуем запах мокрых листьев, прикосновение ветра. Вместе с героями то переходим вброд холодную реку, то слушаем щебет птиц, готовящихся к отлёту на юг. День сменяет ночь. Ночью над нами бездонное небо и яркие звёзды. Утром появляется изморозь, и у беглецов мёрзнут ноги. Кругом царствует тишина и безмолвие.

Образ осенней природы автор создаёт, используя…

-Похожими или разными получились картины осени? (Да похожими.)

Ученикам в помощь предлагается таблица, в которой сопоставлены примеры из текстов:

Образ осени

В стихотворении В повести

  1. Сияньем хладным солнце блещет. 1. Дни конца сентября стояли погожие,

солнечные.

  1. Седая мгла виется вкруг холмов. 2. С востока уже загораживалось небо

дымчатым платком наступающего дня.

  1. Умолкли птиц живые голоса,

Безмолвен лес, беззвучны небеса. 3. Царствовали вокруг тишина и безмолвие,

нарушаемые изредка щебетанием

торопящихся к отлёту птиц.

  1. Пробудится ненастливый Эол. 4. Гладит сырой сентябрьский ветер горящие от

возбуждения щёки.



  1. И, потемнев, запенится река. 5.Не чувствует озноба сотни раз избитое

истерзанное тело при переходе вброд илистой

речонки.

  1. Дол покроет лист падучий. 6. Уютной и мягкой кажется постель

из мокрых ольховых листьев.

  1. На поля и горы уже мороз 7. Ложилась изморозь лишь под самое утро,

Бросает по утрам

Свои сребристые узоры. когда первый луч солнца скользил

по верхушкам сосен.

Учащиеся делают вывод, что совпадают и звуки, и краски, и даже во многом образные средства.

-Прошло столетие, а природа осталась неизменной!

-А можно ли сказать, что и настроение, которое передают эти произведения, одинаковое? (Нет.) Почему? Поразмышляем.

-Как воспринимает осень незримый лирический герой стихотворения? Обратите внимание на его жанр - элегия - грустное стихотворение. (Во многом то, что в стихотворении осень - грустная пора , связано с печальным мироощущением самого Баратынского)

-А как чувствуют себя в эту осеннюю, не совсем приютную пору герои повести Воробьёва? Докажите примерами из текста. (Герои рады осенней природе: ветер гладит щёки, илистая река успокаивает избитое тело, приятно босиком идти по лесу, постель из мокрых ольховых листьев в болоте кажется уютной и мягкой)

-Таким образом, всё, что вызывает грусть в стихах, в повести радует героев. Почему? Обратите внимание на восклицательные предложения. (Герои вырвались из лагеря на свободу, и потому даже грустный осенний лес кажется им раем, ведь они вырвались из ада - и что там разбитая бутылка, которая вонзилась в ногу, по сравнению с тем, что им уже пришлось пережить!)

-Каково же назначение картин природы, осенних пейзажей у Баратынского и Воробьёва?

  • Выразить своё ощущение жизни.

  • Показать, в какой местности происходят события.

  • Отразить душевное состояние героев.

5.Домашнее задание.

-И в одном, и в другом тексте есть многоточие. Что обозначает этот знак препинания? (Мысль не закончена, требует продолжения.) Дома напишите небольшие сочинения, начав их тем предложением, в конце которого стоит многоточие. Попробуйте досказать то, что не сказали авторы. (1 вариант - стихотворение, 2 вариант - повесть)

6.Рефлексия деятельности (итог урока)

-В вашем учебнике есть фотография, которая называется «Ступеньки в осень». Вам было предложено для описания выбрать стиль речи. Какой же стиль и почему здесь более уместен? (Художественный стиль помогает не только описать картину, создать образ, пофантазировать, но и выразить свои чувства, настроение.)

-И хотя то , что получилось, нельзя назвать собственно художественным стилем, есть только его элемент ,послушаем несколько работ.

  • Вот и закончилось лето. Природа по ступенькам переходит в осеннюю пору. На каждой ступеньке - свои чудеса. Раз ступенька -деревья оделись в ярко-красные наряды. Два ступенька - все дорожки покрылись разноцветным ковром. Три ступенька - становится всё холоднее. И вот последняя ступенька - и перед нами открывается прекрасный зимний пейзаж!

  • Осень - самое чудесное и красивое время года. В сентябре ещё тепло, светит яркое солнце, цветут хризантемы и астры. Октябрь - это первые заморозки по утрам и жёлтая листва на деревьях. Осень - это вкус грибов и яблок, пора дождей и листопада. Ступеньки лестницы, изображённой на фотографии, ведут нас в волшебный мир осени.

  • Лестница, ты устало вьёшься вверх среди осеннего леса. Ты бережёшь следы бесчисленных людских шагов и уводишь в удивительную осеннюю сказку. В эти дни, кажется, что земля начинает светиться. Свет льётся отовсюду. Думаешь, пятна солнца, а это листья деревьев. Листья пожелтели, кружатся, летят, падая на землю. Опавшие листья шуршат под ногами. Земля надевает самые дорогие наряды.

-А одно из сочинений закончено такими словами: «Только тот, кто пройдёт по этой лестнице, поймёт и почувствует очарование осени. Попробуй и ты пройти по ней!»

-Вот и мы сегодня на уроке поднялись на несколько ступенек и в осень, и в язык художественной литературы. Надеюсь, из этого путешествия вы вернулись с багажом знаний и впечатлений.

7.Самостоятельная работа.

-С помощью художественного текста мы можем проверить практические умения по русскому языку. Готовимся к ГИА.

Учащиеся работают с текстом, в котором пронумерованы предложения.

  1. Укажите, к какому виду СП относится предложение №2.

  2. Выпишите № односоставного предложения.

  3. Выпишите № предложения с составным именным сказуемым.

  4. Выпишите № предложения с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

  5. Из предложения №6 выпишите слово с чередованием в корне.

  6. К какой части речи принадлежит слово «между» из предложения №2?

  7. Из предложения №8 выпишите деепричастие.

  8. Укажите способ словообразования слова «изредка» из предложения №7.

  9. Из предложения №5 выпишите метафору.

  10. Из предложения №6 выпишите слово, в котором количество звуков и букв не совпадает.

© 2010-2022