Слова, отслужившие свой срок

Урок построен по УМК Бабайцевой с применением технологии кейс-стади. Тип урока: Урок закрепления и применения новых знаний на практике. Цель урока: Повторить изученный материал по теме «Лексика. Устаревшие слова». Задачи:   Уметь находить в тексте устаревшие слова, употреблять устаревшие слова в современном их значении в речи Уметь различать историзмы и архаизмы Развивать умения и навыки пользования словарем (Развитие речи) Обогащение и усложнение словарного запаса Овладение художественными обра...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока

«Слова, отслужившие свой срок?»

Дата

28.05.2014 г.

Тип урока

Урок закрепления и применения новых знаний на практике

Цель урока

Повторить изученный материал по теме «Лексика. Устаревшие слова».


Задачи урока

  • Уметь находить в тексте устаревшие слова, употреблять устаревшие слова в современном их значении в речи

  • Уметь различать историзмы и архаизмы

  • Развивать умения и навыки пользования словарем

  • (Развитие речи) Обогащение и усложнение словарного запаса

  • Овладение художественными образами

  • Усиление коммуникативных свойств

  • (Развитие мышления) Учить анализировать

  • Учить сравнивать, строить аналогии

  • Воспитывать умение трудиться, помогать близким


Образовательные ресурсы

  • Презентация

  • Раздаточный материал для обучающихся


План урока


Личностно - значимая проблема

«Насколько часто учащиеся используют слова в переносном значении?»

Методы и формы обучения

Метод: кейс-стади

Форма - групповая

Основные понятия

Устаревшие слова, архаизмы, историзмы, активный и пассивный словарный запас.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: определять, в чем состоит особенность устаревших слов; анализировать эффективность их использования на конкретных примерах.

Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Познавательные: выявлять особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование разных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала; принимают и сохраняют учебную задачу.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.









Организационная структура урока

Этапы урока

Время (мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации со-взаимодействия на уроке

УУД

Формы контроля

1

2

3




4



5

6

7

8

I.Орг. момент




Организуется работа с эпиграфом


"Дивишься драгоценности нашего языка:

что ни звук, то и подарок; всё зернисто,

крупно, как и сам жемчуг, и право иное

название ещё драгоценнее самой вещи"


Н.В. Гоголь

- как вы понимаете слова Н.В. Гоголя?

-Что он отразил в своем высказывании?

-Слушают, читают, обсуждают.

Фронтальная работа




Устные ответы


II. Проблемная ситуация


2


Организуется диалог с обучающимися при работе с иллюстрацией.

-Что изображено на иллюстрации?

-Как называются такие слова?

-Дайте современное толкование устаревшим словам, если это возможно.

- На какие группы можно разделить все устаревшие слова?


Создает условия для возникновения у обучающихся проблемной ситуации


















  1. Смотрят, слушают , обсуждают.

Слова, отслужившие свой срок

(Приложение 1)




Фронтальная работа



Личностные: понимают разницу между современными словами и устаревшими

Познавательные: определение устаревших слов и их классификации



Устные ответы

II. Мотивация у учебной деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала









1.Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока обучающимися работы на 1 этапе.

2. - Как можно назвать часть пассивного словарного состава русского языка: слова, отражающие ушедшее время и вышедшие из активного употребления (Устаревшие слова)

- Какие слова можно отнести к устаревшим?

  1. Обсуждают тему и цели урока, строят схему (Приложение 2)


Слова, отслужившие свой срок


  1. Определите, к какой группе устаревших слов относятся проиллюстрированные слова. (Приложение 3)

Фронтальная работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в школьных делах; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют проблему урока после предварительного обсуждения.

Письменное задание

III. Работа по теме урока

12

Отвечают в группах на проблемные вопросы.

-Насколько часто вы используете в своей устаревшие слова?

- Ребята, послушайте стихотворение «Пророк» А. С. Пушкина (Приложение 4) и определите, есть ли там устаревшие слова

- Какой пометой обозначается в словаре устаревшие слова? (устар.)..

- Что достигает автор благодаря использованию архаизмов и историзмов?

-Устаревшие слова входят в активный или пассивный словарный запас?

Поясняет задание, комментирует критерии оценивания

- Все ли слова понятны?

-Какие слова вызывают трудности в определении лексического значения?

Самостоятельно выполняют задание, активно принимая обсуждения в группах, высказывают собственное мнение.

Работа в группах

Личностные: оценивают частоту использования устаревших слов в поэтическом произведении.

Познавательные: создают алгоритм деятельности при решении проблемы, распознают объекты и их понятия, строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Записи на бланках ответов

IV. Защита работ каждой группы

17

Организуется выступление спикеров каждой команды

Выслушивает мнение, оценивает (не в слух)

Аргументировано представляют решения проблемы, высказывая собственную точку зрения

Индивидуальная

Личностные: уважительно относятся к мнениям окружающих, развивают способность публичного выступления.

Регулятивные: оценивают устаревших слов для поэтической речи

Устные ответы.

V.Итоги урока, рефлексия

10

Обобщение полученных на уроке сведений

-Скажите, зачем нам, современным людям, знать названия тех предметов, которых уже не существует, или названия тех предметов, у которых в русском языке есть современный аналог?

Проводит анализ работ групп

- Нам, людям ХХI века необходимо лучше изучать свой родной язык, его историю, чтобы свободно читать произведения великой русской литературы. Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • устаревшая лексика- необходимый элемент в романе А.С. Пушкина «Дубровский»;

  • во времена Пушкина эти слова были в активном употреблении, их применение в тексте уместно и даже необходимо;

  • с помощью устаревших слов автор достигает исторической достоверности изображаемого;

  • нам, людям ХХI века необходимо лучше изучать свой родной язык, его историю, чтобы свободно читать произведения великой русской литературы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • устаревшая лексика- необходимый элемент в романе А.С. Пушкина «Дубровский»;

  • во времена Пушкина эти слова были в активном употреблении, их применение в тексте уместно и даже необходимо;

  • с помощью устаревших слов автор достигает исторической достоверности изображаемого;

  • нам, людям ХХI века необходимо лучше изучать свой родной язык, его историю, чтобы свободно читать произведения великой русской литературы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • устаревшая лексика- необходимый элемент в романе А.С. Пушкина «Дубровский»;

  • во времена Пушкина эти слова были в активном употреблении, их применение в тексте уместно и даже необходимо;

  • с помощью устаревших слов автор достигает исторической достоверности изображаемого;

  • нам, людям ХХI века необходимо лучше изучать свой родной язык, его историю, чтобы свободно читать произведения великой русской литературы.

Устаревшая лексика- необходимый элемент в произведениях А.С. Пушкина , ведь

во времена Пушкина эти слова были в активном употреблении, их применение в тексте уместно и даже необходимо.

С помощью устаревших слов автор достигает исторической достоверности изображаемого.

Определяют эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание обучающихся за работу на уроке

VI.Домашнее задание

1

Найти в романе А.С. Пушкина «Дубровский» примеры устаревших слов, дать им объяснение.


Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание.

Индивидуальная работа























Приложение 1

Слова, отслужившие свой срок















Приложение 2

Слова, отслужившие свой срокСлова, отслужившие свой срок

Приложение 3

Слова, отслужившие свой срок

Приложение 4

А. С. Пушкин.

Пророк

Духовной жаждою томим

В пустыне мрачной я влачился.

и шестикрылый Серафим

на перепутье мне явился.

перстами лёгкими, как сон,

моих зениц коснулся он.

отверзлись вещие зеницы,

как у испуганной орлицы.

моих ушей коснулся он

и их наполнил шум и звон.

и внял я неба содроганье,

и горний ангелов полёт,

и гад морских подводный ход,

и дольней лозы прозябанье.

и он к устам моим приник,

и вырвал грешный мой язык

и празднословный, и лукавый,

и жало мудрый змеи

в уста замершие мои

вложил десницею кровавой.

и он мне грудь рассёк мечом

и сердце трепетное вынул,

и угль, пылающий огнём

во грудь отверстую водвинул.

как труп в пустыне я лежал,

и Бога глас ко мне воззвал:

"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

исполнись волею моей,

и обходя моря и земли

Глаголом жги сердца людей".



Приложение 5

Шаблон для работы

Проблема № 1: Часто ли в стихотворениях встречаются устаревшие слова?

Проблема № 2:Сформулируйте лексическое значение каждого устаревшего слова.

Что общего между архаизмами и историзмами?

Проблема № 3: Что достигает автор с помощью устаревших слов?

Проявления проблемы:

_________________ ________________________ ________________________

_________________ ________________________ ________________________

_________________ ________________________ ________________________

_________________ ________________________ ________________________

Идеальное состояние: _________________________________________________________

_________________________________________________________



Приложение 6

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…



Приложение 7

Критерии

Количество баллов

Языковые умения и навыки 40

Использование лексики по теме

10

    Умение аргументировать, делать выводы

    10

      Употребление коммуникативных клише, согласно ситуации.

      10

        Грамотность речи

        10

        Содержание 40

        Достаточная глубина раскрытия проблемы

        10

          Умение принимать решения и аргументировать их.

          10

            Умение отвечать на вопросы оппонента. Умение аргументировать свои ответы.

            10

              Умение работать в коллективе и принимать решения.

              10

              Организационные умения и навыки 20

              Соблюдение регламента.

              10

                Активность.

                10

                Общее количество баллов - 100

                Несоблюдения правил ведения дискуссии

                Участники должны:

                -корректно задавать вопросы и высказываться;

                - не перебивать выступающих;

                -задавать вопросы и делать комментарии только после выступления группы.

                - 10



                © 2010-2022