Конспект внеклассного мероприятия Литературная гостиная

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие: Литературно - музыкальная гостиная

«М.Ю.Лермонтов»

В центре на стене портрет М. Лермонтова. На сцене - кресло, в котором сидит Е. Арсеньева, бабушка поэта.

Звучит отрывок оперы М. Мусоргского «Хованщина».

Сценическая постановка эпизода «Маленький хозяин Тархан».

Лермонтов. Бабушка!

Арсеньева. Что, Мишенька?

Лермонтов. Я хочу Вас о чем-то попросить. Только обещайте, что исполните мою просьбу.

Арсеньева. Господи, конечно, исполню, радость моя! Что подарить тебе, Мишенька? Ведь завтра твой день рождения.

Лермонтов. Дайте мне один день поуправлять имением.

Арсеньева. Имением? Да зачем это тебе?

Лермонтов. Вы же обещали исполнить любое мое желание!

Арсеньева. Исполню, видит свет. Но объясни хоть, зачем это тебе.

Выходят крестьянские ребята. Лермонтов выступает вперед и торжественно произносит:

Лермонтов. Я, наследник старинного рода Столыпиных, повелеваю отдать в вечное пользование крестьянам Тархан барскую Долгую рощу, а также выдать из нее столько леса, сколько нужно будет, чтобы построить каждому новую избу!

Бабушка всплескивает руками, а Лермонтов смеется и убегает.

Ведущий 1: Так Миша Лермонтов в день своего рождения подарил крестьянам Долгую рощу.

Ведущий 2: Только бабушка на следующий день рощу эту отобрала назад.

Ведущий 1: Природа одарила Лермонтова разными талантами. Он обладал редкой музыкальностью: играл на скрипке, рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку. Прекрасно рисовал, и если бы посвятил себя живописи, без сомненья, стал бы великим художником. Он легко решал сложные математические задачи, был сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языка, а французский и немецкий знал, как родной русский.

Ведущий 2: Переезд в Москву принес поэту много новых сильных впечатлений. Первые столкновения с миром зла и несправедливости. Первые стихи... И первая любовь...

Ведущий 2.
Любовь? Лермонтов поглядывал на Вареньку, привыкая к ней… Белокурые волосы, продолговатое лицо, прямой нос, задумчивые черные глаза, родинка над бровью… В ней не было никакого кокетства, но были удивительная природная грация, мягкость… Лермонтов смотрел на нее, и в нем, словно от какого-то кошмарного сна, просыпалась душа. Это была радость, как увидеть, проснувшись после грозовой ночи, голубое небо.
Ведущий 1.
Варвара Александровна Лопухина
Выходит ещё одна пара: Лермонтов и Лопухина. Под руку, чуть улыбаясь, она смотрит на него, он второй рукой поддерживает её руку. Они обыгрывают влюблённую пару.
Варвара Александровна: (читает, не отпуская руку Лермонтова, но обращаясь в зал. Периодически она с любовью смотрит на своего партнёра. Он всё это время смотрит на неё)
Я знала Мишеля с детства, в наш дом он всегда приходил, когда был счастлив, влюблён или горевал (здесь она смотрит на него и снова в зал). Мне нравился этот необычный юноша. И он, казалось, был влюблён в меня.
Лермонтов отпускает её руку, и они медленно отодвигаются друг от друга. В это время говорит ведущий 2.
Ведущий 2.
Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и сохранил он его до самой своей смерти.
Лермонтов : Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоём!
Варвара Александровна:
Так поток весенний отражает
Свод небес далёкий голубой,
И в волне спокойной он сияет
И трепещет с бурною волной.
Лермонтов:
Будь, о будь моими небесами,
Будь товарищ грозных бурь моих;
Пусть тогда гремят они меж нами,
Я рождён, чтобы не жить без них.

Я рождён, чтоб целый мир был зритель
Торжества ил гибели моей,
Но с тобой, мой луч-путеводитель,
Что хвала иль гордый смех людей!
Варвара Александровна:
Люблю тебя нездешней страстью,
Как полюбить не можешь ты,
Всем упоением, всей властью
Бессмертной мысли и мечты.
Они читают это стихотворение, постепенно отдаляясь друг от друга. Когда он начинает читать второй отрывок, то протягивает к ней руки, потом в отчаянии их опускает. Она произносит свой отрывок, прижав руки к груди.
Так они и замирают. Пока под вальсовую мелодию «Маскарада» начинает говорить ведущий.
Ведущий 2.
Их любовь была взаимной. Но Лермонтов уехал в Петербург, прогремел своей историей с Сушковой, так и не раскрыв ей сердце. Варваре Александровне показалась, что он не любит её. И она согласилась выйти замуж за Бахметева, человека, которого она никогда не любила и который был старше её на 17 лет.
Ведущий 1.
Когда Лермонтов получил известие об их свадьбе, он вдруг изменился в лице, побледнел и, подавая письмо своему другу Шан-Гирею, сказал: «Вот новость - прочти» - и вышел из комнаты.
Когда начинают говорить ведущие, Варвара Александровна и Лермонтов отворачиваются друг от друга и опускают головы.
Ведущий 2.
Через несколько лет Лермонтов встретился с Варенькой и понял, что она любит его и невыносимо страдает. Они долго смотрели в глаза друг другу. «Я не могу без тебя жить», - говорили её глаза. «И я без тебя», - читала она в его помрачённом тоской взоре… Они прощались. И чувствовали, что навсегда.
На этих словах ведущего Лермонтов и Варенька поворачиваются друг к другу, сближаются, потом берут друг друга за руки и смотрят в глаза.
После последних слов ведущего Лермонтов приглашает её на вальс. Мелодия усиливается. И они в вальсе уходят со сцены.
А на сцену в это время выходит девушка-чтец, одетая тоже в длинное вечернее платье. Мелодия медленно утихает.
Чтец-девушка.
Они прощались навсегда,
Хотя о том пока не знали.
Погасла в небе их звезда,
И тихо свечи догорали.
«Я обещаю помнить вас…
Дай бог дожить до новой встречи…»
И каждый день, и каждый час
Звучать в нём будут эти речи.
Она его не дождалась,
С другим печально обвенчалась.
Он думал: «Жизнь не удалась…»
А жизнь лишь только начиналась.
Он ставит в церкви две свечи.
Одна - за здравие любимой,
Чтоб луч её мерцал в ночи,
Как свет души его гонимой.
Свечу вторую он зажёг
За упокой любви опальной.
И , может, пламя горьких строк,
Зажглось от той свечи печальной?
Две горьких жизни…
Два конца…
И смерть их чувства уравняла,
Когда у женского лица
Свеча поэта догорала.
Девушка выходит читать с двумя свечами. Сначала она обращается в зал и указывает на ушедших партнёров- Лермонтова и Лопухину, затем, на словах о свечах она зажигает от стоящих в подсвечниках свечей две свечки. Одну ставит в свободный одинарный подсвечник, вторую держит в руках. На последних строках стихотворения она тушит свечу, которая у неё в руках. Задержавшись на секунду, уходит под нежно-трагическую мелодию.

Звучит романс на слова М. Лермонтова «Расстались мы. Но твой портрет...».

В центре на экране - большой портрет Лермонтова. Под портретом - маленький столик. На нём стоят цветы. Середина сцены пуста, но справа и слева полукругом стоят по три стула (два солона - друзей и врагов). Появляются дамы в бальных платьях, мужчины во фраках занимают места в своих свлонах.

1-й чтец: Господа, великое горе! Сегодня, холодным январским днём 1837 г., скончался раненый на дуэли Пушкин.

Входит 2- чтец, он приносит пачку листочков, которые передаёт разным персонажам этой группы.

2- й чтец: Вы обратили внимание на эти стихи?! Говорят, они были написаны сегодня, этой вьюжной ночью.

Дама 1 (слева) читает: Погиб поэт! - невольник чести -

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

1-й чтец: Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Дама 1 (справа) читает: Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Господин 1 (справа): Что ж? веселитесь… - он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Господин1 (слева): В петербургских гостиных эти строчки боятся даже произносить вслух. Да ведь это же -

воззвание к революции!

Все (слева возмущённым шёпотом): Воззвание к революции! Воззвание к революции! Воззвание к

революции!

2-й чтец: Воззвание к революции! Они так назвали стихи «На смерть поэта».

Дама 2 (справа): Более того, с такой надписью положили рукопись на стол самому императору.

Дама 2 (слева): Вы знаете автора этих стихов, призывающих к бунту?

Господин 2 (слева): А как же! Это поручик лейб-гвардии Лерманофф. Куда смотрит государыня?

Дама3 (справа): Вы слышали, новое злодеяние! Гроб с телом Пушкина кто-то выкрал из Конюшенной церкви.

Господин2 (справа): Да, я тоже слышал: его тайно везут хоронить в пределах Псковской губернии!

Дама3 (слева): А что же поручик, автор возмутительных стихов?

Звучат вступительные аккорды «Тройки» из сюиты Свиридова, написанной к повести «Метель».

Выходит Лермонтов на край сцены, меряет шагами узкое свободное пространство.

Лермонтов: Раз-два, три-четыре… Четыре шага в сторону. В другую - пять. Есть о чём подумать в тюрьме, если к тому же тебе 22 года.

Звучит тема «Тройки». Лермантов меряет камеру вдоль и поперёк.

Лермонтов: Моего гувернёра звали Капе. Он был бывший гвардеец Наполеона. Мне было семь лет, когда он рассказал мне о взятии Бастилии. Навсегда запомнился девиз республики: Свобода.Равенство.Братство.

Господин 3 (справа): - Свобода.Равенство.Братство.

какая музыка слов!

Дама1 (слева): Свобода.Равенство.Братство.

- это девиз цареубийц!

Лермонтов: Был морозный вечер, когда в Тарханы - имение бабушки примчала взмыленная тройка. И дедушка-сенатор привёз известие о восстании на Сенатской площади в Петербурге. Мать свою я не помню. Я был ещё ребёнком трёх лет, когда её не стало. Но помнил песню, которую она мне пела.

Ведущий 1: По небу полуночи ангел летал,

И тихую песню он пел;

И месяц, и звёзды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов:

О боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Ведущий 2: Он душу младую в объятиях нёс

Для мира печали и слёз

И звук его песни в душе молодой

Остался - без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

Звучит «Романс» из музыки Хачатуряна к драме «Маскарад»

Лермонтов: Когда меня исключили из Московского университета, я уехал из Москвы. Меня ждал Петербург и Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Я сразу невзлюбил этот хмурый город. Но здесь была написана драма «Маскарад».

Сцена из драмы «Маскарад»

1-й гость: Вы знаете, князь Звездич проигрался.

2-й гость: Напротив, выиграл - да, видно, не путём,

И получил пощёчину.

3-й гость: Стрелялся?

1- й гость: Нет, не хотел.

3-й гость: Каким же подлецом он показал себя!..

2-й гость: Отныне незнаком я больше с ним.

3-й гость: И я! - какой поступок скверный.

1-й гость: Он будет здесь?

2-й гость: Нет, не решится, верно.

3-й гость: Вот он.

Князь подходит, ему едва кланяются. Потом они отходят. Нина садится на диван.

Князь

Теперь мы с ней от всех удалены,

Не будет случая другого.

(Ей)

Я должен вам сказать два слова,

И выслушать вы их должны.

Нина

Должна?

Князь

Для вашего же счастья.

Нина

Какое странное участье.

Князь

Да, странно, потому, что вы виной

Моей погибели…но мне вас жаль: я вижу,

Что поражён я тою же рукой,

Которая убьёт и вас; не унижу

Себя ничтожной местью никогда, -

Но слушайте и будьте осторожны:

Ваш муж злодей, бездушный и безбожный,

И я предчувствую, что вам грозит беда.

Прощайте же навек, злодей не обнаружен,

И наказать его теперь я не могу, -

Но день придёт, - я подожду…

Возьмите ваш браслет, он больше мне не нужен.

Арбенин смотрит на них издали.

Нина

Князь, вы сошли с ума, - на вас

Теперь сердиться было б стыдно.

Князь

Прощайте навсегда - прошу в последний раз…

Нина

Куда ж вы едете, далёко очень, видно;

Конечно, не в луну?

Князь

Нет, ближе: на Кавказ (уходя).

Хозяйка

Почти все съехались, и здесь нам будет тесно

Прошу вас в залу, господа!

Звучит музыка. Гости танцуют вальс.

Арбенин

(один, про себя)

Я сомневался? я? а это всем известно;

Намёки колкие со всех сторон

Преследуют меня…я жалок им, смешон!

И где плоды моих усилий?

И где та власть, с которою порой

Казнил толпу я словом, остротой?//

Две женщины её убили!

Одна из них… О, я её люблю,

Люблю - и так неистово обманут…

Нет, людям я её не уступлю…

И нас судить они не станут…

Я сам свершу свой страшный суд…

Я казнь ей отыщу - моя же пусть будет тут,

(Показывает на сердце)

Она умрёт, жить вместе с нею доле

Я не могу… Жить розно?

(Как бы испугавшись себя)

Решено:

Она умрёт - я прежней твёрдой воле

Не изменю! Ей, видно, суждено

Во цвете лет погибнуть, быть любимой

Таким, как я, злодеем, и любить

Другого… это ясно!.. как же можно жить

Ей после этого!.. ты, бог незримый,

Но бог всевидящий, - возьми её, возьми;

Как свой залог тебе её вручаю -

Прости её, благослови -

Но я не бог, и не прощаю!..

Слышны звуки музыки

Нина

Там жарко, отдохнуть я сяду в стороне!

(Мужу)

Мой ангел, принеси мороженого мне.

Арбенин вздрагивает и идёт за мороженым; возвращается и высыпает яд.

Арбенин

Смерть, помоги!

Нина

Мне что-то грустно, скучно;

Конечно, ждёт меня беда.

Арбенин

(в сорону)

Предчувствиям я верю иногда.

(подавая)

Возьми, от скуки вот лекарство.

Нина

Да, это прохладит (ест)

Арбенин

О, как не прохладить?

1-й гость

Я чуть не сжалился, - и было тут мгновенье,

Когда хотел я броситься вперёд…

Нет, пусть свершается судьбы определенье,

А действовать потом настанет мой черёд.

(уходит)

Звучит музыка вальса

1-й чтец: В Петербурге всё было ложью!

2-й чтец: Но это был чудо-город, украшенный громадами стройных дворцов.

1-й чтец:Они оставались для него холодными, чужими.

2-й чтец: Но здесь был собран цвет столицы.

1-й чтец: «Везде встречаемые лица, необходимые глупцы»?

2-й чтец: Но здесь жил Пушкин…

1-й чтец: А что будет с ним, с поручиком Лермонтовым?

2-й чтец: Царь сказал, что поступит с ним по закону…

(уходят)

Господин 3 (слева): Его сослали в Сибирь?

Господин 1 (слева): Неужели - Соловки?

Дама 2 (слева): Нет, хуже: его перевели на Кавказ, где идёт война с горцами.

Лермонтов: Прощай немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

Кавказский танец .

Ведущий:

Итак, он отправлялся на Кавказ. Это была замаскированная ссылка.

Лермонтов:

Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь бог да совесть!

Чтец:

Посвящение к поэме "Демон"

("Тебе, Кавказ, суровый царь земли…").

Ведущий:

Звучит полонез Огинского.танец

В мае 1838 года поэт возвращается с Петербург. Появляются новые стихи. Это размышления о судьбе поколения, о судьбе России, а своем непростом отношении к Родине.

Чтец:

"Печально я гляжу на наше поколенье" (отрывок).

Чтец:

"Родина"

Русский танец.

Ведущий:

В своем творчестве Лермонтов обращается к русской истории. В 1838 году появляется "Песня про купца Калашникова"

"Наша литература приобретает сильное и самобытное дарование" (так отзывался Белинский об этой поэме)

Сценка. из "Калашникова": Звучит Мусоргский "Хованщина", "Рассвет над Москвой-рекой

Ведущий:

1840 год.

В феврал е":

на балу во французском посольстве произошла ссора между Лермонтовым и сыном французского посланника, которая закончилась дуэлью.

И хотя во время дуэли противники помирились и разъехались, 13 апреля был опубликован высочайший указ:

"Поручика Лермонтова перевести на Кавказ.»

Выходят на сцену участники двух салонов.

В салоне слева:

- Царь увидел Лермонтова на балу в Аничковом дворце повелел немедленно выслать поэта - снова на Кавказ.

- Он должен покинуть столицу в 48 часов. В ссылку - с бала!

- Ай-ай-ай! Ведь он же поэт. И поэт признанный!

- Тем хуже! Цари не любят поэтов!

В салоне справа:

- Последний свой петербургский вечер Лермонтов проведёт у нас, среди своих друзей - у Карамзиных.

- Сколько бывало здесь людей!

- Здесь играл Глинка!

- Здесь читал Пушкин!

- Здесь блистательный Брюллов рассказывал о солнце и море Италии.

Лермонтов: Стоя у окна гостиной Карамзиных и наблюдая холодные краски заката, я невольно следил за очертаниями облаков.

Тучки небесные, вечные странники!

Степь лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решенье?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнанья

Ведущий:

Поэта посылали под пули на Северный Кавказ.

На этот раз он уезжал из Петербурга иначе, чем в 1837, с тяжелым сердцем и, тяжелым предчувствием. Поэт видел себя изгнанником.

Лермонтов: Полк, к которому я прикомандирован, - это Нижегородский драгунский полк. Мы всё время в сражениях. К тому времени я был уже известным литератором. Вчера на водах одна дама спросила, не тот ли это Лермантофф, что написал «Герой нашего времени». Я услышал, обернулся и направил на неё свой лорнет. «Какая дерзость» - вскричала дама. И тот час вокруг неё образовалась группа «доброжелателей». Не надо было этого делать. Но так уж устроен я, когда часто во имя сильнейшего чувства поступаю вопреки здравому смыслу, как мой Печорин.

Вновь звучит «Вальс». Входят люди из салона и рукоплещут Лермонтову.. Уходят.

Сцена из романа «Герой нашего времени»

На сцене появляются Грушницкий со своим секундантом. Затем - Печорин и доктор Вернер.

Грушницкий: Мы давно уже вас ждём.

Печорин: Я готов.

Грушницкий: Объясните ваши условия, и всё, что я могу для вас сделать, то будьте уверены…

Печорин: Вот мои условия: вы нынче же публично откажетесь от своей клеветы и будете просить у меня извинения…

Грушницкий: Милостивый государь, я удивляюсь, как вы смеете мне предлагать такие вещи?...

Печорин: Что же я вам мог предложить, кроме этого?

Грушницкий: Мы будем стреляться.

Печорин: (пожимая плечами) Пожалуй, только подумайте, что один из нас непременно будет убит.

Грушницкий: Я желаю, чтобы это были вы…

Печорин: А я уверен в противном…

Доктор: (отводя Печорина в сторону) Послушайте, вы, верно, забыли про их заговор? Я не умею зарядить пистолета. Скажите им, что вы знаете их намерение, и они не посмеют…

Печорин: Пожалуйста, не беспокойтесь, доктор. Я всё устрою, что на их стороне не будет никакой выгоды. Господа, это становится скучно! Драться так драться.

Секундант: Мы готовы. Становитесь, господа!..Доктор, извольте отмерить шесть шагов…

Печорин: Бросьте жребий, доктор!

Грушницкий: Решётка!

Печорин: Орёл!

Монета взвилась и упала, все бросились к ней.

Печорин: Вы счастливы, вам стрелять первому! Но помните, что если вы меня не убьёте, то я не промахнусь - даю вам честное слово.

Грушницкий стал против Печорина и по данному секундантом знаку начал понимать пистолет. Колена его дрожали. Он цели прямо в лоб Печорину…

Грушницкий: Не могу.

Секундант: Трус!

Раздался выстрел. Пуля оцарапала колено Печорина.

Секундант: Ну, брат Грушницкий, жаль, что промахнулся! Теперь твоя очередь. Обними меня прежде: мы уже не увидимся! (они обнялись)

Печорин: Я вам советую перед смертью помолиться богу.

Грушницкий: Не заботьтесь о моей душе больше, чем о собственной. Об одном вас прошу: стреляйте скорее.

Печорин: И вы не отказываетесь от своей клеветы? Не просите у меня прощения? Подумайте хорошенько: не говорит ли вам чего-нибудь совесть?

Грушницкий: Господин Печорин! Вы здесь не для того, чтобы исповедовать. Кончимте скорее…

Печорин: Хорошо. Доктор, эти господа, вероятно второпях, забыли положить пулю в мой пистолет: прошу вас зарядить его снова, - и хорошенько!

Секундант: Не может быть! Я зарядил оба пистолета. Разве что из вашего пуля выкатилась. Это не моя вина! А вы не имеете права перезаряжать… это против правил, я не позволю…

Печорин: Хорошо! Если так, то мы будем с вами стреляться на тех же условия…

Грушницкий: Оставь их! Ведь ты сам знаешь, что они правы.

Секундант: Дурак же ты, братец. Уж положился на меня, так слушайся во всём…Поделом же тебе! Околевай себе, как муха…

Печорин: Грушницкий! Ещё есть время: откажись от своей клеветы, и я тебе прощу всё. Тебе не удалось меня подурачить, и моё самолюбие удовлетворено; вспомни - мы были когда-то друзьями…

Грушницкий: Стреляйте! Я себя презираю, а вас

ненавижу. Если вы меня не убьёте, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоём нет места.

Печорин стреляет. Грушницкий падает.

Печорин: Finitalacomedia!

Печорин раскланялся с секундантом Грушницкого и они вместе с доктором Вернером удалились.

Выходят на сцену участники двух салонов.

В салоне слева:

- Царь увидел Лермонтова на балу в Аничковом дворце повелел немедленно выслать поэта - снова на Кавказ.

- Он должен покинуть столицу в 48 часов. В ссылку - с бала!

- Ай-ай-ай! Ведь он же поэт. И поэт признанный!

- Тем хуже! Цари не любят поэтов!

В салоне справа:

- Последний свой петербургский вечер Лермонтов проведёт у нас, среди своих друзей - у Карамзиных.

- Сколько бывало здесь людей!

- Здесь играл Глинка!

- Здесь читал Пушкин!

- Здесь блистательный Брюллов рассказывал о солнце и море Италии.

Лермонтов: Стоя у окна гостиной Карамзиных и наблюдая холодные краски заката, я невольно следил за очертаниями облаков.

Тучки небесные, вечные странники!

Степь лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решенье?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнанья.

Звучит новый фрагмент из музыки Хачатуряна к драме «Маскарад» - «Ноктюрн».

Ведущий 2.
Лермонтов был храбрым офицером. Но погиб он не в пылу сражений, не от руки горца. Его убийцей стал товарищ по юнкерской школе, человек, с которым Лермонтов поддерживал дружеские отношения вплоть до того рокового, страшного дня - 15 июня 1841 года.
Ведущий 1.
Накануне офицеры, отдыхающие в городе, собрались в доме Верзилиных. Звучала музыка, многие танцевали. Вдруг музыка умолкла, и все явственно услышали слова «горец с большим кинжалом», сказанные Лермонтовым о своем юнкерском друге Мартынове. Мартынов вызывает на Лермонтова.

Ведущий 1.
Трагедия разыгралась июльским вечером 1841 года у подножия Машука.
Приближалась гроза, поэтому для поединка - небольшую и довольно покатую полянку - выбрали второпях, вблизи дороги. Условия дуэли были жестокими. Секунданты отмеряли 30 шагов, последний барьер поставили на десяти шагах, дали команду сходиться. Лермонтов остался неподвижен.
- Господа! Я стрелять не хочу! Вам известно, что я стреляю хорошо; такое ничтожное расстояние не позволит мне дать промах…
Ведущий 2.
Лермонтов снова поднял пистолет и выстрелил вверх. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру, лицо поэта в этот момент было спокойным, почти веселым… Раздался оглушительный выстрел…
Лермонтов убит. Первое захоронение Лермонтова было в городе Пятигорске , пока бабушка не выхлопотала разрешение царя на перезахоронение тела поручика Лермонтова в родной земле..-имение Тарханы.
Ведущий 1.
Тело поэта было перезахоронено в небольшой часовне рядом с его матерью и дедом. Здесь поэт и обрел вечный покой.
Десятки тысяч людей ежегодно посещают это ставшее для всех святым место.
Ведущий 2.
Но есть еще одна могила, незримо связанная с именем поэта. О ней мало кто знает. Она находится в Москве под древними сводами одной из церквей Донского монастыря. Здесь похоронена Варвара Александровна Лопухина, которую с юных лет так беззаветно и преданно любил Лермонтов. И кажется нам, что и сейчас поэт ведет с ней «таинственный разговор».
Послушай, быть может, когда мы покинем
Навек этот мир, где душою так стынем,
Быть может, в стране, где не знают обману,
Ты ангелом будешь, я демоном стану!
Клянися тогда позабыть, дорогая,
Для прежнего друга все счастия рая!
Пусть мрачный изгнанник, судьбой осужденный,
Тебе будет раем, а ты мне вселенной.
Музыка замолкает.
Ведущий 1.
Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта - грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального и так рано ушедшего. Он наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и вечным исканием истины. И мы всегда будем благодарны ему за это.




© 2010-2022