Рабочая программа факультативного курса по литературе «Что за прелесть эти сказки» ( 34 часа)

Рабочая программа факультативного курса «Что за прелесть эти сказки» составлена для 5 класса общеобразовательной школы. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст. Назначение курса – обучение учащихся пониманию литературы как вида искусства; сформировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения; содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.  Цели литературной подготовки заключаются в том, чтобы, используя возможности данного факультативного курса, способствовать формированию умений: Øанализировать художественный текст...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально - гуманитарный институт»

Факультет повышения квалификации и переподготовки


Практико-значимый проект


Рабочая программа факультативного курса по литературе

«Что за прелесть эти сказки»

( 34 часа)


Выполнил: учитель русского языка и литературы

Коломенского района

МОУ Пановской СОШ

Воронова Светлана Николаевна


Проверил:

к.филол.н., доц. Метликина Л.С.

к.филол.н., доц. Капырина Т.А.








г.Коломна

2013 год


  1. Пояснительная записка.

Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Чтение произведений русской литературы и знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях. В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль.

Рабочая программа факультативного курса «Что за прелесть эти сказки» составлена для 5 класса общеобразовательной школы. Данная программа направлена на решение важнейшей задачи современного образования - становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Сказка - это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя пятиклассников в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка - это ещё и начало культурного воспитания.

Известно, что учащиеся 5 класса отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Именно здесь учитель может открыть им «секреты» автора художественного произведения или произведения устного народного творчества, помочь осмыслить прочитанное глубоко.

Курс литературы уже в 5 классе предоставляет много возможностей для включения ребят в исследовательскую деятельность. Например, в период изучения сказок А.С. Пушкина, В.А.Жуковского и других возникает вопрос: «Какова история рождения литературных и авторских сказок?». Подросткам-читателям интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. А как же доказать свою точку зрения? Необходимо найти подтверждение в науке. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебное и научное содержание.

Назначение курса - обучение учащихся пониманию литературы как вида искусства; сформировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения; содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.

Цели литературной подготовки заключаются в том, чтобы, используя возможности данного факультативного курса, способствовать формированию умений:

  • анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;

  • видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;

  • улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;

  • соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;

  • соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.

Задачи факультативного курса:

  1. познакомить учащихся с волшебными народными и авторскими сказками;

  2. учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;

  3. развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;

  4. прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.

Учебно-методическое и программное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов :

  1. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2006 г.

  2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. - М.: ВАКО, 2011. - 416 с. - (В помощь школьному учителю).

  3. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007

  4. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

  5. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. - М.: ВАКО, 2011. - 96 с. - (Контрольно-измерительные материалы)

  6. Литература. 5 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. - 3-е изд., перераб. и доп. - Волгоград : Учитель, 2011. - 237 с.

  7. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. - М.: АСТ: Астрель, 2011.

  8. Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля/авт.-состав.Н.Ф.Ромашина - Волгоград6Учитель, 2008.-221с.

  9. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. - 2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2011. - 96 с. - (Школьный словарик).

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Портреты русских и зарубежных писателей

  2. Раздаточный материал по темам курса

  3. Репродукции картин художников

  4. Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2012.

  5. компьютерное оборудование;

Справочно-информационные и методические материалы:

  1. 1september.ru - Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

  2. center.fio.ru - Мастерская «В помощь учителю. Литература»

  3. hobbitaniya.ru/ (Хранители сказок - Детские сказки - Авторские сказки - Народные сказки)

  4. skazka.ucoz.ru/


Характерные для факультативного курса формы организации учебной деятельности:

  • сочетание индивидуальной и фронтальной форм работы

  • парная

  • групповая

Специфические для данного курса формы контроля:

  1. текущий контроль - тесты, устный или письменный ответ на вопрос, характеристика героя или героев;

  2. промежуточный контроль - устный пересказ, выразительное чтение текста художественного произведения, комментированное чтение;

  3. итоговый контроль -- тестирование



  1. Предполагаемые результаты освоения факультативного курса «Что за прелесть эти сказки»

Личностными результатами являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов - тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • подробно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ по картинке;

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

  • анализировать художественное произведение;

  • сравнивать произведения разных жанров и авторов;

  • давать характеристику героев.

  1. Календарно-тематический план

Примечание

Условные сокращения в календарно-тематическом планировании:

Л.- личностные УУД П.- познавательные УУД

Р.- регулятивные УУД К. - коммуникативные УУД

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Организационные формы

Формирование УУД

1

Введение. Что такое сказка?

1

Рассказ с элементами беседы, выставка книг, работа с книгой;

П.,К.

2

Сказочные жанры. Классификация сказок.

1

Минилекция

П.

3

Выражение народного взгляда в сказках. Понятие сюжета и композиции.

1

Проблемные задания

Р.,Л., К.

4

Литературоведческие основы сказки.

Законы «сказочного мира».

1

Минилекция

П.

5

Виды народных сказок. Исторические корни русских народных сказок.

1

Рассказ с элементами беседы, опорный конспект

П., К.

6

Русское народное творчество. Анализ русской народной сказки « Колобок»,

«Гуси - лебеди».

1

Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций

П.,К.,Р.

7

Социально-бытовые сказки.

1

Рассказ с элементами беседы, опорный конспект

П.

8

Урок-путешествие. « Наши сказки!»

(Проверочный

1

Проблемные задания, иллюстрации И. Билибина, В. Васнецова, Т. Мавриной, И. Кузнецова

Л.,К.

9

Сопоставительный анализ русской сказки «Царевна-лягушка» и татарской народной сказки «Тан-Батыр».

1

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Р.

10

В гостях у мордовской сказки

1

Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций

П.,К., Л.

11

Образы Деда Мороза и Снегурочки.

1

Рассказ, беседа, выставка иллюстраций и рисунков

Л.,К.

12

Законы волшебной сказки.

1

Рассказ, работа с текстом, беседа.

Р., К.

13

«Волшебная сказка. Волшебная цифра» (волшебные цифры в сказках).

1

Рассказ, работа с текстом, беседа. Связь с уроком математики

П.,К.

14

В поисках смысла. «В поисках Бабы-Яги»

1

Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций

К., Л.

15

Художественный мир волшебной сказки «Василиса Прекрасная»

1

Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций

Л.,К.

16

Такие разные сказки.

1

Проблемные задания, опорный конспект

Р.,П.,К.

17

Сказочно - былинный жанр.

Жанровые особенности былины.

1

Минилекция

Р.,К.

18

Богатырская «Сказка про Илью Муромца».

1

Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, выразительное чтение

Р.,К.,П.

19

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству

по теме «Богатыри»

1

Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, выразительное чтение. Связь с уроком ИЗО.

Р.,П., К.

20

Авторские сказки. Сходства и различия.

1

Проблемные задания, опорный конспект

П.,Р.

21

Игра «Волшебный мир пушкинской сказки»

1

Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа

П., К.

22

Сравнительный анализ сказок В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» и народной сказки «Морозко».

1

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Р.

23

Нравственные уроки жизни. Анализ сказки Антония Погорельского "Черная курица, или Подземные жители».

1

Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа

П.,К.

24

Урок-исследование по сказке Н.С. Лескова «Особенности народной и литературной сказки "Маланья - голова баранья…".

1

Проблемные задания, опорный конспект, проведение исследования

Р.

25

Сказочники мира так прекрасно разны!

1

Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение

К.,П.

26

Сказки братьев Гримм.

1

Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг.

Л.,Р.,П.

27

Игра-КВН «Волшебная страна братьев Гримм»

1

П., К.

28

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и «Белоснежка» Братьев Гримм. Сравним?

1

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Р.

29

Чудесный сказочник. Выбор пути

(по сказке Г. Андерсена «Русалочка»).

1

Работа с книгой, рассказ, беседа

Р.,К.

30

Особенности литературной сказки Г.Х. Андерсена.

1

Рассказ учителя, работа с текстом произведения

П.,Р.

31

Знакомый незнакомец. Шарль Перро.

1

Рассказ учителя, работа с текстом произведения

П.,Р.

32

Викторина «Волшебные сказки Шарля Перро»

1

П.,К.,Л.

33

Схожесть сказок мира

1

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Р.,П.

34

Урок - обобщение «До свидания, сказка!»

1

Беседа, художественный пересказ, выставка книг.

Л.,К.


Итого: 34



  1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.

Программа факультативного курса предусматривает развитие техники чтения, обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности и на формирование навыков работы с текстом, на развитие устной и письменной речи учащихся.

Критериями выполнения программы служат:

1. Знакомство с элементами структуры произведения (текста и художественного мира) и связи между ними;
2. Становление навыков чтения текста и эмоционального интонационного воспроизведения его в речи в соответствии с особенностями графического изображения ( формы текстов);
3. Развитие воображения, воссоздающего художественный мир произведения по законам его организации и способствующего возникновению понятий-образов, понятий-представлений;
4. Развитие умения осмысленно пересказывать сюжет произведения, выделяя составляющие его события и осмысливая связь между ними;
5. Возникновение и обогащение "жанровой" памяти. На этой основе устанавливается сходство произведений, к одному виду, типу, жанру;
6. И, как результат, развитие устной и письменной речи учащихся, развитие самостоятельного литературного творчества детей, закрепление знаний о нормах современного литературного языка;

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:

  • основные понятия, необходимые для усвоения и создания текста и его анализа;

  • определение понятий жанра и его особенностей;

  • определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;

Обучающиеся должны уметь:

  • читать к концу 5 класса более 110 слов в минуту ;

  • определить тему и основную мысль текста;


  • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;


  • находить характерные для исходного текста языковые средства;


  • создавать связное высказывание;

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной теме, развитие техники чтения.


Формы итогового контроля и критерии их оценки

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  • текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

  • промежуточный (проводится диагностическая работа в 5 классе);

  • итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями комплексной проверки по литературному чтению.









© 2010-2022