Разработка урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Главные члены предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка

в 5-м классе

по теме: «Главные члены предложения»

Цели урока:

  1. Отработать алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении, формирование навыков постановки вопросов к главным членам предложения, формирование умения графически обозначать главные члены в предложении, вырабатывать грамотное письмо.

  2. Развивать творчество учащихся по предмету, развивать мышление.

  3. Прививать любовь к русскому языку, воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал, плакат, на котором изображен ковёр - самолёт, карта сказочной страны «Предложение».



Ход урока

Актуализация знаний учащихся.

Вступительное слово учителя.

Ребята, на прошлом уроке мы изучали словосочетание. Внимательно посмотрите на экран (на экране в одной колонке расположены словосочетания, в другой предложения.

Листья разноцветные - Разноцветные листья ложатся под ноги.

Золотая осень - Наступила золотая осень.

Шуршащий ковёр - Под ногами пестреет шуршащий ковёр.)

Исследовательская работа.

На экране две колонки слов, в какой из них словосочетания? Как вы определили, что это словосочетания? Определите в данных словосочетаниях главное и зависимое слово и определите вид связи. Что записано во второй колонке? Как вы определили, что это предложения? Запишите предложения в тетрадь, обозначьте грамматическую основу. Как вы думаете, ребята, о чём сегодня на уроке мы будем говорить?

Изучение новой темы.

Разработка урока русского языка в 5 классе . Тема урока: Главные члены предложения

Учитель:

Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие на сказочном ковре - самолёте в сказочное королевство Предложение. Наш волшебный ковёр - самолёт отправляется в сказочный путь (на экране появляется летящий ковёр - самолёт под негромкую музыку.) Пока мы летим в сказочное королевство, я расскажу вам сказку. Жили - были Король Подлежащее и Королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко расставались. Правда, занятия у них были разные: Король отвечал на вопросы кто? что? А Королева была ужасной болтушкой и отвечала на несколько вопрос: Что делает? Что делают? Каков? И одевались они по - разному. Король любил камзол из существительного и мантию из местоимения, Королева чаще всего бывала в платье из глагола. ( на экране слайд Короля и Королевы в костюмах). Вот мы с вами и прилетели в сказочное предложение и первая остановка в нём « Портняжкин дом», в этом доме шьют наряды для Короля и Королева. Вам предстоит интересное дело - помочь храбрым портняжкам сшить наряды для правителей королевства. На партах у вас лежат листы с напечатанными текстами:

Петя---морем. ---- Меняется на глазах каждый час. Штормовой ______ гонит крупную зыбь. От этой пыли на воде образовываются пенные ___________.

То оно ________ барашками.

Слова для справок: залюбовался, оно, играет, цепочки, ветер.

Вы должны правильно подставить недостающий главный член предложения, графически их обозначить и указать, какой частью речи выражены главные члены предложения.

-Их какого литературного произведения взят данный отрывок? Ребята, какие наряды вы помогли сшить храбрым портняжкам?

Задания:

Запишите в тетрадях слово «цепочка», выделите «опасное место» в слове. Составьте с данным словом предложение и графически обозначьте главные члены предложения.

Наше путешествие продолжается, мы добрались до королевского Дома книги. ( Учитель на карте показывает остановки). В этом доме огромное количество книг и учебников, есть и тот, по которому мы занимаемся. Заглянем в Дом книги, найдём на книжной полке учебник русского языка для 5 класса. Откройте учебники, найдите упражнение 225. Из данного текста выпишите только грамматическую основу, определите, какими частями речи выражены главные члены предложения.

Ребята, наше путешествие продолжается. Мы находимся в игровом зале королевского дворца «Составь предложение». Каждой группе раздаются таблички со словами, из них нужно составить предложение и определить главные члены предложения. Когда группы будут готовы, вы должны выстроиться в предложения.

(Предложения:

Скоро наступит долгожданная зима. На дворе стоит пасмурная ненастная осень. Ребята с нетерпением ждут наступления зимы. Зима принесёт свои радости и подарки).

Закрепление материала.

Учитель: Ребята, пришло время возвращаться из сказочного путешествия королевства « Предложение». Но вот беда! За время путешествия на ковре - самолёте образовались дыры, его необходимо залатать. А залатать его можно не иглой и нитками, а правильными ответами на вопросы, которые, крепятся магнитом на доске. Ученики поочерёдно выходят к доске, отрывают заплатки, читают вопрос и отвечают на него. Заплатка прикрепляется на место в том случае, если ответ дан правильный.

Вопросы:

1. Может ли существовать предложение без главных членов предложения? Ответ докажите.

2. На какие вопросы отвечают чаще всего главные члены предложения?

3. Какими частями речи выражены главные члены предложения?

4. Для чего служат главные члены предложения?

5. Определите главные члены предложения. В тёмном лесу хлопочут с утра до вечера белки.

Вывод.

Учитель: ковёр - самолёт мы починили, теперь можно и отправляться назад в страну «Школяндию». Урок наш закончился, но не закончилось путешествие в сказочное королевство Предложение, мы его продолжим на следующих уроках.

Рефлексия

-Что на уроке вы сегодня узнали?

- Что особенно показалось интересным?

Домашнее задание: упражнения №160, №162; выучить определения на страницах 66, 68.

Подведение итогов.

Комментирование оценок.

Активные учащиеся получают медали «Лучший знаток королевства Предложение».



© 2010-2022