Исследовательская работа ученика 9 Б класса на тему: Толстой как педагог

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»






Исследовательская работа на тему:

«Педагогическая деятельность Толстого»

(на муниципальный этап республиканской научно-практической конференции учащихся имени Л. Н. Толстого)




Выполнил ученик 9 класса

Биктимеров Рафаэль Ильдарович

Руководитель: Сиразова М. Ф.

2011 год

СОДЕРЖАНИЕ

I. Вступление.

1. Творчество Толстого как одна из вершин мировой культуры.

II.Основная часть. Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого.

1. «Военная карьера - не моя...»

2. Помощь крестьянам. Народное просвещение.

3. Работа в школах.

4. «Азбука» и «Новая азбука» Толстого.

5. Толстой и дети.

III.Заключение.

  1. Толстой в наше время.

  2. Толстой в моих глазах.








Творчество великого русского писателя Льва Николаевича огромно и возвышается как одна из вершин мировой культуры.

Всечеловечность и современность искусства Толстого обусловлены глубочайшей связью писателя с его эпохой, исторической значительностью и подлинной народностью его произведений, его непоколебимой верой в красоту мира и человека. Толстой был не только гениальным художником, но и великим мыслителем. В его произведениях нашли отражение коренные вопросы философии, социологии, права, истории, этики, эстетики, педагогики и других областей знания.

Та нравственная высота, которую достиг Толстой - человек, - результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей (честолюбие, тщеславие, непоследовательность, неисполнение предначертаний, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость - на эти недостатки указывает сам Толстой).

Смысл жизни Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше им отдавать. Эта мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей жизни писатель считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим.

Непоколебимо было жизненное кредо Толстого, которому он никогда не изменял: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная полость».

«Военная карьера - не моя...» - пишет он в дневнике и осенью 1856 года выходит в отставку и продолжает педагогическую деятельность.

Наблюдения Толстого - писателя за поведением ребенка, подростка, юноши, и школьные опыты Толстого - учителя подсказывали ему, что обучение - дело непростое. Он обращается к специальной литературе, вступает в контакты с деятелями просвещения, начинает интересоваться опытом различных стран. В 1857 году Толстой совершает свое первое путешествие в Европу: посещает Германию, Францию, Швейцарию.

В стране шла подготовка школьной реформы. Министерские проекты живо обсуждались общественностью, недоверчиво относившейся к просветительной политике царского правительства. Толстой, в частности, считал, что чиновники от просвещения не могут создать школьной системы, отвечающей интересам всего народа. Естественно, взгляды Толстого толковались неоднозначно. Важно отметить, что в основе просветительской концепции Толстого лежат идеи народности и гуманизма, демократизма и свободы образования.

Свободу он называл «единственным критерием педагогики». На этом основании его сравнивали с Руссо и позднейшими представителями движения «свободного воспитания» . Действительно, как и Руссо, Толстой говорил, что дитя являет собой от природы совершенное , неиспорченное создание и что не следует препятствовать его свободному развитию. Толстовская идея свободы образования означало требование предоставить народу свободу в создании школ для своих детей и в определении содержания школьной деятельности.

Защищая и развивая идеалы гуманистической педагогики, Толстой заявлял и о необходимости научного обоснования образовательной и воспитательной деятельности. У каждой науки есть только ей принадлежащий предмет и методы исследований. А у педагогики, как утверждает Л.Толстой, - это ребенок в его бесконечно многообразных естественных проявлениях. В отличие от общей психологии в концепции Толстого изучение ребенка не отрывалось от практических задач обучения и воспитания. Я считаю, что в этом состояла принципиальная особенность его педагогической позиции.

Как нам известно, с середины XIX века психологи стали часто пользоваться в исследованиях экспериментами. Толстой тоже пользовался экспериментом, сравнивая эффективность различных способов обучения. Но педагог, по мнению Толстого, в своей практической деятельности имеет дело не с какой-либо одной изолированной фигурой, а с формирующейся личностью - учеником.

Перу Толстого принадлежат одиннадцать статей о школе и педагогике (слайд 6). Он требовал сближения школы с жизнью, стремился поставить её на службу запросам народа, а для этого активизировать творческие способности детей. Глубоко любя родину, Толстой заботился о патриотическом воспитании школьников - знакомил их с историей Отечественной войны 1812 г., с событиями Кавказской и Крымской войн. Общаясь с «маленькими людьми», как он называл школьников, писатель следовал принципу, заявленному им в рассказе «Севастополь в мае»: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда».

Читая педагогические сочинения Льва Николаевича, почти физически осязаешь живого ребенка, видишь не его фотографическое изображение, а его развитие способностей, изменение душевных состояний под влиянием обстоятельств.

Писатель издавал специальный педагогический журнал «Ясная Поляна». Программа его включала описание новых приемов обучения, новых принципов административной деятельности, распространения книг среди народа, анализ свободно возникающих школ. Толстой опубликовал в журнале многие свои статьи.

В России были школы, обязанные своим существованием не Министерству народного образования, а общественной или частной инициативе. Среди них Яснополянская, основанная Толстым в 1859 году для крестьянских детей (слайд 7), а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях. Поначалу намерение графа организовать в своем доме бесплатную школу было встречено крестьянами с недоверием. В первый день лишь 22 ребенка несмело переступили школьный порог. Но прошло пять-шесть недель, и число учеников возросло более чем в три раза. Учеба здесь сильно отличалась от обычных школ.

Занятия начинались в 8-9 часов утра. В полдень - перерыв на обед и отдых. Затем снова занятия еще 3-4 часа. Каждый учитель давал ежедневно 5-6 уроков. В зависимости от возраста, подготовленности и успехов ученики делились на три группы: младшую, среднюю, старшую. Учение не имел строго определенного для него места. Каждый садился там, где ему хотелось. Заданий домой не задавали. Преобладающей формой занятий был не урок, а свободная беседа с учениками: в ходе ее дети обучались чтению, письму, закону божию усваивали грамматические правила, доступные для их возраста сведения по истории, географии, природоведению. Их обучали также рисованию , пению. Сам Лев Николаевич преподавал в старшей группе математику, физику, историю, некоторые другие предметы.

Быть учителем в Ясной Поляне оказалось гораздо сложнее, чем в других обычных школах. Здесь от учителя требовалось постоянное нравственное и интеллектуальное напряжение, умение в данный момент учитывать состояние и способности каждого из своих воспитанников. От учителя требовалось педагогическое творчество.

Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого не ограничивалась Ясной Поляной. По его инициативе В Крапивенском уезде Тульской губернии действовало не менее двадцати народных школ. Его опыты, для того времени необычные, привлекали к себе внимание общественности, русской и зарубежной. В Ясную Поляну приезжали учителя из разных городов России, из других стран. Притягивали гуманистические идеи Яснополянской школы.

В 70- е годы Толстой создает «Азбуку» и « Новую азбуку», ради которой даже прерывает работу над романом «Анна Каренина».

Давно вынашивал писатель замысел учебной книги для маленьких. Книга создавалась долго. Об этом занятии часто говорил с волнением: «Что из этого выйдет - не знаю, а положил в него всю душу».С «Азбукой» связывал Толстой «самые гордые мечты», полагая, что несколько поколений русских детей , от мужиков до царских, будут учиться по ней, получая первые поэтические впечатления. Он даже высказывал в таком роде: «Написав эту «Азбуку», мне можно будет спокойно умереть».

«Азбука» графа Льва Толстого стала событием в педагогике(слайд 5). Она в значительной степени оправдала надежды автора. А между тем многие считали, что начальное обучение - дело недостойное таланта великого писателя. Значение нового педагогического труда не сразу было понято и оценено современниками. Но Толстой был убежден, что с первой ступени обучения начинается и духовное развитие ребенка. Писатель считал, что развитие духовного начала без школы едва ли может состояться. Это ее приоритетная задача, более важная , чем сообщить какую - то сумму знаний. Вот ее решать и стремился Толстой своей «Азбукой». «Азбука» графа Л.Н.Толстого возбудила среди методистов горячие споры.

«Новая азбука» - новый комплекс учебных материалов. Она получила положительную оценку в прессе, была допущена министерством в народные школы. При жизни Толстого она выдержала свыше тридцати изданий. «Образец идеальной простоты и жизненной правды» - таково мнение авторитетных педагогов о книге. А один из них, профессор С.Рачинский, увлеченный идеей служения народному образованию и оставивший университетскую кафедру для того, чтобы обучать крестьянских детей, говорил: «Детские книги графа Л.Н.Толстого следует знать всякому образованному русскому человеку».

И подобно тому, как литературные произведения Толстого означали шаг в развитии мирового искусства, его педагогические труды явились уникальным вкладом в науку воспитания и образования.

Из Лондона Толстой возвращался в Россию через Брюссель. Здесь он сфотографировался(слайд 3). Снимок запечатлел происшедшую в нем перемену: мы видим его возмужавшим, Энергичным, сильным, с черной, слегка курчавой бородой. Таким запомнился первым ученикам яснополянской школы их учитель. Таким он изображен на детском рисунке того времени(слайд 4). Сценка взята прямо из жизни: на уроке гимнастики в Яснополянской школе ребята разделились на две группы и стараются перетянуть друг друга. Среди них - Тарас Фоканов, к нему обращены слова: «Тараска, не выдавай». Надпись наверху: «Милый человек, Лев Николаевич» - лучше всего выражает любовь учеников к своему учителю.

О том, как важны и значительны были для Толстого его занятия с крестьянскими детьми, общение с ними, мы узнаем из его письма к А. А. Толстой: «Есть у меня и поэтическое, прелестно дело, от которого нельзя оторваться - это школа… Классы рядом в саду под яблонями, куда можно пройти нагнувшись, так все заросло. И там сидит учитель, а кругом школьники, покусывая травки и пощелкивая в липовые и кленовые листья. Учитель учит по моим советам, но все таки не совсем хорошо, что и дети чувствуют. Они меня больше любят. И мы начинаем беседовать часа 3-4 и никому не скучно. Нельзя рассказать, что это за дети - надо их видеть… Дом школы теперь почти отделан. Трои большие комнаты - одна розовая, две голубые заняты школой. В самой комнате, кроме того, музей. По полкам кругом стен разложены камни, бабочки, скелеты, травки, цветы, физические инструменты и т.д.». Экспонаты для школьного музея Толстой собрал во время заграничной поездки. Дом школы, о котором идет речь, - флигель яснополянской усадьбы.

Однажды, занимаясь с детьми и желая приохотить их писать сочинения, Толстой предложил ученикам придумать рассказ на тему народной пословицы или поговорки. Школьникам это понравилось. Толстому удалось пробудить в детях творческое начало. Сочинения крестьянских ребят восхищали Толстого серьезностью взгляда на жизнь, выразительностью языка. Лучшие рассказы «Ложкой кормит, стеблем глаз колет» и «Солдаткино житье» Толстой напечатал в приложении к педагогическому журналу «Ясная Поляна», который он издавал в 1862 году.

Школа еще более сблизила Толстого с жизнью народа, по-новому раскрыла для него и талантливость. Писатель отдавал силы народному образованию ради спасения «тонущих Пушкиных и Ломоносовых», а они, по его наблюдениям, «кишат в каждой школе».

Занимаясь с детьми, Толстой с восхищением наблюдал, как в крестьянском ребенке обнаруживается художник. Толстой утверждал даже, что творчество крестьянских детей открывало перед ним великие законы искусства. Об этом он писал в статье «Кому у кого учиться писать» - крестьянским детям у литераторов или литераторам у крестьянских детей. Выходило так, что учиться надо у детей. В этом выводе, по существу, отражено то, что дала Толстому- художнику школа: заглядывая в душу крестьянского ребенка, он усваивал народный взгляд на окружающее. Это была одна из необходимых предпосылок для создания народно-героической эпопеи о войне 1812 года - «Войны и мира».

«Через Ясную Поляну пролег нравственный меридиан мира» - так говорил современник Толстого, преклоняясь перед его всемирным авторитетом. Ныне это осознается еще очевиднее и глубже. Возросло значение Ясной Поляны - она стала местом поколения русской и мировой культуры.

Ещё со времен СССР власти придавали Толстому большое значение. Места его проживания и работы признаны национальными музеями, было издано всего около 436 млн. экземпляров книг с его произведениями. Образ Толстого вдохновляют художников. Замечательные скульптурные портреты писателя выполнены многими известными скульпторами мира. Так же в честь Льва Николаевича в честь его юбилея была отчеканена монета номиналом в 1 рубль. Так же не были обделены вниманием его рассказы театральными постановщиками.

И как мне кажется, он заслуживает этого. Вся проделанная им работа не должна остаться без внимания. Но, к великому сожалению, Льва Николаевича многие знают только как писателя, а о том, что он был еще прекрасным педагогом, многие и понятия не имеют, хотя педагогике Толстой посвятил себя намного больше, чем писательству.

Его труды до сих пор находят сторонников. Множество частных образовательных учреждений пользуются именно его методами обучения, считая их совершенными. Но педагогические идеи Толстого вызвали множество острых споров. Однако они, как писала Н. К. Крупская, наложили «неизгладимую печать на русскую педагогическую мысль». Пусть Толстой «неправильно решал тот или иной вопрос, но он ставил его не как узкий специалист, а как «гражданин земли родной», мучительно искал ответа на него и заставлял искать читателя».

Толстой считал так: свободные беседы с преподавателем, свобода действий, раскрывающие нас творческие задания - все помогает человеку развиться до максимума именно в том русле, в котором у него больше всего успехов, и больше желаний. Как мы помним, именно такая система обучения была в Царскосельском лицее. Думаю, именно эта система способствовала развитию до своих высот таких людей, как Пушкин, … .

Максим Горький писал: «Толстой - это целый мир». Я полностью согласен с этим высказыванием. Действительно, в Толстом, как и в мире, много неизученного, неоткрытого, которое со временем, я надеюсь, откроется. И эти открытия дадут свои сладкие плоды человечеству.


Использованная литература:

  1. Азарова Н.И. «Жизнь и творчество Толстого: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке». М.: Детская литература, 1988

  2. Золотарева И. В., Михайлова Т. И. «Русская литература XIX века»,

Москва «ВАКО» 2003

  1. Николаева П. А. Русские писатели. Библиографический словарь. Ч. 2. М-Я. Москва: Просвещение, 1990

  2. «Литературная газета», №13, 1996.


© 2010-2022