Урок – игра (обобщение) в 6 классе по теме «Местоимение» (2 урока)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - игра (обобщение) в 6 классе по теме «Местоимение» (2 урока).

Путешествие по стране «Местоимения».

Цели урока: Образовательные:

  • обобщение и систематизирование знаний по теме: «Местоимение»

  • контроль и оценка ЗУН по теме: «Местоимение как часть речи»

  • расширение кругозора учащихся при выполнении заданий

Развивающие:

  • активизация самостоятельной деятельности

  • развитие познавательной активности

Воспитательные:

  • воспитание коммуникативности

  • привитие культуры общения

  • воспитание интереса к предмету

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Объяснение правил игры.

  3. Игра по станциям.

1 станция «Паспорт».

- Как считаете, чей паспорт мы должны предъявить, чтобы нас впустили в страну? (местоимения). Приложение 1.

«Портрет» местоимения

1.

Местоимение - это …..

2.

Местоимения употребляется вместо …

3.

Местоимения отвечают на вопросы …

4.

Местоимения не называют предмет, а ..

5.

Местоимения в предложении могут быть …

2 станция «Разгадай-ка». Приложение 2.

Задание: выписать из загадок все местоимения, обозначить их разряд. Работа в парах.

Со времён старинных и доныне

Зовусь я кораблём пустыни.

Неспешно по пескам шагаю

И два горба с собой таскаю.

(верблюд)

По листочку я ползу

И грызу его, грызу!

Ну какой же это вред?

Просто завтрак и обед!

(гусеница)

- Где ты спряталась, подружка?

В чаще леса? На опушке?

Или вон на том суку?

А в ответ: «Ку-ку! Куку!»

(кукушка)

Кто в лесу глухом живёт -

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу.

(медведь)

Если трудно, он скорей

Позовёт своих друзей.

И все вместе по тропинке

Понесут они травинки.

(муравей)

Сколько дней у нас в году,

Столько в нём листков найду.

Как пройдёт один денёчек -

Улетит один листочек.

(календарь)

С нею ночь не так темна,

С неба светит нам она.

(луна)

В это время года

Хмурая погода,

Улетают птицы,

Жёлтый лист кружится.

(осень)

Солнце припекает,

Клубника поспевает,

Мы бежим гулять,

купаться, загорать.

(лето)

- Разряды каких местоимений вам не встретились?

3 станция «Отсебятина». Задание: объяснить значения фразеологизмов.

Что-то ты сегодня на себя не похож. Ты не болен?

Сергей волновался, но дело решилось само собой.

Будь осторожен с этим человеком: он себе на уме.

Он так испугался, что пришёл в себя только через два часа.

Коля очень обиделся и ушёл в себя.

Дополнительно: объяснить значение слова «отсебятина». (эмоционально окрашенное слово, имеет негативный оттенок: «ненужная инициатива»). Местоимения какого разряда употреблены? Какова особенность склонения возвратного местоимения «себя»? (нет формы именительного падежа)

4 станция «Музыкальная».

Задание 1: прослушать песенку Винни Пуха (аудиозапись) и выписать все услышанные местоимения, определив их разряд.

Я - личное, моей - притяж., он - лич., это - указ.

Задание 2: прослушать песенку Красной Шапочки. Какое местоимение употребляет Красная Шапочка в припеве? (такой - указат.)

5 станция «Театральная».

Задание: инсценировать (2 учащихся) эпизод из сказки «Золотой ключик», ответить, какую ошибку совершил Буратино. (неопределённые местоимения «некто» и «нечто» не склоняются)

Образовать все возможные неопределённые местоимения с приставками не-, кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь.

Приложение 3.

-- Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь,

-- сказала девочка и взяла кусочек мела. -- Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...

Буратино хитро подмигнул:

-- Врете, ни одного...

-- Я говорю, -- терпеливо повторила девочка, -- предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

-- Два.

-- Подумайте хорошенько.

Буратино сморщился, -- так здорово подумал.

-- Два...

-- Почему?

-- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

-- У вас нет никаких способностей к математике, -- с огорчением сказала девочка. -- Займемся диктантом.

6 станция «Ошибочная» (грамматические ошибки).

Задание: найти ошибки в употреблении местоимений, записать исправленные варианты предложений.

Чего ты делаешь?

Кто-то из женщин вошла сюда.

Чего-нибудь придумаем.

Я принёс вам чего-то.

Я хочу сказать вам кой-чего.

Сколько время?

Молодёжь на привале шутила.Они не чувствовали усталости.

Соседей нет дома. В ихней квартире окна тёмные.

На «Конечной» станции дети делают выводы по теме.

«Портрет» местоимения

1.

Местоимение - это …..

2.

Местоимения употребляется вместо …

3.

Местоимения отвечают на вопросы …

4.

Местоимения не называют предмет, а ..

5.

Местоимения в предложении могут быть …

«Портрет» местоимения

1.

Местоимение - это …..

2.

Местоимения употребляется вместо …

3.

Местоимения отвечают на вопросы …

4.

Местоимения не называют предмет, а ..

5.

Местоимения в предложении могут быть …

«Портрет» местоимения

1.

Местоимение - это …..

2.

Местоимения употребляется вместо …

3.

Местоимения отвечают на вопросы …

4.

Местоимения не называют предмет, а ..

5.

Местоимения в предложении могут быть …

«Портрет» местоимения

1.

Местоимение - это …..

2.

Местоимения употребляется вместо …

3.

Местоимения отвечают на вопросы …

4.

Местоимения не называют предмет, а ..

5.

Местоимения в предложении могут быть …

«Портрет» местоимения

1.

Местоимение - это …..

2.

Местоимения употребляется вместо …

3.

Местоимения отвечают на вопросы …

4.

Местоимения не называют предмет, а ..

5.

Местоимения в предложении могут быть …

«Портрет» местоимения

1.

Местоимение - это …..

2.

Местоимения употребляется вместо …

3.

Местоимения отвечают на вопросы …

4.

Местоимения не называют предмет, а ..

5.

Местоимения в предложении могут быть …

«Портрет» местоимения

1.

Местоимение - это …..

2.

Местоимения употребляется вместо …

3.

Местоимения отвечают на вопросы …

4.

Местоимения не называют предмет, а ..

5.

Местоимения в предложении могут быть …


Задание: выписать из загадок все местоимения, обозначить их разряд.

Со времён старинных и доныне

Зовусь я кораблём пустыни.

Неспешно по пескам шагаю

И два горба с собой таскаю.

По листочку я ползу

И грызу его, грызу!

Ну какой же это вред?

Просто завтрак и обед!

- Где ты спряталась, подружка?

В чаще леса? На опушке?

Или вон на том суку?

А в ответ: «Ку-ку! Куку!»

Кто в лесу глухом живёт -

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу.

Если трудно, он скорей

Позовёт своих друзей.

И все вместе по тропинке

Понесут они травинки.

Сколько дней у нас в году,

Столько в нём листков найду.

Как пройдёт один денёчек -

Улетит один листочек.

С нею ночь не так темна,

С неба светит нам она.

В это время года

Хмурая погода,

Улетают птицы,

Жёлтый лист кружится.

Солнце припекает,

Клубника поспевает,

Мы бежим гулять,

купаться, загорать.

Задание: выписать из загадок все местоимения, обозначить их разряд.

Со времён старинных и доныне

Зовусь я кораблём пустыни.

Неспешно по пескам шагаю

И два горба с собой таскаю.

По листочку я ползу

И грызу его, грызу!

Ну какой же это вред?

Просто завтрак и обед!

- Где ты спряталась, подружка?

В чаще леса? На опушке?

Или вон на том суку?

А в ответ: «Ку-ку! Куку!»

Кто в лесу глухом живёт -

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу.

Если трудно, он скорей

Позовёт своих друзей.

И все вместе по тропинке

Понесут они травинки.

Сколько дней у нас в году,

Столько в нём листков найду.

Как пройдёт один денёчек -

Улетит один листочек.

С нею ночь не так темна,

С неба светит нам она.

В это время года

Хмурая погода,

Улетают птицы,

Жёлтый лист кружится.

Солнце припекает,

Клубника поспевает,

Мы бежим гулять,

купаться, загорать.

-- Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь,

-- сказала девочка и взяла кусочек мела. -- Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...

Буратино хитро подмигнул:

-- Врете, ни одного...

-- Я говорю, -- терпеливо повторила девочка, -- предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

-- Два.

-- Подумайте хорошенько.

Буратино сморщился, -- так здорово подумал.

-- Два...

-- Почему?

-- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

-- У вас нет никаких способностей к математике, -- с огорчением сказала девочка. -- Займемся диктантом.

-- Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь,

-- сказала девочка и взяла кусочек мела. -- Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...

Буратино хитро подмигнул:

-- Врете, ни одного...

-- Я говорю, -- терпеливо повторила девочка, -- предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

-- Два.

-- Подумайте хорошенько.

Буратино сморщился, -- так здорово подумал.

-- Два...

-- Почему?

-- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

-- У вас нет никаких способностей к математике, -- с огорчением сказала девочка. -- Займемся диктантом.








«Паспорт»

«Отсебятина»*

«Разгадай-ка»

Театральная

Музыкальная


Конечная

Ошибочная



© 2010-2022