- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок – игра (обобщение) в 6 классе по теме «Местоимение» (2 урока)
Урок – игра (обобщение) в 6 классе по теме «Местоимение» (2 урока)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Жевнерова С.А. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок - игра (обобщение) в 6 классе по теме «Местоимение» (2 урока).
Путешествие по стране «Местоимения».
Цели урока: Образовательные:
-
обобщение и систематизирование знаний по теме: «Местоимение»
-
контроль и оценка ЗУН по теме: «Местоимение как часть речи»
-
расширение кругозора учащихся при выполнении заданий
Развивающие:
-
активизация самостоятельной деятельности
-
развитие познавательной активности
Воспитательные:
-
воспитание коммуникативности
-
привитие культуры общения
-
воспитание интереса к предмету
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Объяснение правил игры.
-
Игра по станциям.
1 станция «Паспорт».
- Как считаете, чей паспорт мы должны предъявить, чтобы нас впустили в страну? (местоимения). Приложение 1.
«Портрет» местоимения
1.
Местоимение - это …..
2.
Местоимения употребляется вместо …
3.
Местоимения отвечают на вопросы …
4.
Местоимения не называют предмет, а ..
5.
Местоимения в предложении могут быть …
2 станция «Разгадай-ка». Приложение 2.
Задание: выписать из загадок все местоимения, обозначить их разряд. Работа в парах.
Со времён старинных и доныне
Зовусь я кораблём пустыни.
Неспешно по пескам шагаю
И два горба с собой таскаю.
(верблюд)
По листочку я ползу
И грызу его, грызу!
Ну какой же это вред?
Просто завтрак и обед!
(гусеница)
- Где ты спряталась, подружка?
В чаще леса? На опушке?
Или вон на том суку?
А в ответ: «Ку-ку! Куку!»
(кукушка)
Кто в лесу глухом живёт -
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
(медведь)
Если трудно, он скорей
Позовёт своих друзей.
И все вместе по тропинке
Понесут они травинки.
(муравей)
Сколько дней у нас в году,
Столько в нём листков найду.
Как пройдёт один денёчек -
Улетит один листочек.
(календарь)
С нею ночь не так темна,
С неба светит нам она.
(луна)
В это время года
Хмурая погода,
Улетают птицы,
Жёлтый лист кружится.
(осень)
Солнце припекает,
Клубника поспевает,
Мы бежим гулять,
купаться, загорать.
(лето)
- Разряды каких местоимений вам не встретились?
3 станция «Отсебятина». Задание: объяснить значения фразеологизмов.
Что-то ты сегодня на себя не похож. Ты не болен?
Сергей волновался, но дело решилось само собой.
Будь осторожен с этим человеком: он себе на уме.
Он так испугался, что пришёл в себя только через два часа.
Коля очень обиделся и ушёл в себя.
Дополнительно: объяснить значение слова «отсебятина». (эмоционально окрашенное слово, имеет негативный оттенок: «ненужная инициатива»). Местоимения какого разряда употреблены? Какова особенность склонения возвратного местоимения «себя»? (нет формы именительного падежа)
4 станция «Музыкальная».
Задание 1: прослушать песенку Винни Пуха (аудиозапись) и выписать все услышанные местоимения, определив их разряд.
Я - личное, моей - притяж., он - лич., это - указ.
Задание 2: прослушать песенку Красной Шапочки. Какое местоимение употребляет Красная Шапочка в припеве? (такой - указат.)
5 станция «Театральная».
Задание: инсценировать (2 учащихся) эпизод из сказки «Золотой ключик», ответить, какую ошибку совершил Буратино. (неопределённые местоимения «некто» и «нечто» не склоняются)
Образовать все возможные неопределённые местоимения с приставками не-, кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь.
Приложение 3.
-- Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь,
-- сказала девочка и взяла кусочек мела. -- Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
-- Врете, ни одного...
-- Я говорю, -- терпеливо повторила девочка, -- предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
-- Два.
-- Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился, -- так здорово подумал.
-- Два...
-- Почему?
-- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
-- У вас нет никаких способностей к математике, -- с огорчением сказала девочка. -- Займемся диктантом.
6 станция «Ошибочная» (грамматические ошибки).
Задание: найти ошибки в употреблении местоимений, записать исправленные варианты предложений.
Чего ты делаешь?
Кто-то из женщин вошла сюда.
Чего-нибудь придумаем.
Я принёс вам чего-то.
Я хочу сказать вам кой-чего.
Сколько время?
Молодёжь на привале шутила.Они не чувствовали усталости.
Соседей нет дома. В ихней квартире окна тёмные.
На «Конечной» станции дети делают выводы по теме.
«Портрет» местоимения
1.
Местоимение - это …..
2.
Местоимения употребляется вместо …
3.
Местоимения отвечают на вопросы …
4.
Местоимения не называют предмет, а ..
5.
Местоимения в предложении могут быть …
«Портрет» местоимения
1.
Местоимение - это …..
2.
Местоимения употребляется вместо …
3.
Местоимения отвечают на вопросы …
4.
Местоимения не называют предмет, а ..
5.
Местоимения в предложении могут быть …
«Портрет» местоимения
1.
Местоимение - это …..
2.
Местоимения употребляется вместо …
3.
Местоимения отвечают на вопросы …
4.
Местоимения не называют предмет, а ..
5.
Местоимения в предложении могут быть …
«Портрет» местоимения
1.
Местоимение - это …..
2.
Местоимения употребляется вместо …
3.
Местоимения отвечают на вопросы …
4.
Местоимения не называют предмет, а ..
5.
Местоимения в предложении могут быть …
«Портрет» местоимения
1.
Местоимение - это …..
2.
Местоимения употребляется вместо …
3.
Местоимения отвечают на вопросы …
4.
Местоимения не называют предмет, а ..
5.
Местоимения в предложении могут быть …
«Портрет» местоимения
1.
Местоимение - это …..
2.
Местоимения употребляется вместо …
3.
Местоимения отвечают на вопросы …
4.
Местоимения не называют предмет, а ..
5.
Местоимения в предложении могут быть …
«Портрет» местоимения
1.
Местоимение - это …..
2.
Местоимения употребляется вместо …
3.
Местоимения отвечают на вопросы …
4.
Местоимения не называют предмет, а ..
5.
Местоимения в предложении могут быть …
Задание: выписать из загадок все местоимения, обозначить их разряд.
Со времён старинных и доныне
Зовусь я кораблём пустыни.
Неспешно по пескам шагаю
И два горба с собой таскаю.
По листочку я ползу
И грызу его, грызу!
Ну какой же это вред?
Просто завтрак и обед!
- Где ты спряталась, подружка?
В чаще леса? На опушке?
Или вон на том суку?
А в ответ: «Ку-ку! Куку!»
Кто в лесу глухом живёт -
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
Если трудно, он скорей
Позовёт своих друзей.
И все вместе по тропинке
Понесут они травинки.
Сколько дней у нас в году,
Столько в нём листков найду.
Как пройдёт один денёчек -
Улетит один листочек.
С нею ночь не так темна,
С неба светит нам она.
В это время года
Хмурая погода,
Улетают птицы,
Жёлтый лист кружится.
Солнце припекает,
Клубника поспевает,
Мы бежим гулять,
купаться, загорать.
Задание: выписать из загадок все местоимения, обозначить их разряд.
Со времён старинных и доныне
Зовусь я кораблём пустыни.
Неспешно по пескам шагаю
И два горба с собой таскаю.
По листочку я ползу
И грызу его, грызу!
Ну какой же это вред?
Просто завтрак и обед!
- Где ты спряталась, подружка?
В чаще леса? На опушке?
Или вон на том суку?
А в ответ: «Ку-ку! Куку!»
Кто в лесу глухом живёт -
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
Если трудно, он скорей
Позовёт своих друзей.
И все вместе по тропинке
Понесут они травинки.
Сколько дней у нас в году,
Столько в нём листков найду.
Как пройдёт один денёчек -
Улетит один листочек.
С нею ночь не так темна,
С неба светит нам она.
В это время года
Хмурая погода,
Улетают птицы,
Жёлтый лист кружится.
Солнце припекает,
Клубника поспевает,
Мы бежим гулять,
купаться, загорать.
-- Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь,
-- сказала девочка и взяла кусочек мела. -- Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
-- Врете, ни одного...
-- Я говорю, -- терпеливо повторила девочка, -- предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
-- Два.
-- Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился, -- так здорово подумал.
-- Два...
-- Почему?
-- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
-- У вас нет никаких способностей к математике, -- с огорчением сказала девочка. -- Займемся диктантом.
-- Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь,
-- сказала девочка и взяла кусочек мела. -- Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
-- Врете, ни одного...
-- Я говорю, -- терпеливо повторила девочка, -- предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
-- Два.
-- Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился, -- так здорово подумал.
-- Два...
-- Почему?
-- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
-- У вас нет никаких способностей к математике, -- с огорчением сказала девочка. -- Займемся диктантом.
«Паспорт»
«Отсебятина»*
«Разгадай-ка»
Театральная
Музыкальная
Конечная
Ошибочная