Статья Интеграция очных и дистанционных форм обучения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

25

МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №8

Коминтерновского района г.Воронежа







Интеграция очных и дистанционных форм обучения в работе с одаренными детьми

(10-11классы)

(Развитие детской одаренности в системе основного общего образования)



Подготовил: Пономарева Л.Е.

учитель I КК МОУ СОШ с УИОП №8

т. 8-950-75-28-766



Воронеж, 2011

Пояснительная записка к пакету дидактичских материалов

Одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообразованию, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной среды. Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовной личности. Одаренный ребенок нуждается во взрослых наставниках не меньше других детей, однако он предъявляет особые требования, как к уровню знаний самого наставника, так и способу взаимодействия с ним. Я предлагаю одну из форм работы с одаренными детьми - работу на дистанции. Дистанционное обучение занимает все большую роль в модернизации российского образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью дистанционных образовательных технологий можно проводить как очно, так и дистанционно. Сейчас Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением. Как мы видим, за дистанционным обучением большое будущее.

Три года назад я вошли в число учителей-эксперементаторов, работающих над проектом «Интеграция очных и дистанционных форм обучения». За это время было сделано пособие «Трудные случаи орфографии и пунктуации». Составленное пособие прошло экспертизу в ВОИПКРО. Его цель - повышение уровня грамотности старшеклассников, формирование более глубоких умений и навыков по орфографии и пунктуации в процессе подготовки к ЕГЭ, актуализация знаний учащихся, работа с одаренным детьми. В пособии представлен справочный материал, упражнения для закрепления и проверочные задания в виде упражнений и тестов. Также предусмотрена возможность выбора материала для изучения, т.е. пользователь может свободно перемещаться по всему содержанию. Пособие состоит из двух больших разделов: «Правила орфографии» и «Правила пунктуации»

Как же излагается учебный материал в пособии?

  1. Правила правописания излагаются по темам: «Правописание корней», «Правописание суффиксов и окончаний в разных частях речи» и др.

  2. Правила пунктуации располагаются по той же схеме: «Употребление тире», «Употребление двоеточия».

Такое расположение материала придает пособию справочный характер, упрощает самостоятельную работу. Само содержание кроме двух больших разделов включает три компонента:

  1. Обучающий: подготовка к изучению орфографического и пунктуационного правила, обзор тем дается в виде таблиц. Это позволяет ученику обратиться за разъяснением или к самому тексту правила или к определенным «выжимкам» из этого же правила.

  2. Тренировочный: упражнения на обобщение изученного материала.

  3. Проверочный: тесты. Все тестовые задания объединены в разделы, дублирующие разделы «Правила орфографии» и «Правила пунктуации». Поэтому сначала учащимся предлагается обратиться в справочный раздел и повторить теоретический материал. В конце каждой темы есть обзорная таблица, где приведены и разобраны примеры на данные правила. Более сильным учащимся для повторения некоторых правил можно воспользоваться обобщающими таблицами.

Теперь, подводя итоги, мы можем ответить на сакраментальные вопросы: кому и зачем нужно данное электронное пособие?

Электронное пособие необходимо для самостоятельной работы учащихся при очном и, особенно, дистанционном обучении потому, что оно

  • Облегчает понимание и закрепление основных разделов лингвистики;

  • Выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч.

  • Предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на этапе работы с тестами.

  • Дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать её учителю в виде файла или распечаток.

В январе этого года опытно-экспериментальная площадка завершила свою работу, но режим функционирования предусматривает дальнейшую работу по внедрению проекта «Интеграция очных и дистанционных форм обучения». Как это сделать?

Можно предложить следующие формы работы:

  1. Факультативные занятия (можно спроецировать тесты на экран и учащиеся решают, учитель проверяет). Возникают вопросы - ты возвращаешься к теоретическому положению, делаешь упражнения.

  2. Индивидуальные консультации ( после ответов на вопросы учащихся можно проверить, как они усвоили материал и дать для самостоятельной работы тесты.

  3. Работа через электронную почту. Учитель раздает ученикам диск с учебником «Трудные случаи орфографии и пунктуации» и дальше выполняет роль тьютера. Ученик решает дома тесты и в случае затруднения может обратиться с вопросами через электронную почту. Ведь если есть возможность не отходя от компьютера задать вопрос и получить на него ответ профессионала, то ученики с удовольствием пользуются этой возможностью.

В январе 2011 года с группой учащихся, обучающихся в дистанционном режиме, было проведено анкетирование. Оно проводилось на заключительном этапе опытно-экспериментальной работы школы в направлении дистанционного обучения учащихся в целях углубления, расширения знаний учащихся по отдельным предметам в соответствии с их интересами и способностями. В период подготовительного этапа к внедрению дистанционного обучения был проведен анализ востребованности дистанционного обучения учащимися в целях создания условий для более полного удовлетворения потребностей обучающихся без отрыва от основной учебы. Результаты обобщены и представлены администрации школы, членам педагогического коллектива. Абсолютное большинство учащихся отметили, что чувствуют себя на уроках более комфортно, успешно, когда на уроке присутствует возможность использования компьютерных технологий как учителем, так и учениками, тем самым учащиеся могут активнее проявлять свои творческие способности. В целях углубления и расширения знаний по русскому языку учащиеся исследуемой группы отметили следующее: дома, самостоятельно, при подготовке к урокам, они используют электронное пособие и следующие виды деятельности: самостоятельно изучали теоретический материал электронного пособия, решали тесты различных уровней. Данные виды деятельности, по мнению учащихся, помогут им более успешно подготовиться к итоговой аттестации. Обратная связь с учителем в период дистанционного обучения осуществлялась очно через индивидуальные консультации, дистанционную связь через Интернет, электронный адрес. Далее учащимся было предложено оценить по 7-балльной шкале организацию процесса дистанционного обучения в школе: общий балл составил 6,6. Учащиеся отметили преимущества дистанционной формы обучения, которые их заинтересовали больше всего, результаты представлены в порядке убывания: более углубленная подготовка к сдаче итоговой аттестации, свободное планирование учебного времени, возможность работать дома, осуществление индивидуальных консультаций с учителем, престижно и современно, резервы времени, предоставление учебных материалов. Анализируя ответы, можно сделать вывод о высокой заинтересованности учащихся в изучении учебного материала в дистанционном режиме, также большинство учащихся (87%) отмечают повышение качества их образования по русскому языку. Единичные трудности, которые возникли у учащихся в связи с дистанционным обучением, можно обозначить как трудности технического характера: отсутствие домашнего сканера, невысокая скорость Интернета, не позволяющие отправить учителю выполненные задания, отключение домашнего Интернета, проблемы с подключением сети Интернет.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

школа с углубленным изучением отдельных предметов №8







Трудные случаи орфографии и пунктуации


(Фрагмент)





Учителя: Пономарева Л.Е.

Черникова И.А.




Воронеж 2008


Орфография


§ 1 Правописание гласных в корне слова

Правописание безударных гласных корня.

Чтобы не ошибиться в написании безударного гласного в корне (кроме корней с чередующимися гласными), слово надо изменить так (или подобрать такое родственное слово), чтобы этот звук оказался под ударением: сожалеть - жалость, орошение - росы, испарение - пар, объединение - единство.

Упр. 1. Вставьте пропущенные буквы

Ч…столюбие, вопл…щат ь, погл…щать, зар…ждение, озн…меновать, заст…влять, ут…шение, посв…щение, упл…тнить, уд…лить внимание, объед…ниться, прим…риться с т…желым положением, прадст…влять интерес, спл…титься, разоч…рование, р…скошный дворец, зам…чать недостатки, насл…ждение, просв…щение.

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

В корнях -бер-/-бир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -дер-/дир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-, -блест-/-блист-, -жег-/-жиг-, -чет-/-чит- наблюдается чередование Е/И. буква И пишется только тогда, когда за корнем следует суффикс -а- : соберу - собираю, умереть- умираю, запереть - запираю, отдеру - отдираю, растереть - растираю, расстелить - расстилаю, блестеть - блистать, зажечь - зажигать, вычет - вычитать.

Исключения: чета, сочетать, сочетание.

Упр. 2. Вставьте пропущенные буквы

Соб…раться в путь, зап…реть дверь, рас…т…реться полотенцем, рас…т…латься по лугу, выч…сть, бл…стать талантом, заст…лить постель, выч...сть, бл…стать талантом, заст…лить постель, выч…тание, бл…стящий ответ, прид…раться к мелочам, соч…тание, ст…реть в порошок, выж…гать по дереву.

В корнях -кос-/-кас-, -лож-/-лаг- написание А или О зависит от наличия суффикса -а-. Если за корнем стоит суффикс -а-, в корне пишется А: коснуться - прикасаться, предложить - излагать.

Исключение: полог.

Упр.3. Вставьте пропущенные буквы

Предл…гать, изл…жение, предл…жение, прик…сновение, прил…гательное, к…саться, прил…жение.

В корнях -твор-/-твар-, - позд-/-пазд-, -гор-/-гар-, -клон-/клан, -зор-/-зар- написание А или О зависит от ударения. Без ударения пишутся корни -твор-, -позд-, - гор-, -клон-, -зар-: творение, опоздать, загорать, уклониться, заря.

Исключение: утварь.

Упр. 4. Вставьте пропущенные буквы

Покл…ниться, затв…рить, з…рница, оп…здание, притв…риться, выг…реть,оз…рение, тв…рение, з…ря, сг…реть.

В корне - скоч-/-скак- перед к пишется А, перед ч - О: скакать, заскочить.

Исключение: скакать, скачок.

В корне -раст-/-ращ-/-рос- перед ст или щ пишется А, перед с- О: растение, выращенный, выросли.

Исключения: росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль.

Написание А или О в корнях - мок -, -мак -, -ровн - ,-равн- зависит от значения слова. Корень - мак - имеет значение « погружать что-либо в жидкость»: обмакнуть перо, макать хлеб в мёд, корень - мок- - « пропускать жидкость, становиться влажным»: сапоги промокают, непромокаемый плащ.

Корень - равн - имеет значение «равный, одинаковый»: равнозначный, равномерный, сравнить, уравнять в правах, всё равно. Корень -ровн- -«ровный, гладкий, прямой»: подровнять клумбу, выровнять дорогу, уровень.

Запомните: равнина, равнение, равняйтесь, подравняться в шеренгах, поравняться с кем-либо, поровну.

Упр.5. Вставьте пропущенные буквы

М…кать сухарь в чай, выр…внять дорогу, ур…внение, непром…каемый плащ, р…вномерные колебания, подр…внять грядки, ср…внение, р…внение в рядах, обм…кнуть перо, пром…кательная бумага, подр…внять волосы, ур…внять в правах, ур…вень, всё р…вно, подр…вняться в строю, р…внина, р….внозначные величины, ср…внять с землей.

6. Корень - плов- пишется в словах пловец, пловчиха, в остальных случаях пишется - плав- : плавник, поплавок

Упр.6. Вставьте пропущенные буквы

Пл…вучесть, пл…вец, попл…вок, пл…вник, спл…влять лес, пл…вцы

Упр.7. (обобщающее по теме). Вставьте пропущенные буквы.

Зам…реть от неожиданности, прим…рять противников, бл…стеть на солнце, объед…нять усилия, соч…тать качества, пож…мать руки, предпол…гать, изл…жить факты, спл…тить силы, посевы разр…стаются, распол…жжение войск, оп…здание, зар…сли, ур…вень, ур…внительное распределение, к…сательная, ор…сительная система, пл…вец, р…внять дорогу, возр…ст, изл…жение, обл…котиться, тв…рение, выг…реть, з…ря, исп…рение, сн…мать урожай, разж…гать костёр, пор…сль, отр…сль, накл…ниться, р…внина, непром…каемый плащ, ск…чок, р…сток, поч…татели таланта, оз…рение, прекл…няться перед гер…измом, нар…щение, ур…внение, отвр…щение, сг…ранние, пл…вник, м…кать лук в соль, нар…стание, ср…внение, просв…щение.

Тесты по орфографии

  1. Правописание безударных гласных в корнях

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

  1. декл.. .рация, выск.. .чить, осв.. .ение (земель)

  2. станд.. .ртизация, вост.. .ргаться, привил.. .гированный

  3. зан...мательный, истр.. .битель, бл.. .городный

  4. сокр.. .щение, вым.. .кнуть (под дождем), фил...телист

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

  1. гув...рнантка, фан.. .тизм, в...рмишель

  2. к.. .мпромисс, реп..ртуар, р...стительность

  3. репр... ссированный, посв... тить, нар... диться

  4. скл...ниться, зад.. .ристый, оз.. .рничать

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

  1. ум... ротворенный, тр...петать, обр.. .мление

  2. арт...ллерия, неук.. .снительно (выполнять), экз.. .менатор

  3. ст.. .пендия, прил.. .жение, заг.. .ревший

  4. папор.. .тник, сж.. .гание, ур.. .вновешенный

4. В каком ряду во всех трех словах пропущена проверяемая ударением безударная гласная корня?

  1. об...яние, драм.. .тургический, (домашняя) утв...рь

  2. об...няние, запл...тить, неприк..саемый

  3. ст.. .рожил (сад), предст.. .вление, экон.. .мичный

  4. дост.. .яние, пл.. .ток, возл.. .гать (ответственность)

5. В каком ряду во всех трех словах пропущена проверяемая ударением безударная гласная корня?

  1. созд.. .вать, л.. .кционный, зам.. .лчать

  2. пров.. .нциальный, фрагм...нтарный, ф.. .гурировать

  3. сер...ал, д...кумент? изл...жение

  4. либер...лизм, пл.. .вучий, ин.. .циатива

6. В каком ряду во всех трех словах пропущена проверяемая ударением безударная гласная корня?

  1. фест...валь, в...ршина, обл...скать

  2. м.. .тив, уд.. .влять, акв.. .рель

  3. д...фицит, натв...рить, к.. .нонада

  4. ск...льзить, экспр.. ссивный, см...рение

7. В каком ряду во всех трех словах пропущена проверяемая ударением безударная гласная корня?

  1. см.. .родина, пок., .затель, д.. стоверный

  2. уд...ление, ф.. .рмацевт, выч...тание

  3. т.. .чилка, с.. .ринка, ув...жение

  4. локом., .тив, укр.. .щение, ш.. .нтажист

8. В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

  1. гол... дание, прил.. .гательное, кр..ссворд

  2. пок.. .яние, отк.. .чать, осн.. стить (корабль)

  3. (резвый) ск...кун, соб...рательный (образ), оз...рение

  4. пром.. .кашка, к.. .стюмер, раскр...чаться

9. В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

1)б...чонок, п...ртьера, расст...лить

  1. зач.. .рованный, фл.. .минго, зад.. .ржанный

  2. доист.. .рический, см.. .ртельный, тр.. .вога

  3. скл.. .нение, зам.. .реть (на секунду), бл.. .стящий

10. В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

  1. г...ристая (местность), выр...сти, прик.. .снуться

  2. ст...ральный (порошок), ст...рильный, ст...рпеть (боль)

  3. уз.. .рчатый, ск.. .сить (траву), сб.. .регательный (банк)

  4. прекл.. .няться, р.. .стовщик, налогообл.. .жение

11. В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

  1. подн...мать, угр...жать, соч.. .тание

  2. расст...лать, уг...реть, бл...стать

  3. заст.. .лить, выр.. .щенный, ум.. .лять (о помощи)

  4. прид.. .раться, прик.. .сновение, просл.. .влять

12. В каком ряду во всех словах пропущена безударная непроверяемая гласная корня?

  1. р...скошный, м...нимальный, в...риант

  2. к.. .мпьютерный, пр...цедура, с.. .мметрия

  3. пс...хология, д,. .агностировать, амн.. .стированный

  4. проф...ль, т.. .моженник, в...льсировать

13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная непроверяемая гласная корня?

  1. акв...рель, сент...ментальный, ун.. .верситет

  2. об.. .щание, ред.. .ктировать, т.. .реадор

  3. ш...велюра, предв...рительный, увл.. .ченный

  4. д...ликатес,в...негрет, уед...ненный

14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная непроверяемая гласная корня?

  1. ув.. .ртюра, спл...ченный, хр...стоматия

  2. р...гата, ув...рнуться, през..дент

  3. от.. .ждестление, п.. .рспектива, прив.. .редничать

  4. к.. .нфиденциальный, г.. .рметичный, ви.. .лончель

15. В каком ряду во всех словах пропущена, буква А?

  1. разг...дать, неосп...римый, отр...сль

  2. раст.. .чительный, соприк.. .саясь, утв. ..рь

  3. св.. .рливый, застр.. .ховаться, накл.. .нить

  4. родон.. .чальник, сохр...нить, возр...стной

16. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

  1. абс...лютный, ост.. .лбенеть, оз...риться

  2. авиак...мпания, ск...пившийся, пл...вец

  3. автом...тизироватъ, стр...жайший, к.. .саться

  4. б...лагурить, провозгл.. .сить, к...рнавал

17. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

  1. благотв.. .рительный. од.. .лжить, сг.. .ряча

  2. оп.. .здать, книгохр.. .нилище, кол.. .ссальный

  3. р...внинный, тр...туар, самовозг...рание

ур...вень, м...нументальный, накр...хмалить



Пунктуация

Простое предложение.

Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.

Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обобсобленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения.

§ 1. Запятые и тире при обособлении второстепенных членов предложения

Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными. Обособленными могут быть: определения; приложения; обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами или существительными с предлогами; уточняющие обстоятельства (обычно места и времени); дополнения.

Обособленные второстепенные члены предложения на письме выделяются запятыми (реже - тире)

Выделение определений.

Согласованные определения (какой?) обычно выражаются:

  1. прилагательными или причастиями: Мне сообщили долгожданную весть, радостную и обнадёживающую;

  2. прилагательными с зависимыми словами: В думах, непривычно тяжёлых, Морозка не заметил, как выехал в долину (Ф.)

  3. причастиями с зависимыми словами (причастными оборотами): Зимней тайги, лесного лагеря, восемнадцати месяцев, проведённых у партизан, как не бывало (Паст.)

1.Согласованное определение (одиночное и распространенное) обособляется (на письме выделяется запятыми):

1) если стоит после определяемого слова: Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем (М.Г.)

2) если относится к личному местоимению: Послышался дождь, сначала редкий, он быстро перешёл в плотный, крупный (М.Г.)

3) если между определяемым словом и определением находятся другие члены предложения: Тина смотрела вслед, взволнованная (Г.Н.)

2. Согласованные определения не обособляются:

1) если стоит перед определяемым словом, выраженным существительным: Тёмное, могуче распахнувшееся море светлеет, местами на нём

появляются небрежно брошенные блики луны (М.Г.)

Примечание. Согласованное определение, стоящее перед определяемым словом, обособляются, если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины или уступки): Связанный узами брака с Элен (почему?), Пьер избегал встреч с Наташей (Л.Т.)

Всегда уверенная в себе ( несмотря на что?), Анна Петровна на сей раз была в растерянности (Л.Т.).

2) если входит в состав сказуемого: Он [Павел] пошёл домой, грустный, усталый.

3. Несогласованное определение, выраженное формой косвенного падежа существительного с предлогом, обособляется, если стоит в одном ряду с согласованными: Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскал безопасный угол (П.)

Обзор темы «Выделение определений»

1.Согл.опред.(какой?) обособляется,если:

стоит после опред.слова,

относится к личному местоимению,

между ним и определ.словом есть другие члены предл.

2.Согл. опред. обособляется, если стоит перед определ. словом - существительным.

Упр.1.Вспомните правила постановки знаков препинания при обособленных определениях. Расставьте знаки препинания.

Тополи покрытые росой наполняли воздух нежным ароматом. Вышедший рано утром отряд до города ещё не добрался. Он показал нечто поразившее меня. Некто допущенный к конкурсу задачу не решил. Моя уехавшая в Сибирь подруга прислала письмо. Максим взял деньги в долг и ушёл весьма довольный собой. Автор предложил вариант более короткий. Сообщения поступают самые тревожные. Длинные облака красные и лиловые сторожили покой солнца. Я хочу отведать тайны жизни мудрой и простой. Молодому человеку влюбленному невозможно не проболтаться. Испуганная отчаянием моего отца матушка не смела при нем плакать. Весёлый и жизнерадостный Радик был вообще любимцем. Заунывная и бесконечная плывёт над водой песня. Тут кто-то позвонил по телефону и чем-то встревоженный он затопил старика.



Тесты по пунктуации

1. Знаки препинания при однородных членах

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

  1. То левой то правой лапой медведь катил в берлогу ворох листьев.

  2. Подводить итог сказанному может предложение или целый абзац.

  3. Уже увяли и почернели травы и цветы.

  4. Эта машина приводила в движение и воздуходувки и прокатные станки и все машины. шины прокатного цеха.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

  1. Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста называют параллелизмом.

  2. Для растений вреден как недостаток так и избыток влаги в почве.

  3. С мудростью старости и простодушием детства в письменном и устном слове до конца своих дней славил этот поэт жизнь.

  4. Все взгляды и убеждения вырабатываются и воплощаются в слове.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

  1. Осенью откроется выставка молодых московских художников.

  2. Зарева пожаров окрашивали небо то в розовый то в лиловый цвет.

  3. Белая куропатка питается ягодами и семенами и поедает их в огромном количестве.

  4. Тонкий слой прозрачной краски мог передать на полотне влажный блеск глаз или внезапно вспыхнувший румянец.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

  1. Разделяете ли вы точку зрения автора или не согласны с ним?

  2. Раскольников старается контролировать свои мысли и чувства и не дает возможности своей совести «выбраться» наружу.

  3. Я видел и созвездие Дельфина и туманные огни и огненную черту Персеи.

  4. От верхушки до основания пень тлел то ярко-сияющими то тускло-серебристыми пятнами.

5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

  1. В самые грустные и трудные минуты жизни я вспоминал пушкинские строки.

  2. Самостоятельно сформулируйте задания по лексике и морфологии и предложите их выполнить своим товарищам.

  3. Человек может стать и хозяином и защитником и умным преобразователем природы.

  4. Русское национальное зодчество отличается как ярким своеобразием так и глубокой художественной выразительностью. 13.

6. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

  1. Много желал да ничего не поймал.

  2. Идеальный дворянин должен был походить и на героя рыцарских романов и на
    персонажа античной истории и на христианского проповедника.

  3. Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребенка в училище живописи.

  4. Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев. 14.

7. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

  1. Дымы дальних пожаров медленно всходили к небу или отдельными кучными облаками летали по горизонту.

  2. Волк каждый год линяет да своего обличия не меняет.

3) Молнии разрезали небо и слева и справа и впереди.

4)В слове тысячелетиями накапливаются и живут мысли и опыт народа.

8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

  1. Рыцари должны были уметь воевать и защищать себя и короля.

  2. Крестьяне расплачивались за аренду земель деньгами или продуктами.

  3. В дни праздников на городской площади устраивались как спортивные парады так
    и театрализованные представления.

  4. Для сервировки стола не следует использовать скатерти и салфетки холодных и
    мрачных тонов.

9. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

  1. Темно-зеленый фон картины подчеркивал нежность лица девушки и большие глаза и маленький подбородок с немного выдающимися скулами и напряженную линию
    рта.

  2. Каждое литературное направление или время вырабатывали свои лексические поэтизмы.

  3. Багровый свет фонаря освещал то бронзовый памятник то колонны здания.

  4. Народническая деятельность в России в середине XIX века сосредоточилась в
    средних и крупных городах и приобрела политический характер.

10. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

  1. В древней Индии умело использовали медь и бронзу и отливали металлические
    изделия.

  2. И русские и белорусы и украинцы пользуются одним и тем же алфавитом.

  3. Я немного испугался однако вошел в дом.

  4. За ужином я заговорил о Хоре да о Калиныче.

11. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

  1. Сорная трава разрослась и закрыла красноватые от ржавчины рельсы и цветы ромашки.

  2. Как нивхский так и кетский языки отличаются исключительной сложностью глагольной системы.

  3. Морская гладь выполняется только голубыми нитками на белом или суровом полотне.

  4. Среди луговых трав встречаются и анис и ромашка и тысячелистник и зверобой.

12. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

  1. И лук и стрелы и барабан по-прежнему были в вигваме.

  2. Я иду домой и по дороге еще раз обдумываю все от начала до конца.

  3. Византийское войско обладало перевесом и в численности и в вооружении.

  4. В составе фразеологизмов могут сохраняться слова устаревшие или с устаревши -
    ми значениями.

13. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

  1. Орбиты в космосе и люди в космических кораблях стали для нас привычной и
    будничной явью.

  2. Индийцы разводили коз и быков и кур.

  3. Эскимосы используют для украшения одежды кусочки кожи или рыбной чешуи.

  4. Русские мастерицы расшивали мундиры и камзолы церковные облачения и жен-
    ские платья.

14. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

  1. Среди ремесленников были ткачи и оружейные мастера и резчики по кости.

  2. Мощная «шуба» вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса.

  1. Ни на стенах ни на окнах не было никаких украшений.

  2. Дела да случаи совсем замучили.

15. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

  1. Первые записи человека были очень просты и коротки и содержали сведения о
    хозяйственной деятельности людей различных профессий.

  2. Только изредка слышатся голоса птиц да постукивание дятла.

  3. Исчезновение крупных животных или сокращение их количества заставило древ
    него человека все чаще употреблять в пищу рыбу.

  4. Древние египтяне писали как на папирусе так и на льняных тканях.

16. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

  1. Индивидуальность писателя проявляется в предпочтении того или иного цветового эпитета.

  2. Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-
    мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.

  3. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые
    леса так и уютные приморские города.

  4. Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.

17. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

  1. В глубокой древности первобытные художники заполняли поверхность внутри
    контура рисунка черной или красной краской.

  2. Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.

  3. К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся
    и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями
    волнистых линий.

  4. Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и
    непонятному.

18. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.

  1. Я взял кусок хлеба и ломтик ветчины и вновь поднялся на палубу

  2. Куприн не только не обольщался славой но даже тяготился ею.

  3. С Гиляровским дружили не только Чехов но и Куприн Бунин и многие актеры и
    художники.

  4. Приятно было помечтать под звуки его голосистого инструмента посмеяться и по -
    грустить нестойкой юношеской грустью.

19. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.

  1. Мысли эти томили и мучили его то слабее то сильнее но никогда не покидали его.

  2. На лице у него попеременно выступали то страх то тоска и досада.

  3. Кое-где при дороге попадется угрюмая ракита или молодая березка с мелкими
    клейкими листьями.

  4. Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звезды и луну.

20. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.

  1. От боли и напряжения через несколько шагов Алексею приходилось стоять или
    присаживаться отдыхать.

  2. Буря стонет и снасти рвет и мачту клонит.

  3. После «Поединка» слава Куприна приобрела не только всероссийский но и миро-
    вой характер.

  4. Заблестели на листьях берез капли не то росы не то вчерашнего дождя.

21. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.

  1. Под березами была видна беседка с плоским зеленым куполом и деревянными голубыми колоннами.

  2. В устном и письменном слове тысячелетиями накапливаются и живут мысли и
    опыт народа.

  3. Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.

  4. Негодованье сожаленье ко благу чистая любовь и славы сладкое мученье в нем
    рано волновали кровь.

22. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.

  1. Он в песнях гордо сохранил всегда возвышенные чувства порывы девственной
    мечты и прелесть важной простоты.

  2. Озеро продолжало заметно разливаться и как бы набухать зеленоватыми прозрачными водами.

  3. Целый мир отшумел за спиной и остался в памяти да на исписанных бледным карандашом листках.

  4. В глазах застыло нехорошее неопределенное выражение не то растерянности не
    то испуга.

23. В каком предложении на месте пропуска ставится запятая?

  1. В Михайловке по-прежнему было пустынно и тихо.

  2. Он был веселым человеком, часто брал с собой на рыбалку Антона и вообще

относился к нему дружески, как к ровне.

  1. За Доном в лесу прижилась тихая ласковая осень.

  2. Гвоздев ни с того ни с сего прислал вдруг новую телеграмму.

24. В каком предложении на месте пропуска ставится запятая?

  1. Вода звонкими каплями мерно падает на тяжелую плиту.

  2. Я всегда считал, что зависть - чувство недоброе не свойственное хорошему

человеку.

  1. На другой день Воскресенский ехал в Одессу на большом пассажирском па-
    роходе «Ксения».

  2. Внизу высохшие болота, поросшие и осинами, и ольхой, и березками.

25. В каком предложении на месте пропуска ставится запятая?

  1. Я не мог уснуть и, проведя бессонную ночь, решил выехать пораньше.

  2. Он был когда-то нежным, печальным ребенком, любящим мать и родные

плетни, и поле, и небо над всеми ими.

  1. Внизу через водопад переброшен аркою древний тонкий плетеный мостик.

  2. Уборке не было ни конца ни края.

26. В каком предложении на месте пропуска ставится запятая?

  1. Твоя живая тишина, твои лихие непогоды, твои леса, твои луга и Волги пышные брега, и Волги радостные воды - все мило мне.

  2. Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет.

  3. Я проснулся, сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц.

  4. Из комнаты послышался звонкий детский смех.

27. В каком предложении на месте пропуска ставится запятая?

  1. Были в конторе висячие стенные часы.

  2. Мысли эти томили и мучили его то слабее то сильнее, но никогда не покидали

его.

  1. На лице у него попеременно выступал не то страх, не то тоска или досада.

  2. Вскоре ударил тяжелый ливень, покрывая шумом дождевых потоков и порывание ветра, и стоны соснового бора.

28. В каком предложении на месте пропуска ставится запятая?

  1. Весь вечер юноша был рассеян и молчалив, и задумчив.

  2. Впереди ехал свежий, красивый старик с большими седыми усами.

  3. С чужими я либо робел, либо важничал.

  4. Известно, что цветы лучше всего собирать или утром, или перед вечером.

29. В каком предложении на месте пропуска ставится запятая?

1) Санин ощущал во всем существе своем если не удовольствие, то некоторую

легкость.

2)Пред ним пестрели и цвели луга и нивы золотые.

  1. Его спокойствие, мягкий голос и доброта ободряли мать.

  2. Без образования люди и грубы и бедны, и несчастны.

30. В каком предложении пропущена запятая?

  1. Он появлялся сосредоточенный и молчаливый.

  2. В зрелом возрасте воспоминания вызывают непонятное нам самим чувство волнения и счастья.

  3. Между тем за окном после дождя проглянуло солнышко и засверкало миллионами
    росинок на траве, на листьях и на крышах.

  4. Все блещет и нежится, и радостно тянется к солнцу.

31. В каком предложении пропущена запятая?

  1. Вражду, любовь, печаль и радость она готова разболтать.

  2. Он не имел ни брата ни сестры.

  3. Проснулся Николенька сегодня ни свет ни заря.

  4. Утро было не столько холодное, сколько сырое и туманное.

32. В каком предложении пропущена запятая?

  1. От кресел и лампового колпака ложатся на стены и пол знакомые давно надоевшие тени.

  2. Смотрю на черепичные крыши, а вижу заснеженное мое российское село и посаженные мною впервые за всю жизнь деревца посреди глубокого снега.

  3. Но вот опять стоит он и смотрит не то на вершины пихт, не то на пролетающие
    над ними чистые, будто бы только что выстиранные облака.

  4. Но до сих пор на ту же яблоню в хорошее росистое утро прилетает старый скворец и поет.

33. В каком предложении пропущена запятая?

  1. Запыхалась она не столько от ходьбы, сколько, вероятно, от страха и неприятного
    чувства.

  2. Как Иван Иванович, так и Иван Никифорович - прекрасные люди.

  3. Сон то легкий, то тяжелый кошмарный.

  4. Во всякое время дня приходилось мне ездить на станцию из своего села или в село
    со станции.

34. В каком предложении на месте пропуска ставится двоеточие?

1) Все было как бы необыкновенным в то утро и ловля окуней, и предрассветная

зябкость, поднимавшаяся от реки, и все неповторимые запахи, возникающие утром на берегу реки.

  1. И грусть, и тоску все гоните прочь.

  2. И вы, и я мы оба порядочные люди.

  3. Выступающий гневно бичевал приспособленчество и спесь, фальшь и лицемерие,
    равнодушие и меркантилизм все то, что калечит писателя и разрушает литературу.

35. В каком предложении на месте пропуска ставится двоеточие?

  1. И кусты, и деревья, даже камыши и высокие травы все покрылось инеем.

  2. На стол подавали несколько холодных блюд, украинский борщ, ростбиф, фрукты,
    сладости словом, изобилие вкусной еды.

  3. А по сторонам вымершая от зноя земля устало полегшие травы, тускло, безжизненно блистающие солончаки.

  4. Задумчивая улыбка, не нарушаемая присутствием человека, лежит на всем на

синеве неба, на лениво-ласковой реке, зыблющейся под ветром, на кустах и деревьях.

36. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

  1. И нигде ни в людных местах, ни в глухой тайге - родник не остается незамеченным.

  2. Здравый смысл, твердость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях
    словом, все ее достоинства точно родились с ней.

  3. В своем воображении я видел все и заснеженные горы, и голубые моря, и не-
    проходимые леса, и серебряные реки и озера.

  4. Все вокруг и море, и горы, и город - сливалось в хрустальную чашу, полную

искр, блеска, теней и ветра.

Список использованной литературы:

1.Греков В.Ф., Чешко Л.А., Крючков С.Е. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах». Москва «Просвещение»- 2004

2.Сухотинская А.В. «Репетитор. Русская орфография и пунктуация».

3.Базилевская В.Б. «Русский язык. Теория. Практика. Синтаксический разбор». Пособие для старшеклассников. Воронеж «Родная речь»- 2003

4.Григоренко О.В., Загоровская О.В. «Тесты для подготовки к Единому государственному экзамену» Часть 1, часть 2. Воронеж «Научная книга»- 2007

© 2010-2022