Урок по роману И. А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Данные материалы  уместно использовать на  последнем обобщающем уроке при изучении романа «Обломов». Предлагается использовать технологию «Образовательная картография».  Технология используется в тьюторской  деятельности. Но возможно её прикладное использование и на уроках литературы. В материалах описаны основные принципы технологии.Учащиеся совместно с учителем прослеживают жизненный путь Ильи Ильича Обломова. Заполняют карту образами - символами, отмечают на карте точки перехода из одной зоны...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование технологии «Образовательная картография» на уроке литературы.

(Разработка учителя литературы Чемакиной М.В.)

Образовательные карты стали одной из новых образовательных технологий, которая может быть использована в тьюторской деятельности. Карты становятся предметом анализа и диалога между тьютером и ребёнком.

Образовательная карта - это субъективная модель реальной действительности.

В школе прошла деловая игра для старшеклассников, где каждый попытался создать свою образовательную карту.

После такой игры на уроке литературы мы попробовали создать карту-образ по произведению Гончарова «Обломов». А почему нет? Изучая судьбу литературного героя, старшеклассники , возможно, задумаются и над своей жизнью. Через прикладное использование технологии попробуем создать жизненный маршрут главного героя, отметить ключевые моменты, где жизнь героя меняется. Ответить на вопросы: почему так происходит, как двигался Илья Ильич по жизни? К чему он пришёл? Какие причины привели героя к трагедии? На эти вопросы можно найти ответ с помощью составления карты жизни главного героя.

Из технологии мы выяснили, что «обязательным условием создания образовательной карты является обозначение пространства, в котором происходит выстраивание маршрута. Для «растягивания» пространства необходимо определить векторы, которые обозначают направление движения. Исходная точка для всех векторов - центр - это смыслы (цели), осуществляемого движения. Её следует обозначить. «Растянутость» пространства обеспечивается за счёт противоположностей (дуальностей) понятийных пар. Например: тело-душа. Чем больше задано «растяжек», тем более конкретен возможный маршрут. Каждый вектор условно можно разделить на три части: актуальная зона, зона ближайшего развития, «горизонт». Переход из одной зоны в другую и есть суть маршрута».

Карта должна иметь название. Карту жизни Обломова мы назвали «Между жизнью и смертью». Сам герой говорит: «Жизнь моя началась с погасания». Векторы, обозначающие направление движения, выбрали в совместном обсуждении следующие:

Первый горизонтальный вектор - жизнь - смерть. Почему?

(Илья Ильич Обломов мог жить более осмысленно, интересно. Но он погружается на дно бездумного существования. В конце романа герой умирает.

Основное качество характера Обломова, по общему мнению, - лень. В душе героя идёт постоянная борьба между ленью, бесцельностью, апатией и попыткой двигаться, попыткой деятельности - это второй вектор.

(Почему взята именно такая понятийная пара?)

В своей жизни Обломов влюбляется, это то, что, кажется, может изменить его. Но любовь борется со страхом жизни. Любовь - страх - это третий вектор.

Иннокентий Анненский писал: «Любовь - это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих». Любовь Ольги Ильинской духовная, «оживляющая», нравственная, - следовательно, должен быть нравственный результат. Но любовь эта - мечта, предмет любви Ольги образ Обломова в будущем, а не настоящий Обломов.

Обломов влюбляется в Ольгу. Это чувство такое неуклюжее, незнакомое, такое неоформленно детское, такое послушное, стыдливое, чувство благоговения. Мысли Обломова путаются, сбиваются, в него вливается что-то новое, живое. Он смотрит на Ольгу, «как смотрят в бесконечную даль, в бездонную пропасть, с самозабвением, с негой». Обломов оживляется, встряхивается, мозг начинает работать и чего-то искать.

Три круга - три зоны.

Первый круг - зона настоящего, зона ближайшая. (1 часть романа, жёлтый круг).

Второй круг - зона развития, движения.(2 -3 части, синий цвет)

Третий круг - «горизонт», мечта о счастливой жизни, о счастливом будущем.


Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»


Нижняя половина карты «Между жизнью и смертью» - это то, что тянет его вниз, ведёт к смерти. Верхняя часть, где находится любовь, деятельность, движение - попытка жить.

Теперь необходимо заполнить карту маршрутом и символами.

Движение по карте начинаем с зоны настоящего, с нижней половины, с дивана. Илья Ильич лежит на диване, ничто не может его сдвинуть, даже приход гостей не поднимает его с дивана. Совместно находим символы. Символами такого бездействия становятся тапочки, диван, халат.

Но неожиданный приезд Штольца резко меняет жизнь героя, делает резкий переход во второй круг. Наконец-то Илья Ильич движется, влюбляется, строит планы.

«Теперь или никогда!» - многообещающий и открывающий дальние горизонты девиз Штольца помогает стряхнуть апатию. «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности. Халата не видать на нем».

Вот он, переход в другую зону. С помощью верного друга это стало возможным. Находим символы этого периода жизни.

Символами движения во втором круге стали ветка сирени, лето. Рядом с Обломовым верный друг и Ольга. Она начинает с любви к Обломову, с веры в него, в его нравственное преобразование... Долго и упорно, с любовью и нежной заботливостью трудится она над тем, чтобы разбудить жизнь, вызвать деятельность в этом человеке. Она не хочет верить, что он так бессилен на добро; любя в нем свою надежду, свое будущее создание.

Кажется, что ещё чуть-чуть, Илья Ильич достигнет той мечты, которая живёт в его воображении.

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»- Точки перехода в другую зону (ответственные моменты в жизни героя)

Но стрелка переходит в нижнюю часть второго круга. Наступает осень, за ней зима…

Почему так происходит?

Движение в нижнюю часть третьего круга, это тот рай, о котором мечтал герой.

«...Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и все более и более обживаясь в нем, он наконец решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал жизни осуществился... Он смотрел на настоящий свой быт, как продолжение того же обломовского существования... И здесь, как в Обломовке, ему удавалось дешево отделаться от жизни, выторговать у ней и застраховать себе покой».

Включаем в карту еще одну очень значимую деталь - это развод мостов на Неве. Как раз тогда, когда в душе Обломова, жившего у Пшеницыной, начался перелом в сторону Агафьи Матвеевны, ее заботы, ее райского уголка; когда он со всей отчетливостью понял, какой будет его жизнь» с Ольгой; когда он испугался этой жизни и начал погружаться в «сон», как раз тогда и развели мосты. Между Обломовым и Ольгой прервалось сообщение, порвалась нить, которая их связывала, а, как известно, нить можно связать «насильно», но заставить ее срастись нельзя, поэтому, когда мосты навели, связь между Ольгой и Обломовым не восстановилась. Ту Обломовку, о которой так мечталось, Илья Ильич так и не увидит и ничего не сможет сделать для достижения этой мечты.







Как могло бы быть



Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»



Илья Ильич мог бы прожить более долгую и осмысленную жизнь, воспитывать своих детей, достичь заветной мечты, быть вместе с любимой женщиной. Почему это невозможно?



Как стало

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»



В жизни героя побеждают страх, лень, апатия к жизни. Обломовщина победила. Герой прошёл свой путь, который привёл к смерти .





«Между жизнью и смертью»

Урок по роману И.А. Гончарова «Между жизнью и смертью»

Чёрными стрелками обозначено движение жизни Обломова, переходы из одной зоны в другую, из одного периода жизни в другой. Последняя стрелка подходит к слову « смерть». Красные стрелки показывают тот маршрут, который мог бы быть…

© 2010-2022