Внеклассное мероприятие по литературе Война ж совсем не фейерверк, а просто трудная работа

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПРОВЕДЕННОЕ В 11 КЛАССЕ В РАМКАХ ДЕКАДЫ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ  Цели: 1.     Познакомить учащихся с основными видами искусства, посвященными Великой Отечественной войне. 2.     Развивать навыки художественного чтения. 3.     Воспитывать у учащихся чувство патриотизма. Оформление вечера: выпуск стенгазеты «Сороковые, роковые» выставка книг о войне, рисунков; стенды с репродукциям картин «День Победы» В. Сидорова, «Осень 1941. Солдатки» «Май 1945» А. и С...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. БЛАГОВАР МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЛАГОВАРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН







ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПРОВЕДЕННОЕ В 11 КЛАССЕ В РАМКАХ ДЕКАДЫ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.



Внеклассное мероприятие по литературе Война ж совсем не фейерверк, а просто трудная работа












Учитель первой категории

Горн Елена Викторовна



Благовар


2014

Цели:

  1. Познакомить учащихся с основными видами искусства, посвященными Великой Отечественной войне.

  2. Развивать навыки художественного чтения.

  3. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма.

Оформление вечера: выпуск стенгазеты «Сороковые, роковые» выставка книг о войне, рисунков; стенды с репродукциям картин «День Победы» В. Сидорова, «Осень 1941. Солдатки» «Май 1945» А. и С. Тютчевых, «Прощание славянки» К.А. Васильева и др., портреты писателей; аудиозаписи песен В. Высоцкого, Б. Окуджавы, «Священная война» В. Лебедева-Кумача, «Аве Мария»;

(Видеоролик с военными событиями )

Учитель: Каждый год мы отмечаем день святой народной па­мяти - День Победы. Сегодня мы хотим отдать дань уважения по­этам и писателям, защищавшим родную землю пером и автоматом, * поднимавшим боевой дух соотечественников своим творчеством в трагические дни.

1-й ведущий: В первый же день войны писатели и поэты Мо­сквы собрались на митинг. А. Фадеев заявил: «Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Более 1000 поэтов и писателей ушли на фронт и свыше 400 не вернулись назад. (Звучит песня на стихи В. Лебедева-Кумача «Священная война».)

2-й ведущий: Поэзия Великой Отечественной войны - поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные усло­вия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализо­ваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия сразу же выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу надежду, горе. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.

3-й ведущий: «Николай Майоров, Павел Коган, Всеволод Багрицкий, Михаил Кульчицкий, Семен Гудзенко... В 1941 г. они были чуть старше нас, и не все из них вернулись с войны.

Проецируется портрет Павла Когана

Лейтенант Павел Коган, поэт, был убит под Новороссийском. Он был снят с воинского учета по состоянию здоровья, но в начале вой­ны поступил на курсы военных переводчиков. Павел Коган писал в 1942 г.: «Только здесь, на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимаешь... Я верю в историю, верю в наши силы... Я знаю, что мы победим!» Он писал:

Я патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю,

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыскать!

(Звучит песня В Высоцкого «А сыновья уходят в бой»)

Проецируется портрет Михаила Кульчицкого

В боях под Сталинградом в январе 1943 г. погиб Михаил Кульчицкий, автор известных строк:

Война ж совсем не фейерверк,

А просто - трудная работа,

Когда - черна от пота - вверх

Скользит по пахоте пехота.

1-й ведущий: Когда началась война, многие студенты москов­ского Института философии, литературы и истории (ИФЛИ) ушли добровольцами на фронт. Среди них был и молодой поэт Семен Гудзенко. В записных книжках солдата Гудзенко запись: «Ранен. В жи­вот. На минуту теряю сознание. Больше всего боялся раны в живот. Пусть бы в руку, ногу, плечо. Ходить не могу. Везут на санях».

А ему было всего 20 лет. Одним из первых стихотворений ста­ло стихотворение «Когда на смерть идут - поют»:

Когда на смерть идут - поют,

А перед этим можно плакать,

-Ведь самый страшный час в бою

Час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг.

И почернел от пыли минной.

Разрыв -и умирает друг

И значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед

За мной одним идет пехота

Будь проклят сорок первый год,

ты вмерзшая в снега пехота!

Мне кажется, что я магнит,

Что я притягиваю мины.

Разрыв -

и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже не в силах ждать

И нас ведет через траншеи

Окоченевшая вражда,

Штыком дырявящая шеи.

Бой был коротким.

А потом

Глушили водку ледяную,

И выковыривал ножом

Из-под ногтей я кровь

2-й ведущий: Незадолго до победы Семен Гудзенко писал: «Не­давно попал под сильную бомбежку у переправы через Мораву... Лежал там долго и томительно. Умирать в 1945 г. очень не хочет­ся». В 1946 г. появятся его следующие строки: «Мы не от старости умрем - от старых ран умрем». Все произошло с ним именно так в феврале 1953 г

3-й ведущий: Если поэзия мгновенно реагировала на происхо­дящие события, то прозе, а особенно таким крупным жанрам, как роман, требовалось время. Сразу после войны появляются «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Знаменосцы» О. Гончара и многие другие. Писатели воспевают в них героический подвиг народа-победителя, а война воспринима­ется как противостояние добра - красоты и зла - уродств

1-й ведущий: В отечественной прозе голоса участников войны впервые мощно зазвучали в середине 1950-х и начале 1960-х гг.

2-й ведущий: Роль поверенных истории, хранителей памяти взяли на себя писатели фронтового поколения: М. Шолохов, К. Симонов, Б. Поле­вой, В. Астафьев, В. Быков, Ю. Бондарев

3-й ведущий: Для всего творчества Василя Быкова характерна проблема нравственного выбора на войне. Быков, сам прошедший войну, как бы отслеживает, как раскрываются его герои под воз­действием обстоятельств. В повести «Сотников» главный герой с честью проходит через тяжелые испытания и с достоинством принимает смерть. Рыбак же, спасая собственную жизнь, предает Родину, партизанский отряд и собственноручно казнит Сотникова. Физически более слабый Сотников оказывается более подготовлен­ным к нравственному подвигу.

Ученик: отрывок из повести «Сотников»

«... Сотников вдруг понял, что истекает их последняя ночь на свете. Утро уже будет принадлежать не им. что ж надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством умереть разумеется иного он не ждал от этих выродков. Оставить его живым они не могли - могли разве что замучить в том дьявольском закутке Будылы. А так, возможно, и неплохо: пуля мгновенно и без мук оборвет жизнь - не самый худший из возможных, во всяком случае, обычный солдатский ко­нец на войне.

А он, дурак, все боялся погибнуть в бою. Теперь такая гибель с оружием в руках казалась ему недостижимой роскошью, и он почти завидовал тысячам тех счастливцев, которые нашил свой честный конец на фронте великой войны. И вот наступил конец.

<...> На первый взгляд это казалось странным, но, примирив­шись с собственной смертью, Сотников на несколько коротких часов приобрел какую-то особую, почти абсолютную независимость от силы своих врагов. '<...> Он ничего не боялся, и это давало ему определенное преимущество перед другими, равно как и перед со­бой прежним тоже. Сотников легко и просто, как что-то элементар­ное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперь решение взять все на себя. Завтра он скажет следователю, <...> что он - командир Красной Армии и противник фашизма, пусть расстреляют его. Остальные здесь ни при чем.

По существу, он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другие, это пожертвование было необходимо ему самому. <.. .> Как и каждая смерть в борьбе, она должна что-то утверждать, что-то отрицать и по возможности завершить то, что не успела осу­ществить жизнь. Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко она дается человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу».

4-й ведущий: Виктор Астафьев говорил: «Что бы мне хотелось ви­деть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую, но необходимую правду для того, чтобы человечество, узнав ее, было благоразумней».

В. Астафьев отображает в своих произведениях «окопную прав­ду», чтобы подвести нас, читателей, к основной мысли - о про­тивоестественной природе войны, заставляющей людей убивать друг друга. И, более того, о страстной надежде на то, что война станет историческим, нравственным уроком человечеству, и по­добное никогда не повторится. Поэтому во всех фотографических подробностях В. Астафьев описывает геройскую гибель старшины Мохнакова в повести «Пастух и пастушка».

Ученик читает отрывок из повести

«Он подпустил машину так близко, что водитель от­шатнулся, увидев в открытый люк вынырнувшего из дыма и пыли человека. Старшина тоже увидел оплавленное лицо врага - голое, в детской розовой кожице, без бровей, без ресниц, с красно вывер­нутым веком, отчего глаза казались ошкуренными, косыми. Горел водитель, и не раз.

Они смотрели друг на друга всего лишь мгновение, но по пред­смертному ужасу, мелькнувшему в изуродованном глазу водителя, Мохнаков угадал - немец понял все; опытные тем и отличаются от не­опытных, что лучше умеют угадать меру опасности, грозящей им.

Танк дернулся, затормозил, визжа железом. Но его несло, не­умолимо тащило вперед, и русский, загородив руками лицо, зажав глаза пальцами, что-то прошептав, упал под гусеницу. От взрыва противотанковой мины старая боевая машина треснула по недавно сделанному шву. Траки гусеницы забросило аж в траншею.

А там, где ложился под танк старшина Мохнаков, осталась во­ронка с опепеленной по краям землею и черными стерженьками стерни. Тело старшины вместе с выгоревшим на войне сердцем разнесло по высотке, туманящейся с солнечного бока зеленью».

(Звучит отрывок из песни В. Высоцкого «Он не вернулся из боя».)

1- ведущий: Когда началась война, будущему писателю Юрию

/Бондареву было всего 17 лет. А в 18 - в августе 1942 г. - он уже на фронте. Дважды был ранен.

Через четверть века после окончания войны он напишет: «Война была жесткой и грубой школой, мы сидели не за партами, а в мерзлых окопах. Мы еще не обладали жиз­ненным опытом и вследствие этого не знали простых, элементарных вещей, которые приходят к человеку в будничной мирной жизни... Но наш душевный опыт был переполнен до предела».

Как и автор, юные герои Бондарева шагнули в войну прямо со школьной скамьи. Бондарев, изображая войну, старается придер­живаться правды, «предельной достоверности», наверное, поэтому, судьба его героев зачастую трагична. В романе «Батальоны просят огня» в живых по вине одного из начальников - полковника Иверзева - из нескольких сотен людей останутся только пятеро.

(Звучит песня Б.Окуджавы «До свидания , мальчики»)

4-й ведущий: Начало войны наложило отпечаток на все по­следующее творчество Константина Симонова. Симонов сразу же отправился на фронт, и в течение всего военного времени работал корреспондентом газеты «Красная звезда». О войне он знал ни с чьих-то рассказов - он бывал в окопах. В послевоенные годы появляется трилогия «Живые и мертвые», которая повествует о героических событиях войны.

Перед смертью в 1979 г. К. Симонов просил исполнить его по­следнюю волю: писатель хотел навеки остаться с теми, кто погиб в первые дни войны, и прах его был развеян на поле неподалеку от Бобруйска.

2-й ведущий: По признанию участников войны, одно из самых первых поэтических произведений, затронувших их души, - стихо­творение К. Симонова «Ты помнишь Алеша, дороги Смоленщины», посвященное Алексею Суркову, старшему товарищу.

(Стихотворение звучит в исполнении ученика)

1-й ведущий: Говорят, у войны «не женское лицо», но на фронт уходили и женщины. Они были медсестрами - выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Слово тоже было их оружием. Их стихи знала вся страна. Анна Ахматова, Ольга Бергольц, Вероника Тушнова, Юлия Друнина... В судьбу и поэзию каждой из них вплелось военное лихолетье

2-й ведущий: 17-летняя выпускница одной из московских школ Юлия Друнина, как и многие ее сверстницы, в 1941 г. добровольно ушла на фронт бойцом санитарного поезда.

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привычный сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать.

2-й ведущий: Эти строки Юлия Друнина написала в 1942 г. на протяжении всего ее творчества сквозным мотивом станет мотив ухода из детства в ужас войны, из которой она не смогла возвратиться даже спустя десятилетия. ее фронтовые стихи произвели сильное впечатление в конце войны и сразу после ее завершения, ее «Зинку» знали наизусть.

«Зинка». Памяти однополчанки - героя Советского Союза Зины Самсоновой.

(Инсценировка стихотворения.)

1-я девушка: Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть. Под шинелью вдвоем теплее На продрогшей, гнилой земле.

2-я девушка: Знаешь, Юлька, я - против грусти, Но сегодня она - не в счет. Дома, в яблочном захолустье Мамка, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый. У меня - лишь она одна. Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом бурлит весна. Старой кажется: каждый кустик Беспокойную дочку ждет. Знаешь, Юлька, я - против грусти, Но сегодня она - не в счет.

1-я девушка: Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг - нежданный приказ: «Вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен

В окруженье попал под Оршей

Нам потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

(Сеет приглушается.)

Мы не ждали посмертной славы.

Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, губы сжав,

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

Знаешь, Зинка, я - против грусти,

Но сегодня она - не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мамка, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,


Чтоб тебя она не ждала?

(Во время чтения последней строфы на заднем плане сцены по­является участница, одетая старушкой, и зажигает свечу у иконы. Звучит «Аве Мария».)

2-й ведущий: Судьба Юлии Друниной трагичная и счастливая одновременно. Трагичная - потому что юность ее прошла в воен­ные годы, счастливая - потому что выжила в этой войне и стала поэтом.

3-й ведущий: Несправедливой и жестокой критике подверг­лись и те произведения, в которых говорилось о трагедии семьи в военные годы. Официальная пропаганда очень неодобрительно относилась к изображению в художественной литературе личной трагедии человека. Так, неоцененными стали поэма А. Твардовского «Дом у дороги» и рассказ А. Платонова «Возвращение». Суровой критике была подвергнута повесть Казакевича «Двое в степи». Та же судьба постигла и стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату», герой которого, вернувшись домой с войны, нашел лишь пепелище. Но позднее на эти стихи была положена музыка и песня стала популярна.

8-й чтец: Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат - и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,

Героя-мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол, -

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришел...»

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.

Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.

4-й ведущий: С каждым годом всё меньше остается живых сви­детелей Великой Отечественной войны. Как истинные патриоты, мы должны знать героическое прошлое нашей родины. И неоцени­мую помощь в этом наряду с документальными свидетельствами нам оказывает именно художественная литература. Сегодня мы имеем возможность ознакомиться с разными точками зрения, aвторскими позициями в литературе о войне. Ведь наша святая обазанность не забывать обэтом ужасе.

«От имени ровесников»: М. Соболя. «Как грустно - перебирать старые фотографии!

Лучше не прикасаться к ним. Пусть когда-нибудь мой правнук

откроет их и увидит веселого, с буйной шевелюрой и чуть шалыми

глазами девятнадцатилетнего прадеда. Пусть я останусь для него

таким, а не сегодняшним, со сверкающей лысиной, в параллелях и меридианах морщин. И все-таки есть захватывающая власть воспоминаний. И не ото­рвешься от старых фотографий, возвращающих на миг в навсегда утраченную молодость. Наверное, потому что рядом были удиви­тельной надежности друзья, юность щедра на дружбу, как бы рас­пахнута навстречу ей. Вот они, будто на поверке. Петя Скоромни­ков, Вилька Валентинов, Мишка Кальваров, Люся Канторович...

У них есть горькое преимущество передо мной - они остались навсегда молодыми, им не довелось постареть.

Сколько я слышал разговоров, догадок, сказочно завлека­тельных вымыслов о том, какая будет жизнь после Победы! Дожить бы только, скорей доконать врага! В этом был смысл всего нашего военного бытия со всеми его невзгодами. Мы готовы были все пере­терпеть, лишь бы на планете наступило удивительное время всеоб­щего братства. Только, наверное, мы были тогда наивными, потому что верили, не могли не верить, что эта война - последняя на планете. Не судите строго, - ставшие очень взрослыми, мы пришли к Победе все-таки двадцатилетними или в двадцать с чем-то.

Всеобщий мир так и не наступил...»

(Звучит песня Я.Френкеля «Журавли»



© 2010-2022