Урок Поэзия Юлии Друниной

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Я в мир, зовущийся войной,

Ныряю с головой

(Романтика фронтовых дорог поэта Юлии Друниной)

Страница первая. «Истоки»

1 вед. : Вот уже более 60-ти лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны. И чем дальше отходим мы от дней войны, тем ярче величие ратного подвига, тем значительнее Победа.

2 вед. : «Моё поколение росло, овеянное романтикой революции и гражданской войны. Любимой нашей песней была «Каховка», любимым фильмом - «Чапаев», любимой книгой - «Как закалялась сталь». Не они ли - светловская девушка в походной шинели, отчаянный легендарный комдив, суровый, неистовый Павка Корчагин - привели нас в сорок первом году в райкомы и военкоматы с требованием отправить на фронт»

1 вед. : Так ответила на вопрос о связи прошлого с современностью поэтесса Юлия Друнина, всей жизненной и творческой биографией связанная с военной порой. Ответила, чтобы задать свой вопрос: разве сегодняшняя молодёжь не должна быть влюбленной в героев Великой Отечественной войны так же, как мальчики и девочки, родившиеся в 20-х были влюблены в героев гражданской войны? ... Разве наша молодежь не должна почувствовать красоту фронтовой дружбы и задуматься над природой той особой высокой нравственности души, которая бросала человека на вражескую амбразуру?

2 вед. : Я помню: поднялся в атаку взвод,

Качнулась земля родная

Я помню: кто-то кричал- «Вперёд!»-

Может, и я- не знаю.

Ворвались в немецкие блиндажи

Мы на сыром рассвете

Казалось, стоит на свете жить

Ради мгновений этих.

Отец говорил примерно следующее:

1 вед. : «Я уважаю твои патриотические чувства, но разве шестнадцатилетней девочке обязательно быть солдатом переднего края? Не естественнее ли стать сестрой в госпитале? … Романтика? Ты же не могла не понять, что на фронте ею и не пахнет? И что раненых из огня должны вытаскивать здоровые мужики, а не такие козявки?»

2 вед. : Я возразила, что точно такие «козявки» воюют наравне со « здоровыми мужиками». И при чем здесь романтика?

Страница вторая. «Родом из войны»

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать.

1 вед. :Сказала она о себе в 1942 году. И позднее в её стихах неоднократно будет звучать мотив ухода из детства в огонь войны.

2 вед.: Я родом не из детства - из войны.

И потому , наверное, дороже,

Чем ты, ценю и счастье тишины,

И каждый новый день, Что мною прожит.

Я родом не из детства - из войны.

1 вед. : И это казалось правдой. Будто не было детства. Война заслоняло всё. В госпитале, в 1943 году, она написала своё первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии.

2 вед. : Я только раз видала рукопашный.

Раз - наяву. И тысячу - во сне

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Страница третья. «Готовность к подвигу»

1 вед. : Она знала о войне всё. А было ей тогда девятнадцать. Не та ли, светловская девушка в походной шинели, становится у Друниной светлокосым солдатом в окровавленных бинтах. Юля была из одного поколения молодогвардейцами и Зоей Космодемьянской. Она была так же светла, наивна, изначально готова к подвигу и даже к гибели во имя Родины, как они.

2 вед. : Целовались, плакали и пели.

Шли в штыки. И прямо на бегу

Девушка заштопанной шинели

Разбросала руки на снегу

Мама! Мама! Я дошла до цели…

Но в степи, на волжском берегу,

Девушка в заштопанной шинели

Разбросала руки на снегу.

1 вед. : Юля видела своим идеалом кавалерист - девицу Надежду Дурову, а высшими качествами почитала безграничную отвагу, верность клятве и упорство в достижении цели.

2 вед. : Нет, это не заслуга, а удача -

Быть девушке солдатом на войне.

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне…

Смотрю назад, в продымленные дали:

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ.

1 вед. : Романтика всегда - антипод обыденности, привычности, и она всегда - вечный враг рутины и покоя.

2 вед. : Мне очень трудно быть одной.

Над умной книгою порой

Я в мир, зовущийся Войной,

Ныряю с головой.

И снова ледяной поход,

И снова окруженный взвод

Бредёт вперёд.

Я вижу очерк волевой

Тех губ, что повторяли «твой!»

Мне в счастье и в беде

Притихший лес в тылу врага

И обожженные снега…

Страница четвертая «Осталась в воспоминаниях»

2 вед. : У доживших до Победы солдат переднего края, особенно у пехотинцев, обычно не остаётся однополчан. Но мне повезло. Уцелел командир моего санвзвода Леонид Кривощеков. И не только уцелел, но и стал писателем. И в одном из своих рассказов вспомнил о нашем батальонном медпункте и обо мне.

1 вед. И, надо сказать, ледяные окопы Полесья не остудили, не отрезвили романтическую девочку. В первом же бою нас поразило её спокойное презрение к смерти…У девушки было какое-то полное отсутствие чувства страха. Казалось, ей совершенно безразлично, ранят ее или не ранят, убьют или не убьют.

1 вед.: Как говорится, небу было жарко,

Рвались снаряды около села.

Но Искра, полковая санитарка,

От сказки оторваться не могла.

Забыла Искра, что лежит в кювете,

Что бой, что год грохочет сорок третий.

Не прячет глаз - ей, как подружку, жалко

Обиженную девочку-русалку…

Штурмовики уходят на задание,

Ревут «катюши» около реки…

Чудаковатый сказочник из Дании,

Как ты забрел в окопные полки?

Вдруг закричали:

- Санитарку! Быстро!

И, шмыгнув носом (школьница точь-в-точь),

Ушла из сказки маленькая Искра -

Ее война задует в эту ночь…

1 вед: Равнодушие к смерти сочеталось у нее с жадным любопытством ко всему происходящему. Она могла вдруг высунуться из окопа и с интересом смотреть, как почти рядом падают и разрываются снаряды… Она переносила все тяготы фронтовой жизни, но оставалась романтиком…

Ждала тебя. И верила. И знала:

Мне нужно верить, чтобы пережить

Бои, походы, вечную усталость,

Ознобные могилы-блиндажи.

Минуту счастья делим на двоих,

Пусть - артналет, пусть смерть от нас на волос.

Разрыв! А рядом - нежность глаз твоих

И ласковый срывающийся голос.

Страница пятая. «Комбат»

1 вед: В пехотном батальоне Юля встретила свою первую любовь, самую возвышенную и романтическую. В стихах и воспоминаниях она называет его Комбат, но нигде не упоминает его имени. Хотя память о нем пронесла через всю войну и сохранила навсегда.

2 вед: Мина, убившая комбата, надолго оглушила меня. А потом, через годы, в стихах моих часто будут появляться Комбаты

1 вед.:Комбат в стихах Юлии Друниной ненамного моложе легендарного комдива Чапаева, поэтому объединяет их сходство помыслов и устремлений.

2 вед: Отрешенным был взгляд комбата,

Он, прищурясь, смотрел вперед,

Может, видел он сорок пятый

Сквозь пожары твои,

Проклятый,

Дорогой -

Сорок первый год…

Страница шестая . «Мы хотели со славой жить»

1 вед: Последний год войны для Юлии в чем-то был даже тяжелее, чем первый. Тогда тяжело было физически и морально, но совсем не страшно казалось умирать. А теперь умирать было не то чтобы страшно, но… Как то обидно.

2 вед: Тот осколок, ржавый и щербатый,

Мне прислала, как повестку, смерть…

Только б дотащили до санбата!

Не терять сознание, не сметь!

А с носилок свешивались косы -

Для чего их, дура, берегла?

Вот багровый дождь ударил косо,

Подступила, затопила мгла…

Ничего! Мне только восемнадцать.

Я еще не кончила войну.

Мне еще к победе пробиваться

Сквозь снегов и марли белизну!..

1 вед: Друнина была простым и целостным человеком, с четкими понятиями о том, что хорошо, а что плохо, человеком, для которого мир полярно делился на черное и белое. К тому же она была романтиком. И ей с ее восприятием мира на фронте было даже проще, чем в мирной жизни. Навстречу любой проблеме шла с открытым забралом.

2вед: Бывает в людях качество одно,

Оно дано им или не дано -

1 вед: Когда в горячке бьется пулемет,

= Один лежит, другой бежит вперед.

2 вед: И так во всём и всюду и всегда -

1 вед: Когда на плечи свалится беда,

2 вед: Когда за горло жизнь тебя возьмёт,

= Один лежит, другой бежит вперед.

2 вед: Что делать? Видно, так заведено

= Давайте в рюмки разольём вино.

1 вед: Мой первый тост и мой последний тост

= За тех, кто в полный поднимался рост!

















© 2010-2022