- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку 6 класс. тема Подготовка к сочинению по картине А. А. Пластова Жатва
Конспект урока по русскому языку 6 класс. тема Подготовка к сочинению по картине А. А. Пластова Жатва
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чумакова З.В. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока по русскому языку
6-А класс.
Тема « Подготовка к сочинению по
картине А.А.Пластова « Жатва»
Тема урока « Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова « Жатва»
А.М.Рыбченкова. Учебник 6 класс. 2-ая часть, упр.488.
6-А класс.
Цели урока:
Развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
- познакомить с творчеством художникаА.А.Пластова;
-формировать умение анализировать произведение живописи;
-аргументировать свой ответ, обобщать материал и делать выводы;
- развивать орфографическую зоркость, познавательные способности ( память, внимание, воображение)
Обучающие:
- обогащать и конкретизировать словарный запас учащихся, особенно обращать внимание на использование изобразительно-выразительных средств языка - троп;
- развивать навыки повествования, рассуждения и описания;
- умение собирать материал, компоновать его, составить текст, написать сочинение по картине.
Воспитывающие:
-на примере творчества А.А.Пластова раскрыть перед учащимися великое значение живописи в жизни человека;
- раскрыть взаимосвязь человека и природы в жизни, в произведениях живописи и литературы
- воспитывать интерес к русскому языку, духовность, эстетический вкус, любовь к жизни, гордость за историю своего народа.
Оборудование:
репродукции картин А.А.Пластова, портрет художника, раздаточный материал, листы со справочным материалом к уроку, таблицы « Типы речи», учебник. презентация
Задачи урока:
научить определять замысел художника ( выявлять авторскую позицию), тему и идею картины; познакомить со средствами выразительности в живописи и литературе; учить писать сочинение по картине.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Формирование темы, задачи и цели урока.
-
Подготовка учащихся к активному восприятию картины.
-
Беседа о художнике А.А.Пластове
-
Рассматривание учащимися репродукции картины « Жатва»
-
Словарная работа
-
Анализ картины.
-
Лексическая работа.
-
Работа с карточками
-
Написание плана сочинения.
-
Подведение итогов ( рефлексия)
-
Написание учащимися сочинения.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Рапорт дежурного
Вспомним основное правило вашего поведения на уроке:
На уроке мы сидим,
Не кричим и не шумим,
Руку тихо поднимаем,
ели надо - отвечаем!
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель. Сегодня у нас урок развития речи. Открыли тетради Запишем число, классная работа и тему урока : Сочинение по картине А.А.Пластова « Жатва».
Я думаю, что сегодняшняя тема не является для вас неожиданностью. Совсем недавно мы уже писали сочинение, но по опорным словам.
- Какую картину мы с вами описывали? ( картину Айвазовского « Девятый вал»
- Как называют художников, описывающих морские виды ( пейзажи) ? ( маринисты)
- Легко ли было описывать картину Айвазовского « Девятый вал?. Я считаю, что трудностей было мало, т.к. вы пользовались опорными словами и карточками, которые помогали вам составить предложения.
III Объявление темы и целей урока
Сегодня у вас задача сложнее. Вы будете описывать картину без опорных слов, т.е ,используя опыт прошлого урока, вы будете сами подбирать слова.
Давайте вспомним, каким типом речи вы будете пользоваться в своем сочинении
Придвиньте к себе карточку - информатор « Типы речи»
-
Название типов речи
На какой вопрос дается ответ в высказывании
О чем говорится в высказывании
Сколько можно сделать фотографий
Описание
Какой?
Какая?
Какое?
Какие?
Об одновременных действиях, признаках
Один снимок
Повествование
Что?
Где?
Кто?
Когда
Как?
О последовательных событиях и действиях
Несколько снимков
Рассуждение
Почему это так?
О причинах признаков, событий, действий
Ни одного снимка
-
Какие типы речи вы знаете? ( описание , повествование, рассуждение)
-
Рассказывая о картине, каким типом речи мы воспользуемся?( Описание)
-
При описании картины какую часть речи мы используем ( Прилагательные, наречия)
-
Как мы еще называем красочные красивые определения ( эпитет)
IV Работа над темой урока
1.Знакомство с творчеством художника Аркадия Александровича Пластова.
Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством еще одного известного русского художника Аркадия Александровича Пластова. Откройте учебник на стр.89,внизу страницы в рубрике «Это интересно» прочитайте краткую статью о художнике.
Слайд № 1
А сейчас посмотрите на экран. Перед вами портрет художника. Обратите внимание на его глаза. Говорят: « Глаза - это зеркало души человека. Глаза у него добрые и внимательные.
Вы прочитали фразу в статье: « Любовь к детям». Только истинно добрый человек может любить детей. Большую часть своей жизни художник прожил в деревне, наблюдая за нелегкой жизнью сельских жителей. Его картину раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком - тружеником. Любимые герои Пластова - деревенские ребятишки. Они присутствуют почти в каждом его полотне. ( « Первый снег», Ужин трактористов», «В деревне», « Фашист пролетел» и много других. Аркадий Александрович оставил нам в наследство большое количество картин. Его полотна глубоко народны, потому что отражают жизнь простого человека со всеми немудреными ее событиями. А все вместе они складываются в великую летопись страны, трудную и героическую. Горестную картину рисует нам художник на холсте « Фашист пролетел». На фоне красивой природы лежат убитый мальчик и стадо животных, которое он пас..Картина « Жатва», над которой мы будем сегодня работать, создана Пластовым в 1945 году, очень важном для страны. Последние месяцы войны, страстное ожидание победы и непреходящая боль и горечь от того, что многие погибли и не вернутся. Все это можно прочувствовать, разглядывая . И хотя на интересующем нас полотне нет явных примет войны, она все равно передана автором через колорит картины. Попробуем ощутить его через описание картины. На переднем плане пожилой мужчина с маленькими детьми. Сразу возникает вопрос, почему на такой тяжелой работе трудятся старик, которому уже давно надо отдыхать, и дети, которым труд этот непосилен. Да потому,что все взрослые крепкие мужчины находятся на фронте, защищают Родину. Вот и пашут, сеют, косят те, кто остался: старики и малолетние дети. Художник, словно волшебник, показал нам маленький эпизод из той, далекой от нас жизни. А мы сможем ощутить и чувство горечи, и чувство гордости за свою великую страну.
Хочу еще обратить ваше внимание на колорит картин Пластова. Они радуют своими звонкими сочными красками, красотой изображенной в них природы. Художника особенно привлекает лето - время года, когда вся природа расцветает. От полотен веет глубокой искренней любовью к людям и к Родине.
2. Словарная работа
Вы у меня дети городские и многие предметы, нарисованные на картине, вам непонятны. Поэтому мы сейчас выясним с вами значение некоторых слов.
Записываем : словарь.
- Название картины « Жатва». Как вы думаете, что это значит?
Жатва - время уборки хлебов ( существительное образовано от глагола жать, то есть срезать, готовые для уборки хлебные растения)
- в какое время года проходит жатва? ( в конце лета, начале осени)
- Стог куча плотно уложенного сена или сжатых злаков под открытым небом, цилиндрической формы с закругленной вершиной.
- Сноп - связанный пук колосьев какого- нибудь злака.
- Стерня ( стернь) - сжатое поле пшеницы, остатки стеблей сжатых злаков на поле ( они очень колются, когда ступаешь по ним босыми ногами).
3. « Погружение в картину»
( в ходе анализа картины учащиеся записывают в тетради ответы)
Учитель. Ознакомившись, с жизнью и творчеством великого живописца Аркадия Пластова, давайте окунемся в мир его картины « Жатва». Репродукция этой картины находится у вас в учебниках: стр.89, упражнение 488.
4. Беседа по картине.
-
Что прежде всего привлекло ваше внимание?
-
Рассмотрите картину более внимательно. Кого изобразил художник на переднем плане? ( на переднем плане картины мы видим группу людей. Это старик- колхозник и трое ребятишек. Они обедают, отдыхают после тяжелой работы)
-
Опишите старика, какой он? ( Мужчина очень старый, бородатый. Его борода почти полностью белая, густые волосы на голове, разметанные ветром, тоже перевиты сединой.)
-
Обратите внимание на руки старика. Художник тщательно выписал его заскорузлые, потемневшие от работы, мозолистые руки. Они большие, крупные. В одной руке старик держит кусок черного хлеба, а в другой - деревянную ложку, которой аккуратно хлебает немудреную еду из красноватого глиняного горшка. На плечи старик накинул старое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха.. На ногах старые разбитые ботинки.
-
Напротив него трое детей. Давайте сначала поговорим о девочке, потому что она ближе к нам. Расскажите о девочке, во что она одета, что делает? (Голова девочки покрыта ( повязана белым ситцевым платком, из-под которого выбиваются две косички. Темная кофточка, красное платьице, чулочки на поджатых под себя ногах и вишневого цвета сапожки. В руке у нее тоже ложка
-
Что вы можете сказать о мальчиках? Наверное, это ее братья. ( около девочки сидит ее братишка- рыжеволосый, вихрастый паренек. Он давно не стрижен: либо некогда, а может, некому привести его голову в порядок. И снова вспоминается:
Война ведь, и мало ли, где мать этих детей. Мальчонка тоже сосредоточен на еде, как и все его родные.
-
Что вы скажете о втором пареньке? ( Мальчик жадно пьет воду из глиняного кувшина, а может и молоко. Он в белой рубашке навыпуск, темных штанах. Видно здорово устал, и замучила жажда, даже не до еды ему ).
-
Какая еда у семьи? ( на тряпке разложены огурцы, черный хлеб, похлебка. Немудреная крестьянская еда).
-
Что вы можете сказать еще об одном существе, изображенном на картине,- о собаке?
( собака пристально смотрит на обедающих, с нетерпением ожидая, когда же ей перепадет кусочек)
10.Что находится слева от обедающих? ( Слева от обедающих - большая свеже -
сметанная копна, на которой сложены орудия труда: коса, грабли, серпы.
11. Что изображено на заднем плане. ( На заднем плане простирается бескрайнее
поле и такие же огромные стога. А над всем этим высится серое предгрозовое
небо. ( Видимо, из-за непогоды спешили дедушка с внуками убрать урожай).
!2. Какие цвета ( теплые или холодные) использовал художник на картине? ( Теплые - красное платье, красно-коричневый кувшин, оранжевый- рыжие волосы, много желтого цвета,
Они делают картину яркой, светлой; холодные - зеленые огурцы, синяя рубаха, коричневое пальто - создают ощущение горечи
-
Расскажите о настроении, появившемся у вас при рассматривании картины. Что вы ощутили?
5. А вот что почувствовала поэтесса Татьяна Эйхман, когда увидела полотно Пластова «Жатва..
Я прочту вам отрывок. Он касается в основном старика.
Татьяна Эйхман « Жатва»
И стариковская рука
Погладила вихры мальца.
Глаза прикрыл, издалека
Увидеть бы его отца,
Сказать ему: « Терплю пока,
А ты воюй, мой сын, дерись!
С внучонком терпим. Нелегка
И непроста в деревне жизнь…
О, Боже, мне еще бы год!»
Ковригу хлеба резать стал-
« А там внучонок подрастет!»
« Я, деда, и сейчас не мал,
Могу серпом и молотком,
Вперед тебя косить бегу! »
Из крынки тягостным глотком
Старик отпил, но молоку
Не рад, и протянул сосуд
Мальчонке, ведь ему расти.
« О, Боже, Отодвинь мой суд!
И душу грешную прости»
« Ну, что перекусили, друг,
Пора вставать, работа ждет…»
За кругом- круг, за кругом - круг,
За годом- год, за годом - год…
« О, Боже!» Дед, а рядом боль…
Бушует на фронтах война…
Дед знал, что победит страна.
-
Составление плана
Учитель.
Любое сочинение - это стройный текст, который подчиняется правилам. Чтобы ваш рассказ о картине был логичным, интересным, нужно составить план.
Давайте вспомним композицию сочинения
Работа с учебником
А поможет нам в этом таблица в учебнике « Советы помощника»
- Как еще называют начало сочинения? ( Вступление)
- О чем можно писать о вступлении? ( О теме картины, впечатлении от нее, о художнике, ее создавшем.)
- За вступлением следует основная часть ( Что вы будете писать в основной части? Описывается картина и то, что на ней изображено).
- Ну, а в заключительной части мы напишем о своем впечатлении о картине.
План
I Знаменитый художник - пейзажист Аркадий Александрович Пластов
II Картина « Жатва»
. 1. передний план. Люди, изображенные на картине
а). старик
б). дети.
2. Задний фон картины
а) Скирды
б) орудия труда
III. Впечатление от картины.
Не забывайте о главном правиле оформления своей работы: каждый пункт сочинения начинаем с красной строки.
7.Лексическая работа
Когда мы пишем сочинение, иногда не хватает точных слов, случаются повторы. Чтобы избежать этих недостатков, я предлагаю подобрать синонимы к некоторым словам.
Запишите в тетради: Лексическая работа»
А. Пластов - художник, живописец, мастер, автор.
Картина - полотно, холст, произведение, репродукция
Жатва - уборка урожая.
При описании картины нам понадобятся прилагательные - определения. Как мы называем красочные красивые определения ( Эпитеты)
Старик - пожилой мужчина, усталый от работы, дед
Лицо старика - бородатое, борода с сединой, что указывает на его возраст. Волосы на голове -взлохмаченные ветром, запутанные.
Руки старика - натруженные сильные, крепкие, мозолистые, заскорузлые, потемневшие от работы. Художник хотел показать нам, что этот старик - труженик.
Одежда старика - темное старое пальто, коричневое, синяя рубашка и старые башмаки.
Дети.
Девочка - белый, ситцевый платочек, светлый, красный, алый, вишневый, ботинки, сапожки
Мальчики:
А) Рыжеволосый, вихрастый, нестриженый.
Б) белая рубашка, темные штаны, черного цвета
Собака - смотрит пристально, жадно, хочет есть
Описание заднего фона. Цветовая гамма.
На картине преобладает желтый цвет, подбираем синонимы: золотистый, ярко-желтый, солнечный, соломенный ( вспомнить правописание сложных прилагательных)
Есть оттенки коричневого: светло-коричневый, палевый
8. Устное словесное рисование.
Кто попробует создать устное сочинение.
Ответы учащихся.
Подведение итогов.
Расскажите о настроении, появившемся у вас при рассмотрении картины Пластова «Жатва».
Появилось ли желание написать хорошее сочинение?
Домашнее задание. Написать сочинение, по плану, составленному на уроке.
Литература
-
Г.А.Богданова. Работа с текстом на уроке русского языка. М.: Просвещение, 1999г
-
А.М.Рыбченкова. Учебник русского языка. 6 класс, 2-ая часть. М.: Прсвещение, 2014 г.
-
Л.Ф.Стрелкова. Технология проблемного и развивающего обучения. М.: Русское слово.2004 г.
-
Интернетресурсы