- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока в 5 классе по теме: Морфемика и орфография
Технологическая карта урока в 5 классе по теме: Морфемика и орфография
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нестеренко Т.А. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока по теме: Повторение изученного в разделе «Морфемика и орфография»
Цель деятельности учителя
Повторить изученное по теме «Морфемика.Орфография.» Продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками ;закрепить навык морфемного словообразовательного разбора; совершенствовать умения определять зависимость правописания слова и его строения.
Тип урока
Урок систематизации ЗУН
Планируемые образовательные результаты
Предметные. Знать виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов; уметь применять знания в практике правописания; запомнить :для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверки безударных гласных.
Метапредметные. Способствовать осознанию целей учебной деятельности и умение их пояснять ,умение поставить цель и организовать её достижение ;способность к нормотворчеству ;рефлексивное мышление ,самоанализ и самооценка.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка ;уважительное отношение к родному языку ,гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры ,стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения
Эвристический метод; индивидуальная ,групповая ,фронтальная
Образовательные ресурсы
Презентации, тренажер «Фраза»
Оборудование
Компьютеры, мультимедийный проектор
Наглядно демонстрационные материалы
Мультимедийный ряд: презентации по теме урока, выполненные учителем и учениками
Основные понятия
Корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова, чередование звуков в морфемах
Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты,задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия
Формируемые умения
Промежуточный
контроль
1.Мотивация к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
1. Вступительное слово.
- Здравствуйте, ребята! Покажите, какое у вас сегодня настроение? - Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться Посмотрите на тему урока и попробуйте поставить перед собой цели,
над выполнением которых мы будем работать на сегодняшнем уроке.
Что же именно мы должны повторить?
Итак, мы поставили перед собой цель, а чтобы её выполнить,
нужно работать на уроке очень организованно,
вы должны помнить о дисциплине и ответственном отношении к учёбе.
Приветствуют учителя, настраиваются на работу.
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем столе
фронтальная
Личностные:
Имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: понимают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли
Устные ответы
2.Актуализация и пробное учебное действие
3.Выявление места и причины затруднения
Воспроизведение ранее изученного ,установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, работа с вопросами по группам
-Назовите известные морфемы.
-Что такое форма слова?
-Какие морфемы входят в основу слова?
Разобрать слова по составу:чёрненький, заморский, поджарить
В каком слове пропущена буква И?
1.ц..кнуть
2.ц..литель
3.лисиц..н
4.панц..рь
В каком слове пропущена букваО?
1.ш..рстка
2.ч..лка
3.расч..ска
4.ш..рох
В каком слове пропущена буква З?
1.и..бавиться
2.ра..править
З..ведения
4.в..крикнуть
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
групповая
Познавательные:извлекают необходимую информацию из услышанного и сказанного
Регулятивные: планируют необходимые действия ,операции работают по плану
Устные ответы
4.Проверка выполнения домашнего задания
Наблюдение над материалом.Обобщение
Индивидуальная и групповая
5.Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Повторение правила "Буквы Ы, И после Ц".
- На экране текст (стихотворение).
Ц…пленок в ц…рке выступал,
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц…кле разъезжал
И ц…фр он знал немало.
Он из ц…линдра доставал
Морковь и огурец…
И только одного не знал
Где И, а где же Ы.
Задание: выписать из стихотворения слова с данной орфограммой Ы - И в таблицу (образец на слайде№2)
в корне
цыпленок
(в)цирке
(на)цимбалах
(на)мотоцикле
цифр
(из)цилиндра
в суффиксе
в словах на -ция в окончании
огурцы
Наблюдение над материалом.Обобщение
Фронтальная и групповая
Личностные:
Имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: понимают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли
Устные ответы
Списать слова, вставить пропущенные гласные.
Пол...жение, , сл...жить, пол...гаться, пол..г, пол...житься.
Р...сти, пор..сль, Р...стов, ср…щение, р...стовщик, отр...сль, р…стениеводство.
Анализируют ,доказывают и аргументируют свою точку зрения
6.Творческая практическая деятельность по реализации построения проекта и презентации
Раскрытие сущности слов-исключений в изученных орфограммах. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы .Лексическое значение слова.
Координирует представленную работу учащихся (презентация) по темам: Слова-исключения. Правописание слов.
Анализируют ,доказывают и аргументируют свою точку зрения
Фронтальная и групповая
Познавательные:извлекают необходимую информацию из прослушанного и увиденного.Систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия ,работают по плану
Задают вопросы для уточнения информации.Устные ответы
7.Практическая деятельность по реализации построения проекта .Закрепление .Работа с учебником.
Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Проверка упражнения № 467.Подбор своих примеров -проверочных слов, иллюстрирующих изучаемые орфограммы и языковые явления.
Контролирует правильность приёмов работы с текстом
Проверяют правильность выполнения работы
индивидуальная
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения ,осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли и обосновывают свою точку зрения
Задают вопросы уточнения информации.
8.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения при выполнении промежуточного контроля на тренажере «Фраза»
Обобщение и систематизация знаний, выполнение разноуровневых заданий
Координирует и помогает учащимся при работе на компьютерах. Фиксирует количество попыток при выполнении задания
Решают поставленные перед ними задачи
индивидуальная
Личностные:имеют желание осваивать новые виды деятельности,участвовать в творческом ,созидательном процессе.
Познавательные :выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;осуществляют для решения учебных задач операции анализа,синтеза,сравнения,устанавливают причинно-следственные связи ,делают обобщения и выводы.
Регулятивные:адекватно оценивают достижения,осознают возникающие трудности,ищут их причины и пути преодоления.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Заключительная беседа по вопросам
-Какие трудности у вас появлялись в процессе урока и удалось ли вам их преодолеть?
-Дайте оценку нашей работе.
Определяют свой эмоциональное состояние на уроке.
Индивидуальная и групповая
Познавательные:устанавливают взамсосвязь между объёмом приобретённых на уроках знаний,умений и навыков и операционных ,исследовательских,аналитически умений.
Регулятивные:оценивают свою работу.
Коммуникативные:строят свои небольшие монологические высказывания
Оценивание работы на уроке