- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Олимпиадные задания по русскому языку казахские и русские классы с ответами
Олимпиадные задания по русскому языку казахские и русские классы с ответами
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Амирбекова Ж.Б. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
2 тур. 8 класс (русский язык обучения)
Войска пошли. Пошли в неведомую даль, навстречу лихому врагу, за землю Русскую, за свои города и села, каждый за свое маленькое счастье и за большую свою отчизну.
Так прошли они - тысячи, тысячи людей - через град Москву, где теснились вдоль улиц москвитяне, где уж не скоро придется вновь пройтись, погулять. Много тут было хожено, много гуляно. Оборачивались в свои переулки, не прерывая песни; оглядывались на свои улицы; с песней проходили мимо своих домов, откуда их привечали воплями и окликами.
Шли, шли, и не было им конца. Уходили навстречу врагу, впереди их ждали ветры и грозы, и стрелы, и мечи мурзавецкие.
В ровном зеленом поле, на виду у Москвы, перед входом в синие сырые леса, на солнце нежно зеленели составленные в кружок молодые березки, и в их тени на столе стояла чаша, лежало евангелие и золотился крест. С крестом в руках ждали их епископы, архимандриты, весь московский притч.
Войска остановились.
Молебен не был долог.
Словно затушевывая кистью небесную лазурь, самоставленный митрополит Михаил-Митяй взмахнул кропилом, и хор запел многие лета воинству, коему осталось сей жизни немного дней.
И когда из рядов вышел Сергий и пошел к князьям церкви, стихло все; все поклонились иноку, покрытому пылью дорог.
Сергий широко благословил народ:
-Да поможет вам бог!
И войско низко поклонилось ему в ответ на низкий его поклон. Простые слова, пыль на рясе, пыль на сединах, строгий, незлой взгляд уверил их паче молитв в счастливом конце похода.
Митяй надменно покосился на Сергия, который уже шел обратно с краю тронувшихся в дальнейший путь войск.
Дмитрий в кругу князей, бояр и воевод стоял, пропуская войска. Он крепко сидел на рослом белом коне; позолоченный панцирь сверкал как пламя; позолоченный шелом высился над всеми. Надо б в великокняжеской шапке быть ему тут, но он провожал их не как князь, а как воин. Опытным глазом он всматривался в своих кметей. [1]Он хотел разгадать, какими они будут там, куда еще не скоро дойдут.
Пропустив тысячу и тысячу человек, он попрощался с теми из воевод и бояр, которые уже сейчас трогались с войском. Сам же оставался отдать последние распоряжения по Москве, поручить надежному человеку семьи и город и заутра тронуться вслед войскам.
Дмитрий повернул коня. Он ехал навстречу войскам, и воины, прерывая песню, оборачивались к нему.
Задания:
-
Назовите тему текста. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль.
-
К какому стилю и типу речи относится текст?
-
По тексту определите жанр произведения, из которого взят отрывок.
-
Назовите слова, ушедшие из активного словаря. Классифицируйте их.
-
Найдите развернутое сравнение, антитезу.
Ответы к заданиям 8 класс (русский язык обучения) 2 тур
1. Проводы московским князем Дмитрием русского войска из Москвы.
«Пошли в неведомую даль, навстречу лихому врагу, за свою землю Русскую, за свои города и села, каждый за свое маленькой счастье и за большую свою отчизну».
2. Художественный стиль, повествование.
3. Исторический роман.
4.Историзмы: князья, бояре, воевода, панцирь.
Архаизмы: москвитяне, шелом, сей, паче, кметей,
5. Словно затушевывая кистью небесную лазурь, самоставленный митрополит
Михаил-Митяй взмахнул кропилом, и хор запел многие лета воинству, коему
осталось сей жизни немного дней.
2 тур. 9 класс (русский язык обучения)
Общий план анализа стихотворения:
1. Дата написания и история создания стихотворения, кому оно посвящено (если есть адресат).
2. Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках).
3. Его проблематика (какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте).
4. Идея и пафос стихотворения (как автор решает поставленные в стихотворении проблемы, какой он делает вывод, с каким чувством, настроением он делает вывод).
5. Анализ лирических героев стихотворения (что они переживают? каково их настроение? почему?).
6. Какие художественно-выразительные средства помогают передать чувства героев, их настроения, позицию автора (анализ художественно-выразительных средств и их роли в произведении:
• фонетических (аллитерация, ассонанс, звукоподражания и т.д.);
• лексических (тропы: эпитет, метафор, сравнение, градация и т.д.);
• синтаксических (анафора, эпифора, умолчание, многосоюзие, бессоюзие и др.)
7. Место стихотворения в творчестве данного поэта (важно ли это стихотворения для понимания творчества поэта, отражает ли оно основные темы и проблемы в творчестве данного поэта, можно ли по этому стихотворению судить о стиле и языке поэта, о его взглядах на жизнь, на искусство и т.д.).
8. Место стихотворения в истории русской и мировой поэзии (является ли это стихотворение важным, значимым для русской и мировой поэзии? почему? ).
2 тур. 9 класс (русский язык обучения)
ПРОРОК
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, -
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, -
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Задания:
-
Прочитайте выразительно стихотворение
-
Определите идею и тему стихотворения
-
Какие художественные средства использует автор?
-
История создания стихотворения.
-
Определите виды рифмовки стихотворения.
Ответы 2 тур. 9 класс (русский язык обучения)
-
Тем у стихотворения две: жестокое преображение человека и горькая миссия пророка. Поэт верил, что когда-нибудь на землю придёт пророк и накажет людей за их грехи, в частности, правительство за неоправданное, по его мнению, наказание декабристов. Пушкина настолько переполняют эмоции по поводу убитых или сосланных в Сибирь друзей, что в прямой форме он их сразу вылить не может, к тому же сделать это ему мешает возможность разоблачения его стихов и наказания за сообщничество с декабристами, он использует косвенную форму, описанную выше.
-
В стихотворении используется много контрастности: «…В пустыне мрачной я влачился, / И шестикрылый серафим / На перепутье мне явился…», «…Как труп в пустыне я лежал, / И Бога глас ко мне воззвал…», «И вырвал грешный мой язык… / И жало мудрыя змеи / В уста мои вложил». Автор использует много повторов союза И в началах строк, чтобы показать единство, одну цель всего происходящего.
Чтобы яснее изобразить различные образы в стихотворении, Пушкин использует сравнения: «…Перстами, лёгкими, как сон…», «Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы…», «…Как труп в пустыне я лежал…». Автор использует много церковнославянизмов, что говорит о том, что при написании им этого стихотворения он опирался на библейскую легенду. -
А. С. Пушкин написал стихотворение «Пророк» в 1826 году. Как раз в то время были наказаны участники декабристского восстания, многие из которых были пушкинскими друзьями. Это стихотворение было как бы ответом на такой неожиданный поворот событий.
-
В стихотворении встречается очень много шипящих звуков - создаётся атмосфера длительного и мучительного страдания героя. Стихотворный размер - четырёхстопный ямб с многочисленными пиррихиями - тоже делает стихотворение медлительно-мучительным. В стихотворении используются все виды рифмовки - это говорит о том, что автор не особо обращал на это внимание, его больше занимало содержание его стихотворения.
1 тур. 8 класс (казахский язык обучения)
Изложение
ДЕВОЧКА НА ШАРЕ
На цирковую арену выбежала маленькая девочка. У нее были синие-синие глаза, а вокруг них длинные ресницы. Она была в серебряном платье с воздушным плащом, и у нее были длинные руки. Она ими взмахнула, как птица, и вскочила на этот огромный голубой шар, который для нее выкатили. Она стояла на шаре. И потом вдруг побежала, как будто захотела спрыгнуть с него. Но шар завертелся под ее ногами, и она на нем вот так как будто бежала, а на самом деле ехала вокруг арены. Девочка бегала по шару своими маленькими ножками, как по ровному полу, и голубой шар вез ее на себе. Она могла ехать на нем и прямо, и назад, и налево, и куда хочешь! Она бегала, как будто плыла, и весело смеялась. Она напоминала Дюймовочку, такая она была маленькая, милая и необыкновенная.
Девочка на мгновение остановилась, и кто-то ей подал разные браслеты с колокольчиками. Она надела их себе на туфельки и на руки и снова стала медленно кружиться на шаре, как будто танцевать. И оркестр заиграл тихую музыку, и было слышно, как тонко звенят золотые колокольчики на девочкиных длинных руках. И это все было как в сказке. И тут еще потушили свет, и оказалось, что девочка вдобавок умеет светиться в темноте. Она медленно плыла по кругу, и светилась, и звенела, и это было удивительно.
(По В. Драгунскому)
Задания:
-
Изложите текст.
-
Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.
2 тур. 8 класс (казахский язык обучения)
Я памятник себе воздвиг нерукотворный
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.
Задания:
-
Прочитайте выразительно стихотворение
-
Определите идею и тему стихотворения
-
Какие художественные средства использует автор?
-
История создания стихотворения.
-
Определите виды рифмовки стихотворения.
Ответы 2 тур. 8 класс (казахский язык обучения)
-
Стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" состоит из пяти торжественных строф и является настоящим гимном поэзии. Главная его тема - прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта. Пушкин раскрыл эту тему, являясь прямым наследником поэтических традиций М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина. По жанровым признакам пушкинское стихотворение представляет собой оду (ода - это торжественные стихи, прославляющие какое-либо событие). В первой строфе Пушкин традиционно утверждает значимость поэтического памятника. Но он также вводит сюда и тему свободы, которую можно назвать сквозной во всём его творчестве. Он акцентирует внимание на том, что его «памятник» очень высок:
«Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа». -
Поэт выбирает Возвышенные Эпитеты (памятник нерукотворный; глава непокорная; заветная лира; подлунный мир; гордый внук славян). В стихотворении используется большое количество славянизмов (воздвиг, глава, пиит, доколь, всяк сущий). В текста нет настоящего времени только прошлое и будущее. Поэт утверждает величие поэзии и ставит её выше славы царей и полководцев. А
главная ценность поэзии для Пушкина нести людям добро. -
Это стихотворение часто называют поэтическим завещанием А. С. Пушкина - оно воспринимается так потому, что было написано за полгода до смерти поэта, в августе 1836 года.
-
Медленный, величественный ритм создаётся за счёт одического размера (ямб с пиррихием). С этой же целью автор широко использует анафору (Н славен буду
я; И назовёт меня; Н гордый внук славян; Н долго буду тем любезен; Н милость к падшим .. » ) и инверсию: «Вознёсся выше он главою непокорной … ». Следует также отметить введение в текст синтаксического параллелизма и рядов однородных членов:
«И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий тунгус, и друг степей калмык».