Урок - фантазия Том Сойер в современном мире (5 класс)

Урок позволяет учащимся: обобщить материал, изученный по теме; развивать устную монологическую речь, образное и ассоциативное мышление, свои актерские способности; развивать умение работать в группах; обучает умению аргументировать свою точку зрения, подтверждать ее цитатами из текста; формировать позитивное мировосприятие.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Том Сойер в современном мире.

Цель: обобщить материал изученный учащимися по теме; развивать устное монологическое речи, образное и ассоциативное мышление, актерские способности школьника; развивать умение работать в микрогруппах;

учить уметь аргументировать свою точку зрения, подтверждать ее

цитатами из текста; формировать позитивное мировосприятие.

Оборудование: печатные рабочие тетради; иллюстрации и рисунки к произведения; «Памятка» о правилах ведения дискуссии.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Ход урока


I. Объявление темы и цели урока

1. Вступительное слово учителя. Наше интересное и, надеюсь, полезное путешествие по страницам книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера и Геккельберри Финна» завершается. Сегодня на уроке мы попытаемся подытожить изученное, еще раз пройдемся страницами произведения.

Тема нашего урока - фантазии «Том Сойер в современном мире».

Именно сегодня мы имеем возможность принимать в гостях в нашем времени знаменитого фантазера - мечтателя. Для этого предлагаю вам объединиться в две группы по таким приметам: тот, кто, заходя в класс, выбрал себе из сокровищ Тома Сойера кусочек мела или стеклышко синей бутылки - занимает месте слева, а кто выбрал пустую катушку или золотую монетку - располагается за столами слева (дети садятся в группы).

Сегодня необычные день, необычный урок, тетради, в которых вы будете работать, тоже необычные. И даже оценивание не обычное. Вам необходимо постоянно делать записи в «Оценочном листе», выставляя себе баллы за каждый вид работы.

Ребята, покажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение (дети демонстрируют карточки, которые отражают эмоциональное состояние). Какие радушные, солнечные лица, можно встречать гостя.


II. Актуализация опорных знаний

Задание 1.

Учитель. Чтобы Тому было легче ориентироваться в нашем стремительном и шумном времени, вам необходимо составить для него Маршрут пребывания (работа в группах).

Группа №1.

Образец:

Маршрут пребывания

1. Вот мы какие - современные дети.

2. Семья.

3. Школьная жизнь.

4. Досуг.

Комментарий ученика. Сначала мы предложим Тому ближе разглядеть нас - детей XXI века. Попробуем завязать с ним дружеские отношения. Потом пригласим его в наши семьи. Далее Том погрузится в нашу шумную школьную жизнь. А уже потом будем отдыхать вместе. Полагаем, что Тому есть, что нам рассказать, а нам есть чему у него поучиться.

Группа №2.

Образец:

Памятка для Тома Сойера

Ученик. Мы предлагаем Тому придерживаться таких правил:

1. Помни! Ты не лучше всех, но ты и не хуже всех. Ты - неповторимый.

2. Сначала обдумай - потом действуй.

3. Не дерись без причины.

4. Играй честно, не подводи своих товарищей.

5. Будь внимательным и вежливым к людям.

6. Будь требовательным к себе.

7. Если не можешь самостоятельно преодолеть препятствия - зови друзей или родных.

8. Не трать много времени на просмотр телепередач или на компьютерные игры.

Задача 2. Отгадай кроссворд «Ключевое слово».

Учитель. Для того чтобы Том Сойер попал в наше время, вам необходимо открыть временной портал. Но это возможно сделать, только правильно ответив на вопросы кроссворда, который имеет слово - ключ.

Команда №1- Том Сойер (8 вопросов)

1. Кем хотел стать Том? (пиратом).

2. Кем был Том во время игры с Джо? (Робин Гудом).

3. Имя сестры Тома (Мэри).

4. Черта характера Тома (изобретательность).

5. Чем белил Том забор? (краской).

6. Кого из героев называли Черным Мстителем Испанских Морей? (Тома Сойера).

7. Кто обещал защищать Гекльберри Финна? (валиец).

8. Пароль Тома, Гека и Джо (кровь).

Команда №2 - М а р к Т в е н (8 вопросов)

1. Роман «Приключения Тома Сойера » написал бывший...(лоцман)

2. Лоцман, проверяя глубину, кричал «mark twain», что означало... («мерка два»).

3. В каком штате расположен город Ганнибал? (Миссури).

4. Настоящее имя Марка Твена? (Семюєль Ленгхорн Клеменс).

5. Кто из американских писателей в шутку называл себя «вторая знаменитость Америки»? (Марк Твен).

6. До какого украинского города во время путешествия пожаловал Марк Твен? (Севастополь).

7. Кем работал отец Марка Твена? (судьей).

8. Марк Твен родился под знаком Стрельца. Какая черта присуща рожденным под этим знаком? (Неугомонность).

III. Применение знаний, умений и навыков.

Учитель. Временной портал открыт. Вы видите, сколько там детей. Используя словарик, опишите друг другу тех ребят, которых вы узнали. Но сделайте это шепотом, чтобы не мешать героям.

Задание 3. Словесное рисование «Портрет героя» (дети работают в парах, нашептывают друг другу портретную характеристику героя; демонстрируют свои рисунки).

Учитель. Дорогие дети, вы так шептали, что привлекли к себе внимание ребят. Посмотрите и опишите, кто же за вами наблюдает (на экране появляются Гекельберри Финн, Бекки Тэтчер, Сид, Джо Гарпер, Мэри, Бен Роджерс и другие дети).

Ребята, Владислав и Даша были экспертами, они по пяти признакам искали главного героя. Давайте их послушаем.

Задание 4. Игра «Угадай героя» (работа в группах)

Характеристика героя

Персонаж

1. По его вину было наказано другого.

2. Пострадал за то, что смог отличить черное от белого.

3. Однажды ему довелось слышать предсмертный стон.

4. Не любил пошалить.

5. Едва не потерял брата.

Сид

1. Его выпороли за то, что он якобы выпл сливки.

2. Имел прозвище Гроза Морей.

3. Услышав «прекрасную штуку» отреагировал индейским боевым зову.

4. Входил в когорту воскресших страдальцев.

5. Рассказал о выходке своего товарища.

Джо Гарпер

1. Он двоюродный брат Сида.

2. Получил не от Мэри ножика.

3. Не передал записку с острова тете Полли, хотя хотел это сделать.

4. Выступить свидетелем в суде.

5. Заблудился в пещере с Бекки Тэтчер.

Том Сойер

Учитель. А вот и главный герой - Том Сойер или может вы его не узнали? Давайте попробуем по отгадать героя.

Учитель. Добрый день, Том! Приглашаем тебя в путешествие по нашему маршруту. Том, не буду приукрашать действительность, но, кажется, что современные дети очень похожи характерами на твоих друзей. Среди них есть разные: одни - образцовые (учтивые и послушные ребята); другие, назовем их обычные, - сообразительные, веселые, фантазеры - мечтатели, которые иногда могут сотворить нечто необычное и неожиданное. К сожалению, среди наших современных детей есть такие, которые имеют вредные привычки, бывают жестокими и бездушными.

Я, преподаватель литературы в 5-А классе, горжусь тем, что у меня прекрасные ученики: веселые, находчивые и жизнерадостные, очень активные, здравомыслящие, а иногда бывают слишком серьезные. Вот послушай, что они тебе о себе расскажут.

Учитель. Дети, скажите, хотели бы вы иметь таких друзей как герои романа? Кого именно? За какие черты характера?

Чему можно поучиться современным детям у этих героев?

Учитель. Ребята, давайте вспомним черты характера, которые присущи Тому Сойеру.

Задание 4. Создание гроны. Создать гроздья черт характера Тома Сойера и Гекльберри Финна (работа в группах).

Образец:

Добрый Жизнерадостный

Том Сойер



Изобретательный Сообразительный





Мужній

Розсудливий

Хитрий



Учитель. Том Сойєр, но среди детей есть и такие, которые не считают тебя Робин Гудом.

Задача 5. Дискуссия «Выбери позицию».

Том, некоторые ребята считают тебя благородным, честным, но есть такие, которые осуждают твое поведение. Ребята, займите место в классе справа, если вы поддерживаете точку зрения, что Том Сойер - надежный друг, честный, благородный, порядочный, смелый мальчик или слева, если вы уверены, что Том Сойер - нескромный, хитрый хулиган, неуч.

Дискуссия - широкое обсуждение какого-то спорного вопроса для выяснения различных взглядов. То же, что диспут.

Памятка участника дискуссии

• Уважай мнение каждого участника.

• Умей выслушать своих собеседников.

• Контролируй свои эмоции, заботься о культуре речи.

Точка зрения 1: Том Сойер - надежный друг, честный, благородный, порядочный, смелый.

Дети вспоминают ситуации:

• убийство на кладбище (ребята дают клятву молчать, но когда может пострадать невинный человек (Мэф Поттер), Том принимает решение выступить свидетелем в суде, потому что его мучают угрызения совести);

• поступок Тома в школе (берет вину Бекки на себя, когда она разорвала страницу в книге учителя, и с честью выдерживает наказания, как настоящий рыцарь);

• Том с Бекки заблудились в пещере (мальчик проявил стойкость, осмотрительность, осторожность, выдержку; он сознавал, что в этой ситуации многое зависит от него, потому что Бекки слабее, она девочка).

Точка зрения 2: Том Сойер - нескромный, хитрый хулиган, неуч.

Дети вспоминают ситуацию:

• Том с товарищами на необитаемом острове (ведет себя безответственно в опасном месте; проявляет жестокость к родным; подбивает на безрассудные поступки других детей;)

Учитель. Изменил ли кто выбранную позицию? Аргументируйте свой выбор.

Учитель. Том Сойер - причудливый, чумазый сорванец, непоседливый путешественник и фантазер, способен на необдуманные выходки, он часто балуется, но в то же время - он честный, порядочный, смелый, благородный. Мне кажется, что этот замечательный мальчик легко бы нашел общий язык с нашими современными детьми, стал бы для них надежным другом, потому что хотя и прошло много времени с момента описанных в книге событий, очень много общего между детьми конца XIX века и начала XXI века.

Учитель. Дети, Том уже познакомились с вами, а теперь предлагаю познакомить его с вашими семьями. Большинство детей нашего класса имеют полные семьи, но некоторых воспитывают только мамы или папы.

Расскажите, пожалуйста, о своих отношениях с родителями.

- Как вас воспитывают?

- Много ли времени уделяют вам родители?

- Какие установки вы получаете от родителей?

- Есть ли у вас семейные традиции по проведению свободного времени?

Учитель. Вот семья Тома. Расскажите о ней.

Сейчас вы станете свидетелями любезной воспитательной беседы мальчика с тетушкой (на языке оригинала ученики читают отрывок в лицах).

- Какими словами «награждает племянника» тетя Полли?

- За какую вину должен был быть наказан Том?

Учитель. Давайте послушаем, что о Томе Сойере тайком рассказывает тетушка Полли. Но будьте внимательными, потому что тетя может допустить ошибки и неточности.

Тетушка Полли: «Горе да и только мне с тем Томом! Совсем пропал мальчишка! Однажды приказала ему побелить забор, так он вернулся весь в известке. Я уже и сама была не рада, что наказала его... Ой, не выполняю я своих обязанностей по отношению к мальчику, видит Бог! В нем словно бес сидит, и помилуй меня боже, он же, несчастный ребенок, сын моего покойного брата, и у меня нет просто сил лупить его. Хотя и надо. Вот он сахарницу разбил, сам в этом признался, а потом все сказал на Сида. А недавно вообще исчез, заблудился с Геком в пещере. Я уже думала, что и не увижу моего бедного Тома! Сколько слез я пролила, только Богу известно! И что же вы думали? Он появился в церкви на своей поминальной службе! Горе, да и только! Вот и сейчас, где делся этот голодранец. Том, где ты? А вы его не видели?»

Ошибки и неточности.

1. Том не вымазался известью, когда красил забор.

2. Том - сын покойной сестры тетушки Полли, а не брата.

3. Том не разбивал сахарницы и не признавался в этом.

4. Том заблудился в пещере с Бекки Тэтчер, а не с Геком.

5. На свою поминальную службу Том пришел не после приключений в пещере, а после побега на остров.

Учитель. Бывает, что тетушка Поле сердится на непоседливого племянника, но она очень его любит и хочет, чтобы он вырос хорошим, порядочным человеком. И этим она похожа на ваших родителей.

Учитель (чтение отрывка из произведения) «В понедельник утром Том проснулся очень несчастным. Так бывало каждый понедельник, потому что с него начинался новый неделю бесконечных пыток в школе. И Том каждый раз вздыхал: лучше бы уже совсем не было суббот и воскресений - тогда тюрьма и кандалы не казались бы такими невыносимыми».

- Почему Тому школа казалась тюрьмой?

- Какое впечатление на вас произвел учебный процесс в школе?

У Тома Сойера появилась возможность узнать больше о школе будущего. Расскажите ему про свою школу.

Задача 6. Игра «Журналистская студия».

Вопрос:

1. Какие учителя вас учат?

2. Интересно ли вам на уроках?

3. Какое наказание вы получаете за плохие оценки и поведение?

Учитель. Из ваших выступлений я поняла, что современная школа была бы интересной для Тома и, пожалуй, он был бы образцовым учеником.

Учитель. А сейчас я хочу, чтобы вы вспомнили, как проводит свободное время Том Сойер? (Вся жизнь Тома - игра. Это воздух, которым он дышит. Его игры всегда прочно связаны с приключениями)

Задача 7. «О какой приключение идет речь?» Определите по опорным словам, о каком приключении говорится, зачитайте в лицах данный отрывок (работа в группах):

- Цветок, соломинка, помолвка, грифельная доска, поцелуй.

- Стон, язва, гангрена, зуб, дыра.

Учитель. Ребята, а как вы проводите свое свободное время? (комментарий по маршруту) Предпочтения современных детишек: спорт, танцы, компьютерные игры, чтение книг. Как не печально, а взрослые называют нас компьютероманами. Часто приходится слышать, что все меньше детей читает книжки, потому что произведения писателей вытеснили кинопродукция, компьютерные игры и т.п.

Учитель. Скажите, можно ли книжку заменить неким техническим средством? А любил ли читать Том?

Какую бы книгу современного автора вы порекомендовали прочитать Тому?

IV. Итог урока.

Учитель. Вот и подошло время прощаться с главным героем повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера и Геккельберри Финна». Провожая гостя, я предлагаю вам сказать ему слова пожеланий и благодарности.

Задача 8. Игра «Микрофон»

Я желаю Тому...

Я благодарю Тома за то, что...

Учитель. Считаете ли вы себя готовыми к тестированию по теме «Мир детства и моральные ценности в литературе»?

Получили ли вы удовольствие от сегодняшнего урока - фантазии?

Изменилось ли ваше настроение к концу занятия? Продемонстрируйте это с помощью сигнальных карточек.

V. Выставление и мотивация оценок.

Работа с «Оценочным листом» (самооценка - комментарий учителя - окончательная оценка).

VI. Сообщение домашнего задания.

Подготовиться к тематическому оцениванию:

читать стр. 285 - 286, отвечать на вопросы 9, 12.

Написать письмо Том Сойєру (творческое задание).


© 2010-2022