Урок по литературному чтению на тему Как Незнайка сочинял стихи

Предмет:  литературное чтение Класс:  5 Тема: Н. Носов  «Как Незнайка сочинял стихи» Цели урока: 1.      Познакомить учащихся с творчеством Н.Носова, проанализировать юмористическое произведение, учить осознанному и выразительному чтению, работать с текстом, научить видеть смешное в жизни,  научить различать стихи от прозы; 2.      Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, обогащать словарный запас новыми словами,  развивать чувство юмора, творческие способности; 3.      Воспитыва...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по литературному чтению на тему Как Незнайка сочинял стихи

Бозжигитова Ляззат Конакбаевна

учитель русского языка и литературы

средней школы № 23 города Атырау





Предмет: литературное чтение

Класс: 5

Тема: Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с творчеством Н.Носова, проанализировать юмористическое произведение, учить осознанному и выразительному чтению, работать с текстом, научить видеть смешное в жизни, научить различать стихи от прозы;

  2. Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, обогащать словарный запас новыми словами, развивать чувство юмора, творческие способности;

  3. Воспитывать культуру речи, уважительное отношение друг к друг

Задачи:

  1. Глубже раскрыть образ главного героя произведения, формировать умение определять причину поступков этого героя;

  2. Развивать внимание к музыке стиха: ритму, рифме, звукописи;

  3. Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления, умением аргументировать, анализировать, обобщать;

  4. Развивать познавательные интересы учащихся, чувство юмора, расширять читательский кругозор;

  5. Способствовать активизации каждого ребенка в творческой деятельности;

  6. Создание устойчивой положительной мотивации к чтению книг Н.Носова

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: беседа, частично-поисковый, словесно-наглядный, мозговая атака, синквейн

Оборудование: интерактивная доска, «Толковый словарь» С.И.Ожегова, книги Н.Носова

Медиапродукт: Учебная презентация POWER POINT

ХОД УРОКА:

  1. ОРГМОМЕНТ. Приветствие, проверка готовности к уроку.

  2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Итак, ребята, с этой четверти по литературе мы начали изучать новый раздел. Как он называется?

Ученик: «Почему нам бывает смешно?»

Учитель: Как вы думаете, какие произведения по своему содержанию входят в этот раздел?

Ученик: Веселые, смешные

Беседа.

Как меняется выражение лица человека, когда он смеется? Покажите мне свои улыбающиеся лица, своему соседу по парте. Посмотрите на героев мультфильмов, появившихся на слайде. Какие чувства, эмоции они у вас вызвали? (Веселые, смешные) (Слайд 1)

Учитель: Веселые рассказы вызывают у людей улыбку, смех. А смех - дело серьезное. Совсем не смешно, если человек смеется над неудачей своего товарища. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь самому рассказать о забавном случае. Именно этому мы будем учиться на уроке. Наш урок посвящен знакомству с рассказом «Как Незнайка сочинял стихи» известного детского писателя Николая Николаевича Носова, историей его жизни и творчества.

  1. Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел. Прочтите его название на слайде. («Посмеемся вместе»)

  • Как вы думаете, какие произведения входят в этот раздел? (Веселые, смешные)

Героем сегодняшнего урока будет один сказочный персонаж, которого вы отгадаете, прослушав мою загадку.

  • Работа над загадкой.

Коротышка озорной,
В яркой шляпе голубой.
Неумейка и зазнайка,
И зовут его…. . (Незнайка) (слайд 2)

  • Беседа

    • Откуда знаком вам этот персонаж? (Читали книги, смотрели м\ф)

  • Что вы о нем знаете?

Наш урок будет посвящен знакомству с отрывком из повести-сказки «Как Незнайка сочинял стихи» известного детского писателя Николая Николаевича Носова, историей его жизни и творчества.

IV.Изучение нового материала

1.Показ видеоурока о творчестве Н.Н.Носова (Диск «Детям о писателях» videuroki.net -2014)

2.Работа над произведением.

А)Включается аудиозапись и дети слушают рассказ «Как Незнайка сочинял стихи»

Б) Словарная работа: подбирать - таңдап алу; сочинять - шығару, жазу; сочинять стихи - өлең жазу; смысл - мән, мағына

Авоська- разговорное название сетки, сетчатой, сплетённой из

верёвки хозяйственной сумки, используемой преимущественно для

посещения магазинов. В сложенном виде авоська занимает очень мало места…

Издевательство- злая насмешка, оскорбление, а также оскорбительный поступок, поведение по отношению к кому-нибудь, чему-нибудь.

Дразнилки- вид детского фольклора: прибаутки, стишки, песенки, в которых предметом вышучивания, безобидного осмеяния и иногда издевки являются имена ("Федя-медя, Съел медведя"), физические недостатки и внешность.

Рифма- однозвучие конечных слогов, в стихах

В) Анализ произведения.

- Давайте определим литературный жанр произведения. Итак, роман-сказка называется «Приключения Незнайки и его друзей». Уясним смысл слова приключение, заглянем в словарь С.Ожегова . Приключение - происшествие, неожиданный случай в жизни, роман - повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, сказка - один из жанров устного народного творчества, волшебного, бытового характера с фантастическим вымыслом, рассказ - повествовательное произведение небольшого размера.

В о п р о с н о - о т в е т н а я б е с е д а :

  1. - Эта сказка народная или литературная? (литературная) Кто главный герой? Что сказочного в рассказе? Аргументируйте ответ доказательствами. ( 1) действующие лица коротышки, 2) действие происходит в сказочном Цветочном городе, на улице Колокольчиков, 3) имена коротышек.

2. Кто главный герой рассказа? Что означает это имя? (Незнайка - человек, который мало знает или ничего не знает).

2. - Какова тема рассказа?

Тема: Незнайка хочет стать поэтом

3.- Какую проблему поднимает автор в рассказе?

Проблема: Что нужно, чтобы стать поэтом?

4.- Какова идея произведения?

Идея: Чтобы быть поэтом, надо учиться наблюдательности, трудолюбию, приобретать знания.

5.Составим план рассказа

Тип текста : повествование

П Л А Н

  1. Вступление . Незнайка решил сделаться поэтом.

  2. Завязка . Незнайка учится у Цветика.

  3. Развитие действия. Незнайка сочиняет стихи.

  4. Кульминация . Не стихи, а дразнилки.

  5. Развязка . Друзья обиделись на Незнайку.

  6. Заключение. Незнайка решил больше не сочинять стихи.

6.Работа над образом главного героя.

- Кто учит Незнайку сочинять стихи? Что советует Цветик? (сочиняй так, чтобы был и смысл, и рифма). Что такое рифма, поэт? Рифма - созвучие концов стихотворных строк., поэт - писатель, автор стихотворных поэтических произведений.

- Что делает Незнайка, придя домой? Какие стихи он сочинил и про кого? Найдите в тексте, прочитайте вслух .(Незнайка сочинил стихи про Знайку, про Торопыжку, про Авоську)

- Как восприняли друзья стихи? Почему им не понравились эти стихи? Правильно ли Незнайка подобрал рифмы в своих стихах?(Стихи не понравились друзьям, в стихах он дразнит друзей, говорит неправду).Давайте обратимся к толковому словарю и выясним значение слов дразнилки, издевательство.

Дразнилки -прибаутки, стишки, песенники, в которых предметом вышучивания , осмеяния и иногда издевки являются имена, физические недостатки и внешность.

Издевательство- злая насмешка, оскорбление, а также оскорбительный поступок, поведение по отношению к кому-нибудь, чему-нибудь.

- Расскажите, как Незнайка понимал поэзию? Подтвердите словами из текста.

- Почему у Незнайки не получились стихи? ( В сочинении стихов важен не только подбор рифмы, но нужно учитывать и смысл слов, заложенный в слова стихотворения. Стихи Незнайки переросли в дразнилки, он ущемил достоинство своих друзей, навел на себя их обиду и негодование. Острота ума, мудрость, меткость, смекалка - основа стихотворения. Значит, чтобы сочинять стихи нужен особый подход, нужны знания и умения. Ведь поэзия - это искусство слова, поэтому стихотворение должно иметь эстетическое воздействие на человека, у слушателя должно быть интересное восприятие произведения.

- Давайте дадим характеристику главному герою. Незнайка - какой он по характеру? (Смешной, неунывающий, веселый, забавный, фантазер, общительный)

- Эта история смешная? (Да, это - юмористический рассказ)

-Что такое юмор? Найдите толкование в словаре.

Юмор - беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо.

- Что смешного в этом рассказе? Что высмеивает автор? (Это веселый, смешной рассказ, автор изображает героев в смешном виде, с юмором показывает человеческие недостатки, тем самым доступно сообщает что-то интересное, полезное. Носов высмеивает незнание, неумение, поверхностное отношение к делу, отсутствие чувства юмора, взаимопонимания).

IV. Закрепление знаний

  1. Обобщающая беседа.

  • Ребята, а каково ваше отношение к Незнайке? Кому он нравится?

  • Как сам Носов относится к Незнайке?

  • Хорошо или плохо закончился отрывок из сказки?

  • Что бы вы посоветовали Незнайке?

( Чтобы быть поэтом, художником, музыкантом, надо учиться наблюдательности, трудолюбию, понимать важность приобретения знаний. Нельзя обманывать, дразниться, надо дружить.)

  • Как же помочь человеку, если он ошибся? Какие выводы вы сделали для себя?

(Нужно поверить в него, не дразнить. С ним надо обращаться уважительно. А дразнить - это плохо. Он обозлится и начнет вести себя еще хуже. Если же его пожалеть, то он сильнее почувствует свою вину и скорее исправится)

5. Лексическая работа

  • Да. Вот он какой, Незнайка! Разносторонний, любознательный, неунывающий и, главное, невероятно похожий на любого (совсем даже не сказочного, а реального) мальчишку.

  • А знаете ли вы, что у Незнайки был прототип?

  • Перед вами на партах лежат толковые словари. Найдите, пожалуйста, определение слова «прототип». Прочитайте его.

(Прототип - первоначальный образец, прообраз, действительное лицо как источник для литературного образа).

1. Работа в группах. Игра «подбери рифму»:

1.Улетел орел домой Улетел орел домой

Солнце скрылось под…горой

2.Мы делили апельсин,

Много нас, а он…один

3.Шевелились у цветка

Все четыре… лепестка

4.Доедая с маслом булку,

Братья шли по… переулку.

5.В небе плыли облака,

Под горой текла … река.

6.На болоте стоит пень

Обойти его мне … лень.

7.На полянку вышел зайка

Видит там синичек … стайка,

Он открыл свою шкатулку,

Дал синицам с маком … булку.

8.Коротышка озорной

В яркой шляпе … голубой,

Неумейка и зазнайка,

И зовут его … Незнайка.

  1. Выберите наиболее подходящую к содержанию рассказа пословицу:

  1. Не зная броду, не суйся в воду

  2. Не стыдно не знать, стыдно не учиться

  3. Где нет знаний, там нет и умений

  1. Обобщение и систематизация знаний.

  1. Что вы посоветуете Незнайке? А его друзьям? (Незнайке не хватало умений и знаний в стихосложении, а его друзьям - чувства юмора. Если бы друзья приняли бы стихи Незнайки за милую шутку, то, возможно, между ними не было бы обиды. Значит иметь чувство юмора нам на пользу.)

  2. Самостоятельная работа - составление сенквейна.

  1. Незнайка

  2. Веселый, смешной

  3. Выдумывает, сочиняет, хвастается

  4. Любит увлекаться чем-нибудь

  5. Фантазер

  1. Подведение итогов урока.

- Можно ли научиться я писать стихи? Чему учит рассказ Н.Носова?

Учитель: Сегодняшнюю нашу работу над произведением Носова я бы хотела подытожить стихами про Незнайку:

Прежде чем промолвить слово,

Ты все взвесь и не спеши,

Чтобы все сказать толково

Все обдумай и реши.

Хоть случайно, хоть шутя,

Вежлив будь с людьми всегда.

В жизни истина одна -

Не болтай впустую зря!

Знания - вот это сила,

Грамотность всегда нужна.

Разум, мудрость, похвала -

В жизни важные слова

Оценка знаний учащихся

  1. Домашнее задание:Выразительное чтение по ролям, ответить на вопросы после текста, подобрать рифмы к стихам на стр.70.



© 2010-2022