- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по литературному чтению на тему Как Незнайка сочинял стихи
Урок по литературному чтению на тему Как Незнайка сочинял стихи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бозжигитова Л.К. |
Дата | 30.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Бозжигитова Ляззат Конакбаевна
учитель русского языка и литературы
средней школы № 23 города Атырау
Предмет: литературное чтение
Класс: 5
Тема: Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи»
Цели урока:
-
Познакомить учащихся с творчеством Н.Носова, проанализировать юмористическое произведение, учить осознанному и выразительному чтению, работать с текстом, научить видеть смешное в жизни, научить различать стихи от прозы;
-
Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, обогащать словарный запас новыми словами, развивать чувство юмора, творческие способности;
-
Воспитывать культуру речи, уважительное отношение друг к друг
Задачи:
-
Глубже раскрыть образ главного героя произведения, формировать умение определять причину поступков этого героя;
-
Развивать внимание к музыке стиха: ритму, рифме, звукописи;
-
Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления, умением аргументировать, анализировать, обобщать;
-
Развивать познавательные интересы учащихся, чувство юмора, расширять читательский кругозор;
-
Способствовать активизации каждого ребенка в творческой деятельности;
-
Создание устойчивой положительной мотивации к чтению книг Н.Носова
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы: беседа, частично-поисковый, словесно-наглядный, мозговая атака, синквейн
Оборудование: интерактивная доска, «Толковый словарь» С.И.Ожегова, книги Н.Носова
Медиапродукт: Учебная презентация POWER POINT
ХОД УРОКА:
-
ОРГМОМЕНТ. Приветствие, проверка готовности к уроку.
-
Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Итак, ребята, с этой четверти по литературе мы начали изучать новый раздел. Как он называется?
Ученик: «Почему нам бывает смешно?»
Учитель: Как вы думаете, какие произведения по своему содержанию входят в этот раздел?
Ученик: Веселые, смешные
Беседа.
Как меняется выражение лица человека, когда он смеется? Покажите мне свои улыбающиеся лица, своему соседу по парте. Посмотрите на героев мультфильмов, появившихся на слайде. Какие чувства, эмоции они у вас вызвали? (Веселые, смешные) (Слайд 1)
Учитель: Веселые рассказы вызывают у людей улыбку, смех. А смех - дело серьезное. Совсем не смешно, если человек смеется над неудачей своего товарища. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь самому рассказать о забавном случае. Именно этому мы будем учиться на уроке. Наш урок посвящен знакомству с рассказом «Как Незнайка сочинял стихи» известного детского писателя Николая Николаевича Носова, историей его жизни и творчества.
-
Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел. Прочтите его название на слайде. («Посмеемся вместе»)
-
Как вы думаете, какие произведения входят в этот раздел? (Веселые, смешные)
Героем сегодняшнего урока будет один сказочный персонаж, которого вы отгадаете, прослушав мою загадку.
-
Работа над загадкой.
Коротышка озорной,
В яркой шляпе голубой.
Неумейка и зазнайка,
И зовут его…. . (Незнайка) (слайд 2)
-
Беседа
-
Откуда знаком вам этот персонаж? (Читали книги, смотрели м\ф)
-
-
Что вы о нем знаете?
Наш урок будет посвящен знакомству с отрывком из повести-сказки «Как Незнайка сочинял стихи» известного детского писателя Николая Николаевича Носова, историей его жизни и творчества.
IV.Изучение нового материала
1.Показ видеоурока о творчестве Н.Н.Носова (Диск «Детям о писателях» videuroki.net -2014)
2.Работа над произведением.
А)Включается аудиозапись и дети слушают рассказ «Как Незнайка сочинял стихи»
Б) Словарная работа: подбирать - таңдап алу; сочинять - шығару, жазу; сочинять стихи - өлең жазу; смысл - мән, мағына
Авоська- разговорное название сетки, сетчатой, сплетённой из
верёвки хозяйственной сумки, используемой преимущественно для
посещения магазинов. В сложенном виде авоська занимает очень мало места…
Издевательство- злая насмешка, оскорбление, а также оскорбительный поступок, поведение по отношению к кому-нибудь, чему-нибудь.
Дразнилки- вид детского фольклора: прибаутки, стишки, песенки, в которых предметом вышучивания, безобидного осмеяния и иногда издевки являются имена ("Федя-медя, Съел медведя"), физические недостатки и внешность.
Рифма- однозвучие конечных слогов, в стихах
В) Анализ произведения.
- Давайте определим литературный жанр произведения. Итак, роман-сказка называется «Приключения Незнайки и его друзей». Уясним смысл слова приключение, заглянем в словарь С.Ожегова . Приключение - происшествие, неожиданный случай в жизни, роман - повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, сказка - один из жанров устного народного творчества, волшебного, бытового характера с фантастическим вымыслом, рассказ - повествовательное произведение небольшого размера.
В о п р о с н о - о т в е т н а я б е с е д а :
-
- Эта сказка народная или литературная? (литературная) Кто главный герой? Что сказочного в рассказе? Аргументируйте ответ доказательствами. ( 1) действующие лица коротышки, 2) действие происходит в сказочном Цветочном городе, на улице Колокольчиков, 3) имена коротышек.
2. Кто главный герой рассказа? Что означает это имя? (Незнайка - человек, который мало знает или ничего не знает).
2. - Какова тема рассказа?
Тема: Незнайка хочет стать поэтом
3.- Какую проблему поднимает автор в рассказе?
Проблема: Что нужно, чтобы стать поэтом?
4.- Какова идея произведения?
Идея: Чтобы быть поэтом, надо учиться наблюдательности, трудолюбию, приобретать знания.
5.Составим план рассказа
Тип текста : повествование
П Л А Н
-
Вступление . Незнайка решил сделаться поэтом.
-
Завязка . Незнайка учится у Цветика.
-
Развитие действия. Незнайка сочиняет стихи.
-
Кульминация . Не стихи, а дразнилки.
-
Развязка . Друзья обиделись на Незнайку.
-
Заключение. Незнайка решил больше не сочинять стихи.
6.Работа над образом главного героя.
- Кто учит Незнайку сочинять стихи? Что советует Цветик? (сочиняй так, чтобы был и смысл, и рифма). Что такое рифма, поэт? Рифма - созвучие концов стихотворных строк., поэт - писатель, автор стихотворных поэтических произведений.
- Что делает Незнайка, придя домой? Какие стихи он сочинил и про кого? Найдите в тексте, прочитайте вслух .(Незнайка сочинил стихи про Знайку, про Торопыжку, про Авоську)
- Как восприняли друзья стихи? Почему им не понравились эти стихи? Правильно ли Незнайка подобрал рифмы в своих стихах?(Стихи не понравились друзьям, в стихах он дразнит друзей, говорит неправду).Давайте обратимся к толковому словарю и выясним значение слов дразнилки, издевательство.
Дразнилки -прибаутки, стишки, песенники, в которых предметом вышучивания , осмеяния и иногда издевки являются имена, физические недостатки и внешность.
Издевательство- злая насмешка, оскорбление, а также оскорбительный поступок, поведение по отношению к кому-нибудь, чему-нибудь.
- Расскажите, как Незнайка понимал поэзию? Подтвердите словами из текста.
- Почему у Незнайки не получились стихи? ( В сочинении стихов важен не только подбор рифмы, но нужно учитывать и смысл слов, заложенный в слова стихотворения. Стихи Незнайки переросли в дразнилки, он ущемил достоинство своих друзей, навел на себя их обиду и негодование. Острота ума, мудрость, меткость, смекалка - основа стихотворения. Значит, чтобы сочинять стихи нужен особый подход, нужны знания и умения. Ведь поэзия - это искусство слова, поэтому стихотворение должно иметь эстетическое воздействие на человека, у слушателя должно быть интересное восприятие произведения.
- Давайте дадим характеристику главному герою. Незнайка - какой он по характеру? (Смешной, неунывающий, веселый, забавный, фантазер, общительный)
- Эта история смешная? (Да, это - юмористический рассказ)
-Что такое юмор? Найдите толкование в словаре.
Юмор - беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо.
- Что смешного в этом рассказе? Что высмеивает автор? (Это веселый, смешной рассказ, автор изображает героев в смешном виде, с юмором показывает человеческие недостатки, тем самым доступно сообщает что-то интересное, полезное. Носов высмеивает незнание, неумение, поверхностное отношение к делу, отсутствие чувства юмора, взаимопонимания).
IV. Закрепление знаний
-
Обобщающая беседа.
-
Ребята, а каково ваше отношение к Незнайке? Кому он нравится?
-
Как сам Носов относится к Незнайке?
-
Хорошо или плохо закончился отрывок из сказки?
-
Что бы вы посоветовали Незнайке?
( Чтобы быть поэтом, художником, музыкантом, надо учиться наблюдательности, трудолюбию, понимать важность приобретения знаний. Нельзя обманывать, дразниться, надо дружить.)
-
Как же помочь человеку, если он ошибся? Какие выводы вы сделали для себя?
(Нужно поверить в него, не дразнить. С ним надо обращаться уважительно. А дразнить - это плохо. Он обозлится и начнет вести себя еще хуже. Если же его пожалеть, то он сильнее почувствует свою вину и скорее исправится)
5. Лексическая работа
-
Да. Вот он какой, Незнайка! Разносторонний, любознательный, неунывающий и, главное, невероятно похожий на любого (совсем даже не сказочного, а реального) мальчишку.
-
А знаете ли вы, что у Незнайки был прототип?
-
Перед вами на партах лежат толковые словари. Найдите, пожалуйста, определение слова «прототип». Прочитайте его.
(Прототип - первоначальный образец, прообраз, действительное лицо как источник для литературного образа).
1. Работа в группах. Игра «подбери рифму»:
1.Улетел орел домой Улетел орел домой
Солнце скрылось под…горой
2.Мы делили апельсин,
Много нас, а он…один
3.Шевелились у цветка
Все четыре… лепестка
4.Доедая с маслом булку,
Братья шли по… переулку.
5.В небе плыли облака,
Под горой текла … река.
6.На болоте стоит пень
Обойти его мне … лень.
7.На полянку вышел зайка
Видит там синичек … стайка,
Он открыл свою шкатулку,
Дал синицам с маком … булку.
8.Коротышка озорной
В яркой шляпе … голубой,
Неумейка и зазнайка,
И зовут его … Незнайка.
-
Выберите наиболее подходящую к содержанию рассказа пословицу:
-
Не зная броду, не суйся в воду
-
Не стыдно не знать, стыдно не учиться
-
Где нет знаний, там нет и умений
-
Обобщение и систематизация знаний.
-
Что вы посоветуете Незнайке? А его друзьям? (Незнайке не хватало умений и знаний в стихосложении, а его друзьям - чувства юмора. Если бы друзья приняли бы стихи Незнайки за милую шутку, то, возможно, между ними не было бы обиды. Значит иметь чувство юмора нам на пользу.)
-
Самостоятельная работа - составление сенквейна.
-
Незнайка
-
Веселый, смешной
-
Выдумывает, сочиняет, хвастается
-
Любит увлекаться чем-нибудь
-
Фантазер
-
Подведение итогов урока.
- Можно ли научиться я писать стихи? Чему учит рассказ Н.Носова?
Учитель: Сегодняшнюю нашу работу над произведением Носова я бы хотела подытожить стихами про Незнайку:
Прежде чем промолвить слово,
Ты все взвесь и не спеши,
Чтобы все сказать толково
Все обдумай и реши.
Хоть случайно, хоть шутя,
Вежлив будь с людьми всегда.
В жизни истина одна -
Не болтай впустую зря!
Знания - вот это сила,
Грамотность всегда нужна.
Разум, мудрость, похвала -
В жизни важные слова
Оценка знаний учащихся
-
Домашнее задание:Выразительное чтение по ролям, ответить на вопросы после текста, подобрать рифмы к стихам на стр.70.