Статья на тему Укрепление межпредметных связей в современной школе посредством интегрированного урока

 статья включает в себя обоснование эффективности использования интегрированного урока в современной школе. Также публикация содержит материалы и структуре интегрированного урока, формах, содержании. Предлагаются варианты интеграции предметов в рамках интегрированного урока. Рассматриваются виды и формы работы на подобных уроках, временные рамки, классификация интегрированных уроко, и т. д. . Также на сайте вы можете найти иллюстративный материал к статье "Интегрированный урок  по литературе(со ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

[1] Укрепление межпредметных связей в современной школе посредством интегрированного урока

Особенность современного мира - обострение глобальных проблем, от решения которых зависит будущее существование человечества.

Для мира в XXI веке характерен такой процесс, как глобализация, который охватывает все стороны человеческой жизни. Глобализация - это процесс возрастающего воздействия факторов международного значения, то есть тесных экономических и политических связей, культурного и информационного значения. Глобализация охватывает все стороны нашей жизни: от политичекой до образовательной. Границы между нациями становятся условными. Культуры становятся взаимопроникаемы. Наука также стремится стать единой, так как для решения глобальных проблем, да и просто для работы в современной компании требуются специалисты широкого профиля. Все популярнее становятся пограничные или прикладные науки, рождающиеся из объединения смежных (биохимия, математическая биология, паралингвистика, и т. д.)

Одной из главных задач образования , как известно, является подготовка ребёнка к современной жизни. И подготовка эта происходит через формирование у него необходимых компетенций. Ключевым способом их формирования является интеграция учебных дисциплин. В рамках школы интеграция оживляет образовательный процесс, экономит учебное время, избавляет от утомляемости, ориентирует мышление на будущее. Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов.

Принцип межпредметных связи - важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения. Учителя обычно испытывают затруднение в реализации на практике принципа взаимосвязи предметов естественнонаучного и общественно-гуманитарного циклов. Основная причина - отсутствие достаточного количества методических рекомендаций в конкретных учебных темах и курсах.

Самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе - интегрированные уроки. Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно учителями двух или нескольких смежных предметов. Особенно важно продумывать методику проведения урока. Заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения.

К тому же интегрированный у отвечает основным принципам развивающего обучения, таким как : усвоение системных знаний и обобщенных способов их применения основано на поисково-исследовательской деятельности учащихся, организатором которой является учитель; усвоение не просто суммы знаний, а определенной системы понятий и рациональных приемов оперирования этими понятиями как важного средства формирования понятийного мышления и развития познавательных и творческих способностей учащихся;

Также на интегрированном уроке актуализируется один из принципов развивающего урока - Принцип восхождения от общего к частному - от абстрактного к конкретному. (от исторической ситуации к конкретному литературному явлению). Принцип обучения от простого к сложному, от частного к общему, от конкретного к абстрактному с позиций данного подхода не является самым эффективным или наиболее приемлемым для формирования обобщенных знаний на этапе первичного изучения материала. Более того, обратный путь, т. е. движение от общего к частному, от абстрактного к конкретному, во многих случаях обеспечивает более осознанное усвоение учебного материала и, кроме того, позволяет добиваться значительной экономии времени в процессе формирования содержательных обобщений.

На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал и т. д.

Интегрированные уроки имеют свою специфику и отличаются от классического монопредметного урока. Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы типа Основы безопасности жизнедеятельности или Мировая художественная культура, а могут включать лишь отдельные составляющие содержание, методы. Например, можно интегрировать содержание дисциплин с сохранением методов обучения ведущей дисциплины.

Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок.

Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:

ü свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;

ü состав интегрирования, т.е совокупность объединяемых компонентов;

ü ведущий системообразующих и впомогательных компоненты;

ü форму интегрирования;

ü характер связей между соединяемым материалом;

ü структуру (последовательность) расположения материала;

ü методы и приёмы его предъявления;

ü методы и приёмы переработки учащимися нового материала;

ü способы увеличения наглядности учебного материала;

ü распределения ролей с учителями интегрируемого предмета;

ü критерии оценивания эффективности урока;

ü форму записи подготовленного урока;

ü формы и виды контроля обученности учащихся на данном уроке.

Разработка структуры интегрированного урока - совместное дело учителей интегрируемых предметов. Интегрированный урок в силу своей сложности требует сценария, а не простого плана или конспекта. Всё это требует продуманного управления всеми процессами получения знаний.

Мы все время говорим о совместной работе двух и более учителей при подготовке и проведении интегрированного урока. Однако такие уроки может проводить и один учитель, владеющий материалом интегрируемой дисциплины. Такие ситуации становятся сегодня нормой.

Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами.

Самоанализ интегрированного урока литературы и истории России «Историческая основа повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

При подготовке урока на тему «Историческая основа повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» я столкнулась с рядом сложностей: учащиеся 8 класса проходят Крестьянскую войну на истории параллельно с изучением повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» или позже, поэтому учащимся будет сложно изучать историческую основу повести и работать над анализом образов Екатерины и Емельяна Пугачева. Для решения данной проблемы я использовала форму интегрированного урока литературы и истории. Системообразующим уроком была литература, вспомогательным - история. Также учитель истории оказал помощь детям в подготовке к урокам ( указал источники получения информации о восстании, Пугачеве, дал критерии отбора информации при подготовке тематических групп к уроку), а так же руководил одним из заданий урока ( Дополнить рассказ учителя при использовании наводящих вопросов).

Ожидаемые сложности:

1) ученикам трудно переключать внимание с одной дисциплины на другую. Способ решения: на уроке:дифференциация «исторической» и «литературной» частей урока; предварительно: включать исторические сведения об авторе, создании произведения, исторических событиях, описываемых в произведении, на уроках литературы. Также упоминание на уроках истории произведений, отразивших изучаемое историческое явление.

2) Некачественная подготовка учениками материала для выступления (из-за обширности самого материала). Способ решения: помощь в подготовке учителя истории; работа в группах (групповая подготовка выступления по 1 вопросу истории или литературы)

На уроке мы столкнулись со следующими трудностями: участники тематической группы ориентировались лишь в своем вопросе, не изучив вопрос вцелом. Этот недостаток был скорректирован при работе с формулировкой тезисов по каждому вопросу и выводов уроку.

На уроке мы достигли поставленных целей: ученики самостоятельно и с совместно с учителем сопоставили исторические сведения о Крестьянской войне и их изображение в повести «Капитанская дочка», отточили умение тезисно формулировать основную мысль (по материалам выступлений групп и учителя(конспектирование)), обратили внимание детей к истории свой страны.

Задачи урока также выполнены: дети самостоятельно работали при подготовке с историческими источниками , исследовали историческую эпоху, изображаемую в произведении, обозначили реальную историческую основу повести Пушкина.

Интегрированный урок позволил гораздо глубже, подробнее изучить литературный материал, дал прочную основу для дальнейшего изучения этой повести, дал возможность детям работать с материалом самостоятельно, укрепил межпредметную связь истории России и литературы, вызвал у детей интерес к предметам, позволил получить комплексные знания, развил навыки обобщения, синтезирования материала.















© 2010-2022