• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Методическое пособие ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Методическое пособие ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическое пособие ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

1.Актуальность. 2.Объект.

3. Предмет.

4.Цель.

5. Задачи.

6. Гипотеза.

7. Новизна.

8.Заключение.

9.Приложение.

10.Литература

ВВЕДЕНИЕ

Теоретическое обоснование темы

1.Важнейшей задачей современной казахстанской школы является развитие гуманистических тенденций образования, восстановление поликультурных функций языка. Языковое образование входит в систему гуманитарного образования, сутью которого является изучение человека в его отношении к миру. Отношение человека к миру проявляется в его речи.
Предмет «Русский язык» в школах с казахским языком обучения закладывает фундамент общего филологического образования учащихся как целостной системы, изучающей духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.

Наряду с этим обучение русскому языку определяется национальной спецификой образовательного пространства Республики Казахстан. Необходимость интеграции нашего государства в мировое сообщество создаёт благоприятные условия для развития языковых процессов, служит основой для формирования межнационального и межкультурного общения как внутри республики, так и на межгосударственном уровне.
Всё большая открытость нашей страны, развитие и укрепление межгосударственных, политических, экономических и культурных связей, интернационализация всех сфер жизни способствуют тому, что многоязычие становится реально востребованным в обществе.
Незнание языков приведёт к тому, что будущие поколения не смогут полноправно принимать участие в диалоге культур.
Наряду с казахским, русский язык функционирует в нашей стране как официальный, употребляющийся в качестве языка межнационального общения между народами.

Соответственно, предполагается грамотное владение устным и письменным русским языком гражданами Республики Казахстан, осуществляющими деятельность в правовой, экономической, научной, общественной и других сферах на территории государства на должном уровне и в соответствии с требованиями к применению языка.
Ведущая идея обучения русскому языку в современных условиях - усиление коммуникативной направленности курса. Изучение русского языка осуществляется на материале текстов, отражающих историю, культуру, экономику, политику, что помогает учащимся осмыслить и понять окружающую действительность, происходящие события и явления. В этой связи необходимо соблюдать комплексный подход к образованию, развитию и воспитанию учащихся, результате которого помимо усвоения грамматики, развиваются и совершенствуются умения и навыки обучающихся в различных сферах коммуникации.

Современные требования развития системы образования постоянно выдвигают вопрос об улучшении качества знаний учащихся школ. Грамотное молодое поколение -удачная стратегия Н.А.Назарбаева в постро-

ении стабильно развивающего государства.

2

В своем послании народу Казахстана Президент страны Нурсултан Назарбаев подчеркнул: «Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке - это активные, образованные и здоровые граждане. Что нам нужно сделать для этого?

Во-первых, все развитые страны имеют уникальные качественные образовательные системы. Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования. К 2020 году планируется обеспечить 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием. Поэтому важно дать им современные программы и методики обучения, квалифицированные кадры. В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев-Интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоя-тельного поиска и глубокого анализа информации». (Послание президента Н.Назарбаева Казахстанский путь - 2050:Единая цель, единые интересы, единое будущее 18.01.2014 г.)

Проблемы контроля знаний обучаемых всегда занимали важное место в педагогике. Ряд лет практическая модель получения независимой оценки образовательных достижений учащихся апробируется в системе общего и профессионального образования.

Участие в различных видах тестирования, создание собственных тестов, то есть получение опыта в этом направлении, позволяют школе использовать тестовую методику для контроля как текущих, так и итоговых знаний учащихся по всем предметам. Использование тестовых заданий в среднем звене имеет большую актуальность и необходимость и для сельских, и для городских общеобразовательных школ в связи с введением ВОУД.

Проблема тестирования по русскому языку чрезвычайно осложнена спецификой самого предмета. До сих пор теория тестирования и технология его использования - недостаточно изученные области отечественной науки, вызывающие много споров у ученых, методистов и учителей-практиков,

преподающих дисциплины школьного курса.

В данной работе рассматриваются вопросы использования тестовых заданий как одного из видов контроля знаний, умений, навыков учащихся среднего звена на уроках русского языка. Описаны модели открытых уроков с использованием тестов по темам «Повторение.Фонетика», «Гласные в приставках пре- и при-», «Обобщение по пунктуации» в 6 классе, «Грамматика» в 7 классе, а также итоговые тесты по четвертям в среднем звене.

Актуальность.Тестовая форма контроля знаний в системе образования востребована самим временем, поэтому подготовка учащихся к процедуре тестирования как никогда актуальна. Основной задачей учителя-предметника является задача обучения новой форме контроля и оценки результатов труда

3

учащихся с младших и средних классов. Практика показывает, что ученики, которые имеют навыки работы с тестовыми заданиями с младших и средних классов, оказываются более подготовленными при сдаче ВОУД и ЕНТ, хотя бы в психологическом плане.

Объект Развиие функциональнй грамотности на уроках русского языка.

Предмет.Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязан-ные функции:

  • Диагностическая заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

  • ·Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.

  • Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Тесты бывают входные, итоговые, контрольные, промежуточные, текущие, тренировочные. Я использую тестовые задания практически на любом этапе урока русского языка, при изучении любой темы, на любой ступени обучения .

Использование разных видов тестовых заданий на уроках русского языка в среднем звене как средство развития функциональной грамотности учащихся.

Тесты, как система школьной успеваемости, позволяют:

1) учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения;

2) проверить качество усвоения учащимися теоретического и практического материала на каждом этапе обучения;

3) оживить процесс обучения;

4) сэкономить учебное время, затраченное на опрос;

5) и личное время учителя, идущее на проверку результатов выполненной учащимися работы;

6)использовать тесты для компьютеризации;

7) обеспечить оперативность проверки выполненной работы.

Оценив все достоинства тестирования, нужно отметить и ряд недостатков:

1) возможен выбор ответа наугад;

2)проверить можно лишь результат действия и трудно проанализировать ход решения;

3) категоричность оценки каждого задания.

Поэтому нельзя использовать на уроке тесты как единственную форму контроля и проверки уровня усвоения знаний и контроля качества умений и навыков. Но наряду с известными формами, тесты - прогрессивная и

4

интересная форма контроля.

Цель проекта: Раскрыть возможности использования разных видов тестовых заданий на уроках русского языка в среднем звене для развития функцио-

нальной грамотности учащихся.

Задачи:

  1. Дать понятие функциональной грамотности;

  2. Определить психологическое обоснование темы проекта;

  3. Показать пути использования разнях видов тестовых заданий для развития функциональной грамотности.

Гипотеза:системное использование различных видов тестовых заданий на уроках русского языка в среднем звене может стать эффективным средством развития функциональной грамотности у школьников.

Новизна: представление различных видов тестовых заданий по русскому языку в среднем звене в школах с казахским языком обучения для развития функциональной грамотности учеников

Главой государства Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников.

Данная задача актуализируется в процессе вхождения Казахстана в число 30

наиболее конкурентоспособных стран мира. В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.

Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, одной из целей которой являются формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире.

Анализ текущей ситуации по развитию функциональной грамотности школьников

Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из

5

базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (ProgramforlnternationalStudentAssessment - PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Исследование PISA на сегодня рассматривается в мире как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные, полученные в ходе исследования, служат основой для определения стратегий развития системы образования как с точки зрения содержания и методов обучения в целом, так и с точки зрения воздействия контекстных факторов (модель управления, язык обучения, социальный статус семьи и др.) на уровень развития функциональной грамотности школьников.

В ходе тестирования в рамках PISA оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и

естественнонаучная грамотность. Исследование проводится циклически (раз в три года). В каждом цикле особое внимание уделяется какому-то одному типу функциональной грамотности. В фокусе программы PISA в 2009 году была читательская грамотность.

В 2009 году Казахстан впервые принял участие в исследовании PISA.

Результаты свидетельствуют, что доля казахстанских школьников, готовых:

1) адекватно использовать более или менее сложные учебные тексты и с их помощью ориентироваться в повседневных ситуациях, составляет 5% от числа участников исследования грамотности чтения (средний показатель по странам ОЭСР - 28,6%);

2) эффективно работать с конкретными моделями для конкретной ситуации, развивать и интегрировать разные задания, составляет 4,2% от числа участников исследования математической грамотности (средний показатель по странам ОЭСР - 16% участников);

3) эффективно работать с ситуацией, требующей сделать выводы о роли естественных наук, выбрать и объединить объяснения из разных естественнонаучных дисциплин и применить эти объяснения

непосредственно к аспектам жизненных ситуаций, составляет 3,6% от числа участников исследования естественнонаучной грамотности (средний показатель по странам ОЭСР - 20,5%).

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка - это одна из основных задач учителя - словесника.
6

Краткий анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную зоркость, навыки устной и письменной речи; теоретические сведения часто изучаются изолированно, поэтому не способствуют формированию практических умений.

Функциональная грамотность - это умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным, переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов (гибкость чтения);
2. Обучение полноценной и правильной читательской деятельности:
• Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного и неродного языков, овладение системой стилистических и функциональных разновидностей речи применительно к активному и пассивному словарю;

• Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи;

•Овладение орфографией и пунктуацией;

• Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, ориентировки в тексте, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста;

• Приобретение и систематизация языковых, прежде всего грамматических знаний о языке, с целью обеспечить ориентировку в системе языка,

необходимую для формирования речевых навыков и умений, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном и неродном языке;

• Раскрытие для учащихся культурологического и воспитательного потенциала языка, его тесной связи с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа;

• Формирование общелингвистической компетенции (представления о языке как одном из вариантов языка вообще) наряду с конкретно-языковой компетенцией, что необходимо для успешного овладения иностранными языками и другими школьными предметами

• Формирование чувства языка (языкового чутья, языковой интуиции, языкового сознания).

2. Психолого-педагогическое обоснование педагогической темы

Подростковый возраст является переходным, прежде всего, в учёбе.
Важнейшая психологическая особенность подростков - чувство взрослости. Свою бурно развивающуюся потребность быть и считаться взрослым подросток осуществляет через стремление расширить сферу самостоятельности. Существует несколько путей формирования самоуважения и самосознания.

Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. В жизни подростка много времени отводится учёбе. В учебной деятельности свои трудности и

7

противоречия. Прежде всего, отмечается избирательная готовность и повышенная восприимчивость к отдельным сторонам обучения, прежде всего к тем, которые подчёркивают взрослость подростка. Особенно привлекательны самостоятельные формы организации занятий на уроке, преодоление трудностей в освоении сложного материала, самостоятельная организация познавательной деятельности за пределами школы. Вместе с тем, у подростков нередко снижается общий интерес к учёбе, происходит «внутренний отход от школы». Это связано с тем, что школа перестаёт быть для него центром духовной жизни.

Л.С.Выготский полагал, что кризис переходного возраста связан с возникновением новообразования в сознании подростка и перестройкой отношений между ребёнком и средой: эта перестройка и составляет главное содержание кризиса. По мнению Л.И.Божович, - с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков особенности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию.
Проблема мотивации на учёбу - одна из важнейших и острейших проблем школы. Мотивация - это стремление человека что-то сделать, это соотнесение целей, стоящих перед человеком, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности, т.е. её желаний,

потребностей и возможностей. В обучении мотивация выражается в принятии учеником целей и задач обучения как личностно для него значимых и необходимых.

Любая деятельность, в том числе и учебная, направлена на достижение цели. Цель - это представление о будущем результате, о том, что должно быть получено. В виде цели выступает лишь желаемый результат. Именно «желаемость», привлекательность будущего результата придают ему мотивирующий характер. Поскольку основной потребностью человека является познание мира и утверждение в нём себя, в учебной деятельности, обеспечивающей это познание, заложен мощный источник внутренней

мотивации.
Учебная деятельность противоречива. С одной стороны, она обладает привлекательностью, так как обеспечивает ученику чувство собственной значимости и силы как результат знания. С другой - всегда несёт в себе опасность неуспеха, зависимости от учителя и чувство несвободы. В зависимости от того, какая сторона учебной деятельности доминирует, у ученика формируется установка на активное, творческое, самостоятельное поведение или пассивное, закомплексованное следование указаниям учителя. Задача педагога заключается в том, чтобы раскрыть внутренний потенциал ребёнка, обеспечить максимальную самореализацию формирующейся личности.

  1. Система работы на уроках русского языка по формированию функциональной грамотности посредством различных видов тестовых

8

заданий

Тесты - это система специальных заданий, организованных так, чтобы проверить, что именно и настолько прочно усвоил ребенок из программы.

Обучение школьников работе с тестами важно начинить с первой ступени образования, поскольку на выпуске учащиеся проходят итоговую аттестацию в форме тестовых заданий по основным предметным курсам. К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они дают точную количественную характеристику уровню достижений школьника по конкретному предмету, могут выявить уровень общего развития: умение применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнить правильный и неправильный ответы.

Тесты или тестовые задания - это форма проверки знаний обучающихся, позволяющая при минимальных затратах времени выявить уровень теоретической и практической подготовки школьников, оперативно отслеживать и регулировать качество усвоения обучающимися большого объёма учебного материала, совершенствовать контрольно-аналитические умения школьников, обеспечивать условия для их дальнейшего развития, формировать положительное отношение обучающихся к учебной деятельности.

При выполнении тестов ученики не испытывают таких стрессов, как перед

контрольной работой. Тесты кажутся им более лёгким видом учебного задания по сравнению с контрольной работой. Учащиеся воспринимают тест как игру, создающую положительный эмоциональный фон.

Следует отметить, что обучение учащихся работе с тестами - очень серьёзная задача, и требует целенаправленной и систематической работы.

При системном подходе можно добиться результатов, если в 1 четверти ученики при выполнений итоговых тестов результат показывал 67 %, то в 3 четверти они показали свои знания на 90%.

Помните, что очень важно выработать у ребенка потребность в доведении начатой работы до конца. Только при этом условии можно рассчитывать на полезность затрат времени и усилий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование тестов наряду с традиционными видами контроля обеспечивает

объективность контроля знаний, умений и навыков учащихся, массовость и одновременность осуществления контроля, а также его точность, оперативность и своевременность;

-способствует снижению трудоемкости работы учителя по отслеживанию, накоплению и

-систематизации статистических данных о достижении каждого учащегося;

-позволит учителю более эффективно прогнозировать и планировать учебную деятельность по предмету, своевременно выявлять ее приоритетные

9

направления;

-даст учителю возможность более гибко использовать тактические приемы при достижении целей обучения;

- будет способствовать осуществлению индивидуального подхода в обучении учащихся;

-поможет школьникам развить навыки самоконтроля и даст каждому из них программу действий по достижению соответствующего уровня знаний и умений.

Практика показывает, что учащиеся, выполнявшие тестовые задания с младших классов, наиболее подготовлены к сдаче государственных экзаменов в тестовой форме.

Таким образом, использование системного тестового контроля знаний по русскому языку обеспечивает:

-повышение качества успеваемости;

-формирование орфографических и пунктуационных навыков;

-развитие умения применять теоретический материал на практике;

-развитие речи учащихся;

-овладение теоретическими сведениями;

-более глубокое усвоение материала;

-формирование более устойчивого интереса к предмету.

Приложение

Итоговый тест по русской речи 5 класс /I четверть/

1. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи:

А) фонетика

В) морфология

С) словообразование

2. Раздел науки о языке, в котором изучаются значения слов:

А) морфология

В) лексикология

С) фонетика

3. Раздел науки о языке, в котором изучаются части речи:

А) фонетика

В) морфология

С) словообразование

4. Звуки речи:

А) слышим и произносим

В) видим и пишем

С) видим и запоминаем

5. Укажите количество согласных букв:

А) 22

В) 33

С) 21

6. Сколько согласных звуков в русском языке:

А) 10

В) 36

С) 21

7. Укажите количество гласных букв:

А) 10

В) 33

С) 21

8. Сколько гласных звуков в русском языке:

А) 10

В) 6

С) 12

9.Назовите непарные глухие согласные:

А) м, н, л, р, й

В) ж, ш, щ

С) ц, ч, щ, х

12

10. Назовите только мягкие согласные звуки:

А) ц, ш, ж

В) й, щ, ч

С) м, н, р

11. Назовите только твердые согласные звуки:

А) п, т, л

В) щ, й, ч

С) ж, ш, ц

12. Какая пара не обозначает звуков:

А) а - я

В) е - е

С) ь - ъ

13. В каком слове все согласные звонкие:

А) винт

В) прыжок

С) вагон

14. Когда буквы е, е, ю, я обозначают два звука:

А) после согласных

В) после гласных и в начале слова

С) под ударением

15. В каком слове звуков больше чем букв:

А) пень

В) ёлка

С) лес

16. В каком слове букв больше чем букв:

А) пень

В) ёлка

С) лес

17. Слова, которые имеют одно лексическое значение, называются:

А) многозначные

В) однозначные

С) антонимы

18. Слова, которые имеют два и более лексических значений, называются:

А) однозначные

В) многозначные

С) синонимы

19. Укажите слово с нулевым окончанием:

13

А) старик

В) луга

С) дома

20. Укажите слово с твердой основой:

А) степь

В) природа

С) лень

21. Корень - это...

А) общая часть родственных слов

В) часть слова, которая стоит перед приставкой

С) часть слова, которая стоит после суффикса

22. Из каких морфем состиоит слово прекрасный?

А) окончания, основы, корня

В) окончания, основы, корня, приставки, суффикса

С) окончания, основы, корня, суффикса

23. Новые слова образуют при помощи:

А) суффикса и приставки

В) приставки и окончания

С) суффикса и окончания

24. Укажите неодушевленные существительные:

А) парта, книга, зима

В) курица, гусь, индюк

С) школьник, учитель, родители

25. Укажите одушевленные существительные:

А) компьютер, телевизор, кошка

В) книга, мальчик, ученик

С) курица, барсук, медведь

Проверьте себя! 7 класс

1.Какое слово обозначает количество предметов?

А) двадцать пятая страница

Б) двадцать пятый этаж

В) двадцать пять книг

2.Какое слово обозначает порядок при счете?

А) Моему брату восемнадцать лет.

Б) Мы живем в восемнадцатом доме.

В) В одном мешке восемнадцать килограммов картофеля.

14

3. Исключите лигнее слово.

А) три А) два А) пять

Б) трое Б) двое Б) пятый

В) тройка В) удвоить В) пятилетний

4. Укажите простое числительное.

А) семь

Б) семьдесят два

В) триста семьдесят семь

5. Укажите составное числительное.

А) одиннадцать

Б) одиннадцатый

В) двести одиннадцать

6. Укажите собирательные числительные.

А) четыре А) шестеро А) восьмой

Б) четверо Б) шесть Б) восьмеро

В) четвертый В) шестой В) восемь

7.Найдите сочетание с дробным числительным.

А) шестая часть А) две третьих дороги

Б) одна шестая сада Б) третий день

В) шестой час В) трое ребят

8. Какие числительные при склонении имеют две формы?

А) сто

Б) пятьдесят

В) сорок

Г) девяносто

Д) девять

9. Укажите сложное порядковое числиительное.

А) трехсотый А) двухмиллионный

Б) трехэтажный Б) двухдверный

В) трехстворчатый В) двухэтажный

А) восьмитысячный А) девятимиллиардный

Б) восьмиметровый Б) девятилетний

В) восьмикилограммовый В) девятиэтажный

10. Какое сочетание указывает на приблизительное количество?

А) восемь дней А) около трех лет

Б) восемь суток Б) три года

В) дней восемь В) три месяца

15

1.Допишите пропущенные слова.

Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает _______________

______________ и отвечает на вопросы ________________________________

__________________________________________________________________

2. Среди данных слов подчеркните только имена прилагательные.

Значение, жизнь, устный, любимый, петь, кисть, лучший, голос, близкий.

3.Вставьте пропущенные слова.

Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:

1. Найти имя существительное, от которого зависит имя прилагательное;

2.Определить число _______________________________________________;

3.Определить род __________________________________________________;

4.Определить род и число зависящего от него имени прилагательного.

4. Соедините линиями прилагательные с существительным, к которым они относятся.

Любимая стихотворение

Русский частушки

Народные песни

Веселые композитор

Короткое мелодия

5.Напишите род и число указанных прилагательных.

Голубое небо: _________число; __________род;

Яркими звездами: _________число; __________род;

Свежий ветер: _________число; __________род;

Черных туч: _________число; __________род;

Спелая рожь: _________число; __________род;

6.Продолжите предложение.

Правописание родовых окончаний имен прилагательных проверяется по вопросам, которые к ним.....

7. Измените указанные прилагательные по числам и родам и заполните в таблице пустые клеточки.

ОН

ОНА

ОНО

ОНИ

вежливый


лучшие

аккуратная


красивое



16

Тема урока: Повторение .Фонетика.

Учебно-воспитательные задачи урока:

- закрепить знания по теме «Фонетика»;

-развить устную речь, умение выделять главное;

- осушествлять привитие любви к труду;

Цель урока: закрепление знаний и умений об определении;

Наглядности: схемы, таблицы, учебник

Ход урока:

1. Вводно-мотивационный.

2.Опрос домашнего задания.

3. Работа по тексту.

1. Прочитать текст.

2. Беседа по тексту.

- Без чего не может жить человек?

- Как вы понимаете выражение Труд нужен человеку как воздух, как вода, как хлеб?

- Объясните смысл пословицы «Умелые руки не знают скуки».

- Какие пословицы о труде вы знаете?

4. Пословицы о труде.

5. Выпишите из текста 5-7 существительных, сделайте фонетический разбор.

6. Тест.

1.Раздел науки, изучающий звуки и буквы:

А) морфология

В) синтаксис

С) фонетика

2.Сколько букв в русском языке?

А) 42

В) 33

С) 21

3. Сколько гласных букв в русском языке?

А) 10

В) 6

С) 8

4.Назовите непарные глухие согласные:

А) м, н, л, р, й

В) ж, ш, щ

С) ц, ч, щ, х

5. Найдите слово, в котором количество букв и звуков не совпадают:

А) дерево

В) яма

С) боюсь

6. Когда буквы е, е, ю, я обознаяают два звука:

А) после согласных

17

В) после гласных и в начале слова

С) под ударением

7. Укажите непарные звонкие согласные:

А) м, н, р, л, й

В) з, с, ж, ш, д, т

С) ц, ч, щ, х

8. Сколько гласных звуков в русском языке:

А) 10

В) 6

С) 12

9. Сколько парных звуков по звонкости -глухости вы знаете?

А) 4

В) 10

С) 6

10. Сколько согласных букв в русском языке?

А) 10

В) 21

С) 33

11. Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков:

А) воробей

В) тишина

С) журавль

12. Назовите только мягкие согласные звуки:

А) ц, ш, ж

В) й, щ, ч

С) м, н, р

13. Назовите только твердые согласные звуки:

А) п, т, л

В) щ, й, ч

С) ж, ш, ц

14. Что изучает лексика?

А) слова и их значение

В) части речи

С) предложения

Д) словосочетания

15. Укажите многозначное слово:

А) перемена

В) ученик

С) книга

Д) пенал

16. Укажите словосочетание, употребленное в переносном значении:

А) лисья нора

В) лисий характер

С) лисий хвост

18

Д) лисьи следы

17. Укажите синоним к слову веселый:

А) смелый

В) прекрасный

С) грустный

Д) радостный

18. Укажите антоним к слову мокрый:

А) чистый

В) сухой

С) светлый

Д) добрый

19. Укажите нарицательные имена существительные:

А) книга, село, город

В) Оля, Надя, Вера

С) Абай Кунанбаев, Астана, Казахстан

20. Укажите собственные имена существительные:

А) школа, дом, улица

В) магазин, компьютер, слива

С) Сабит Муканов, Габит Мусрепов, Иван Шухов

Дом. задание: придумать 3 предложения, сделать фонетический разбор









19

Тема: «Грамматика»

Цель урока:

- закрепить знания и умения по данной теме, обогатить словарный запас, умение правильно применять орфографические правила;

- развивать творческие способности;

- воспитывать интерес к знаниям;

Наглядности: учебник

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Фронтальный опрос.

1. Что такое словосочетание?

2. Из каких частей оно состоит?

3. Как связаны слова в словосочетании?

4. Какие члены предложения входят в грамматическую основу?

5. Назовите способы выражения составного глагольного сказуемого?

6. Перечислите наиболее употребительные способы выражения составного именного сказуемого?

3. Текст «Что означает слово «парадокс»?

Выпишите из текста словосочетания с выделенными главными словами. Определите зависимые слова. Укажите вид синтаксической связи.

Придумали термин, греческие ученые, стали называть парадоксами, неожиданные выоды, научных исследований.

4. От данных существительных образуйте и запишите имена прилагательные при помощи суффиксов -н-, -енн-, -ан-(-ян-), -онн-, -ин.

Ум человека -умный человек, длина коридора -длинный коридор, водный спорт, ценная вещь, мужественные люди, общественное поручение.

5. Что значит быть вежливым человеком?

К вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по -доброму.

Выпишите из текста составные глагольные и именные сказуемые.

составные глагольные

именные сказуемые

нетрудно уступить

должен выполнить

нетрудно быть

6. Стихотворение «Про счастье».

- Прочитать стихотворение.

- Вы согласны с автором?

- А что вам нужно для счастья?

7. Работа по картине С.Айтбаева «Счастье».

1. Что вы почувствовали?

2. Что вы увидели?

3. В чем состоит человеческое счастье?

4. Что означает для вас слова «счастье»,«родина»,«родной край»,«родная

20

природа», «любовь к родине»?

7. Тест.

1. Укажите грамматическую основу предложения.

Сейчас забеги на короткие дистанции начинаются с низкого старта.

А) короткие дистанции

Б) с низкого старта

В) забеги начинаются

Г) начинаются со старта

Д) сейчас начинаются

2. Определите способ синтаксической связи в данных словосочетаниях.

1) Гордо нести, стартовать одинаково, вдруг опустился.

2)Зеленый континент, опытный спортсмен, главная достопримечательность.

3)Попал в Австралию, обратил внимание, повезли на экскурсию.

А) согласование

Б) управление

В) примыкание

3. Исключите лишнее словосочетание.

А) Американский спортсмен

Б) Вертикальное положение

В) Низкий старт

Г) Конец века

Д) Влажный воздух

А) подметил сразу

Б) прыгнуть резко

В) засмеяться громко

Г) распространиться быстро

Д) сделать прыжок

4. Какой частью речи выражено главное слово?

1) Северная Европа

2) Европейский Союз

3)Средиземное море

4) Атлантический океан

5) Красное море

А) Имя прилагательное

Б) Имя существительное

В) Местоимение

21

5.Какой частью речи выражены зависимые слова?

1) Не давал поиграть

2)Повезли посмотреть

3)Позволяет оттолкнуться

4)Стали подражать

5) Придумали использовать

А) Глагол

Б) Причастие

В) Деепричастие

6. Укажите предложение с прямым порядком слов.

А) Горели темным пурпуром клены, ссыхался дикий виноград на беседке.

Б) Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят.

8. Рефлексия.

9. Выставление оценок.

Домашнее задание: упражнение 4









22

© 2010-2022