Конспект урока Литературная сказка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Понятие о литературной сказке, её отличие от народной сказки

Цель: - повторить особенности народной сказки;

- дать понятие «литературная сказка»;

- сравнить народную сказку с литературной сказкой, найти отличия;

- раскрыть «секреты» сказок;

- воспитывать в детях интерес к чтению.

Оборудование: - учебник литературы для 5-го класса;

- книжная экспозиция «Литературные сказки»;

- сказки-книжки учащихся.

Эпиграф: «Волшебно оживает сказка…»

Генрих Гейне

Тип урока: комбинированный

Методы: - словесные (рассказ учителя, беседа с учащимися);

- наглядные (метод иллюстраций);

- практические (словарная работа);

- индуктивный метод (частные факты - выводы);

- репродуктивные (восприятие и запоминание информации);

- проблемно-поисковые (чем литературная сказка отличается

от народной?);

- методы самостоятельной работы;

- методы устного контроля и др.

Ход урока:

І. Организационный момент:

1. Вступительное слово учителя.

Все вы любите читать и слушать сказки. Вы знаете, что в сказках происходят необыкновенные чудеса, волшебники и кудесники творят таинственные дела, герои со сказочной нечистью борются. Сегодня мы будем говорить о сказках, узнаем мы и секреты, которые сказку сказкой делают. А начнём мы разговор о сказках стихотворением Юрия Корнакова «Расскажи мне, мама, сказку!». А вы внимательно слушайте, может быть, узнаете какую-нибудь сказку, о которой в стихотворении говорится.

2. Чтение ученицей стихотворения Ю.Корнакова «Расскажи мне, мама,

сказку!»

Расскажи мне, мама, сказку,

Что приснилась ночью мне.

В чистом поле Синеглазка

На серебряном коне.

Про Царевну про Лягушку,

Мама, сказку расскажи

И со мною на подушке

Ты подольше полежи.

Мимо нашего окошка

Гуси-лебеди летят,

И считает лапой кошка

Дорогих своих котят.

Где ты, друг мой Сивка-Бурка,

Где, скажи, гуляешь ты?

Приходи ко мне, каурка,

На подковах золотых.

Мама, может, это снится:

Я по радуге бегу

И держу в руках Жар-птицу,

Птицу счастья сберегу.

Расскажи ещё немножко

Про дружка на горбунке -

И тогда моя ладошка

Пусть уснёт в твоей руке.

Учитель: какие сказки вы узнали? Назовите их.

II. Актуализация знаний:

1. Конкурс «Знатоки народных сказок»

- какое произведение мы называем сказкой?

- расскажите, как и кем создавались народные сказки?

- как они смогли дойти до современных читателей?

- какие типы сказок вы знаете?

- приведите примеры волшебных, бытовых сказок, сказок о животных.

- как называются такие выражения «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»?

- приведите ещё примеры сказочных зачинов, концовок.

(В некотором царстве, в некотором государстве…

Жили-были старик со старухой…

За тридевять земель, в тридесятом царстве…

И стали жить-поживать, добра наживать…

И я там был, мёд-пиво пил…

Вот вам, детки, такая сказочка, а мне бубликов вязочка…»)

- назовите героев, чаще всего встречающихся в русских народных сказках.

(Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Емеля, Змей Горыныч, Баба-Яга, Кощей Бессмертный и др.)

2. Аукцион «Кто больше?»

Задание 1: назовите предметы-помощники, которые встречаются в сказках.

(Ступа, метла, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, волшебный клубок, зеркальце, узелок, блюдо, яблоко и др.)

Задание 2: вспомните обороты речи, которые часто встречаются в сказках

(Добрый молодец, красна девица;

Встань передо мной, как лист перед травой…

Долго ли коротко ли…

Далеко ли близко ли…

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…

Утро вечера мудренее…

Рос не по дням, а по часам…)

Подведение итогов аукциона, определение победителя конкурса.

Юмористические вопросы:

- как называются детали женской одежды, в которых помещались и реки, и озёра, и лебеди? (Рукава)

- как называется сказка о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? («Колобок»)

III. Работа по теме урока:

1. Слово учителя

Многое мы уже о народной сказке знаем, настало время познакомиться со сказкой литературной, а многие из вас, я думаю, о литературной сказке слышали уже, да и сами читали…

2. Запись в тетрадь определения литературной сказки:

Литературная сказка - авторское художественное произведение, в основе которого лежит вымышленная увлекательная история, объединяющая элементы действительности и фантазии.

4. Вопросы учителя:

- какие произведения называют литературными сказками?

- какие литературные сказки вы читали? Назовите их авторов.

- назовите типы литературных сказок, приведите примеры.

- обращается внимание учащихся на книжную экспозицию.

- есть и современные авторы, которые пишут сказки. Назовите их.

(Джоан Роулинг, например).

- конкурс «Угадай сказку» (показ иллюстраций, ученики отгадывают сказки).

5. Постановка проблемного вопроса

«Чем отличаются народная и литературная сказки?»

6. Исследовательская работа:

- заполнение учащимися таблицы при помощи ключевых слов:

Народная сказка

Литературная сказка

Автор Автор…

Форма… Форма…

Варианты… Варианты…

Передаётся… Создаётся…

Адресована… Адресована…

- проблемный вопрос « А есть ли у народной и литературной сказки общее?»

( Да, художественный вымысел, развлекательность; сказочные герои, как правило, наделены особенными качествами, происходят чудесные превращения и другое волшебство).

Дополнительно:

- интервью: «А вы согласны с тем, что сказка нужна не только детям, но и взрослым?»

IV. Подведение итогов урока.

1. Беседа с учащимися.

Как вы думаете, легко ли написать сказку? Да, сказку написать нелегко, у сказочников много секретов. Вот, например, оцените такую сказку: « В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошёл он по какой-то дорожке, нашёл чего-то, встретил кого-то и отдал ему некоторую часть найденного.» Понравилась ли вам эта история? Почему? Чего в ней не хватает? Не хватает сказочных секретов. Каковы же секреты сказок?

Секреты сказок:

  1. Присутствие в них ярких событий, смелых героев, их волшебных помощников, коварных врагов.

  2. Особые художественные приёмы: троекратные повторы, путешествия героя, его испытания.

V. Домашнее задание: написать сказку, оформить её в виде книжечки (по желанию добавить иллюстрации, обложку). Демонстрация учителем книжечек-сказок других учеников.

VI. Оценивание.

Оцениваются учащиеся, которые активно участвовали в конкурсе «Знатоки народных сказок», в аукционе и в других видах работы.



© 2010-2022