- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока Литературная сказка
Конспект урока Литературная сказка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузнецова А.Н. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Понятие о литературной сказке, её отличие от народной сказки
Цель: - повторить особенности народной сказки;
- дать понятие «литературная сказка»;
- сравнить народную сказку с литературной сказкой, найти отличия;
- раскрыть «секреты» сказок;
- воспитывать в детях интерес к чтению.
Оборудование: - учебник литературы для 5-го класса;
- книжная экспозиция «Литературные сказки»;
- сказки-книжки учащихся.
Эпиграф: «Волшебно оживает сказка…»
Генрих Гейне
Тип урока: комбинированный
Методы: - словесные (рассказ учителя, беседа с учащимися);
- наглядные (метод иллюстраций);
- практические (словарная работа);
- индуктивный метод (частные факты - выводы);
- репродуктивные (восприятие и запоминание информации);
- проблемно-поисковые (чем литературная сказка отличается
от народной?);
- методы самостоятельной работы;
- методы устного контроля и др.
Ход урока:
І. Организационный момент:
1. Вступительное слово учителя.
Все вы любите читать и слушать сказки. Вы знаете, что в сказках происходят необыкновенные чудеса, волшебники и кудесники творят таинственные дела, герои со сказочной нечистью борются. Сегодня мы будем говорить о сказках, узнаем мы и секреты, которые сказку сказкой делают. А начнём мы разговор о сказках стихотворением Юрия Корнакова «Расскажи мне, мама, сказку!». А вы внимательно слушайте, может быть, узнаете какую-нибудь сказку, о которой в стихотворении говорится.
2. Чтение ученицей стихотворения Ю.Корнакова «Расскажи мне, мама,
сказку!»
Расскажи мне, мама, сказку,
Что приснилась ночью мне.
В чистом поле Синеглазка
На серебряном коне.
Про Царевну про Лягушку,
Мама, сказку расскажи
И со мною на подушке
Ты подольше полежи.
Мимо нашего окошка
Гуси-лебеди летят,
И считает лапой кошка
Дорогих своих котят.
Где ты, друг мой Сивка-Бурка,
Где, скажи, гуляешь ты?
Приходи ко мне, каурка,
На подковах золотых.
Мама, может, это снится:
Я по радуге бегу
И держу в руках Жар-птицу,
Птицу счастья сберегу.
Расскажи ещё немножко
Про дружка на горбунке -
И тогда моя ладошка
Пусть уснёт в твоей руке.
Учитель: какие сказки вы узнали? Назовите их.
II. Актуализация знаний:
1. Конкурс «Знатоки народных сказок»
- какое произведение мы называем сказкой?
- расскажите, как и кем создавались народные сказки?
- как они смогли дойти до современных читателей?
- какие типы сказок вы знаете?
- приведите примеры волшебных, бытовых сказок, сказок о животных.
- как называются такие выражения «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»?
- приведите ещё примеры сказочных зачинов, концовок.
(В некотором царстве, в некотором государстве…
Жили-были старик со старухой…
За тридевять земель, в тридесятом царстве…
И стали жить-поживать, добра наживать…
И я там был, мёд-пиво пил…
Вот вам, детки, такая сказочка, а мне бубликов вязочка…»)
- назовите героев, чаще всего встречающихся в русских народных сказках.
(Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Емеля, Змей Горыныч, Баба-Яга, Кощей Бессмертный и др.)
2. Аукцион «Кто больше?»
Задание 1: назовите предметы-помощники, которые встречаются в сказках.
(Ступа, метла, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, волшебный клубок, зеркальце, узелок, блюдо, яблоко и др.)
Задание 2: вспомните обороты речи, которые часто встречаются в сказках
(Добрый молодец, красна девица;
Встань передо мной, как лист перед травой…
Долго ли коротко ли…
Далеко ли близко ли…
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…
Утро вечера мудренее…
Рос не по дням, а по часам…)
Подведение итогов аукциона, определение победителя конкурса.
Юмористические вопросы:
- как называются детали женской одежды, в которых помещались и реки, и озёра, и лебеди? (Рукава)
- как называется сказка о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? («Колобок»)
III. Работа по теме урока:
1. Слово учителя
Многое мы уже о народной сказке знаем, настало время познакомиться со сказкой литературной, а многие из вас, я думаю, о литературной сказке слышали уже, да и сами читали…
2. Запись в тетрадь определения литературной сказки:
Литературная сказка - авторское художественное произведение, в основе которого лежит вымышленная увлекательная история, объединяющая элементы действительности и фантазии.
4. Вопросы учителя:
- какие произведения называют литературными сказками?
- какие литературные сказки вы читали? Назовите их авторов.
- назовите типы литературных сказок, приведите примеры.
- обращается внимание учащихся на книжную экспозицию.
- есть и современные авторы, которые пишут сказки. Назовите их.
(Джоан Роулинг, например).
- конкурс «Угадай сказку» (показ иллюстраций, ученики отгадывают сказки).
5. Постановка проблемного вопроса
«Чем отличаются народная и литературная сказки?»
6. Исследовательская работа:
- заполнение учащимися таблицы при помощи ключевых слов:
Народная сказка
Литературная сказка
Автор Автор…
Форма… Форма…
Варианты… Варианты…
Передаётся… Создаётся…
Адресована… Адресована…
- проблемный вопрос « А есть ли у народной и литературной сказки общее?»
( Да, художественный вымысел, развлекательность; сказочные герои, как правило, наделены особенными качествами, происходят чудесные превращения и другое волшебство).
Дополнительно:
- интервью: «А вы согласны с тем, что сказка нужна не только детям, но и взрослым?»
IV. Подведение итогов урока.
1. Беседа с учащимися.
Как вы думаете, легко ли написать сказку? Да, сказку написать нелегко, у сказочников много секретов. Вот, например, оцените такую сказку: « В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошёл он по какой-то дорожке, нашёл чего-то, встретил кого-то и отдал ему некоторую часть найденного.» Понравилась ли вам эта история? Почему? Чего в ней не хватает? Не хватает сказочных секретов. Каковы же секреты сказок?
Секреты сказок:
-
Присутствие в них ярких событий, смелых героев, их волшебных помощников, коварных врагов.
-
Особые художественные приёмы: троекратные повторы, путешествия героя, его испытания.
V. Домашнее задание: написать сказку, оформить её в виде книжечки (по желанию добавить иллюстрации, обложку). Демонстрация учителем книжечек-сказок других учеников.
VI. Оценивание.
Оцениваются учащиеся, которые активно участвовали в конкурсе «Знатоки народных сказок», в аукционе и в других видах работы.